Сомнительность решенья

                Сомнительность решенья
И к черту коновалов, черти их дери.

Выходит Петрушка. В руках старинная книга.
П - Таак, граф Орлов. Родился, женился, сын наследник... дальнейшая судьба неизвестна. Ну что ж, начнем повествование.

Сцена 1
Гостиная в замке графа. Рядом слуга, подливающий портвейн в рюмку по молчаливому знаку графа (СГ). Рядом сын (с)
Старый граф: - Тебя я вызвал, сын, не для веселья. Слушай:  Охотясь, как обычно, уже в пути обратном, цыганский табор встретил у дороги. Там наша вотчина, все наше: леса, поля, холопы и дома. Я был навеселе, охота удалась. В шатер цыганский заглянув, увидел я цыганку молодую. Велел немедленно ее доставить мне и на потеху на ночь в лагере своем оставил. А ночью силой взял, плененный жаром молодой цыганки. И лишь под утро отпустил.
Сын: - Что ж дальше было?
СГ: - Утром поздним пришла к нам старая цыганка и сказала, что я невесту обесчестил.
С: - Ну и что же?
СГ: - Цыганка про"кляла меня, сказав, что вскоре графский род прервется мой.
С: - Пороть кликушу.
СГ: - Пусть семя даже и продолжит свое существованье.
С: - Денег хочет?
СГ: - От денег ведьма отказалась. Цыгане все пропали, растворились. Пороть? Не стал. И мирно отпустил цыганку.
С:(в сторону) - Тряпка!
СГ: - И вот вопрос - женат ты уж немало. Все это время тебя я содержу с женою и внуков не дождусь никак.
С: - Куда нам торопиться?
СГ: - Сейчас узнаешь. Подумав, вот что я решил: цыганские проклятья меня волнуют мало. Но если не представишь мне наследника при жизни, то все наследное имущество мое я передам церквам.
С: - Проклятье!
СГ: - Что семя? Его я разбросал немало.
С:(в сторону) - Вот паскуда!
СГ: - Лишь ты до этого наследником бы был и графский титул твой и род продолжен. Сейчас же завещание мое есть у нотариуса и в церквах окрестных. Молиться обещали за тебя монахи.
С: - Вот облегчение! Ничем еще помочь не предлагали?
Делает движения низом живота, как при соитии, пока СГ повернулся к слуге, наливающим в рюмку. СГ поворачивается.
СГ: - Теперь иди к жене. С женой займитесь делом. На свете мне не много уж осталось.               
                #
Сцена 2
Гостиная молодого графа.
С: - Был проклят я, сомнений нет, еще  с рождения. С рожденья мне уготована была сия судьба. А как еще недавно я ликовал, что вкруг не ходят беременными пассии мои.
Входит Васька.
С: - А вот и Васька! Сходи-ка, будь любезен, за супругой.
Васька уходит.
С: - Супругу я люблю. Но если выбирать меж нищетою и отступлением от правил, скорее предпочту я правила нарушить.
Входит супруга.
Су: - Люблю тебя (целуются). Ты звал?
С: - Дорогая, тебя любя, и чувствуя себя в ответе за наше общее благополучие, хочу держать совет семейный между нами. Дело таково: отец решил нам выделить наследство лишь в случае рождения наследника, причем еще при жизни. Отец свое держать умеет слово.
Су: - Супруг мой, делаю я все, лишь только б понести.
С: - Я знаю, знаю. Тут дело не в тебе. Я буду откровенен. Пусть наши отношения и не украсят эти откровения. Напротив - омрачат. Пусть это недостойным покажется со стороны, но я, воспользовавшись положеньем, хоть и другая сторона не сильно была против, твоих не раз уж обрюхатить должен был служанок. Но - ничего! Как выстрел холостой.
Су: - Ну ты...
С: - Не надо... Дай договорить. С тобою то же. Такое уж не год, не два, а длится, длится. Что делать - зародились подозрения. Никто не может понести от семя моего. Где выход? Как тут быть? С тобой безбедно жили б мы и дальше, если б наследника могли отцу представить, рожденного тобою в браке.
Су: - Какой же ты...
С: - Ну хватит! Свою вину признал. И лучше б нам обоим думать, как достойно из такого положенья выйти.
Су: - Достойно? Ты о достоинстве сейчас заговорил?
С: - Послушай, я взял тебя, любя, считай, нагую. Не попрекать тебя хочу, упаси боже. Однако же быть нищим по отцовскому решенью не согласен.
Су: - Ну что же, я преданья помню о женах Спарты. Те ложились, не смотря на званья и происхожденье, под рабов своих, лишь кровь бы свежую впустить и мальчиков здоровых нарожать для Спарты. У нас я вижу тоже, пора бы поменять гнилое семя.
С: - Но, но, потише. А идея не плоха. Слуга мой Васька, вроде ничего.
Су: - Скоти...
С: - Молчи и слушай: все сделаем, потом он пропадет, уж способ я найду, молчанье обеспечу.
Су: - Ты слушай: я пойду на это, с условьем, что как был он, так впредь и будет при тебе слугою, живым напоминаньем твоего, нет, нашего бесчестья. Лишь слово ты с него возьмешь молчать до гробовой доски.
С: - Согласен.
Су: - И сына воспитать как своего, а если дочь родится, то дать приданое, ведь если приключиться дочь родить, то вновь пытаться только с ним согласна, я нового позора не переживу.
С: - Согласен!
               
                #
Сцена 3
Гостиная молодого графа. Слышны крики рожающей графини, голоса "еще воды", "еще простыней",топот ног служанок (Сл). Граф пьет из рюмки, куда все время доливает стоящий рядом Васька.
Граф: - Который час рожает!
Вбегает служанка.
Сл: - Мальчик!
Граф одновременно с Васькой: - Мальчик!
Сл: - Плоха графиня очень. Вас зовет, с слугою.
Графская спальня.
Су: - Я родила, как ты хотел, Андрей. Теперь я умираю.
Г: - Прости. Я ведь люблю тебя.
Су: - Я знаю. Иначе не пошла б на это. С тебя хочу я клятву взять. Ты сына воспитаешь, как своего. Клянись.
Г: - Клянусь.
Су: - Василий рядом будет и поможет. В могилу тайну унесете вы оба. Поклянитесь.
Г и В вместе: - Клянусь.
Су: - Ну и славно. Священника зовите, хоть и не успеет.
               

Г и В выходят, заходит священник (Св).
Св - Я здесь, уж все готово. Так исповедуйся в грехах, дитя мое.
Су - В грехах? Единственный мой грех - с другим была я вместе. С согласья мужа я пошла на это. Единственный и сладкий грех, он сладок тем, что подарил мне сына, но я, похоже, умираю, так видно, пожелал мой бог. Он сына подарил и жизнь у меня отнял, так жизнь за жизнь мы обменялись.
Св - Так сын не графского помета?
Су - Не забывай, священник, ты - до гроба тайну сохрани.
Падает на подушки замертво.
Св - Грехи я отпускаю. Мертва. Что делать мне теперь? Церквам нужны те деньги. А тайну исповеди как нарушу? Я напрямую не могу сказать о том, что слышал. Разве что втихую, духовнику поведать все о том, как меня в греховное сомненье ввергло желание раскрыть, что мне поведала она и рассказать, что знаю. Тот - своему духовнику и вот уж не придется мне решать, смолчать иль поделиться этой тайной.... Но это трусость! Недостойно на чужие плечи мой груз переложить. Я тяжкое решенье принимаю, будь что будет.
Св - Войди, сын мой! Всё кончено, скончалась. Я тайну вашу знаю и тайною останется она. Прошу согласья духовником стать мальчику и вам.
С - Что ж, ясно, мальчику - согласен. Как сына обещал я вырастить его.
Св - Да будет так. А дальше - бог рассудит.
      
                #
Выходит Петрушка, выкатывая колесо, кладет, садится на него (П) - Минуло много лет. Младенец вырос. Граф старый - умер, новый - постарел. Наследство промотать - немалый труд. Однако ж преуспел немало в этом граф. Лихие времена настали для страны. Враг подло вторгся в русские пределы. Посмотрим, как сложилось дальше.
                #
Сцена 4
Кабинет графа.
С: - Ты с детства вписан в гренадерский полк и дослужился до чинов немалых. Пришла пора долг Родине отдать. Враг вторгся к нам. И нужно нам ответить. В полк завтра выезжаешь поутру. Сегодня ж думаю я твой отъезд отметить. Не время пировать, поэтому все скромно.
                #
Сцена 5
Комната Николая, куда он медленно заходит, держа в руках бутылку вина.
Николай (Н) - Так рвался от родительской опеки оторваться, вот - свершилось! И радостно и страшно. Хоть война веселья не добавит, но лица новые, друзья, и перемена мест, сраженья, кровь и порох - все бодрит. Как кровь бурлит и манит к приключеньям! А если и убьют в пылу сраженья, среди соратников, то смерть достойней трудно и представить!
Замечает собирающуюся выходить из комнаты служанку, которая слушала его монолог.
Н - Как зовут?
Сл - Татьяна.
Н. наливает в бокал вина, протягивает ей, она берет и он заставляет ее выпить.
Н - Мне завтра в полк и вкус сражений близок, там может и убьют, а потому не обессудь, Татьяна.

Валит ее на постель, крепко обняв.
                #
Сцена 6
медпункт на передовой.
Палатка санитарной части вблизи ведущихся боев с Наполеоновскими войсками. Раненый офицер Николай, медсестра, несколько постанывающих раненых, холоп Васька.
Васька роется за пазухой.
Васька: - Письмо прислал отец, уж очень болен он, приехать просит, чтобы повидаться, (плачет) нечает вас живым дождаться.
В палатку врывается Сергей, быстро подходит к Николаю.
Сергей: - Эх, брат, ну как же так? Как угораздило тебя? Неуберегся. Да как убережешься – он первым на врага своих повел, герой! Теперь как будем добивать Наполеона? Без тебя?
Н - Ох, да брат, без меня. И от отца известия дурные. Дай прочитаю.
Васька протягивает письмо. Николай быстро пробегает письмо.
Николай: - Отец приехать просит. Совсем стал плох. Надеюсь, что застану его еще живым. Тут ехать надо. Ну а дома - родные стены мне помогут. Залечу ранение, помочь еще успею, может быть. А если задержусь и не успею, то ты ко мне после победы приезжай.
Сергей: - Ну нет уж , я после победы скорее в Питер еду. Ты помнишь ли, как барышни на нас смотрели? Так набирайся сил – и дуй ко мне, гульнем как следует, а там посмотрим. Ну все, надеюсь свидимся.
Наклоняется и обнимает Николая. Тот стонет.


               
                #
Сцена 7
С отцом.
Дом в поместье семьи Николая. Отец Николая, Николай, холоп Васька.
Г: - Родной мой, Николаша, приехал таки, смог! Я и не чаял уж. Как исхудал и возмужал, смотри-ка! Видала б тебя мать. Ты так ее напомнил.
Николай наклоняется и обнимает лежащего на кровати под одеялом графа. Граф тоже приобнимает его, Николай слегка стонет.
Г: - Ты ранен?! Ничего, поправишься. А после и охота будет и женим мы тебя, дай бог.
Николай: - Ты, батюшка, бы сам скорее поправлялся, а там и поохотимся уже.
Г: - Да нет от старости лекарства. Я ведь и правда думал: "до встречи бы с тобой дожить, еще лишь раз взглянуть на то, что дорого пред сметрью. Ты так на мать похож! В тебе её я вижу". И вот взглянул. Помру я скоро.  А перед смертью хочу с тебя я обещание взять. Пообещай мне, что не позже, чем минет год от похорон моих, ты женишься.
Николай порывается что-то сказать, но отец прерывает его.
Г: - Молчи и слушай, я договорю. Ты парень был всегда горячий, растил тебя без матери и вот, уйду я и не знаю, что с жизнью ты своею натворишь. И про беременную девку тоже знаю, услал ее я в дальнюю деревню, выдал замуж, приданым дав два фунта серебром. А женишься, и череда забот, и дети, содержанье и круговерть земная  и уж не наломаешь дров. Ведь Бог свидетель, я тебя люблю и потому прошу об этом одолжении: пообещай, что женишься и года не пройдет.
Николай: - Я обещаю.
Г : - Вот и славно.
                #


Сцена 8
Похороны.
Похороны. Батюшка отпевает отца Николая. Николай целует труп отца в лоб.
Николай: - Отец, отец! Все выполню я, как и обещал.
                #
Сцена 9
Скамейка в парке
 соседской усадьбы. Двое, Николай и Катерина (К).
Н - Я полюбил вас, нет сомнений. На все готов пойти, со всем расстаться рад.
Мечты мои - в тебе. И любишь ль ты меня?
К - Люблю ли я? Конечно, да! С того мгновенья, как взгляда луч твой меня коснулся. Ты мой огонь, единственный на свете, что будет согревать меня в любое время дня и ночи. Мне сладко так твой голос слышать, касание руки всей кожей ощущать. Что хочешь ты еще услышать от меня? 
Н - Чего хочу? Лишь рядом быть, глаза в глаза, к устам уста примкнув и жизнь пройти вдвоем не отрываясь друг от друга.  Согласна ль ты принять такое предложенье?
К - Согласна.
Н - Чудно. Руки твоей просить у батюшки я буду.
                #
Сцена 10
На балу.
На балу у соседа-помещика. Несколько девушек возле пианино подпевают музицирующему Николаю. Николай останавливается, видно, что он уже не раз здесь бывал, целует ручку барышни и отходит к соседу-помещику.
Николай: - Отменный урожай в этом году будет, не правда ли, Лев Палыч?
Л.П. - Да, дожди и зной, все зреет, слава богу, и, думаю, отличный будет урожай. Но урожай не главное ведь в нашем разговоре?
Н. - Как правы вы, Лев Палыч. О детях, о детях ваших говорить хочу. Мы с вашей Катенькой беседовали часто и (становится на колено)... я люблю ее, она меня, прошу благословить нас.
А.П. - Ох, как быстро! Что значит гренадер! Ну если правда любит, я не против... (зовет) Катя, Катя!!!
К. - Да, папенька!
А.П. - Руки твоей он просит, я ж ответил, что если любишь ты, отдам я замуж доченьку свою!
К. (потупившись) - Люблю его.
А.П. - Ну вот все и решилось. А свадебку по осени сыграем, чтоб время, сколь положено, прошло со времени кончины. Время, время. Лишь измененьями его мы отмеряем. Рождения и смерти - суть тех изменений, как колесо, где спицы - то рождение, то смерть. Недавно на руках ее качал, и вот уж замуж выдаю, а долго ль самому еще осталось и не знаю.
Н - Да полно вам, ведь вы еще крепки и полны сил.
АП - Да, полон! А кстати, как раненье ваше? Надеюсь, все прошло? Видал вас как-то на охоте, за куропаткой, видимо, спешили и видно было, береглись.
Н. – Прошло почти все, думаю, что скоро и забуду, что было там не так.
                #
Сцена 11
Свадьба.
У подъезда усадьбы. Николай с Екатериной проходят между поздравляющими в арку, те кидают цветы, слышен колокольный звон. За аркой гостиная.
Н. – Вот, Катя, жена и муж теперь мы. О чем мечтаешь ты?
К. – Чтоб жили счастливо мы, долго-долго, детишек было много, чтоб ты меня любил. Детей я обучать сама смогу,  но гувернантку взять придется, а то твой Васька охоте только их научит. А ты о чем мечтаешь?
Н. – Чтоб счастлива была ты, моя любовь. Детишек я люблю. И обещаю, что все выполню, о чем мечтаешь ты. Все, обещаю, станет нашей жизнью. А с Васькой мы на охоте часто будем, так что учить детей тебе придется.
К. – Ты об охоте больше думать будешь, чем обо мне и детях.
Н. – Не больше, обещаю. (оба смеются)
К. – А кстати, ранение охотится тебе уж не мешает? И поберегся бы еще немного.
н. – Да что ты! Вот смотри!
 Николай вскакивает. Катерина испуганно вскрикивает.
Николай выбегает, слышно ржание, лошадиный перестук копыт, который быстро замолкает.

Вскоре слышно несколько голосов, среди них выделяется командующий Васьки: - Эй, аккуратней! Ах барин, барин! Подпругу бы проверил, зверь ведь злющий!
Заносят трое холопов Николая в гостиную.
Н. – Да ничего, упал я просто, ничего.  (стонет)
К. – Что с ним?
В. – Вскочил на лошадь - на дыбы та. С испугу, что ли, да еще подпругу ей ослабили нарочно. Вот скинула его и я не знаю, помяла ли копытами иль нет. Дай бог бы обошлось. За доктором бегу я.
К. – За доктором, скорее, возьми лошадь!
В. – Бегу, бегу.
                #
Сцена 12.
Врач в спальной с Николаем.
Николай в постеле, тут же жена.
Врач – Голубчик, что же вы! С раненьем вашим - на коне верхом! Что получится может - неизвестно!
Николай – Так сколько времени прошло, зажило почти все.
Врач – Тут слово главное «почти». И неизвестно, что внутри вас. Надеюсь, страшного тут ничего, все вроде цело. Осколки в ране ведь остались?
Николай – Я не знаю.
Врач – Ну вот, тут вся и заковыка. Осколки ежели внутри остались, то что с ними и как - сказать мне трудно. Авось все заживет. Вы поправляйтесь.
Николай – Спасибо. Катя, рассчитайся.
К. – Пойдемте.
Врач и Катерина уходят.
                #
Сцена 13.
Дома в гостиной.
Николай и Катерина сидят в гостиной рядом.
К – Как хорошо, что лучше уж тебе, почти поправился.
Н – Поправился, хотя не до конца.
К – Не все же сразу. Ты раньше и с постели встать не мог, сейчас гуляем вон, спишь крепко по ночам и не кричишь во сне.
Н – Да, уже лучше мне. Поправлюсь я, все будет хорошо, любовь моя.
К – Да. А помнишь ты, отца проведать ездила недавно?
Н – да, и что?
К – Сестра моя, что свадьбу сразу после нас сыграли, сейчас ребенка ждут.
Н – Вот молодцы! Ну ничего, у нас все тоже будет, обещаю!
                #
Сцена 14.
С врачом.
Гостиная дома Николая. Николай одевается.
Врач – Ну, батенька, все видно хорошо, все зажило, я вижу .
Н – Все да не все.
В – А что вас беспокоит?
Н – Пообещаете, что никому про это не сболтнете?
В – Жене что, тоже?
Н – Ей - особо!
В – Странно. она же вас так любит. А кстати, где она?
Н – И я ее люблю. К отцу отправил – попроведать. Вопрос столь деликатный, что не хотел доверить даже вам. Так обещаете?
В – Конечно, обещаю.
Н – В постели ничего я не могу с женой.
В – Вот как! Подробности какие?
Н – Какие тут подробности, а, доктор? Как ляжем ночью рядом, меня она обнимет, так горяча, прижмется, поцелует, а я как каменный - ничто не шелохнется. И пролежу полночи, будто сплю. И сам измучился и всю ее измучил.
В – давно ли это с вами?
Н – Как с лошади упал - так, видно, началось. Сначала не до этого мне было, потом дошло, что что-то не в порядке.
В – А раньше то как с этим обстояло?
Н – А раньше поутру все вместе с солнышком вставало.
В – Ну что ж, давайте-ка с простых мы методов начнем.
Н – Не шпанские ли мушки, черти их дери?
В – Вы пробовали что-то?
Н – все, что аптекари столичные мне могут предложить, уже испробовал. Мой интерес - в причине разобраться. Чтоб исправить.
В – Причина? Что ж, в падении, возможно, а может и осколки что задели и повредили при паденьи, так бывает. Внутрь заглянуть - узнать, в чем дело, не представляется возможным. Все - воля божья, глядишь, исправится все.
Н – Ну дай то бог. Так вы по делу ничего сказать мне не способны?
В – Нет. И вряд ли сможет кто-то. Ведь Внутрь заглядывать в живого пациента не научились мы еще. Так что - прогулки, отдых и еда. Без злоупотреблений! молитвы, ну иль, тут Гиппократ простит меня,  любителям экзотики – тем бабки с заговором.
Н – Да пробовал уже, дрянь все это, бестолку.
В – Все - воля божья, на воды можно съездить, сменить, так скажем, обстановку.
Н – Спасибо, доктор.
                #
Сцена 15
Комната Васьки. Васька и Катя.
В - Что, Катя. Невеселой ты выглядишь уже который день. Хоть Николай поправился и зажило раненье, но вы невеселы. На воды съездили и все должно быть ладно.
К - Должно быть, но неладно. И посоветоваться не с кем. Что делать - я не знаю. Духовник лишь одно твердит: крепись, молись, смирись и мужа почитай. И ближе, чем тебя мне не найти здесь друга, чтоб Колю знал и мог помочь советом иль рассказать, что знает. И хоть холоп ты, мне не ровня, но Колю с детства нянчил, верность проявлял не раз, а потому могу я смело на равных говорить с тобою.
В - Что ж случилось?
К - Уж очень холоден он стал. Спать часто стали в разных спальнях. А ночью сторониться стал меня.
В - Поговорила б с ним.
К - Я разговор тот не могу начать с ним первой, ведь я же женщина, а женщина при муже должна лишь слушаться его и помогать во всем. Люблю его всем сердцем, а эта холодность меня лишает сил.
В - А от меня что хочешь?
К - Может быть ты знаешь, почто он холоден стал, будто неженаты, почто он так со мною?
В - Я того не знаю. Помочь бы рад тебе, да я не знаю чем.
К - Ну что же и на том спасибо.
                #

Сцена 16
Келья священника. Николай в бакенбардах, постаревший.
 Священник выговаривает Николаю:
Св. - Несем мы иногда ответ не только за грехи свои, но и грехи чужие.
Н - Ну ладно я, да может и отец мой грешен, но Катя почему несет расплату? Отец ее причем?
Св - Что знаем мы о прегрешеньях ближних? Тут воля божья так распорядилась.
Н - Воля божья? Так на коня я сам вскочил, причем тут Катя?
Св - За мужа и жена несет ответ. Развод, сам знаешь, невозможен - ты венчался. И пред богом клялся быть вместе до конца. Смирись.
                #
Сцена 17
Кабинет Николая. Бутылка на столе, стакан.

Н - Что делать мне? Испробовал я все. И в чем причина? - нет ответа. Советов тьма. И все пустое. В расстройстве тело и в отчаяньи душа. Жена, чья девственность - мое проклятье, невыполненные обещанья - давит, давит! Хоть удавиться, хоть дьяволу готов продать я душу. Да где его искать? Жена в достатке, но несчастна. Томится Катя птицей в клетке. Ни отпустить ни приласкать. При муже вроде - как вдова. А хочется тепла и лада и в доме детский громкий смех, как видно отозвался грех, что совершил давно с другою. Увижу ль я теперь когда жены счастливые глаза? Ах, Катя, рана роковая, моя горячность - бездны мрак. Скрывать и дальше, что случилось, копить обиды - все не так. Я виноват в том что случилось, как исправлять - не знаю как. И эта мука, как медуза беззубо гложет весь наш брак. Жена при муже, но несчастна. Глаза - и в них вопрос, вопрос...Напиться ль с горя с Васькой! Васька!
Появляется Васька. Н показывает на пустые стаканы, приказывая жестом разлить горькую.
В - Вы б барин, не усердствовали с горькой. Лишь утро только, вы же уже пьете.
Н – Молчи, что понимаешь ты. С духовником общался - все пустое. Ни успокоить ни помочь...
Поднимает стакан.
В – Угу. Ну вот опять. На воды ездили, к врачу опять недавно, неужто вам они такое ре-ко-мен-до-вали?
Н – Врачи все эти, воды –  одно все, бестолковое занятье.
В – А-а, а горькую с утра до ночи пить – толковое занятье? Вон сколько уж как без просыху пьете. Вот Катерина ваша, небось уж и не знает, как трезвым вас застать.
Выпивает.
Н – Ах, Катя, Катенька…. Люблю я ее. Пей.
В – Да если любите, зачем с бутылкой да со мной вы больше времени проводите, чем с ней?
Н  - Что понимаешь ты! У самого-то не было семьи.
В – То так. Семьи создать не мог.  То батюшке прислуживал, то вас я помогал растить.
Н – Да, это так, я помню. И на охоту вместе сколько раз ходили, как батюшка был занят.
В – Да. Не было семьи. Детишек бы вам надо с Катериной!
Н – Молчи уж, Васька. И развестись нельзя и … ничего я не могу придумать.
В – Что значит развестись? Так не по-божески, пусть даже разлюбили.
Н – Да ты уймись уж, я люблю ее, люблю. Больше себя люблю. Да толку что? Уж ты молчи. Давай мы лучше выпьем. И споем.
Выпивают.
В – Степь да степь кругом, путь далек лежит, в той степи глухой замерзал ямщик….
Вместе поют песню и доходят до строчек «а жене скажи, пусть не печалится и весной с другим обвенчается»  и Николай встрепенувшись:
Н – С другим, тут мысль…. Мне кажется, нашел я выход. А заложи ка ты карету мне, да побыстрей, милейший.
В – Вот то - другое дело! Проветриться – хорошенькое дело. Вон ты как, барин, ожил!
Н – Ты к нашему приезду приготовься, приеду не один, застолье чтоб готово было, и Катеньке скажи, я не один приеду. Да, и бутылочку в карету положи, чтобы не сохло в горле. Пойду оденусь.
Николай уходит.
В – Как, как помочь ему? Чем я могу помочь?
В – Эй, Прохор, заложи карету, наш барин в город едет.
Издалека голос Прохора: - Бегу.
В – Я ведь люблю его. Он же как …. сын мой. Я ведь вначале считай один растил его. Сначала барину не надо это было, потом подрос - на мать похожий, тогда уж... Такой живой, красивый вырос, жену под стать себе нашел – красавицу. И тут такой конфуз. Что, что могу я сделать? Вот видит бог, я б все отдал, чтобы помочь ему.
                #
Сцена 18.
С другом Сергеем в кабинете и слуга.
 Слуга разливает из графина по рюмкам.
С – Сто лет сто зим! Как рад тебя я видеть!
Н – Прости, без приглашенья.
Выпивают.
С – Так я же приглашал тебя - в любое время дня иль ночи. Тебе всегда я рад! Рассказывай, как жизнь семейная, поместье?
Н – Да потихоньку. Как ты, не женился? Иль все пока не выберешь?
С – Да столько благородных дам вокруг, готовых осчастливить, что и не знаю, на ком остановить свой выбор.
Н – Так может сам ты не торопишься?
С – Да, а куда мне торопиться? Жених я видный – вот нагуляюсь, там глядишь - женюсь.
Н – А переспеешь? как вино в бутылке – за много лет ведь в уксус превратишься.
Выпивают.
С – Какой ты пессимист стал, брат! На водах да в поместье так успел закиснуть? С вином меня сравни! Да с молодым, игристым! Вот старики, на молодухах поженившись, те и правда, уж ни на что не годные бывают, и в уксус превратились. А мы с тобой лишь только из вина младого во что другое превращаться стали! Ах, жаль, женился ты так рано!
Н – Так настоял отец.
С – Да, против отцовской воли не всегда пойдешь. Ну, царствие небесное ему.
Выпивают.
Н – Ты стариков упомянул, что на молоденьких женились. А как же молодые то живут со стариками? Те ведь уж не всегда и в силах то бывают! Ведь есть же кто им в этом деле, ну...так сказать,  помочь берется.
С – Да, все по-разному бывает. Я вот с одной встречался – ох, красива, горяча была,  как тот старик справлялся с ней - не знаю, – куда хотела, ехала, гуляла с кем хотела, он ей и слова поперек не мог сказать, вот прямо – в юбке черт.
Н – Вот как, а я не знал, что ты не промах тоже, когда возможность есть, с женой чужою погулять.
Выпивают.
С – А почему ты, думаешь, еще я не женился – пока и погулять могу, а там посмотрим. Эх, жаль, женился ты так рано, вдвоем бы мы гульнули!
Н – Слушай, так получается, что старики то в курсе, что жены их гуляют?
С – Ну конечно. Хоть сами от себя скрывать пытаются, без толку. Они ведь понимали, на что шли, когда женились. Хотя, бывает, от любви большой глаза на это дело закрывают. Так тоже, брат, бывает. И вот я думаю, что ежели до старости гулять так буду, то стариком женившись по любви, я даже, брат, не знаю, что и будет.
Выпивают.
Н – Так ты женись скорей.
С – Так ведь не нагулялся я еще! Да и любовь свою не встретил.
Н – А ты искал?
С – Нет, занят был. Да что мы обо мне все время? Ты то как? Как Катенька любезная твоя? Как на крестины позовешь?
Н – Тут, сложности есть, брат…
С – Так если что, я может, чем помочь могу?
Н – Ну, может быть и сможешь, я, правда, про тебя как-то не думал. Давай ка выпьем.
Выпивают.
Н – Слугу, брат, отошли.
С – Любезнейший, пошел вон! Ну-с?
Н – Такая сложность, что и … Обещай, что чем бы разговор ни завершился, но эта часть останется меж нами. Хорошо?
С – Даю я слово.
Н – Ну и хорошо. Такая сложность, что ничего я не могу при молодой жене, как тот старик.
С – Ух как!
Н – После паденья странность эта началась и никуда не исчезает и вряд ли уж исчезнет. А Катенька… переживает, но, конечно, мы с ней об этом так ни разу не поговорили… бывает, что прижмется ко мне ночью, обнимет, горяча, а я как каменный. Ничто …. не чувствую, ничто не шевельнется.
С – Так может ты ее не любишь? И с другой попробовать бы надо?
Н – Люблю. И пробовать не собираюсь.
С – И в чем же помощь то тебе моя нужна?
Н – Давай еще мы выпьем.
Выпивают.
Н – Хочу, чтоб как со стариком тем…. хочу, чтоб Катя, ну хоть раз почувствовала радость соития с мужчиной…и забеременеть ведь может…
С – Я хоть и пьян, но понимаешь ты, что просишь?
Н – Понимаю. Мы можем сделать так: поедем-ка сейчас ко мне в именье, я там распорядился ждать к обеду. И если... ты Кате симпатичен, я сам это увижу, махну в город, а там - что будет. Ты волен отказаться в любой момент, еще я что-нибудь придумаю. Ну и потом, кто лучше тайну сохранит, чем ты? Так едем?
С – Едем.

                #
Сцена 19.
Застолье в имении Николая
За столом в гостиной Сергей за гитарой поет «Очи страстные», Катерина внимательно его слушает.
Н – Давай еще мы выпьем, и ты уж, Катя, с нами.
Н – А оставайся, брат, и завтра на охоту сходим, куропаток постреляем. Я уж распорядился и ружья, и пистоли приготовить, а заодно и по мишеням постреляем, чтоб вспомнила рука и глаз, как то бывает.
С - За тебя, брат!

Сергей поет романс, Николай быстро выходит и быстро возвращается с бумагами в руке.
Н – Мне, Катя, в город нужно срочно съездить, по закладной просрочка вышла, сейчас вспомнил. Вы посидите. Сергей, я в город и обратно, постараюсь быстро, но...бюрократия! а вы пока романсы попоете иль вон – Сергей оружие проверит, ведь на охоту завтра.
Целует в лоб жену, жмет руку Сергею, подходит к Василию.
Н – Молчи и слушай. Слуг всех удалишь, чтоб не мешались. Сам в комнату ты дальнюю запрись, сиди там тихо. Все, иди и делай.
                #
Сцена 20.
В кабаке.
За столом сидит Николай, опустив голову, с рюмкой в руке.
Н – Эй, ещё водки, половой! …..Эх, что ж  я делаю, что делаю! Вот этими руками. Сам и исправлю, может быть успею.
                #
Сцена 21.
Стрельба по мишеням.
Сергей и Катерина, подвыпившие, рядом на столике оружие.
С – Сейчас проверим, как рука, все ль помнит.
Катерина закладывает уши руками. С. целится и стреляет.
С – Нет, не забыла. Точно в цель.
С – А не хотите ль, Катенька, на пробу?
К – Давно хочу, да Николя никак не разрешает.
С – Ну я не Николя. Во всех смысла*х. Так что берите, помогу вам.
Пристраивается к Катерине.
С – Таак, цельтесь, цельтесь, держите ровно…
Выстрел. Катерина падает без чувств. Сергей подхватывает ее.
С – Что ж такое!

Расстегивает верх платья, машет рукой, затем берет на руки и несет в спальню дома.
Н. подбегает к приоткрытой двери спальни, видит Сергея со своей женой, он низко склонился над ней, она лежит в постели.
Н. – Я опоздал. Все кончено. Себя я сам предал и друга и жену. Исправлю тоже сам.
Врывается в комнату, где Сергей положил жену, низко склонившись над ней и, не удержавшись, поцеловал ее. На столе ружья, пистолеты. Николай хватает первый и тут же стреляет. Раненый Сергей встает. На груди растекается кровь.
С. – За что? Я ведь хотел…
Николай стреляет еще раз. Сергей падает.
Н. –…хотел и сделал то, о чем я сам тебя просил.
От первого выстрела очнулась жена, подняла голову, и, вскрикнув, вскочила от второго.
К. – Николя!
Н. – Молчи(махнув на нее пистолетом).
Н. – Я обесчестил и тебя, любовь моя, себя и .... Прости меня, я все исправлю.
Берет другой пистолет, стреляет наповал в жену. Вбегает Василий.
В – Стреляли в доме…
Н. – Помоги…. Туда.
Подбегает к Сергею и с Василием тащит его от кровати на место, где сам стоял.
Н - Бери, тащи.
В. – Ну что ж, ты, барин, натворили?!
Н. – Молчи и слушай. Жизни нет мне. Их жизни я лишил, мне бог судья. Но застрелюсь сам, тут судейские решат, что их убил я из-за ревности - позор-то! Потом и сам себя лишил я жизни... И тут меня, войны героя, похоронить нельзя будет с отцом и родом нашим! В тюрьму ж я не пойду, да ты и сам то знаешь.  Бери пистоль. В плечо мне выстрел первый. Второй лишь в сердце. Только так. Судейским скажешь: что друг ко мне приехал, на охоту, поссорились они и, видно, друг стрелял в меня, попал в жену, потом мы ранили друг друга, а затем убили. В столе возьмешь бумаги, там вольная тебе давно лежит, решай, что с нею делать. И деньги возьмешь тоже, нас рядом похоронишь.
 (становится рядом с женой)
Н - Ну что ж, стреляй! …. Ты ж вырастил меня, ты ж как отец, ты знаешь, мне нет пути иного. Посмотри на них, их смерть - моих рук дело! Помоги мне! Ты знаешь ведь, как я ее любил. Возврата нет мне! Помоги же!!!
В несколько раз поднимает и опускает дрожащий в руках пистоль.
В - Не так мечтал помочь тебе, но... Ты... графский сын и лучше будет тебе от пули умереть достойно, чем в висилицы липкие попасть объятья.

Свет гаснет. Раздаются два выстрела.

Выходит Петрушка, выкатывая большое колесо: - Так в чем мораль? Мораль? Вы влезьте в шкуру каждого героя. Найдете ль вы решение разумней, чем то, что предложил герой? Тогда поговорим и о морали.
Занавес.


Рецензии