Повороты судьбы

                Добрым словом вас не вспомнит правнук
                Над могилой голову склонивши,
                Сколько вас поверивших в неправду
                Под её знамёнами служивших.
                Ни надгробья, ни куста, ни дерева
                Все бугры позаросли с годами.
                Только ветер бродит, как потерянный,
                Только рыщет оторопь над вами.      

                В.Сидоров

     Старшее поколение новомосковцев наверняка помнит то тяжёлое, послевоенное время, когда на восстановлении промышленных предприятий, железнодорожных веток, строительстве жилых домов трудились военнопленные великого рейха, пытавшиеся завоевать весь мир.
     Вот теперь, я, сын участника Великой Отечественной, кадровый офицер, стою на заросшей кустарником возвышенности, размытой ручьями, разрытой вандалами, затоптанной пасущимися лошадьми и коровами. Возвышенности, на которой похоронены немецкие военнопленные, нашедшие последний приют своей тяжёлой, обманутой и грешной душе в русской земле. А ведь у них были тоже отцы и матери, братья и сёстры, жёны, любимые и дети. Где они теперь?
     И только каждый год в начале мая сюда приезжают две старые седые немецкие женщины, привозя с собой частичку любви, несбывшуюся мечту и далёкую память, ставят своими руками крест, украшая его венком из растущих вокруг незабудок. А после их отъезда кто-то, тут же ломает всё это.
     И мне невольно вспомнилась судьба Ивана Дмитриевича Кондрашова.
     В годы той страшной войны он потерял отца и двух старших братьев, мальчишкой сбежал на фронт, чтобы мстить за близких. А после войны судьба снова его свела с теми, с кем он вёл "разговор" на передовой через прорезь прицела.
     Приехав из далёкой калужской деревни в Сталиногорск, он 16 летним парнишкой спустился в забой, чтобы обеспечивать мать и двух сестёр, ведь только там заработки по тем временам были неплохие. Ваня никак не мог предположить, что на шахте №28 находится лагерь немецких военнопленных и что ему придётся работать с ними в одной бригаде. Но что поделаешь-обстоятельства иногда складываются вопреки нашим желаниям. И он, прошедший горнило войны, случалось не мог сдержать себя. Дело доходило до кулаков, всё ему казалось, что он на фронте и что перед ним враг.
     Но что такое шахта? Это каждодневный, изнуряющий, коллективный труд, а за ним забывались и самые кровные обиды.
     Случилось так, что в одну из ночных смен, после отпала, то есть подрыва пласта угля, кровля(крепление) рухнула, а под ней оказался навальщик(так называлась профессия) Ваня Кондрашов. Как сказали бы шахтёры, его просто завалило.
     Сколько прошло времени и что произошло, он не помнил. Только, когда пришёл в себя, увидел над собой, грязные, потные, но радостные лица, да услышал слова с немецким акцентом:"Живой!Живой!". Это немцы, враги, перелопатив тонны породы, откопали и спасли его.
     После случившегося что-то произошло, что-то надломилось в молодом, несформировавшемся характере Ивана.Он стал задумчив, серьёзен не по годам, стал делиться с пленными скудным "тормозком" (а он у него состоял из хлеба и кусочка сала) и табаком, курить-то он стал очень рано.И немцы тоже изменились: стали разговаривать с ним, доверять сокровенное, показывая фотографии своих близких, ругать Гитлера, строить планы на будущее.
     Режим в лагере был нестрогий, самых надёжных отпускали в город на базар, в парк. Большую помощь оказывал международный красный крест, только переписка была ограничена. Жители посёлка ходили в лагерь на концерты художественной самодеятельности, просмотры кинофильмов. Передовиков производства всегда встречали у ствола шахты с оркестром, который состоял из военнопленных. Да разве могло быть иначе, если победители и побеждённые трудились в одних бригадах.
     В лагере была группа раненных и больных, которые выращивали редис, лук, морковь, капусту, картофель, занимались благоустройством территории. Как и в посёлке, в лагере за колючей проволокой болели и умирали люди, хоронил их безногий немец, которого все звали полковником, на том самом бугре, где десятки лет спустя, стоял я.
     В начале пятидесятых лагерь был расформирован, большая часть военнопленных отправлена была в Германию, а другая-отбывать наказание в Сибирь. Провожать отъезжающих на родину пришли многие жители посёлка, среди них был и Ваня Кондрашов.
     Прошли годы, Ваня стал Иваном Дмитриевичем, занимал руководящие должности, воспитал троих детей, дождался внуков и всю свою жизнь с благодарностью вспоминал тех военнопленных немцев, которые когда-то спасли его.


Рецензии
Лёша, нашёл тебя и в прозе, ибо иногда вспоминаю, что начинал в Ирпене в конце командировки "Мысли вслух". Работаю над повестью "Офицеры", сегодня и о тебе несколько строк написал. По Каменцу...Когда ты уехал в Москву? Хочу восстановить хронологию. Может быть сможем встретиться?
Вчера только был в ЦДРА на Суворовской,2. Начальник ВХС писателей-почётный гражданин Ряжска. Более полная информация на сайте ВХСП МО РФ. Там и меня можешь обнаружить.

Вячеслав Серов   11.05.2017 14:10     Заявить о нарушении