День победы

В связи с политической обстановкой в мире и пропагандой патриотизма среди детей, воспитание в детях любви к миру и народам разной национальности, приобретает все большую актуальность

Наша страна богата памятниками, которыми мы окружаем себя для того, чтобы напоминать о различных аспектах жизни человечества. Мы дорожим литературными памятниками, памятниками искусства, памятниками архитектуры, памятниками людям, характеризующими определенное время, эпоху, политический режим и часто культивируем их. В школе мы изучаем «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Войну и мир» Л. Толстого, запечатлеваем в памяти картины «Защитники Брестской крепости» П. Кривоногова, «Зло мира» Б. Щербакова. Мы посещаем концентрационные лагеря и дома политической ссылки, как музеи. За каждым из этих памятников история, ярко показывающая ошибки человечества.  Но что в сравнении с этим - детский рисунок? Дети рисуют все, что чувствуют и замечают вокруг. В рисунках отражаются вопросы детей, страхи, восхищения, ценности и мечты. Детский рисунок – это сложная работа мозга, которая говорит о том, что ребенок понял и запомнил. Восприятие относится к познавательным процессам, в его основе лежат ощущения. По мнению А. А. Ткемаладзе, восприятие – это определенная ступень чувственного познавательного процесса как отражение человеком предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов.  Люди обладают удивительной способностью учиться друг у друга. С раннего возраста ребенок способен понять функции предмета, наблюдая за тем, как его использует другой человек. В результате, тесно взаимодействуя с детьми, мы учим их любить то, что любим сами. Мы забываем, что у них есть возможность выбирать и сравнивать. Мы навязываем свое мнение, окружаем праздниками, традициями, ритуалами, ограничиваем знаниями.

Воспитание – это ответственность взрослых. Тот пример, который мы подаем, автоматически становится неискоренимым отпечатком поколений. В связи с этим, маленький человек, который ориентируется на то, что видит, который пытается найти себя в этом мире, выражает своё «я», рисуя на день победы оружие и смерть. Данная тенденция ужасает, так как с малых лет ребенок «играет» в войну. Прилавки магазинов изобилуют игрушками, пропагандирующими человекоубийство. Также, сильнейшее влияние на ребенка оказывают мультфильмы и кино, в которых сюжет строится на борьбе, несущей разрушения. Будучи взрослым, человек делает то, чему его научили в детстве.

Обратить внимание на эту проблему побудила выставка рисунков ко дню победы. Работы детей пестрили красными и зелеными красками, в которых они видели не ужас, а забаву. Вместо уважения, сострадания, сожаления о случившемся, читалась жажда участвовать в боевых действиях и побеждать.  Воображение – один из важных психических процессов, необходимых для нормального психического развития ребенка. По мнению психологов В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, А. И. Кирилловой, оно является основой человеческого творчества.  Мы обязаны научить детей ценить жизнь, сохранять мир во всех сферах жизни: в своем сердце, в семье, в коллективе, в стране и на Земле. Поощряя рисовать жизнерадостных и счастливых людей, делающих добрые поступки, мы научим детей любить друг друга, замечать и беречь прекрасное. Люди, побывавшие на войне, никогда вам не расскажут о ней, люди, истинно благодарные за МИР, никогда не начнут войну.

В попытке решить проблему визуализации зла, рядом с выставкой ко дню победы, мы организовали вторую выставку «Ради детей, берегите в себе человека». Данная тема резко отличалась от общепринятой и привычной, так как детям было предложено изобразить мир без оружия. Основная идея этой выставки – донести до умов и сердец не только детей, но и взрослых, что отсутствие войны – уже победа, сама война – это поражение. Дети изображали счастливые моменты жизни: объятие мамы, прогулки, путешествия, активный отдых, совместный труд. В результате, выставка стала символом благодарности, осознанием цели, к которой мы должны стремиться, а именно – сохранение мира.

На уроках рисования ко дню победы, следует направлять мысли детей на доброе и позитивное, концентрировать их внимание не на национальностях, а на том, что все люди – это великое братство. Каждый человек хочет жить, никто не хочет, чтобы дети оставались без родителей, а родители без детей. Духовность ребенка развивается путем сравнения добра и зла, путем вытеснения плохих мыслей хорошими, путем рассуждения над конкретными примерами, запечатлением их, применением на практике полученных знаний и советов, но не пропагандой патриотизма и национализма. Убийство ради абстрактной политической свободы сегодня считается не только допустимым, но даже почетным. Вокруг этого сложилась целая система ценностей: воинская честь, доблесть, героизм. Нам с детства объясняют, что за свободу нужно умирать и убивать. Национализм и патриотизм – это яд, отравляющий христианскую совесть. Об этом писали многие христианские мыслители. Например, Лев Толстой писал, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами: проповедью, убеждением, презрением. Детям необходимо рассказывать о причинах войны, о её результатах и последствиях, чтобы желание воевать угасало и не возникало даже мысли изображать его в своих рисунках. Важно донести, что решение конфликта возможно путем ухода от конфликта, а не разжиганием его. Быть военным, значит учиться убивать, что уже противоречит морально этическим, духовным и нравственным законам. Писание учит обратному.

Умение прощать, улаживать конфликты, безвозмездно помогать, любить все народы и нации, так, как это делает Бог, «который желает, чтобы люди всякого рода спаслись и пришли к точному знанию истины» (1Тимофею 2:4)  – цель сегодняшнего воспитания. Матфея 7:12 Итак, во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами, потому что в этом Закон и Пророки. Бог дал нам одну Родину – планету Земля, а Сатана провел на ней границы и заставил людей убивать друг друга ради них. Это безумие. Позиция ненасилия вызывает гнев и раздражение, но это единственно правильная позиция истинного христианина, позволяющая носить звание человека.

Если мы хотим мира, мы должны воспитывать миротворцев. Если ты принесёшь дар к жертвеннику и там вспомнишь, что твой брат имеет что-то против тебя, оставь свой дар там перед жертвенником и сначала пойди примирись со своим братом, а потом, вернувшись, принеси свой дар (Матфея 5:23,24). Мир важнее жертвы.
Рисуя с детьми прекрасное, поощряя изображать любовь и дружбу, мы создаем тех, кто нас окружает – достойное поколение, которым можно гордиться.


Рецензии