Край родной и любимый. Вступление
о её жителях в воспоминаниях старожилов,
внуков и правнуков первых поселенцев
и данных из архивных материалов.
с. Ново-Успенка, 2006.
ЗЕМЛЯКАМ
АРЖАВЦАМ
ПОСВЯЩАЕТСЯ
С. ТУРИНОВА
«Ах, деревня, деревня,
Ты снишься ночами,
И луга заливные, лесок у реки.
Через жизнь пронесу я любовь
К той деревне, что открыли,
Построили мои старики».
С чего начинается любовь к родине, к той земле, где жили наши отцы и матери, деды и прадеды, где прошло бесшабашное детство, где пролетела весёлая юность? Наверное, с памяти…
Память для человека - как корни для дерева. Чтобы не засохли, их надо питать. А чтобы мы не стали Иванами, не помнящими родства, мы должны знать свои корни, свою родословную, знать и передавать детям и внукам, чтобы тоже помнили. Да, помнить так не просто. Но это надо!
Надо помнить, как гнулись крестьянские спины над плугом, как до седьмого пота молотили цепями* хлеб, как пряли долгими зимними вечерами, а затем ткали бесконечный холст, чтобы одеть семью, а потом расшивали яркими рисунками праздничную рубаху, рушники, чтобы украсить свой быт и жилище.
Чем дальше время отделяет нас от детства, тем ярче и ярче возникают в памяти картины его, тем сильнее хочется вернуться в прошлое и ещё раз побывать там, где родился и рос. Так хочется снова пробежаться по тем тропкам и дорожкам, где хожено много, много раз! А как хочется полюбоваться сосновыми лесами, что вплотную подступали к селению, к домам и огородам, вдохнуть весенний пьянящий и кружащий голову запах черёмух! Испить бы чистой, как слеза, родниковой воды, бьющей из-под земли.
Проведать бы лесные полянки, где можно было полакомиться земляникой, черникой, где росли белые сестрички - ромашки и от ветра кивали своими ресничками, каждому пришедшему. Зайти в лесную чащу, где остро пахло грибами, и радостно пели птицы, где, казалось, жили Лешие и сказочные Феи, а за каждым нашим шагом следил добрый старичок Лесовичок.
Вернуть бы хоть на часок то безоблачное время деревне, всех её жителей по их домам! Да что часок! Его мало! Его страшно мало, чтобы поговорить, поближе узнать родных и знакомых мне людей.
А ведь всё это было, было! В Низко-Городецке я прожила 17 лет. Свое существование она прекратила 23 года назад, в 1983 году. Но снится она мне, тревожит. Во снах я живу в своей деревне, хожу по улице, встречаюсь со своими односельчанами, разговариваю. Не знаю — почему? Такая маленькая деревенька - незаметное некогда пятнышко на карте Красноярского края, а для меня она — самое дорогое место в моей жизни. Нет сегодня моей родной деревеньки Низко-Городецк, а в прошлом Аржаво, нет. Уехали все её жители искать лучшую жизнь, работу, новое местожительство и нашли все: кто в городе, кто в больших сёлах, где есть школы, магазины, клубы. А на месте моей деревеньки, как в песне, поется:
«Вокруг поля, да в позолоте нивы,
На месте деревеньки вновь поля…
Лишь три хатёнки смотрят сиротливо, -
Глазища окон видят тополя.
Скрипит, калитка на ветрах лениво… Хозяев нет!»
Но были, жили, да еще как жили! Не одно поколение выросло в ней, но мало кто знает её историю. Живёт на земле российской много бывших аржавцев, пусть даже не ровесников вековой истории деревни, но кое-что помнящих из своего детства, из рассказов родственников. По ниточке, по всплеску памяти своей и своих родных, друзей и знакомых я хочу восстановить историю родного края.
«Всё, что было мне близко и дорого в детстве —
Безымянная речка и кров мой родной,
Никуда мне от этого, знаю, не деться,
И деревня моя не сравнится с другой».
Иногда мне кажется, что о моей родине уже всё сказано, обо всём написано в буклете «История деревни…», в книге «Родная поскотина» Дядечкина В.С. Но, подумав, я решила, что надо, опираясь на архивные данные, статьи из газет, воспоминания старожилов и их детей, восстановить историю жизни сибирской деревни последовательно. Надо проследить путь, по которому шла деревня со дня своего образования, как пережила нужду, голод и холод, как воевала с врагом в годы первой и второй мировых войн, как выстояла и победила. Потомки должны знать, как, повязав черный вдовий платок, деревня сумела пересилить боль и большую утрату, поднять сельское хозяйство, а затем, не выпячивая свои заслуги, продолжала работать, рожать детей и растить их.
А ещё мне захотелось сказать, что то, ради чего терпели трудности наши деды и прадеды, свершилось в жизнях их внуков и правнуков. Все получили образование, приобрели специальности. Большинство из них — люди уважаемые, честные, трудолюбивые, живут в достатке. Увидев это, предки могли бы гордиться. Хотя многое произошедшее в конце XX столетия заставляет призадуматься. А такую ли жизнь хотели наши предки? Всё ли их устроило бы?
Я разговаривала с долгожительницей нашей деревни Алексеенко Екатериной Григорьевной, проживающей ныне в Ново-Успенке, с потомками первооткрывателя поселения Дядечкина Герасима - Дядечкиным Василием Андреевичем, Дядечкиным Павлом Павловичем, Горнак Екатериной Федосовной, Иванюта Ниной Владимировной. Много интересного мне рассказала Задорожная (Лаптиенко) Тамара Васильевна и Лобачева (Зузенкова) Галина Фёдоровна, Образцова (Петрович) Мария Владимировна и Вишнер (Погорельская) Ольга Ивановна, Кувеко (Курбацкая) Нина Ивановна, Дядечкина (Метелица) Анна Евдокимовна и правнучка Дядечкина Фадея - Дядечкина Зоя Семёновна, Лахмоткин Виктор Викторович. Очень много исторических фактов я узнала от своей бабы Ганны, Дядечкиной Анны Герасимовны, которую отец с матерью привезли в Сибирь в четырёхлетнем возрасте. Очень жаль, что её уже нет с нами, и она не может больше рассказать мне об интересующих меня деталях жизни переселенцев в первые годы устройства на сибирской земле. Нет в живых и моего отца Владимира Андреевича Горнак, который бы обязательно дополнил мои знания о жизни крестьян до войны и после Победы. Поздновато мне захотелось собрать материал о нашей маленькой родине. Однако, лучше поздно, чем никогда. В моей работе по сбору материала помогали многие мои односельчане, с которыми я вместе училась, играла, работала и отдыхала. Из всех этих воспоминаний я и создала историю жизни небольшой сибирской деревеньки Низко-Городецк (Аржаво).
«Речка детства - наша память,
В воду я твою вхожу,
Может быть, я сказку эту
Своей внучке расскажу».
В своем повествовании я постараюсь в художественной форме рассказать о продолжателях рода Дядечкиных, Петровичей, Хиревичей, Горнак, Лахмоткиных, Кувеко и о многих других. С кем-то мы близко знакомы, с кем-то встречались на юбилеях нашей родины, о ком-то слышали. А если кого не знаем - познакомимся на страницах моего повествования.
Кто, они, потомки первооткрывателей? Где живут, когда нет нашего общего дома? Где работают, чем увлекаются?
Дорогой мой читатель! Милый родственник и односельчанин! Читай, обсуждай, думай! Я постараюсь тебя не огорчать. Я лишь расскажу, как это было. Ты же, прочитав, передай историю своим детям, чтобы знали и чтили память предков и помнили, шагая по дням и годам, городам и селам:
«А все-таки Родина не дом
Городской, где ты праздно жил,
А эти проселки, что дедами
Пройдены, с простыми
Крестами их старых могил».
И так начинаю.
Свидетельство о публикации №216111600338