Коммунизм как религия

                КОММУНИЗМ КАК РЕЛИГИЯ

  Идея о том, что коммунистическая идеология имеет черты
 сходства с традиционными религиями, не нова. До "перестройки"
 эту мысль часто высказывали в православных кругах, была она
 популярна в эмигрантской среде, писал об этом и Бердяев.
  Аналогий можно привести сколько угодно: в христианстве - святая троица (Бог дух святой, Бог отец, Бог сын), в коммунизме - объективные законы Истории (Бог дух святой), Маркс (Бог отец), Ленин (Бог сын); двенадцать апостолов в ххристианстве - и двенадцать членов ленинского ЦК, принимавших решение о вооруженном восстании в Октябре 1917 года; Иуда, предавший Учителя - это Сталин или Троцкий (в зависимости от варианта).  У коммунизма, как и у христианства, есть свои пророки,подвижники и мученики за веру: это  Томас Мор и Томазо Компанелла, это герои Парижской Коммуны, это супруги Лафарг и супруги Розенберг это Камо, Сергей Лазо и Павка Корчагин (читай - Николай Островский), это Зоя Космодемьянская и Олег Кошевой, это Че Гевара и Андреас Бадер, это Стаханов и Гагарин, а теперь еще - Костя Калинин и Наташа Петухова.
  И еще одним доказательством религиозного характера коммунистической идеологии является, как ни странно, ее агрессивно-атеистический характер. Научный атеизм просвещает, разъясняет, спорит, но не преследует и не высмеивает. У нас же атеистическая пропаганда носила характер именно щельмования: и в 20-е, и в 60-е годы в ходу были обидные карикатуры и другие приемы высмеивания символов религиозной веры и верующих. Я не говорю уже о прямом преследовании верующих, даже в тех случаях, когда это ни в коей мере не диктовалось революционной необходимостью. Однообразно-начетнический характер атеистической пропаганды также свидетельствует не только
 о забюрократизованности дела атеистического воспитания, но и
 о религиозном восприятии атеизма некоторыми коммунистами.
Агрессивная нетерпимость к другим религиозным течениям бывает  характерна именно для религии. На определенных этапах это было (а, возможно, еще будет) свойственно всем великим мировым религиям: христианству, исламу, иудаизму. А разве идейные конфликты внутри коммунизма, при которых "ближайшие" противники ненавидят друг друга  иной раз больше, чем прямых классовых врагов, не носят характер также и религиозного, а не только идейно-теоретического спора?
      Означает ли это, что коммунистическая идеология несет в себе  черты религии? Да, несмотря на то, что категорически это отрицает, называет себя единственным научным мировоззрением, базируется на  данных науки и действительно использует научные подходы при формировании своих теоретических положений. Означает ли это, что коммунистическое МИРОВОЗЗРЕНИЕ является религией? НЕТ, потому что все сказанное выше относится к коммунистической ИДЕОЛОГИИ в интерпретации массового сознания, партийных и государственных структур 19-20 веков. Коммунизм же, наряду с идеологией, включает и другую  составляющую - МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ СИСТЕМУ, и вот эта составляющая коммунизма несет в себе все черты научного
 подхода, хотя и находящегося на ранней (первичное обобщение и
 словесно-логическая доказательная система без математического
 аппарата), второй после чисто описательной, ступени развития науки.
 Математический аппарат у марксизма появится, в этом нет сомнения. Я лично был знаком с человеком, который  лет 15 назад предпринял попытку описания общественных процессов в виде системы из десятка уравнений в частных производных на основе марксистского подхода.
 Кризис, в котором марксизм находится ныне, это не гибель, а преддверие перехода в новое, более высокое качество, и в 21 веке на основе марксистско-ленинского подхода будет создана современная, подлинно научная теория развития общества.
      Я утверждаю, что для коммунистического мировоззрения характерен НАУЧНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ДУАЛИЗМ, то есть, коммунизм несет в себе черты как науки, так и религии, подобно тому, как свет обладает свойствами как волны, так и частицы. Это значит, что коммунизм как мировоззренческое течение подчиняется законам как науки, так и религии, и для понимания его роли и исторической судьбы могут быть использованы известные исторические аналогии как из истории религии, так и  из истории науки.
      Какие из этого следуют выводы?
      Первое. Обвинения в какой-то особой жестокости и кровожадности, звучащие в адрес коммунизма со стороны религиозных "гуманистов",  являются лицемерием, потому что и под зеленым знаменем ислама, и под знаком креста крови было пролито ничуть не меньше, чем под красным знаменем коммунизма.
      Второе. Не надо защищать коммунизм с позиций христианства!
 Нам такие адвокаты не нужны! Коммунизм не имеет христианских,
 корней, хотя точки соприкосновения и черты сходства
 могут быть. Коммунизм как мировоззренческая система возник на
 своей собственной основе, и как религия, и как наука. А что до
 сходства этических установок коммунистов и первохристиан - то в этом нет ничего удивительного: коммунизм вобрал в себя все лучшее, нравственное и гуманное, что было создано до него, в том числе и  этические установки раннего христианства.
      Третье. Переименование улиц и городов, линчевание памятников и мавзолеев, теле- и радиоанафемы способны лишь укрепить коммунистов в их вере, подобно тому, как гонения в свое время укрепили первохристиан. Как писал Иван Ефремов, память о своих оскверненных святынях вдохновляет на борьбу с врагом больше, чем сами эти святыни.
      И пора прекратить споры о том, в соответствие или не в соответствие с христианскими канонами похоронен Ленин. Ленин похоронен по канонам коммунистической веры, и любое его перезахоронение, христианское или не христианское, мы, люди Красной веры, однозначно воспримем как кощунство, как глумление классового врага над нашей главной святыней, и когда у нас появятся силы, будем мстить за это так жестоко, как только сможем. А как умеют мстить большевики - вы знаете.
      Четвертое. Хоронить коммунизм преждевременно. Великая мировая религия, под знаменем которой совсем недавно шло полпланеты, не может исчезнуть одномоментно. Христианство в течение первых  столетий своего существования не раз то становилось официальной государственной идеологией, то объявлялось "преступным бредом" и сжималось до дюжины фанатиков, тайно встречавшихся в заброшенных катакомбах. Подобного рода "катакомбный период" не раз проходил и еще не раз пройдет коммунизм, и, несмотря на это, у него - великое
 будущее. Коммунизм существует всего полтора столетия, а для великой мировой религии это не срок.
      Коммунизм как наука тем более бессмертен.
      Марксистско-ленинский подход - это не просто социальная теория, это целостная мировоззренческая система, наиболее адекватная из всех существующих. Это значит, что каждому, кто захочет на научной основе понять процессы, происходящие в обществе, эти идеи будут приходить  в голову вне зависимости от наличия или отсутствия в стране  коммунистической партии и вне зависимости от отношения к коммунизму  СМИ и широких слоев обывателей.
      Можно запретить компартии и вообще всякую коммунистическую пропаганду, можно довести ненависть обывателей к коммунизму до всеобщей истерии, можно перестрелять всех, кто выскажет хотя бы сочувствие к коммунизму и всему, что с ним связано, можно сжечь всю марксистскую литературу, но коммунизм в разуме и сердцах людей все равно будет возрождаться вновь, вновь и вновь, даже если в какой-то момент на Земле не останется НИ ОДНОГО человека, который назвал бы себя коммунистом.
      Пока есть наука - будут попытки применить диалектико-материалистический, а, значит, марксистский метод для познания общественных процессов и для преобразования  общества на основе справедливости и гуманизма. И пока есть бедные и богатые, бедные всегда будут мечтать о равенстве. Соединение этих двух тенденций (соединение научного социализма с рабочим движением) будет порождать коммунистическое движение вновь и вновь. Тем более, что капитализм - строй по природе своей тупиковый,
 ведущий человечество к гибели, и осознанание этого рано или поздно приведет людей к пониманию того, что только в коммунизме - спасение  Человечества.
      
                Столбун С.В.     январь 2001 г.


Рецензии
вообще-то вера в Бога подразумевает наличие метафизики.

коммунизм же отрицает метафизику. Впрочем, Маркс не был атеистом... он был сатанистом.



Мария Березина   27.03.2020 18:47     Заявить о нарушении
Ну, если так рассуждать, я боюсь, разговор придется закончить.

Сергей Столбун   27.03.2020 18:50   Заявить о нарушении
Пожалуйста. Но неужели Вы незнакомы с биографией Маркса?

Мария Березина   28.03.2020 11:23   Заявить о нарушении
Каждый раз, когда я разговариваю с верующими в бога людьми - одна и та же картина.

Сначала мне кажется, что мой оппонент готов к честной и уважительной дискуссии. И какое-то время диалог идет нормально. Но потом, можно сказать, на ровном месте, терпение и терпимость изменяет моим оппонентам, и я слышу брань и плевки в душу.

Верующие всегда воспринимают в штыки любое кощунство по отношению к своим святыням, и я их в этом понимаю. Но сами при этом без тени смущения позволяют себе кощунствовать над чужими святынями. Двойные стандарты для вас характерны не меньше, чем для либералов. Я прихожу к выводу, что многое из того, что говорила о религии советская пропаганда, соответсвует действительности, по крайней мере, в некоторых случаях.

Всякая религия начинается с призывов в терпимости, прощению и гуманизму, а заканчивается погромами "неверных" и кострами инквизиции.

В общем, я понял, что мы с Вами никогда не достигнем взаимопонимания, максимум, что возможно - это просто мириться с существованием друг друга. Можем быть ситуационными временными союзниками против общего врага (пинды), но это тоже под вопросом.

У меня нет своего "черного списка", но есть категория людей, на чьи замечания я просто перестаю отвечать. Последнее, что я могу Вам сказать по теме, это "Письмо Ардову", опубликованное на "Прозе..."

Сергей Столбун   28.03.2020 22:51   Заявить о нарушении
А я всякий раз удивляюсь плохой информрованности и недалекости атеистов. Ну нельзя же на веру воспринимать все, что вам внушают. Авдург обманут7 Им выгодно.
Знамениты "Молот ведьм", вследствие которого все уже несколько сотен лет орут о злодействах церкви вообще и инквизиции в частности был написан психически неуравновешенным человеком, которого выгнали из инквизиции, отменив все его приговоры и отпустив всех подозреваемых. Он уехал в Женеву где под крылом Кальвина написал эту бредовую книгу. Причем везде он пишет именно от себя.

Живьем людей не сжигали.Это пропаганда. Казнимого ставили на кучку дров, привязывали, затем палач душил его и тело сжигали.Современным людям непонятно, что здесь ужасного. но для христианина сжигание тела вместо христианского погребения - вещь чудовищная.

МАркс действительно считал, что сатана хороший и ему поклонялся. Вы это приняли за обиду, но почему? Для Вас-то это все равно сказки. а вот для Маркса нет. И результат - его дети покончили с собой. Это так часто бывает.
Он писал так
Так Бог вырвал из меня всё моё
В проклятии и мучении судьбы
Все миры Его невозвратимо исчезли!
Мне не осталось ничего, кроме мести!

Я высоко воздвигну мой престол,
Холодной и ужасной будет его вершина.
Основание его — суеверная дрожь,
Церемониймейстер — сама чёрная агония.

Кто посмотрит здоровым взором,
Отвернётся, смертельно побледнев и онемев,
Схваченный слепой и холодной смертностью,
Да приготовит его радость себе могилу.

Ибо он отбивает время и даёт знамения.
Всё смелее и смелее я играю танец смерти.
И они тоже: Оуланем, Оуланем!
Это имя звучит, как смерть.

Звучит, пока не замрёт в жалких корчах.
Стой! Теперь я понял.
Оно поднимается из моей души
Ясное, как воздух, прочное, как мои кости…

И всё же тебя, олицетворённое человечество,
Силою моих могучих рук
Я могу схватить и раздавить
с яростной силой
В то время как бездна сияет предо
мной и тобой в темноте,
Ты провалишься в неё, и я последую за тобой

Смеясь и шепча на ухо:
«Спускайся со мною, мой друг!»…
Адские испарения поднимаются
и наполняют мой мозг,
Пока не сойду с ума
и моё сердце в корне не переменится.
Видишь этот меч?

Князь тьмы продал его мне.
Мир должен быть разрушен с проклятиями.
Я сдавлю руками его упрямое бытие.
И, обнимая меня,
он должен безмолвно угаснуть
И затем вниз- погрузиться в ничто,
Совершенно исчезнуть,
не быть, — вот это была бы жизнь…
Слова, которые я учу,
смешались в дьявольскую смесь.

Так что каждый может думать,
что ему угодно!
С презреньем я швырну мою перчатку
Прямо в лицо миру.

И увижу падение пигмея – гиганта,
Которое охладит мою ненависть.
Тогда богоподобный и победоносный
я буду бродить
По руинам мира,
И вливая в мои слова могучую силу,
Я почувствую себя равным Творцу.

Я утратил небо
И прекрасно знаю это.
Моя душа, некогда верная Богу,
Предопределена теперь для ада.

Мне не осталось ничего, кроме мести,
Я высоко воздвигну мой престол,
Холодной и ужасной будет его вершина,
Основание его — суеверная дрожь.

Церемониймейстер! Самая чёрная агония!
Кто посмотрит здравым взором —
Отвернётся, смертельно побледнев и онемев,
Охваченный слепой и холодной смертью.

Всё сильнее и смелее я играю танец смерти,
И он тоже, Оуланем, Оуланем
Это имя звучит как смерть.

Звучит, пока не замрёт в жалких корчах.
Скоро я прижму вечность к моей груди
И диким воплем изреку проклятие всему человечеству.
Мои стихи, необузданные и дерзновенные,
Да вознесутся к тебе о, сатана, царь пира.

Прочь с твоим краплением, священник,
И твоим заунывным пением.
Ибо никогда о, священник,
Сатана не будет стоять за тобой.

Твоё дыхание о, сатана,
Вдохновляет мои стихи;
Твоя молния потрясает умы.
Сатана милостив;

Подобно урагану,
С распростёртыми крыльями он проносится.
О, народы! О, великий сатана!

Мария Березина   28.03.2020 23:41   Заявить о нарушении
Я верю только в те документы и факты, в которые верю. Все остальное считаю ложью и фальсификацией. Не нравится - считайте меня фанатиком.

Я тоже мог бы "доказать с фактами и документами", что Иисус из Назарета был негодяем и авантюристом, но не собираюсь этого делать.

В общем, мы с вами враги. Разговор окончен.

Сергей Столбун   29.03.2020 18:08   Заявить о нарушении
Я с глупенькими не враждую.

Мария Березина   29.03.2020 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.