Траурный день Эриха Лайнсдорфа
Я бы не стал столь пафосно называть 35-го президента США, харизматичного, яркого политика, без преувеличения, кумира нации. Джон Кеннеди был застрелен в собственной машине, следовавшей в охраняемом кортеже, 53 года назад. Накануне этой годовщины 44-й глава Белого дома Барак Обама подписал указ, в котором объявил 22 ноября Днём памяти Джона Кеннеди. Джеймс Инверн, музыкальный критик, возвращается на 50 лет назад, когда дирижёр Эрих Лайнсдорф, погружённый в траур, создал музыкальное воплощение реквиема по Джону Ф. Кеннеди. Об этом я прочитал в его эссе в "Times of Israel".
Для Инверна знаковая годовщина стала путешествием в прошлое.
- "В то время я был у себя дома в Великобритании. Однажды утром в 2 часа ночи, я занимался мытьём посуды, слушая по радио передачу научно-фантастического сериала "Доктор Кто" на BBC. Откуда ни возьмись, совершенно непостижимо, не имея отношения к самой программе, прозвучал музыкальный клип, записанный в тот самый день, когда был убит Кеннеди.
Его творцом стал знаменитый дирижер Эрих Лайнсдорф на дневном концерте Бостонского симфонического оркестра, объявивший со сцены о смерти президента США и об изменении программы концерта: - "теперь мы сыграем траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена". Публика отреагировала истерично.
- "Эта "музыкальная история" остаётся одной из самых гнетущих радиопередач, которые я когда-либо слышал", — пишет Инверн. — "Я разбудил свою жену и воспроизвёл эту звукозапись. И вот когда началось это наваждение! Я решил найти кого-нибудь, кто был с тем оркестром в ту давнишнюю ночь, и услышать свидетелей тех событий, чтобы сохранить их для потомков".
И Инверн нашел свидетеля — даже не свидетеля, а участника того концерта:
- «Он был библиотекарем Бостонского симфонического оркестра. Никто другой не обладал его опытом. Потому что именно на него Лайнсдорф возложил ответственность за быстрое "выкапывание" двух десятков партитур Героической симфонии для оркестрантов. И именно он тогда должен был их распределить на виду у публики среди ошеломлённых музыкантов на сцене, и должен был сказать каждому из них, как играть так, чтобы это звучало в унисон с тем трагическим известием, что президент мёртв".
Эрих Лайнсдорф (урождённый Ландауэр) родился в еврейской семье Австрии, бежал из цепких лап Третьего рейха в США, где был назначен помощником дирижёра в Театре "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Это было в 1937 году. С тех пор он полюбил Америку, и её боль стала его личной болью. Со смертью Кеннеди дала трещину выпестованная дирижером философия надежды и спасения.
Замечу, что позднее Лайнсдорф смог пересилить в себе ненависть к нацизму и всему немецкому и согласился в конце 1970-х стать главным дирижёром симфонического оркестра Западноберлинского радио. Но это уже была совсем другая Германия — не та, что подмяла под себя его родную Австрию…
Эрих Лайнсдорф скончался 11 сентября 1993 в Цюрихе. Заметим, что до последних дней жизни он сохранил симпатию не только к Джону Кеннеди, которого считал "спасителем нации", но и к любимому композитору Адольфа Гитлера, яростному антисемиту Рихарду Вагнеру. Таковы странности еврейского восприятия окружающего мира…
Свидетельство о публикации №216111601665