Не грешна

 "яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец"

"Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши."

(Ев. от Иоанна)







Эта историю Таня услышала в одном из старейших московских храмов. В храме шло венчание, поэтому центральная часть церкви была перекрыта и Таня осталась ждать в притворе, когда таинство закончится и она сможет в тишине помолиться перед любимой иконой Божией Матери.

Тут она и стала невольным слушателем разговора двух женщин. Верней это был скорее монолог. Пожилая женщина, в которой без труда угадывалась недавняя яркая красота и сложное сплетение чувств, сильная и страстная натура, рассказывала историю из своей жизни, а вторая - просто слушала, сочувственно и смиренно. Ее лица Таня не видела.

Много лет назад рассказчица осталась одна с ещё маленьким сыном. После того как печаль ее улеглась, она вновь обрела способность радоваться жизни и мечтать, обладая не только милой сердцу мужчин внешностью, но и романтичным устроением сердца, любовью к прекрасному, знанием литературы и склонностью к стихотворению, она вновь обрела способность влюбляться, и у неё стали появляться поклонники, преимущественно также из литературно одаренных и романтичных мужчин. Однако в ту пору она уже ходила в храм и знала о том, что такое блуд и какие разрушительные последствия он имеет для души.

Приближался праздник Казанской Божией Матери, и она, искренне почитая этот Святой Образ Заступницы Небесной, мечтала причаститься Святых Даров в этот день. Но накануне праздника к ней обещал приехать из другого города влюбленный в нее очередной поэт. Поэтому планы о жизни духовной пришлось со вздохом отложить.

Однако обстоятельства не сложились и поэт не приехал. И тогда она поспешила на вечернюю службу, на исповедь, с намерением причаститься, раз романтика не удалась.

Но и здесь произошла неудача. Старый священник выслушал ее с недовольным видом и к причастию не допустил.Однако он и не объяснил, в чем состоит ее грех, ведь она собственно нагрешить-то "не успела". Поэтому ушла с исповеди она с большой обидой, можно сказать, что в слезах и недоумении.

Не получив никакого ответа на вопрос о том, почему она "не достойна", очень расстроенная, она стала продолжать поиски на этот вопрос. И на следующий день поиски привели ее на исповедь к очень известному в настоящее время в Москве отцу А. Этот батюшка посвятил много времени и сил духовным вопросам любви и семьи; среди его прихожан особенно много семейных пар, женщин всех возрастов и детишек.
Много лет назад Таня была в храме, где служит отец А. и была очень удивлена - словно попала в настоящий цветник.
Множество женщин всех возрастов присутствовали на богослужении: маленьких девочек с серьезными лицами, чудесных девушек с чертами смирения и духовности, прекрасных юных семейных пар... за глаза отца А. нередко называют "женским" или "детским" батюшкой, так как очень понимает он душевные проблемы женщин и детей, и они особенно тянутся к нему за решением своих вопросов.
Сразу можно сказать, что если бы рассказанная женщиной история произошла недавно, то она вряд ли бы случилась, так как к отцу А. трудно попасть на исповедь (очень много желающих).

Однако эта женщина подошла на исповедь к отцу А. без труда и особенных препятствий, после окончания службы. Почти со слезами она пожаловалась на непонимание действий священника и сути своего греха. Отец А. накрыл ее голову епитрахилью и стал читать разрешительную молитву.
Обычно это занимает совсем немного времени, но время остановилось.Женщина замерла, боясь пошевелиться, священник углубился в молитву внутреннюю. Прошло очень много времени (автор автобиографического рассказа сообщил, что конкретно 40 минут), и когда отец А. снял епитрахиль, он выглядел очень уставшим, бледным. Тихо, но уверенно сказал "не грешна" и вышел.

Женщина была очень удивлена, но не сразу поняла смысла происходящего. Однако вскоре она заметила большие перемены в себе, в своем восприятии и понимании мира. Мужчины больше никогда не интересовали ее и романтическое устроение прекратилось.
Она была здорова, бодра духом, не утратила своей бьющей через край энергии и интереса к другим сторонам жизни, но поклонников у нее больше не было.
На недоуменный вопрос подросшего сына о ее одиночестве она ответила "Я очень любила твоего отца". Однако я лукавила - сообщила она собеседнице - просто о.А. в тот момент "снял с меня блуд".

Но можно ли в действительности "снять блуд" и нужно ли это делать. Ведь человек обладает свободой воли и сам выбирает, будет ли он предпринимать попытки борьбы со своими страстями на Земле.

О каждом из нас есть Божий Промысел, не известный нам. И многим людям по разным причинам предрешено личное одиночество. И хотя жизнь предъявляет им все больше доказательств, люди не могут поверить в это, и делают все новые и новые попытки найти и сохранить свое личное счастье, совершают множество грехов, теряют силы и то немногое, отведенное на Земле время, которое можно было бы прожить в покаянии и совершении богополезных дел, в служении Богу и людям.

Может быть, что по молитве священника, Бог помиловал эту женщину и избавил ее от многих ненужных греховных исканий, мыслей и действий, оставив ее в тишине, молитве и мире с собой. Может быть, это было проявление Божественной Милости к грешному человеку благодаря сильной и искренней молитве за нее священнослужителя.

Исповедь - таинство. Незримый Бог предстоит рядом, все слышит и понимает. Так как исповедь - таинство, она может изменить сущность человека, вылечить его от такой духовной проблемы и болезни, с которой своими силами он бы никогда не справился.
Поэтому на исповеди может получить облегчение и решение своей проблемы не только тот, кто уже решил бороться с грехом, но и тот, кто бороться не в силах, продолжает жить в грехе, но только лишь осознает свое состояние как греховное.

Св. Паисий Святогорец приводит удивительно точное сравнение "некоторые не идут на исповедь от [якобы] любочестия. «Раз я могу снова впасть в тот же самый грех, — говорят такие люди, — чего ради я пойду исповедоваться? Чтобы над батюшкой посмеяться, что ли?» — Это не правильно! Все равно, что солдат, получив раны в бою, сказал бы: «Раз война еще не кончилась и меня снова может ранить, зачем я буду перевязывать свою рану?» Но ведь, если не перевязать рану, он потеряет много крови и умрет... Если, падая и пачкаясь в грязи, мы не очищаем свою душу исповедью, оправдываем себя помыслом, что мы снова упадем и снова испачкаемся, то засохшие слои нашей старой грязи покрываются все новыми и новыми грязными слоями. Очистить всю эту грязь потом не просто…"

Но интересно, согласилась ли эта женщина пойти тогда на исповедь, зная заранее как изменится ее жизнь. Ведь для этого нужно иметь глубокое доверие Богу, способность полагаться на промысел Божий, даже если он противоречит нашим желанием. "На все Твоя Воля, Господи!"

А ведь в этом и состоит цель истинного покаяния - изменения в таинстве покаяния сердца, очищение помыслов и изменение направления жизни кающегося - к жизни во Христе. "Иди и больше не греши" - сказал Господь. Как же сложно удержать в себе эту кратковременную свободу от греха только силами человеческими, без Божией Помощи

***

Грехи ее безмолвно разрешив,
Он слушал как поют колокола,
Сказал: "Иди и больше не греши"
И, голову склонив, она ушла

С решимостью, "как с чистого листа"
Стать чище, лучше, проще и мудрей
Но жизнь-дорога вовсе не проста
И скрыты сети многие на ней

И вот, с рассветом, с песней пастуха
Плетет порок в ее сознании нить
Надолго ли сумеет сохранить
Вчерашнюю свободу от греха?


Рецензии