Золотое Руно-4часть-Язык Огня

(продолжение... Начало см.: Минойская цивилизация, Греческие Боги говорили на тюркском, Стоунхендж строили киргизы, Золотое руно 1,2,3 части)            

            ЯЗЫК ОГНЯ

Здесь, наконец, необходимо обратить внимание последующих исследователей на своеобразный “ключ” к прочтению тюркских изображений, орнаментов на коврах, палеолитических петроглифов  и т.д. и т.п.
Для правильного и более полного прочтения семантики тюркских изображений необходимо кроме основного изображения обязательно присматриваться  к  просветам  между  деталями данного изображения. Например, на коврах смотреть в первую очередь не на сам орнамент, а на заполняющее поле между элементами орнамента. Это поле, как правило, окрашено в красный цвет и  наблюдаемые таким образом знаки как бы имитируют причудливые языки пламени, несущие закодированную информацию из далёкой древности. Эту особенность знаковой системы тюрков я назвал “Языком Огня (Света)”. /ОТогонь; АТА предок; АТ лошадь... + ТIЛ язык = АТТIЛI или ТIЛI ОТАНА “язык материнского огня”. Ср. название сакрального языка у ацтеков – ТИЛИТУАНА = ТИЛИ «язык» ТУУ «родить» АНА «мать», т.е. «язык родившей матери»/.

Ещё раз повторю основной довод - почему я считаю тагарскую культуру исконно тюркской. На колоколовидных навершиях тисовой кровати из погребения тагарского вождя фигурки туров выполнены таким образом, что в полукольце замкнутых с линией шеи турьих рогов виден просвет в виде знака сердца (семени) [с.89, Вадецкая, 1981].
В комплексном чтении  -
ТУР ++ УРУК - “семя (сердце) тура” = ТУРУК.
Под мордой в шейном и грудном просвете фигурок туров виден профиль собаки с поднятой вверх мордой -
ИТсобака + УРУКсемя = (И)ТУРУК.
В просвете между ногами у двух фигурок туров виден силуэт ворона (вороны). /Ср. китайский перевод этнонима усун как “дети (потомки) ворона” и свидетельство “Слова о полку Игореве” - “...чёрный ворон, поганый половчанин!”. На светильнике III-IIвв. до н.э. из Алматы (т.е. в древней земле усуней) изображены два волка и два ворона [блок фото между стр. 96-97, Байпаков, 1998].
КАРFАворона ++ ИТсобака = КОРКУТ;
КYЗFЫНворон = КYС КYН “птица-солнце” (крылатое солнце); = (О)FЫЗ КYН“бык(вол)-солнце”; ОГУЗ ХАН.
На бронзовых фигурках оленей из кургана у с.Тесь [рис.16 на с.88, Вадецкая, 1981], изображённых в жертвенной позе, в просветах под рогами оленей (первый контур) и в просветах между сомкнутыми передними и задними ногами и линией живота оленей (второй контур) видны следующие пары изображений (контуров):
1. (фигурка оленя верхняя слева) - “силуэт головы ревущего медведя + силуэт сокола или беркута”;
2. (фигурка оленя верхняя справа) - “нижняя (копытная) часть передней ноги быка + силуэт летящего вниз (пикирующего) гуся или лебедя”;
3. (фигурка оленя, расположенная под первыми двумя) - “знак глаза + силуэт  галки (грача)”;
4. самая нижняя фигурка оленя явной пары изображений в просветах не обнаруживает, вероятно, из-за возможных на ней сколов...
Считаю, что выявленные пары изображений являются тотемными и читаются как -

1. АЮ(медведь) + СYНКАР (сокол) = АУЫЗ УНГIР “рот-пещера”;
     АУ IС (охота-дело), АЙ IЗ (луна-знак)   ОНОГУРОВ;
  АЮ + БYРКIТ (беркут) = АЮ(АЙ, АУ) ПАР КYТ “медведь(луна)                двойной дух” или “двойной дух охоты” - ср.     кипчакскую пару “грустный-весёлый” и две фазы новолуния; АВАР КYТ “блаженный авар”; АВАР КYТЫ -  культурологическое построение, определяющее посуду баночной (бутылочной) формы как посуду, характерную для аваров и пр. пр.

2. ТYЯК (копыто) + КАЗ (гусь) созвучно ТYЯК (копыто) + ОFЫЗ (бык) = ТАЯК (палка; посох) + АК (белый) + ЮЗ (сотня; Жуз) = ТАЙ (племя) + ХАКАС...
ТYЯК (копыто) ++ АККУ (лебедь) = АК КYТ (белый дух, ср. с этнонимом якутов) УАК ; УЫК - см. “земля обетованная”; АЯК (нога) - ср. критское АЯКСЛЕ (могила); YЙКЫ (сон)...
Присутствие якутов на территории древнего Казахстана может подтверждать следующая цитата: “В Акмолинской области под насыпью раскопанного кургана найдено сооружение квадратной формы, сложенное из крупных камней. В нём было 12 лошадинных и 14 бараньих черепов” [с.54, Обельченко, 1990]. Ср. ОН ЕКI АТ (двенадцать лошадей), ОН ТОР(Т) КУН (четырнадцать баранов), где КУН/аргынское/баран с именами божеств якутов - АН ХОТУН (ср. АНАХИТА, т.к. Н=Й) или АН ДАРХАН ХОТУН и АН ДАРХАН ТОЙОН - соответственно, “изначальные важные госпожа и господин”...
Якуты утверждали, что Козы Корпеш и Баян СYлу их национальные герои - соплеменники, и что “у них (у якутов - Т.И.) раньше была высшая культура, была письменность, которую утратили...” [с.17-18, Тынышпаев,1925]. Ср. одну из тамг якутов [приведённую там же...] идентичную с сары-усуньской - (квадрат), которая может иметь название КIРПIШ (Корпеш?) с квадратой формой подкурганного каменного сооружения в приведённом выше отрывке. БАЯН СYЛУ созвучно БАЯН + ЕЖЕЛЕУчитать по буквам, по слогам. Первое слово (БАЯН) может подразумевать понятие “летописное описание” - ср. ОМIРжизнь и ОМIРБАЯН биография; автобиография, а также имя песнотворца Бояна (летописца) из “Слова о полку Игореве”.
 
Обращаю внимание на то, что катакомбные могилы в разрезе напоминают копытную часть передней ноги быка.
КАТАКОМБА = КАДА жердь; кол ; КАДАУ вонзать; втыкать; насаживать + КОМУ 1.закопать 2. захоронить; погребальный ; КОМБЕ I. клад II. не хоронить. Ср. погребальные фигурки животных, как бы насаженных на колья, в погребениях гхасульцев, хаттов, майкопцев, тагарцев, скифов. Последние протыкали колы сквозь туловища удушенных для погребальных целей коней  [Геродот IV, 72].
Кенотафы - захоронения кладов без останков людей были распространены в Балкано-Карпатских культурах медного века (Варна, Аи бунар). Здесь же в захоронениях встречаются погребальные куклы в натуральную величину (ср. КУЫРШАК кукла, КОРIС++ШАК - тот, кто встречается с родными умершего и выражает им соболезнование), глиняные маски (КIР БЕТ букв. “лицо-грязь”, ср. Карпаты) и пр., что впоследствии станет характерным для захоронений катакомбников Северного Причерноморья, сибирских тагарцев, таштыкцев... Ср. также выше связь “неназванной горной страны” с понятиями КАЗЫНАклад;  КАЗ АНА гусыня-мать со световым изображением гуся (гусыни) на жертвенном олене тагарцев.
ВЕТ ТОПЫРАК “лицо+глина” = ГЛИНЯНАЯ МАСКА  созвучно ВЕТ (Ж)АПЫРАК “лицо+лист” - ср. цитату о сибирских масках: “попадались в могилах человечьи головы в натуральную величину, внутри пустые, сделанные из фарфорообразной массы, раскрашенные красными и зелёными листьями” [с.92, Вадецкая 1981].
Вероятно, можно определить в какое время года совершались захоронения из КОМБЕ клад = КОМкопай; хорони ++ ОМБЫсугроб, т.е. захоронения производились зимой, когда легче было по льду таскать, возить камни... [с.84, там же]. Клад рассматривался как обязательный дар предкам - КYМБЕЗ купол /cр. куполовидные навершия в качестве клада/ = КОМзакопай + БАЖпошлина... Не случайно клады сопровождают могилы знати, вероятно, ханов /ср. КYНстоимость и ХАН. Созвучность может подразумевать смысл “стоимость хана”, “вира за смерть хана”/. В Балкано-Карпатских культурах медного века должна была существовать особая прослойка людей, владевших месторождениями руд и занимавших благодаря этому привилегированное положение в обществе. Ср. ХАН и КЕН месторождение (полезных ископаемых); залежь.

3. КОЗ (глаз) ++  YЗАК (галка) = КАЗАХ (в Алматинской области - древней земле усуней распространены названия ОЗЕК, т.е. YЗАК (галка) с  цветовой гаммой - САРЫ ОЗЕК, КОК ОЗЕК... Примечательно, что материалы “камень” и “глина” также находят отражение в названиях - ТАСТЫОЗЕК, КИРОЗЕК...  Ср. мифическое создание пралюдей из глины (Прометей) и из камней (Девкалион и Пира).
КАРАК (/тув/. глаз) + YЗАК  (галка) = КИРГИЗ АК (киргиз белый) созвучно КАРА КАЗАХ (чёрный казах) =  КАРА КYШIК (чёрный щенок) это КАРА ИТ (чёрная собака) = КЕРЕИТ = КРИТ...     Кстати, у алтайцев и древних кереитов известно родоплеменное объединение АЛМАТ. [с.80, Тюркская ономастика, 1984]. Ср. название г.Алматы.
Третий олень (“глаз+галка; грач”) напоминает также сайгу. Цитата (о тагарских курганах): “... Сразу же вспомнилось интересное наблюдение П.С. Палласа: “Меня совершенно уверяли, что в сих могилах находят останки деревянных гробов, в кои мёртвые тела были кладены. Я достал слитые полукруглые пустые пуговки с изображением сайги, которая на четырёх ножках такого ящика была утверждена” [с.89, Вадецкая, 1981, ссылка...]. Ср. в казахском САЙFАК I 1.длинная палка; 2. надгробная доска. II сайгак.
На одной из фигурок туров (верхней слева) в просвете между ногами наблюдается контур птенца. Ср. в тувинском - ТОЛУптенец /ср. объединение теле-эфталитов/ =  КУШ ОГЛУ букв. сын птицы (КСК ИЛУ “великая страна-народ касков) = БАЛАПАН/каз./птенец, что созвучно с названием сокола-балабана. Следовательно, первый олень (“медведь+сокол”) может также относиться к народу КАСАХ.
4. Четвёртый олень напоминает также лося. БYЛАНлось созвучно с этнонимом полян. В просвете его рогов, как будто бы, наблюдаются три сердцевидных контура - YШтри + УРКсемя = конс.СРК, что может подразумевать этноним черкесов /СЕРКЕ выхолощенный (кастрированный) козёл; вожак отары, в свою очередь, навевает ассоциации с племенем тюргешей (кастратов)/, а также СYЙРIК белый корень камыша, тростника = ТАМЫР ШИ корень тростника, что можно понять и как “создатель дружественных связей” (ТАМЫРШЫ), что созвучно ТЕМIРШI 1. кузнец; 2. добытчик железа = ТУМАродственник + ОРIСлоно-пастбище, вероятно, подразумеваются родственники по матери = БОЛЕ двоюродные родственники (только дети родных сестёр) + ШЫ; - аффикс, образующий уменьшительную форму ++ БОЛАШАК разделённые, что в комплексе можно понять как “разделённые (по полу?) в детстве дети родных сестёр” ++ БОЛАШАК будущность = конс. ПЛСК = ПЕЛАСГ = БАЛА САГ “ребёнок собаки” или БАЛА ИТ, что созвучно этнонимам БОЛОТОВ, БАЛТОВ, а также топору-туче, символами которого и являются рассматриваемые фигурки жертвенных оленей...
Считаю, что фигурки оленей могли быть посвящены Великой Матери-Собаке в качестве жертв заместителей за будущее новое рождение, а колоколовидные (куполовидные) навершия Деве Небесной или скифской АРГИМПАСЕ = АРУдева+КYМБЕЗкупол - “владычице кладов” (КОМБЕ клад ++ БАС владычица). /Слово “купол” слышится и в имени славянского Купалы, а также в слове “купель”/.
Призывом к  Деве Небесной и её эпитетом может быть сочетание -
КYРАУсобрать; KYРУсоздать /ср. критское КУРО/; КОРмогила; КОРфонд; резерв + КАЗЫНАклад = КЫРFЫЗ +АНА мать киргизов или ХУРАЙ КЫЗдева   АЙА (т.к. Н=Й); ЭУЕ небо; высь, т.е. Спаси, Дева Небесная! Ср. цитату: “... у хакасов, например, сохранилась память о существовании и сверхестественной силе возгласа “Хурай!” ... Что-то вроде “спаси” то слово”. [с.21, Сагалаев, Октябрьская, 1990].
Т.к. ХУРАЙ созвучно КУРАЙ курай (сухостой), то, вероятно, восклицание “Спаси, Дева Небесная!” может подразумевать -
КУсухостой (о растении) + КЫЗ +АНА = ХАКАС АНА “мать хакасов” или КОК ЖАН “Дух-Душа Неба”, “Небесная Душа”.

Тагарцы и таштыкцы большое внимание уделяли погребальным изделиям из кожи.  СYРIК (из конс. СРК) кожа (мягкая, высшего сорта) = ЕН ТЕРI лучшая кожа = АНТА РУ род антов, ср. также ТАМЫРШЫ “создатель дружественных связей” и фразу - “Мы, хакасы, любим родниться” [с.39, там же].
Конс. СРК может подразумевать этноним сарматского племени СИРАК = ШЫРАК свет; светильник, что может намекать на рисованные образы в контурах-просветах.
Любопытная цитата о тагарских захоронениях: “После сооружения могил вход в ограду закладывали и воздвигали единую пирамидальную насыпь из дёрна” [с.86, Вадецкая, 1981]. КЫРТЫС дёрн созвучно КОРУ ТYС видеть сновидение = конс.КРТС=КРИТ АС(поминание)... Ср. также “видеть сновидение” (КОРУ ТYС) как инверс слов, переходящий в ТЕСIКпросвет ++ КОРУувидеть или ОЙЫК просвет ++ КОРУувидеть = УЙГУР. Этноним уйгуров можно вывести и из этнонима оногуров - ОЙОГУР (т.к. Н=Й). Вероятно, поэтому древние уйгуры тяготели к пещерным святилищам и охотничьей магии.
ТYC КОРУ сновидение увидеть созвучно ТОСЕКпостель + ОРяма, что созвучно этнониму тосков (этрусков) - ТОСК+ЕР “земля, муж этрусков”. Наблюдается несомненная связь тагарских погребальных постелей в ямах со скульптурными изображениями на этруских саркофагах, которые доносят до нас образы этрусков, возлежащих на постелях.
В древнерусской летописи “Ослепление князя Василька Теребовльского” упомянуты конюх князя Святополка по имени Сновид Изечевич и торчин, по имени Беренди, овчарь Святополков. Считаю, что  имя Сновид - русский перевод тюркского КОРТYС (конс. КРТС), которое может переводиться также как ГУРТ++ТАС “волчий камень”; “волчья грудь (ТОС)” - ср. этноним ТОРЧИН = ТОРС++ШИН “грудь (передняя часть) волка”. /Торчин созвучно с ТУРСЕНОЙ, т.е. этруск. Ср. грудь волчицы, которая выкормила и Тюрка, и Ромула с Ремом/.
Считаю, что Сновид Изечевич мог быть антским (т.е. проторуским) жрецом (старейшиной-судьёй), ср. АТ БАFУШЫконюх и АТА БАХСЫ дед-бахсы; АТШЫ I. конюх II. тот, кто даёт имя.
Известно, что конная гвардия киевлян состояла из ЧЁРНЫХ  КЛОБУКОВ. Вероятное тюркское имя Сновида - КАРТУШ напоминает название головного убора - КАРТУЗ, на щитке (козырьке) которого, могли наноситься отличительные знаки-тамги племени, ср. т.н. картуш. Конные воины Сновида, вероятно, составляли и парадный кортеж князя Святослава. /Согласно этимологии имени ГАРД + АС “гвардия асов” - русы называли себя асами (азами),  Сновиду должна была подчиняться конная гвардия. Не случайно, наверное, Сновид назван “конюхом” Святополка/.
Вероятно, чёрные клобуки вместе с торчинами, буртасами, полянами, ульчинами... составляли некогда антский конгломерат. Ср. БУРТАС и ПАРДУС = ПАЛАНлеопард. Ульчин можно понять ещё как Великая Грудь-Волк. Цитата: “Ал-Истахри противопоставляет “государству ислама”... лишь два государства - государство ар-Рум (т.е. Византию и её владения) и государство ас-Син (т.е. Китай) [с.144, Древнейшие государства на территории СССР, 1986]. Вряд ли Ал-Истахри подразумевал под “государством ас-Син” только Китай, ведь исходя из его же слов, приведённых там же, государство ас-Син находилось севернее государства ислама. Скорей всего Ал-Истахри подразумевает религиозную направленность государственных объединений - страна ислама, страна христианства (Византия и пр.) и страна, объединёная некой единой религией (буддизмом?) - (ас-Син).
Ас-СИН можно понять как “поклонение груди волка (волчицы)”, а также как YЙ ШЫН (дом волка) - согласно греческим источникам это могло быть сарматское объединение аsiani (as). Ср. также Ас-Син с Тюркским каганатом, созданным племенем АШИНА.
Согласно свидетельствам арабских авторов [там же...], по крайней мере к середине Хв. распад племенного объединения в.литана (в.линана) было делом далёкого прошлого, а у буртасов не было “главы, который управлял бы ими”, но “в каждой местности есть старейшина (шейх) или два, к которым они обращаются для решения [спорных] дел” [с.142-143, там же].
Вероятно, когда рассыпалась племенная организация под главенством племени улитана (ульчинов), сакральная власть оставалась в руках некоего шамана (двух шаманов). Замечательная цитата для сравнения (о верховной власти у аваров перед их “исчезновением” с арены Истории, якобы, “от моровой язвы”):   “... о хагане уже ничего не сышно. Как высшие сановники в источниках фигурируют некий тудун, один из множества аварских младших начальников, и “князь аваров”, который носил странный титул canizauci, т.е., очевидно, “камшауци” - шаман-пророк. Таким образом, вновь существовала некая диархия, точнее говоря, карикатура на неё, потому что на месте хагана был всего лишь тудун, а югура [сакрального заместителя - Т.И.] замещал какой-то шаман” [с.76-77, Раннефеодальные государства и народности, 1991].
Считаю, что “исчезновение” племенных объединений и переход их в новое качество могло быть обусловлено верованиями “той страны”. Особо обращаю внимание на аварский сакральный титул ХАН ИЗАУЧИ и на родовую принадлежность (фамилию) Сновида - ИЗАЧЕВИЧ. Кстати, одно из имён небезызвестного Гзака - ИЗАЙ...
Тамга рода ИЗАША может определяться из этимологии самого названия рода - IЗ отпечаток АША раздвоенная палка и ИЗА подземные воды + АШоткрой. Подразумеваться может лоза, с помощью которой жрецы находили воду. Именно такая тамга была у Рюрика - прародителя русских князей. Но Рюрик мог быть и духовным прародителем русских князей. Ср. РУ род РУХ дух = РЮРИК и выражение “русский дух”.
Имена - Сновид и Беренди могут относиться к именам нарицательным. В русских сказках упоминается древний царь Берендей (вар. царь “толстого живота”), в Европе известен знаменитый вор Картуш (ср. “огненная трубка” и “моё имя -вор”. Интересно опять сравнение с монетой “орёл” - царь, “решётка - вор). Следовательно, и Сновид и Беренди могли быть некогда царями (каганами), но затем, вероятно, стали духовниками своего АНТА (обычного пахаря?) и передали ему власть. /Об этом событии может повествовать Влесова книга. Ср. пахаря Пржемысла из чешских легенд и обряд утверждения князя у славян-карантанцев. Об антских взаимоотношениях есть намёк и в эпосе Гуругли (Гуругли-Алмамбет)/.
Вероятно, тайная духовная власть ценилась тюрками выше мирской.
Именно как анты князя Святополка, Сновид и Беренди берут на себя карающие функции, т.е. грехи Святополка при его жизни. Согласно “Тибетской книге мёртвых” (из устного сообщения) на том свете душа человека разделяется на души лошади и собаки /ср. “собако-лошадь” - тотем русов из Влесовой книги/. Таким образом, Сновид (конюх)  и Беренди (овчарь) являются как бы духовными двойниками, пастырями души, а, следовательно, и сакральными соправителями князя Святополка. То что буддийские верования могли быть распространены среди русов ещё при их жизни в “земле Пруськой” подтверждает Н.М. Карамзин: “... до самого введения христианской Веры, управлял им (т.е. латам - Пруссия входила в  объединение латов - Т.И.) северный далай-лама, главный судия священник, криве, живший в прусском местечке Ромове [с.31, Карамзин, 1993]. Любопытно, что судия священник был кривичем (шала казахом?).
Китайские источники упоминают страну Фулинь у Западного моря. Считается, что Фулинь это Византия, но тогда почему путь, ведший в эту страну из Китая, назывался “северным путём”? 
Если допустить, что сарматская (а затем и тюркская) страна ас-Син действительно существовала, как и существовала единая духовная идеология на такой обширной территории, то материальные следы, подтверждающие это существование, также не могли не существовать. Ведь именно усуни были первыми и достаточно верными союзниками китайцев в Западном крае.  Cм. выше - в Крыму близ г.Бахчисарай обнаружены стелы сарматского времени (конец II - начало IIIв.) с китайской надписью. 

Лежащие статуэтки (Древняя Анатолия, Крит, Мальта и пр.) могут быть также  “маркёром спящих” или людей в нирване (ушедших в благую страну предков) - ср. изображения Будды в нирване, а также построение Сон+Крит. /Ср. названия, YЙЫКТАУспать (гора как уык для юрты, сон-гора) и холм Юктас на Крите очертаниями напоминающий профиль бородатого бога. БЕЛЕС  ЮКТАС (холм Юктас) = БЕЛЕС ЮК ТАС - “холм сон-камень” = ПЛСК ТАС = Камень Пеласга/.

В пиктографическом письме Урука имеется рисунок головы человека с большим носом, вдыхающего аромат ветви... В гхасульской культуре на базальтовых скульптурах сильно выдаются носы. “... Преувеличенный нос... считался вместилещем жизненой силы, дыхания” [с.127, Антонова, 1990].
          Традиция здесь идёт от ранненатуфийской культуры Эйнана, в которой найдены  каменные головы, на лицах которых заметны схематические изображения фигурок людей. Торчащий нос каменной головы приходится на живот фигурки. Наблюдается совпадение IШживот и ИICзапах.
            Большой нос можно сравнить с длинным носом любопытной Варвары. А название племени УЛИТАНА (“корень-корней племени ас-сакалиба”) с YЛЫ великая + ТАНАУ ноздря (!) (см. Урук). “Великая ноздря” в свете приведённых выше параллелей (нос-живот) может пониматься как “Великий пуп Матери-Земли, связанный с внутриутробным кормлением-дыханием плода-младенца” - ср. “корень-корней...”, а также мифический мотив о людях, насыщяющихся от одного только запахи пищи.

Племя Улитана могло именоваться “Великим Данаем”. /Ср. первоначальное - данайцы=скифы=ахейцы.  Эпитет саклабов - “белые” может рождать этнонимом ахейцев (АКбелый). Консонантное от саклаб (СКЛП), вероятно, может переходить в ПЛСК (пеласги) - ср. переход БЕШАРА в СИПАР, т.е. ПСР=СПР. Подобные переходы должны были сопровождаться какими-то функциональными изменениями в характерах богов-первопредков (некое противопоставление?) и, следовательно, должны фиксироваться в культурологическом и пр. материалах. Становится понятным греческая традиция приписывать возведение Микен то пеласгам, то циклопам /ср. циклоп-саклаб/.
Гомер, перечисляя народы Крита, первыми в списке называет ахейцев и критян и объединяет их в единое целое - “...там находишь ахеян, с первоплемённой породой воинственных критян.” Ср. “первоплемённую породу”, “великую ноздрю” и “корень-корней племени ас-сакалиба” (!).

ТАБАН (подошва) созвучно с китайским ДАВАНЬ. Но китайцы называли этим названием не только земли к северо-западу от русла реки Или, а также и Ферганскую долину. Именно в страну Давань совершали китайцы поход за прекрасными конями - “потеющими кровью”. ТЕР+КАН (пот+кровь) созвучно названию города ТАРОКАНЯ (Тьмутарокань). Название можно понять как “хан тюрков” или “торе-хан”, т.е. “царь над царями”. Мифический царский конь, вероятно,  мыслился первопредком царей мира и обладание таким конём означало право на власть над царями всего мира.
Выше уже говорилось, что хаттское ХАТТЕ могло позднее перейти в ХАНТЕ. Но ХАТТЕ со временем перешло в ХЕТТЕ. Следовательно, ТерханТАЙ - жеребёнок Терхан, могло в древности звучать как ТАРХАТТАЙ или ТАРХЕТТАЙ, что созвучно имени ТАРГИТАЯ - мифического прародителя трёх народов, один из которых - кочевой народ скифов.
ТАРГИТАЙ можно перевести как ТАР тесный; узкий + KYТ 1. дух 2. счастье; КУАТсила; мощь; КЕТуходи + ТАЙ жеребёнок, что является кратким конспектом (шпаргалкой) мифа о Таргитае (как у праотца скифов убежал конь и Таргитай, совсем обессилев от усталости и горя, пытался его найти...). Этот же набор слов может пониматься как “худой, но сильный и счастливый жеребёнок”.
Любопытное совпадение. Кони “потеющие кровью” обитали в стране Давань (Фергана и земли на северо-запад от р.Или). Прежнее название г.Ферганы у узбеков - СИМ. Один из ведущих родов систанских богатырей в Авесте называется Сима. Из этого рода вышли законодатель Трита (АТРАТ) и его сын - богатырь КЕРАСАСПА. Имя последнего переводится с иранского как “обладатель худого коня”.
Интересно название рода - СИМ, совпадающее с именем библейского Сима - брата Иафета. Но конь “худой”- это “худой” предок. Ср. с тучностью Авара (Аваза), Иафета (Яфеса), а также ЖYДЕУ/каз./тощий и ругат. в отношении потомков Сима - ЖИДЫ.
/Ругательства и ругательные прозвища являются, на мой взгляд, древнейшими табуированными “визитками” божеств-первопредков племён и народов и будут, в, известной мере, привлекаться мной для создания более полной картины традиционного культурологического взаимоотношения представителей различных этносов/.

В исторических источниках и исторической художественной литературе встречаются выражения “конь энетский”  и  “Колоксаев конь”. Считаю, что это одно и то же.

ЭНЕТ = ЕН+АТ;IТ лучший конь-собака; конь широкий (ЕНДI).
ЕНЕ мать (о животных) + АТ, т.е. “конь-мать коней”.
О прекрасном коне - тотеме племени антов “потомков прекрасноконных” или “калиппидах” говорилось выше (см. Миллаванда). УЛИТАНА может переводиться как комплексное “великая прекрасная собако-лошадь мать”.

“Колоксаев конь” - конь царя Колаксая (младшего из трёх братьев скифов). Построения КYЛАКухо + САУздоровый; КУЛАХвысокая остроконечная шапка + СЫЙподарок  говорят о том, что хорошослышаший колпаконосец Колаксай обладал конём с прекрасным слухом (коньком-горбунком с большими ушами?). /Ср. “слепые” хорошо слышат и “детей слепых” Геродота/.
Вторым легендарным царём Турана, т.е. царём тюрков после Афрасиаба в Авесте назван Ареджат-аспа, что означает “обладатель прекрасных или благородных коней” [с.150, Короглы, 1983]. По свидетельствам Авесты он был предводителем “хияонов” (эфталитов-тилу). Царство киянов какое-то время существовало и на побережье Чёрного моря.

Интерес представляют рисунки более поздней Салтово-Маяцкой культуры 8-9 вв.н.э., где кони и различные животные изображены плавающими, а на телах людей и животных нанесены многочисленные точки (пота?). Это “плавающий народ” или народ “узов”.  Вероятно, где-то рядом должны находиться также и “ныряльщики”. См. печать - человек с двумя козлами и четырьмя змеями, изображённые как бы “под водой” из поселений в Средней Азии [с.144, рис.II(1), Литвинский, 1983].

На уже упоминавшемся серпе из Мугарет эль-Кебары (протонеолитической натуфийской культуры Палестины) верхняя часть туловища “ныряльщика” выполнена в виде ступни ноги. Следовательно, можно сделать вывод, что племя Ултана это “голова и руки” народа “ныряльщиков” или народа “сокола”.
СYНКАРсокол распадается на СYН и КАР. Тогда “гнездо сокола” будет состоять из “дома (гнезда) бедра” - YЙ(Я)САН(уйсын) и “дома (гнезда) предплечья” - YЙ(Я) КАРЫ(уйгур).
Буддийские святилища в Средней Азии ... называет САНГАРАМА. Следовательно, истоки этих верований уходят в глубокую палеолитическую древность. Носителями и хранителями этих тайных верований могли быть уйсуны (шанцы) и уйгуры (карийцы).
Возможно, именно эти народы ещё в древности распространили на восток  стада одомашненных животных  и навыки производящего хозяйства - скотоводства, экстенсивного земледелия, строительства из сырцового кирпича  и пр. С их приходом, в Средней Азии наступает век бронзы...

Народ КАРЫ (карийцы, т.е. кереи) - входит  в родоплеменные составы почти всех тюркских народов. Слог КР присутствует в этнонимах киргизов, болгар, башкир... Тамги кереев - крест или прямоугольник, рассечённый по центру вертикальной чертой встречаются в минойской письменности. Последний знак напоминает план дома андроновцев древнего Казахстана (аналогичный план имеет традиционное японское жилище). Кереи - хранители грамоты (КАРАперен. грамота), основ стороительства (КYРУстроить). По казахской генеалогии кереи являются родственниками  сары усуням (через батыра Абака, ср. клич “абак”, объединяющий киргизов и казахов).
Керамика в стиле импрессо (отпечатанный, “набитый колотушкой” орнамент) могла принадлежать именно им. Ср. YЙИК/узб./углублённое место + УР бей; ОЙ впадина + КYРУ создать;  ШYНКЫРвыбоина.
О распространении керамики импрессо по всему свету смотри [с.153-176, Керамика, Как исторический источник, 1989].
Керамика также могла окрашиваться в чёрный цвет (КАРАчёрный). Ср. чернолощённую куро-аракскую (хирбет-керакскую) керамику и керамику энеолита Балкан (Гумельницы), а также посуду культуры Луншань в среднем и верхнем течении р.Хуанхэ и пр.
Этноним УЙГУР переводится мной как УЙдом + ГУРмогила. Возможно также “дом траура”. Ср. герров в Скифии и герулов, давших германцам богов и руны.  Тот же перевод у эпонима убейдской культуры УЙ-БЕЙIТ. За то, что такой перевод, в принципе, возможен, говорит следующее построение -

24. УБЕЙТ

У яд змеи + БЕЙIТмогила. В раннем периоде Урука встречается пиктографический знак  купольной могилы с двумя выглядывающими из неё змеями [с.72, рис.30, Гельб, 1982]. Бог подземного царства у хурритов обозначался клинописными знаками У-ГУР [с.84, Бонгард-Левин, 1988]. У яд змеи + ГУРмогила.
Вообще слова “могила” и “трубка” часто встречаются в разных диалектных вариациях и сочетаниях среди названий в Передней Азии. К уже звучавшим можно добавить Угарит, Мари, Мерсин (трубка-могила), Шумер (водяная трубка), река Хабур..., а Эриду созвучно “большому псу”. Кстати, первые города возникли в Передней Азии. По общепризнанному мнению критские города повторяют сирийские традиции.

КАРЫ может подразумевать КОР «фонд; сбор». Вместе со словом (знаком) БЕЛ «пояс (завязка)» «сбор» может генерировать древнейший политоним БЕЛКОР. В древностях Сунгиря есть захоронение мужчины, у которого ожерельями из бусин охвачены части тела: голова (БЕЛБАШ), щиколотки (БЕЛАШИК), предплечья (БЕЛКАР), колени (БЕЛТИЗА) и т.д.
Генерируются этнонимы белбашей, пеласгов, болгар, белтизов и пр. Эти народы впоследствии разойдутся по всему миру. Их можно узнать по визитке: знаку «пояса» и «сбора». Например, на корчагах из дольменов. См. также изображение ныряльщика – мужчины-пеласга с завязкой на щиколотке [рис.90(2), на обломке критской посуды, Пендбери, 1950].

Народ САН представляет “бедро” или “суслика” (барельеф из навеса Лоссель). В казахском языке у суслика есть особое обозначение -
САРШYНАКсуслик = СЫРохра+САНбедро+(Ж)АFУмазать. Что прямо указывает на  фетиши Сунгиря (см. Миллиада).
СЫРохра; СYРсерая; САРЫжёлтая+
            + СЭН 1.изящество 2.нарядность+ АЯКчашка; чаша;
            + ШЫНАЯКфарфоровая, фаянсовая (чайная) посуда.
По распространению охристых (от светло-жёлтого до коричневого и от красного до фиолетового) и серой расцветок, шаровидной от ШАР /ср. сако-усуньскую керамику/ посуды можно судить о возможных передвижениях народа САН.
Ангобной раскраской, желтым и красным лощением украшалась посуда средневекового Казахстана. Ср. ЭНДЕУполировка(лощение) и этноним АНТОВ, а также распространение лощеной посуды указанных тонов /Ливан, Хаджилар,  Мерсин... Особый интерес представляет “майкопская”, а затем и “минийская” керамика.../
             + ШАЙНЕКчайник. Ср. критские чайники. Название КУМГАН (кувшин хана) вероятно результат более позднего табуирования. Интересно сравнение АККYМАН чайник (заварной) и “белый куман-половец”, т.е. “белый сириец” (киммериец).
            + ШЫНЫстекло+АЯК 1.чашка; чаша. 2.нога (ножка).
Глазурированная и стеклянная посуда также распространена в средневековом Казахстане. Стеклянные кубки известны в Черняховской культуре (в местах  расселения племени антов. Ср. ульчин и YЛЫ+ШЫНЫ “великое стекло”). /Производство стекла началось в Др. Египте и Передней Азии в IV тыс. до н.э./.
В древности визитной карточкой народа “ныряльщиков” могло быть ШЫНЫстекло+КАРАчёрное, т.е. вулканическое стекло - обсидиан.
ЖЕРземля+ШYНКЫ(Р)впадина,яма.*
Вероятно, подразумевается использование  хумов (урн), частично или полностью закапываемых в землю. /Распространены от Трипольской культуры  до культуры Яншао в Китае... Красно-чёрный - “погребальный” узор культуры Баньшань может передавать этноним киргизов (киргизского иля) - КАРАчёрный+КЫЗ(ЫЛ)красный/. /Ср. красно-чёрную керамику Индии/.
*Это построение может также указывать на практикование ямного погребального обряда, а также начального типа жилища наподобие сусличьих нор-землянок. Могилы и жилища могут устраиваться на возвышенных местах /cр. ШЫНвершина (горы)/. Горка земли может “запечатывать” могилу  наподобие кургана.
СЫРохра+ШYНКЫ(Р)яма. Погребальная яма может посыпаться охрой (ср. Костёнки, Сунгирь, Натуф...).
В могилах может находиться обломок точильного камня. ШАРточильный камень + СЫНЫК 1.сломанный; разбитый 2.обломок; осколок. См. погребения вождей в Англии.
Погребальный узор может состоять из полукругов или секторов, подразумевая разбитый шар. Ср. расписанные охрой узоры из полукруглых линий на погребальных ложах тагарцев у села Тесь.

Построение ОЙвпадина+СЫНАклин намекает на изобретение клинописи...

Ср. отличия афанасьевцев от окуневцев и их обоюдное отличие от монголоидного окружения Сибири. Тагарцы напоминают афанасьевцев, таштыкцы - окуневцев, но в то же время ранние таштыкцы обнаруживают несомненное сходство с тагарцами.
Что говорит культурология и лингвистика?
         В степях Енисея таштыкские племена хоронили своих соплеменников, одних в ямах, других в склепах, чем  озадачили современных учёных. Кроме этого они даже украшения погребальной одежды старались делать из  кожи. (Ср. кожа- БЫЛFАРЫ, КОН и ТЕРI, т.е. возможно болгары, гунны и тюрки).
Болгары по их собственному утверждению произошли от саклабов и тюрков.
По моему мнению, в склепах таштыкцы хоронили представителей племени сакалиба (ср. созвучность), а в ямах - “ныряльщиков”. Ср. ШYНКЫРяма и СYНГУIР умеющий хорошо нырять. Народ ямников мог называться также ОРШИ, т.е. “делающий яму” от ОРяма, что в переносном смысле могло подразумевать “могильщик”.  Ямники возвращали умерших в материнское лоно - ОРICпастбище. (Ср. YРА место хранения).
Интересно свидетельство китайской хроники Бейши о погребальных обрядах эфталитов (тилу). “Умерших из богатых домов погребают в каменных склепах, а бедных зарывают в выкопанную могилу”. /Налицо совпадение с типами погребений у таштыкцев. Ср. также в этнониме оногуров (онагрос) слово “народ” передано сочетанием РОС = ОРICпастбище, “ямник” и пр./. Ещё цитата: “В другом китайском источнике - Лян Шу - говорится о том, что у эфталитов существовал обычай класть покойника в деревянный гроб” [с.128, Брыкина, 1982].
[там же, с.129]. “...Фергана является единственной областью в Средней Азии, где одновременно сосуществуют два типа погребальных сооружений, свойственных эфталитам: наземные склепы и катакомбы и подбои, в которых покойники лежат в деревянных гробах”. В Хорезме (Кангакала и Куня-Уаз) и Фергане найдены погребальные скульптуры, сделанные из алебастра и глины. “Исследователи считают, что эти памятники принадлежали хионитам. Они прослеживают черты сходства в погребальном ритуале, выявленном в Кангакале и Куня-Уазе, с ритуалом погребений в склепах Минусинской котловины”.
Ещё о ферганских статуэтках - “... в стилистическом отношении  кайрагачские фигуры больше всего похожи на анаусские статуэтки, на фигурки из неолитических памятников Греции, Крита и Двуречья, где они найдены как в захоронениях, так и в жилищах” [с.104, там же]. Здесь же сказано, что в погребениях были найдены фигурки из известняка, на поселениях из глины.
[там же, с.98] “...схематичные изображения людей из алебастра и глины найдены на памятниках крито-микенской культуры, в могильниках VII-VI тысячелетий до н.э. в Двуречье, в могильниках энеолита и эпохи бронзы Южной Туркмении. В савроматских погребениях Поволжья схематичные алебастровые фигурки иногда сопровождают детские захоронения. В Средней Азии этот обычай не имеет непрерывной традиции. ... У сибирских народов традиция помещать в погребение антропоморфные изображения прослежена на протяжении тысячелетий - с неолита до современности” [с.98-99, там же - все ссылки на литературу].
Обращаю внимание на:
1) савроматские захоронения детей с алебастровыми фигурками /кстати, инверс слов “белый гипс” (АК ГИПС алебастр) даёт этноним кипчаков (ГИПСАК). Само слово алебастр можно перевести как “пёстрый бастард (метис)”, “пестроголовый торе (господин)”, “прокажённый господин” (АЛАПЕС ТОРЕ). Ср. легенду о первом хане казахов - “прокажённом” Алаше [с.259, Валиханов, 1986]/;
2) построение ГИЗ БОЛ дева-сорвиголова, букв. “девочка-мальчик”, т.е. в расширенном смысле - ребёнок (см. выше УРУК) и на особое отношение к женщинам у савроматов (согласно легенде, приводимой Геродотом [IV, 110-117] савроматы произошли от смешения амазонок и скифов - ср. мотив “два сердца-семени”);
3) обычай киргизов и отчасти казахов делать погребальную куклу-тул. По сообщению Менандра Протектора [c.17 Прошлое Каз. ссылка...] тюркский каган Дизабул подарил византийскому послу Земарху “пленную наложницу из народа херхис”. Произошли эти события незадолго после того как тюрки подчинили народ эфталитов, т.е. тилу (!). Из книги Геродота [IV, 57] можно сделать вывод, что в земле савроматов, т.е. к востоку от реки Танаис (Дон) протекала река с названием Сиргис или Гиргис (приток Танаиса). Народ киргизов жил и к северу от Кавказа. Плано Карпини помещает народ Хергис к северу от Арменов (армян)  [с.42, Путешествие в восточные страны, 1993]. В той же стороне издревле жил народ аланов (асов)/.
Слово КИРГИЗ может распадаться и на (Е)КI УРК IЗ “два отпечатка семени(сердца)”. Сорок дев (КЫРК КЫЗ) - родоначальницы киргизов, давшие имя народу.
КIР КЫЗ “грязь (глина) дева”; КОР КЫЗ “могила-дева”.
КЫЗ; КYС; КYШ “дева-птица-сила”
КЫР КЫЗ “брей-дева” т.е. “бритая (стриженая) дева”;
Следовательно, и таштыкцы, и хиониты-тилу, и савроматы могли относиться к древним киргиз-казахским племенам Большой Орды.
YЛЫ ОРДА = УЛАР + ТАЙ = У яд змеи + ЛАЙглина + ОРТЕУобжиг.
КОЗ глаз + АНА мать = КАЗНА.
Присутствие савроматов в Семиречье подтверждается находками котлов с конусообразной нижней частью. Такие же по форме котлы характерны для савроматов Восточной Европы и Северного Кавказа. Интересна этимология названия казахского племени Старшего Жуза - ШАПРАШТЫ = СYЙIРконусообразный может переходить в СYПЫР + АСТ низ; нижняя часть ++ САУЫТ сосуд.
 
Следовательно, ямники (афанасьевцы и пр.) и есть тюрки. В древности  этнонимы русов и тюрков могли быть синонимами... Культурологически нетрудно доказать, что проторусы знали и использовали сакрально, т.е. в качестве этногенератора для своих культурологических особенностей именно тюркский язык. 
Например, ямники могли иметь своеобразную причёску в виде завитка волос, с вплетённым в волосы тростником. Ср. ОРАЙ завиток (волос) + ШЫ, т.е. “делающий завиток волос на голове”, а также ОРУ плести + ШI 1. чий (песчанный тростник) 2. циновка из этого тростника. /На некоторых каменных изваяниях окуневцев тростник на голове может подразумеваться. Ср. также  “... шлемы воинов “народов моря” - филистимлян, которые кажутся выполненными из связанного тростника или “листиков” [с.24-25, Грумах]  и критские изображения “гривастых голов” (см. ниже)/.
Судя по построениям, ямники могли заниматься плетением /орнамент на посуде афанасьевцев имитировал “плетённые или вязанные изделия” [с.54, Вадецкая, 1981]/ и иметь отличительную тамгу - завиток, т.е. спираль. Ср. цитату: “Особенно “модными” были спиральные серёжки. Их носили мужчины и женщины, как правило, не в обоих ушах, а лишь в одном” [с.53, там же...]. Если к этому добавить построения “визитки” ТАСТАК, построения ОРУШI (ямник), а также факт наличия спиралевидных серег в т.н. “древностях русов” (древностях мартыновского клада), то можно сделать вывод:
Чтобы понять историю проторусов, а также древних русов времени создания летописного государства Русь правомочно использование тюркских языков.

Вернёмся к лингвистике.
В качестве заключения и обобщения всего вышесказанного, приведу одно мнение учёного [с.70, Гельб, 1982], высказанное им в отношении древнейшей на Земле шумерской письменности.
“То обстоятельство, что древние месопотамские письменные памятники принадлежали шумерам, само по себе не означает, что они и были подлинными “изобретателями” письма. На самом деле, как стало особенно ясно в последние годы, наряду с шумерами и, может быть, даже до них Месопотамию населял другой этнический элемент, который за отсутствием лучшего термина я называю “элементом Х”. И нельзя полностью исключить, что именно этот “элемент Х”, а не шумеры, мог впервые ввести то письмо, которое позже стало известно как шумерское”.
Это высказывание авторитетного учёного я распространяю на все первичные очаги земной цивилизации, принимая во внимание цитату о древности письменности Урука: “Следует особо отметить изобретение письменности, первой в мире и, возможно, положившей начало всем остальным системам письма” [с.259, Брей, Трамп, 1990]. Кстати, в Тэртэрии, на территории современной Румынии, найдены глиняные таблички с письменами, напоминающими архаические шумерские, только более древние...
На теле матери-богини из навеса Лоссель прямо над головой суслика выбиты два знака. Они встречаются и в критском письме и среди знаков многих культур мира. Эти знаки, на мой взгляд, означают некое первоначало, с которого началось “деление” мира и создание особого жреческого языка. Рогатулька и крестик, что даёт чтение УР-КЕР «Плеяды»…

   А сейчас, прекратив, наконец,  построения, возвращаюсь к острову Крит - своему основному связующему звену и выбранной отправной точке. Считая, что фактов накоплено достаточно, я не буду тревожить переводами местные топонимы, тем более что многие из них являются просто ключевыми словами критского силлабария - ЛУКТсловарь, БЕЛВЕТЕРпояс-узор и т.д.
Доказательством правильности моих предположений может служить, на мой взгляд, расшифровка “святая-святых” миноистики - загадочного Фестского диска. К чему  я и приступаю...
Решено в работе над расшифровкой диска (на русский язык)  постоянно пользоваться двумя словарями:
казахским /кипч.гр./ и узбекским /огузо-карлукск.гр./, с привлечением по мере необходимости данных других тюркских языков, включая древнетюркский.
© Изъящев Т.П., 2016                (из книги "Откровение Вещего Кота",  ISBN 978-601-06-3798-6
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №1952 от 19.09.16г.)
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2016/09/03/793


Рецензии