Что такое ступени познания, сознания, разумности?

— Что такое ступени познания? Как можно понять, на какой ступени познания находится человек? Ступени познания, сознания и разумности — это всё одно и то же?

— Это синонимы, в принципе. Я часто употребляю словосочетания «ступени познания», «ступени сознания», иногда «ступени разумности». Это разные аспекты одного и того же, как разные грани одного бриллианта.

Чтобы понять, что такое ступени познания, нужно понимать, как устроен человек и как устроен мир.

Человек, по большому счёту, это луч чего-то очень высокого. В религиях говорят о Боге, в индуизме — о Брахмане, в философии, которую вы изучаете, говорится о том, что в человеке есть семь принципов, и седьмой, наивысший, называется «Атма». А в древне-индийских трактатах «Упанишадах» говорится так: «Атман есть Брахман». Брахман — это Бог, по сути. Из этого следует, что в человеке есть частица Бога.
То есть человек — это как некоторый луч.

— Это значит, что у человека есть возможность связи с Богом?

— Это значит, что у человека есть возможность двигаться по ступеням познания. Это движение по ступеням познания связано с очищением своего собственного сознания. Именно потому, что так устроен мир, и так устроен человек.

В философских работах глубокой древности можно найти идею о том, что микрокосм подобен макрокосму. Микрокосм — это человек, а макрокосм — это Вселенная. В чём же состоит это подобие? Оно состоит в том, что есть различные планы сознаний: от внешнего бодрствующего сознания, которым мы руководствуемся в обычной жизни, до каких-то более глубоких внутренних планов, соединяющих человека с Атманом, а космос — с Брахманом.

— И что из этого всего следует?

— Из этого всего следует, что у человека есть возможность двигаться от своего текущего состояния сознания к этому самому высокому состоянию сознания. И, по сути, это движение осуществляется через некоторые планы макрокосма, или по-другому — миры, или ступени познания, или ступени сознания. Эти миры реально существуют. Это реально существующие вещи.

Именно поэтому человек должен так построить свою жизнь, чтобы постепенно шло движение к более глубокому сознанию, которое, естественно, связано и с большей разумностью, и с большей глубиной, и с большим познанием. Это то, что касается самих ступеней.

А вот, что касается оценки и самооценки того, на какой ступени находишься — это уже вопрос опыта и обучения, то есть должны быть развиты определенные способности — способности чувствознания, или распознавания. Через эти более развитые способности, через опыт, постепенно можно научиться что-то понимать, как у себя, так и у других. Поэтому вопрос самооценки своей текущей ступени познания, или текущего состояния сознания — это вопрос обучения.

Но для того, чтобы эти знания осваивать, нужно, прежде всего, вместить их реальность и понять, какое благо дают способности распознавания. Ведь из способности понимания ступеней познания вытекает реальная возможность распознавания добра и зла. Потому что, если вы творите добро, то это способствует восхождению по ступеням познания, а если вы творите зло — то это наоборот вас спускает вниз, даже может спустить со ступеней познания на ступени незнания, как бы в большие иллюзии, в большее неведение. Поэтому распознавание состояний сознания — это очень сильный, очень важный инструмент понимания добра и зла, правды и лжи, истины и заблуждений.


По материалам беседы С.К. Колубая со слушателями школы от 05.02.09 г.


Рецензии