Адьяшанти. Прошлое создается настоящим ч. 1

--- Сатсанг известного просветленного учителя Адьяшанти. Название эпизода "Tahoe Oct. 2015", перевод мой, взято отсюда -
Я хочу начать, сказав нечто довольно странное. Впрочем, для большинства в этом, наверняка, не будет ничего нового. Иногда что-то кажется странным только из-за нашей обусловленности в отношении всего. У нас есть это обусловленное вИдение: то, как все происходит сейчас, причина сегодняшнего моего опыта, заключена в прошлом. Если сейчас у меня проблемы, то это из-за прошлого. Именно поэтому все это сейчас и происходит.

Звучит довольно логично, не так ли? Если мы приведем это заключение к его логическому завершению, это абсолютно детерминистский, механистический взгляд на жизнь. Совершенно механистический. Если это так (все обстоит так сейчас, потому что что-то произошло в прошлом, и только по этой причине), то нет ни малейшего смысла вообще что-либо менять. «Ваше прошлое было скверным – извините, вы обречены на вечные муки». Ибо, как мы все знаем, никто не может вернуться и переписать прошлое. Ни мгновения. Никто не может изменить ни мгновения в том, что произошло.

Таким образом, если причина наших страданий в прошлом, если это так и только так, тогда не было бы ни малейшего смысла пытаться что-то делать по этому поводу. Это понятно, не так ли? Но мы действуем иначе. Мы убеждены, что испытываем что-то сейчас именно из-за прошлого, а потом вдруг говорим нечто совершенно противоположное: я намерен это изменить. Я сделаю что-то, сейчас сделаю. Как если бы некое действие в сейчас могло бы вернуть прошлое и переписать его. Вы не можете этого сделать.

Совершенно очевидно, что прошлое имеет связь с настоящим. Вы сломали руку, и сегодня она болит, потому что вы сломали ее на прошлой неделе. Но ИСЦЕЛЕНИЕ не имеет никакого отношения к прошлому. Кость срастается НЕ из-за прошлого. Прошлое не мешает исцелению. Если бы прошлое всецело определяло все на свете, тогда ваша рука никогда бы не срослась. Сломана, и все. Однако, исцеление происходит СЕЙЧАС, а не в прошлом.

По сути, именно настоящее СОЗДАЕТ прошлое.
Звучит странно, не так ли?

Звучит как противоречие по отношению ко всему, что мы знаем, всему тому, чему мы учились. Именно по этой причине мы так страдаем – из-за того, каким образом мы обучены думать обо всем.

Представьте, что вы плывете в лодке по тихой глади прекрасного озера. Лодка двигается по озеру, и за кормой остается след на воде. Что создает этот след? Лодка создает след на воде или след на воде создает лодку?

След на воде принадлежит прошлому. Он тянется и тянется за лодкой. Настоящее создает прошлое. Настоящий момент создает прошлое. В этот момент лодка скользит по воде и оставляет след на воде, и след тянется за лодкой, в прошлом.

Настоящее создает прошлое.

Было бы смешно утверждать, что след на воде создает лодку. Но именно так мы и смотрим на вещи: различные варианты того, как след на воде создает лодку. Именно так. Долгое время так смотрели на мир даже ученые: механистическое мировоззрение в стиле Ньютона. И это мировоззрение до сих пор остается мировоззрением подавляющего большинства. Несмотря на то, что науке известно, что это не так. Но эти знания так и не просочились до уровня повседневной жизни большинства людей. Даже те, кому доподлинно известно, что все обстоит не так (например, физики, изучающие частицы, которым известно, что детерминизм не определяет ход вещей), продолжают жить, как будто все так и есть. Это очень глубоко укоренившаяся обусловленность.

Итак, еще раз: если бы единственной причиной настоящего было прошлое (то есть, как если бы след на воде мог создавать лодку), тогда все на свете было бы полностью и абсолютно безнадежным. Если ваше прошлое было хорошим, вам повезло: у вас хорошее настоящее. И будущее. Ведь ваше прошлое было хорошим, а это гарантирует хорошее будущее. Но ведь это смешно. У вас может быть великолепное прошлое и просто ужасное будущее.

Собственно, что бы ни произошло с вами в прошлом, каким бы прекрасным это ни было и как бы хорошо все ни происходило сейчас, в итоге, все закончится полнейшим крахом. По крайней мере, с точки зрения человека. «Мне отсюда живым не выбраться, какой бы хорошей ни была моя жизнь, какой бы изумительной ни была моя карма. Мне не сбежать, не прихватить ее с собой».

Лодка не тащит за собой след на воде. След на воде не сидит на корме и лодка его не везет.

Это, кстати, один из основных ключей к Свободе: понимание, что прошлое не определяет моего настоящего. Будь это так, ваш терапевт ничего не мог бы поделать. Ноль. «Вот, что произошло в моем прошлом…» «О, это ужасно! Просто ужасно!» «А что мне делать?» «Ничего! Гоните мои 200 баксов, и, боюсь, Вас ожидает столь же мрачное будущее, потому что прошлое порождает настоящее».

Собственно, терапевт-то, скорее всего и вправду верит, что прошлое создает будущее, но при этом все равно продолжает работать в настоящем, и это хорошо. Ибо, как я говорил, будь прошлое ответственно за настоящее, у нас была бы огромная проблема. Ни самый прекрасный духовный учитель, ни самый продвинутый психотерапевт не смог бы вернуться в прошлое и изменить что-либо в том, что с вами произошло.

Никто ничего не может изменить. Вообще ничего. Вообще.

И, все же, мы знаем, что наше «вчера» может быть ужасным, а «сегодня» замечательным. Прошлое может быть несчастливым, а настоящее великолепным.
Ключ к Свободе состоит в том, чтобы видеть, каким образом я (в случае наличии у меня проблемы) создаю свою проблему в настоящем. Каким образом это происходит в настоящем моменте? Каким образом эта «лодка» создает «проблемный след на воде»?

Речь не о том, что между ними нет связи, ведь лодка создает след на воде, они связаны между собой, связь между ними есть, разорвать их нельзя. Все, о чем мы думаем, как о прошлом, на самом деле происходило в настоящем. В тот момент, когда это происходило, это было «сейчас». Но мы не в состоянии запихнуть это обратно в прошлое. Мы не можем обратить вспять настоящее. Точно таким же образом мы не можем закинуть настоящее в будущее и газануть до упора.

Я привел пример с «рукой, сломанной на прошлой неделе, и сегодня рука болит». Нет сомнений, что присутствует определенная связь. Но мое исцеление не имеет ничего общего с попытками изменить прошлое. Вы не можете отправиться в прошлое и отменить перелом руки. Но вы можете что-то сделать прямо сейчас. Наложить шину, зафиксировать, создать условия, в которых рука может начинать заживать. И даже когда рука заживет, это не отменяет того факта, что полгода назад она была сломана.

Любое исцеление происходит только в настоящем моменте. А все наши печали проистекают из нашего отношения к настоящему. Дело не в прошлом. Дело в том, как мы относимся к нему прямо сейчас. То, как мы к нему относимся, связано с прошлым, но прошлое не определяет настоящее механистическим, необратимым образом.

И так мы начинаем брать на себя ответственность, реальную ответственность.

К сожалению, в нашем обществе, когда нам советуют взять на себя ответственность на свою жизнь, мы сразу же чувствуем вину. Ответственность приравнивается к обвинению. Нет, ответственность ничего общего не имеет с обвинением. Ответственность означает: я действительно могу видеть, что именно я делаю в настоящем, что создает мои проблемы. Прямо сейчас. Что именно я делаю? Как я это делаю? Каким образом я умудряюсь это делать?

Это и есть ключ к Свободе. Если б все это определялось прошлым, не было б смысла вообще ничего менять.

На том же примере с рукой: если вы сломали ее вчера, и сегодня она все еще сломана, выходит, поделать с этим ничего нельзя. Рука сломана на всегда, если только я не смогу вернуться в прошлое и изменить тот факт, что она была сломана в прошлом.

Вы не можете этого сделать. Но вы можете видеть, что любое исцеление, как и любое откровение, происходит только в настоящем. Это единственное «место», где оно может произойти. Собственно, это единственное «место», где вообще что-либо происходит, где что-либо вообще когда-либо происходило.

Коль скоро лодка оставляет след на воде, она не поплывет назад, чтобы менять его.

Так что эта идея может казаться странной [идея, что прошлое создается настоящим] - до тех пор, пока мы не начнем наблюдать, что происходит на опыте. Один их основных ключей к тому, чем мы занимаемся здесь [духовный поиск] – это наблюдение за тем, что на самом деле происходит на опыте. Впрочем, мы должны смотреть на опыт очень пристально, потому что обычно мы не видим, что то, как мы воспринимаем настоящий момент, как мы чувствуем его, определяется тем, как нас обучили его интерпретировать.

Нас обучили как интерпретировать практически все на свете, причем с точки зрения, которая лишает нас силы, приводит в отчаяние и уныние.

Под прошлым я имею в виду не «вчерашнее прошлое». Каждое мгновение настоящего момента создает прошлое. Каждый звук, мною произносимый, затихает в то, что именуется «прошлым». В то, что мы называем «прошлым». Прошлого на самом деле нет. Притворимся, что оно есть ради нашего анализа. Так нашему уму легче «компоновать» понятия.

И мы действительно начинаем видеть, что наш опыт в сейчас создается настоящим моментом, в буквальном смысле слова создается в настоящем моменте, и все моменты уходят в прошлое. А прошлое недвижимо: мы не можем пойти назад и изменить то, как определенный момент выглядел в определенное время. Как только след на воде за лодкой растаял, всё кончено. Ничего не изменить. Это «плохая новость».

«Хорошая новость» состоит в том, что лодка всегда оставляет новый след на воде. Как ножом прорезает настоящее, собственно, создавая настоящий момент. Именно по этой причине любая форма духовности делает акцент на осознанности и внимании. Если мы не обращаем на это внимания, выходит, как если бы мы сидели в лодке, которая носом своим режет настоящее – настоящее творится непрерывно, а мы все время сидим на корме и смотрим назад.

И при этом мы думаем, что находимся в настоящем. Плывет лодка под названием «моя жизнь, мое тело, мои чувства и мой ум», и мы думаем, что не можем находиться нигде, кроме настоящего, но при этом полностью припали вниманием к следу на воде за кормой. Если же мы на носу, мы только и вглядываемся в горизонт. Но мы не можем знать заранее, как все будет, когда лодка, наконец, туда доберется. Даже на дюйм вперед – мы ничего знать не можем, пока не доберемся туда.

Таким образом, мы либо постоянно устремлены в будущее, и это называется «надеяться», либо уперлись в прошлое, и это «отчаяние». Поэтому весь смысл того, что называют «пребывать в настоящем» не в том, чтобы сосредоточиться на том, что мы ощущаем прямо сейчас. Это только начало. Когда вы сосредотачиваетесь на моменте сейчас, вы начинаете чувствовать свои ощущения. Иногда они очень приятные, иногда крайне неприятные. Это только начало пребывания в моменте сейчас, углубления осознанности. Когда мы действительно углубляемся в это, начинают раскрываться глубины настоящего момента. И здесь речь идет о том, чтобы все больше видеть, насколько мы обусловлены в своих интерпретациях настоящего момента.

Именно это делает ум: постоянно интерпретирует настоящее. Таким образом, ум никак не оставляет настоящее в покое. Вы замечали это? Никогда не оставляет настоящее в покое. «А, это мило, приятно», из чего следует интерпретация «это хорошо». «Я чувствую себя хорошо, следовательно, я все делаю правильно». «Я хороший мальчик» или «хорошая девочка». Если же ощущения плохие, «должно быть, я что-то делаю неправильно». «Должно быть, я заслуживаю обвинений или нужно винить кого-то еще».

Когда я говорю здесь об уме, я имею в виду мысль. На самом деле функции разума намного более обширны, включая управлением телом и вообще всем. Но мы говорим о мысли. Для мысли немыслимо просто быть в настоящем безо всякой интерпретации. Для мысли это «жизнь идиота». Это точка зрения мысли.

«Хороший это момент или плохой? Что он такое? Это правильно или неправильно? На кого повесить вину за этот момент? А кому – медаль? Кого мне боготворить за этот момент?» Интерпретации идут нескончаемой чередой, и, в итоге, мы чувствуем себя отчужденными от жизни, в сторонке от нее.

Но в абсолютном смысле слова, мы никогда не можем находиться в стороне от жизни. Но на своем опыте, относительном, мы, конечно же, можем так ощущать. Человек начинает ощущать себя очень одиноким в этом мире. Мы отчуждены от жизни из-за наших интерпретаций жизни. Эти интерпретации настолько глубоко «запрограммированы» в нас, что происходят автоматически. Мы их даже не осознаем. Они просто происходят. В точности как в компьютере. Компьютеру не нужно прилагать никакого усилия, чтобы запустить программы. Нужно его всего-навсего включить, и программа пошла.

Поэтому первая стадия присутствия в моменте сейчас состоит в том, чтобы присутствовать в своем опыте, но, если мы на этом остановимся, мы застреваем в куче опытов, которые, по сути, порождаются нашими интерпретациями.

Такова человеческая жизнь: большая часть нашего опыта ВЫЗЫВАЕТСЯ нашими интерпретациями настоящего момента, того, что происходит. В результате, мы не проживаем то, что на самом деле происходит, мы проживаем наши интерпретации или суждение в отношении происходящего. А затем чувствуем отчуждение от жизни. Иными словами, разделение. «Отчуждение» просто менее абстрактный синоним для «разделения». Когда говорится, что вы чувствуете себя отрезанными, одинокими, отдельными от жизни и мира вокруг вас, это обретает более конкретный смысл, чем просто «разделение».

Поэтому, как я уже сказал, один из основных ключей к Свободе, - это понимание, что на самом деле, ничто не определено. Возможно, мы обучились всем методам интерпретации настоящего момента, которые заставляют нас страдать в настоящем, научились в том, что мы теперь называем «прошлым», но на момент обучения оно было «настоящим».

Впрочем, все, чему можно научиться, можно и разучиться. Поэтому вы идете к психотерапевту, и он помогает вам «переписать сценарий», иначе говоря, помогает вам переписать свои интерпретации, то есть интерпретировать ваше прошлое более «доброкачественным», сострадательным, любящим образом. И единственное "место", где вы можете изменить свои интерпретации, - это настоящее.

Таким образом, когда вы начинаете «менять свой сценарий» тем или иным образом, ваш опыт в настоящем (в отношении прошлого), вы чувствуете несколько лучше. Если это срабатывает. Потому что, если вы десяток лет посещали терапевта и ничего не произошло, вы скажете: «Должно быть, со мной что-то не так». Ну, давайте еще десяток лет походите, может, мы с этим разберемся.

Разумеется, я упрощаю. Хороший терапевт делает не только это. Но этот процесс играет значительную роль.

Что же касается духовности, мы делаем шаг еще дальше. И не то, чтобы переписывать сценарии интерпретации прошлого неэффективно, иногда это очень эффективно, но в духовности, в определенном смысле, мы уходим за пределы даже «положительного сценария», за пределы хороших интерпретаций, максимально полезных. Мы стремимся увидеть настоящий момент, а лучше скажем «самих себя», без интерпретаций, безо всяких интерпретаций.

Когда мы испытываем жизнь свободной от интерпретаций, мы ощущаем себя невероятно свободными. Потому что все, от чего мы чувствуем себя свободными, - это весь тот опыт и восприятие, которые порождаются бесконечной интерпретацией настоящего. Именно поэтому ощущается такое невероятное освобождение. Ведь теперь вы ощущаете жизнь напрямую, без фильтров и линз. И когда мы видим жизнь без фильтров и линз, она испытывается на опыте как единое целое. Единое целое.
Ведь вы можете ВЕРИТЬ в Единство, Целостность, действительно глубоко верить. Но эта ваша интерпретация, сама по себе, совершенно не означает, что вы так испытываете жизнь на опыте, видите жизнь именно так.

Потому что, когда вы действительно видите жизнь таким образом, происходит это НЕ потому что вы в это верите, не потому что вы интерпретируете таким образом мир, а потому что даже эту интерпретацию вы отбросили.

Даже ваша вера в Единство должна уйти, чтобы вы могли увидеть Единство Всего. Даже такая интерпретация, по сути, исказит Живую Реальность Единого, иначе говоря, Божественного Целого.

**

--- читайте продолжение - часть 2: http://www.proza.ru/2016/11/17/68


Рецензии