Давний дивный сон - о маме

Людмила Корина

                Посвящаю эту повесть своей мамочке
                врачу Лисатовой Екатерине Ивановне
                Снился всё тот же давний дивный сон-
                Мама жива и всё время  таится где-то
                Потихоньку

https:www.youtube.com/watch?v=Y0hUHFuFic8 Не для тебя придёт весна- поёт Пелагея
               
Записи детского дневника

…Август 51го  Пионерлагерь, мне 13 лет
Сразу после ужина мы помчались наперегонки вниз с горы к ржаному полю. Пробежав его по инерции, вдруг остановились у крутого берега Волги. Яркий багровый закат. Жёлтая лунная дорожка бежала к нам, разделяя реку надвое. Мы стояли тихо, любуясь оттенками неба,бросающими розовый отсвет на облака. Ещё минута, и солнце зашло  за дальний лес.

Я первая нарушила молчание: Давайте завтра вернёмся сюда и посмотрим восход – не будем спать всю ночь, а то проспим. А чтобы не уснуть, будем сидеть на лестнице и рассказывать страшные истории. –Здорово!- поддержали меня девочки. Однако поздно уже, скоро горн…

Нет, не увидели мы восхода солнца – сначала одна, потом другая подружка попросились прилечь ненадолго. Я сидела одна на лестнице, закутанная в одеяло. Потом тоже легла на кровать – и уснула.

… Свежие ландыши в стакане на подоконнике. Окно дачи открыто.Предрассветная ночь.  Успокоение. Запахи ближнего леса.Всё дышит вокруг, а во мне всё поёт.
…В  походе мы шли через поле цветущей гречихи. Набежал ветерок и пахнуло тонким ароматом мёда. Вдали маленький островок зелёных ёлочек. Мы к нему приближаемся.
Дробь барабана.Так легко дышится. Ещё одно поле - золотистой пшеницы Усы колосьев щекочат наши ладони. Проходим деревню “Сухой ручей”. Из окна избы выглянула голова симпатичного мальчишки.Деревянный журавль. Мы напились воды. Четыре бедно одетые крестьянки сидели на скамейке возле избы.

…Мы с подругой стоим в тени палубы, свесившись, наблюдаем, как от кормы  катера белым барашком отходит волна, перекатываясь  одна в другую- всё спокойней, чтобы лизнуть чистый песок берега. Катер идёт быстро, прохладные брызги освежают нам лицо.
…Рассуждаем о выборе профессии. Галя тоже хочет быть лётчицей или геологом…
(Записи детского дневника. Литературу и русский язык  в 5-7 классах 12й Калининской школы вёл доцент Пединститута Виктор Александрович Никольский, 49-52гг. Он носил китель со следами погонов. Худощавый, усохшее лицо. Взгляд в себя. Проверяя наши летние дневники чтения,отмечал тех, кто видит окружающую природу, мыслит неординарно. Я  старалась. Всегда 5)

26.6.51 Я в лагере. Вспоминается отъезд,как я поцеловала маму. Не хотела сюда ехать. А так мне здесь хорошо в палатках и дачах лагеря Академии в сосновом лесу !В нашей палате ещё три девочки.Я с ними дружу.В первую ночь мы долго не спали. Галя М. пересказывала нам захватывающий роман “Чудаки”. Волга здесь у берега  мелкая. Песок чистый.Берег зарос кустарником - ивы, ракиты.

В родительское воскресенье приехала мама с тётей Наташей, привезли гостинцев.На  линейке пионервожатая торжественно - “слушай нас !”, а мы вслед ей - “Родина !” Вынос знамени, поднятие флага. Приветствовал нас начальник академии.После обеда родители уезжали. Жалко было с мамой расставаться.Играли в почту.Меня спросили в записке, кто мне нравится из мальчиков.Никто. Читаю много, перечитывая всё, что есть здесь в библиотеке.
   
30.6.51 Дождь, уборка территории, зарядка по утрам.С мигаловцами играли наша сборная”заборная” из девочек и мальчиков.Выиграли они , но не гордились и не психовали, как наши. Сейчас буду читать “Капитан старой черепахи” Линькова.

1.7.51 После завтрака наш лагерь выступил с концертом в колхозе.Там шла свадьба, пришлось ждать.Слушатели наши вышли к нам с гармонью, навеселе.Жених с невестой были очень красивые.Возвращались под дождём, устали.

2.7. Я поднимала флаг, это так торжественно !Читаю Л.Толстого “Казаки”.8.7.Мама приехала после обеда и привезла письмо от Гали.Сейчас ушла пешком в Калинин с тётей Валей.Жалко, что мама ушла так скоро, мне хотелось побыть с ней подольше.
9.7. Сегодня у нас костёр в лесу около Жигалово. Языки пламени высоко взлетели, озарив всю местность.С девочками бегали собирать фиалки.Их запах чувствовался по всей комнате, когда мы засыпали.

10.7. Ходили за ягодами, набрали много земляники, купались.
11.7. На спартакиаде в длину я прыгнула 3,07, в высоту 1м, и метнула гранату на 17,5м. Готовимся к походу. Пойдём в формах -тёмные трусы,белая рубашка, галстук.

12.7.В дороге по жаре девочки соблазнили меня напиться холодной воды. Сожалею, это слабоволие.Проходили соседние лагеря, переправились в лодках через Волгу, и первый раз искупались. Сделали привал у лагеря суворовцев, и опять в путь.Идти легче под песню.Дорога кажется нескончаемой.У деревни “Сухой ручей” отдохнули, напились воды.Обед у деревни “Новинки”.Искупались в Тьме.В тихий час девочек за разговоры наказали, поставили “лес караулить”.Мы возмутились и объявили бойкот, ведь это в походе.

Вечером у костра. Долго не спали, до рассвета.Солнце взошло, согрело уснувших ребят.Наутро идти было тяжело, не выспавшись. Предстояли 25км обратного пути.
20/7 -сегодня у нас  маскарад. Мой костюм Снегурочки. Прощальная последняя линейка в этой смене.Стоим с чемоданами, готовые к отъезду.Садимся в машину.Я еду домой, а потом вернусь сюда во вторую смену.

Дома меня встретила мама и подарок отца - немецкое пианино, которое он мне прислал из Дрездена, где служит военврачом. Пианино чудное, из светлого дерева, хороший звук.Раньше, вот уже несколько лет, как хожу в музыкальную школу, я делала уроки у соседей Пивненко, в нашем ДОСе-2.Сейчас пианино у нас с мамой в комнате 18 и я могу играть, когда захочу.

22.7.Сегодня первый день второй смены.Меня выбрали ассистентом знаменосца. Горжусь и ликую, когда иду со знаменосцем. У нас была поездка на катере в Лисицы.Ехали далеко - 2,5 часа.На палубе прохладно, брызги в лицо.В Лисицах искупались, вода холодная.
8.8.51 смотрели кинофильм “Молодая гвардия”.Какие герои отважные, какие славные ребята ! Стоят у меня перед глазами...и слёзы.

12.8. Сегодня после ужина мы помчались наперегонки и, пробежав ржаное поле, остановились у обрыва.Садилось солнце.Мы сидели на краю обрыва и долго молча  смотрели, как солнце исчезало постепенно за облаками...(“Обрыв на краю ржаного поля детства” -вариант перевода заглавия повести Сэлинджера Серёжей Малаховым-(98)

20.10. Сегодня у нас был Пушкинский вечер в школе.Портреты поэта, книги на стендах,читали стихи. Виктор Александрович, наш преподаватель русского и литературы и доцент пединститута, слушал внимательно стихи. А как музыка - отворачивался, рассматривал картины на стендах.
Нам в субботу раздали дневники летнего чтения.Мой дневник был одним из лучших, В.А. поставил “отлично”.Недавно прочла роман “Даурия” Седых, про революцию в Забайкалье. Читаю Б.Полевого “Золото” , повесть Макаренко “Флаги на башнях”, “Рудин”Тургенева.

 На демонстрацию пошла в своей новой шубке из серого пушистого кролика.Шкурки прислал отец в подарок из Германии, и ещё ручки очень  красивые - самописки.
25.11 Не так давно вернулась из санатория в Евпатории моя подруга Люба Ясевич.Она лечилась от костного туберкулёза, около трёх лет лежала на вытяжке.Сейчас на костылях и в школу не ходит. Я помогаю ей по-русскому и литературе и по-прежнему дружу с ней.

Сегодня в академии была встреча с футболистами.Выступал их тренер.Мне все они очень понравились, особенно Фарыкин -скромный, красивый, замечательный вратарь. Выступал поэт с трубным голосом, лицо круглое, в оспинах.(Лев Ошанин?) Жестикулировал - все улыбались, и зрители, и футболисты в президиуме, когда он трубил.

9.12. Были с девочками на открытии нового драматического театра в Калинине.Нас с Любой он поразил архитектурой,отделкой - везде люстры, паркет. И зрительный зал великолепен, громадная хрустальная люстра переливается. Театр трёхярусный. Зрителей полный зал, в основном ребята, это был дневной спектакль.Стал гаснуть свет, поднялся занавес. Спектакль шёл “Незабываемвй 1919” о гражданской войне.

На уроке литературы мы писали сочинение “Как Тургенев характеризуется в рассказе “Бурмистр”.Я читала дополнительную литературу и моё сочинение было записано в тетрадь лучших.Любе тоже задала это сочинение, но она в санатории не привыкла как мы с В.А. работать. У неё хорошая память, я её подучу.

13.1.52 Кончились каникулы, наступил 52й год. Встретила я этот год несколько необычно.Только в 11 вечера пришла с катка - там музыка, блестящая поверхность льда, много огней На каникулах ходила на каток, на праздники ёлки с Любой.Катаюсь на коньках сейчас получше.Меня опекал на катке знакомый мальчик из лагеря.

16.4.52 Сколько времени прошло, не знаю...Приехала семья дяди Миши из Владивостока и стала жить с нами в комнате. Маме всё хуже. Мы с сестрой Ирой возили ей передачи в больницу. Мама умерла 18 марта 52 года.
 Как это понять, представить... Хоронили её - процессия шла по городу и играл полный состав духового оркестра академии. В Перемерках на кладбище среди соснового леса солнечно, ярко. Похоронили  рядом с бабушкой Марией Кирилловной Лисатовой , сосёнка наклонившись растёт из их могилки.

У меня от слёз все ресницы вылезли и глаза опухли от конъюнктивита. Посмотрю на её вещи, сумочку зелёной кожи, печать врачебную именную, колечко с рубином, что носила на третьем пальце своей худенькой ладони...”доча моя, доча”, говорила мне, когда приезжала к ней в туберкулёзный санаторий Черногубово...Письма свои она не захотела сохранить, оставила пачку писем отца нам в Ачинск с фронта, да последняя записочка карандашом ко мне из больницы “...не обижай Ирочку.Я может быть ещё поправлюсь”- почерк ломкий, как птичка скачет.

Все слёзы выплакала я, глаза почти не видят.Хожу в школу.Вши на меня набросились.  В дневнике одни пятёрки. Позвала трёх девочек на день рождения 6.4.Пили чай с конфетами.Тяжело. Отец разговаривал с дядей Мишей по телефону.
Они с  тётей Настей потом вечером переговаривались, решили меня ему отдать, он настаивает, чтобы переехала в его семью, к мачехе-разлучнице в Челябинск, как учебный год закончу. Сказал им, что приедет за мной. Я слышала. Я не спала...

5.1.53 Прошло полтора года с последней записи...Зимой 52го к нам с мамой в Калинин приехал её брат дядя Миша с семьёй - женой Анастасией Георгиевной и дочкой Ирой, моей ровесницей. Его, военного врача, со Второй речки Владивостока сначала перевели на Украину, а потом удалось вернуться в родную Тверь, откуда он родом.С Ирой мы встречались в военные годы в Ачинске, куда эвакуировались, и где мама стала заведовать  тем же медучилищем, что и дядя Миша.

Посылки они нам присылали сюда, её пальтишки мне перелицовывали.И вот они приехали и будут жить пока в нашей комнате вместе с нами. На Украине у них жизнь не наладилась, и пришлось ей год пропустить. Значит, мы будем в одном классе учиться.

Мы в это время плохо жили материально.Мама болела, туберкулёзный процесс измучил её, поддувание делали длинной иглой в живот, стрептомицин не удавалось достать, опухали ноги.Однажды я пришла из школы, и мне сказали, что она упала на улице и её принесли знакомые. Стала потом понемногу ходить. Дали первую группу инвалидности  пенсия по инвалидности 17 р. Денег не было купить ей тапки.

Обрадовались, когда дядя Миша прислал две посылки с салом. И стрептомицин достал.20 грамм,а на курс лечения нужно было 50.Но было уже поздно.Отец в стрептомицине отказал - с него и так вычитали 85р на алименты. Выслал пианино,и подарочки, но уточнял, что деньги мы должны тратить по назначению, т.е. не на маму. И уже за полгода до её смерти предлагал переехать к мачехе - там будет сытнее. Это предательство убило бы маму сразу.

Мама не дождалась дяди Миши и стала вводить стрептомицин.Нам нечем было заплатить сестре.Нам перечисляли какие-то деньги по аттестату от отца, мы уже с мамой обрадовались, но был конец года и  мы их не получили.Мама совсем слегла, её положили в больницу. Она замкнулась, ушла в себя, поняла, что это конец.До последнего момента не верилось, что её не станет.Сидела на уроках,ничего не слыша, часто ездила в больницу.В марте маме стало совсем плохо и родных вызвали.Но ещё несколько раз возили передачи.Я заболела и в школу не ходила. Ни с кем не разговаривала. Мама умерла 18марта. Соседки и родные готовятся к  похоронам и поминкам. 21го хоронили.

Пришли мамины подруги по мединституту,знакомые, родные, мои девочки из класса. Как страшно играл духовой оркестр, как нестерпимо.Перед смертью мама вспоминала отца. Она не хотела, чтобы я ехала к ним жить, на дядю Мишу надеялась. А отец в это время ехал в отпуск в Челябинск. После похорон я не пошла на поминки, а сидела у Любы в их маленькой комнате.

6го апреля мне исполнялось 14. Пришли подруги, что-то подарили, а взрослые на деньги, оставшиеся после похорон, подарили шкатулку. Сказали - от мамы. Весна, скоро экзамены.Повторяю билеты, сдавать нужно много предметов, не легко.Пока все пятёрки в дневнике, подписанном до смерти моей мамочкой.Я её учёбой не огорчала.

Помню боялась сознаться, что на коньках упала, пока не повернула замёрзшую руку и не закричала - был сильный перелом.В конце марта приехал отец и настаивал тотчас же ехать в Челябинск, не сдав экзамены. Бегал в школу, надоедал учителям.Ему сказали, что мне немыслимо ехать сейчас.  Я попросила достать мне путёвку в Артек. И он достал - помог их с мамой сокурсник, он сейчас  зам министра здравоохранения, Белоусов.

9.3.53 Челябинск. Ещё 3-го у нас был литературный кружок и мы смеялись над рассказами, вечером писала письма подругам в Калинин,  а на следующий день объявили, что тяжело заболел Сталин.Мы все были в каком-то оцепенении.Его лечили лучшие профессора, но становилось  всё хуже. 5-го на большой перемене мы узнали, что Сталин умер.Плакала вся школа, уроки отменили.Объявили митинг. Вывесили траурные флаги, по радио передавали траурную музыку.

В Москве начался доступ в Колонный зал, где установлен гроб с телом Сталина.Опубликовано правительственное сообщение народу. 7-го я включила приёмник - на всех языках передавали сообщение о смерти. В колонном зале установлен почётный караул, он меняется каждые 5 минут. Народ идёт проститься с вождём, по радио выступают лучшие люди.Сообщение - похороны 9го в 12 часов. Всё остановится на 5 минут. Салют в городах-героях и гудки пароходов и паровозов.

На улице мороз и метель. С Алей и Зоей Анатольевной ездили по квартирам к девочкам, чтобы предупредить, что завтра в школу, хоть и без сумок, но приходить. Заехали к Неле - она сшила траурные повязки.Говорили о Сталине, слушали радио.Выступал Охлопков, тот просто рыдал.Я плакала. Гроб с телом вождя на орудийном лафете везут к Мавзолею...

У нас каникулы. В четверти у меня три четвёрки. Приехал из Германии отец.Они с Людмилой Ивановной вернутся туда вдвоём, и мне придётся ехать к родителям мачехи в Амвросиевку на Донбасс.Со всеми в школе распрощалась, да видно мы в каникулы ещё не уедем.
Никуда не хожу.С мачехой  окончательно поругалась.Теперь даже на баню деньги не хочу у неё просить.Кстати, мы с ней хорошо друг друга понимаем, но часто говорим колкости в лицо. Последняя ссора произошла из-за   слова ,которое будто бы я сказала,а я не знала, что оно значит. Побежала в одной рубашке по коридору, позвала соседку Валю, заставила Л.И. объясниться в её присутствии.

Конечно, ей было неудобно.Потом позвонила Зое Анатольевне и всё рассказала о происшедшем. А мачеха лежит и слушает.  Я от себя такой прыти не ожидала. Год молчу и вдруг- прорвётся. На следующий день с Алей пошли в гости к З.А., чтобы объясниться. Какая чудесная она, как товарищ, моя преподавательница литературы. Живёт её семья в доме напротив нашего гостиничного, в самом центре, у Театра драмы. Л.И. меня понимает по-своему. Упрекает,  будто бы я увлекаюсь чтением Вересаева и Мопассана. Первого знаю понаслышке, а второго читала 4й том воспоминаний. Это одна из моих любимых книг. З.А сказала, что нам теперь всё можно читать, ведь мы “Клима Самгина” проходить будем.

Смотрела в кинотеатре “Алые погоны” - с В. Бурцевым и Н.Гребешковой. Юноша ведёт дневник. Это напомнило мне о начатом моём.Какая там замечательная дружба ! А мне мачеха всё твердит, что я плохая и друзей у меня не будет. Как я могу ей что-то доказать о том, что будет в моей жизни. Меня девочки в школе любят, и из Калинина пишут.

С Володей Пивненко мы переписываемся. Ему уже 18. Один раз в письме он мне
 написал “Целую”. Я его попросила с дружеского тона не сбиваться. Исправился, он воспитанный мальчик, начитался книг и играет. Мне кажется, я больше , чем он, жизнь знаю.  Очень подвинулись мои занятия музыкой с частным преподавателем. Сегодня часа два играла Чайковского и Глинку. Сейчас читаю Льва Толстого и пробую со словарём прочесть памфлеты и рассказы Марка Твена.

Ноябрь 53 Челябинск Здравствуйте, дорогие дядя Миша и тётя Настя,
В письме Ире я писала, что отца должны вскоре перевести из Германии, а теперь решено оставить ещё на какой-то срок и разрешён приезд семьям. С 54го года открываются русские школы.Отец в декабре приезжает в отпуск, Людмила Ивановна едет с ним, а меня с её сыном Валерием думают отправить в Амвросиевку к родителям Л.И..Там всего одна десятилетка и уровень обучения не думаю, что высокий. Эта перемена может отразиться на моей учёбе. Конечно, мне хочется закончить 10й класс в своей школе в Калинине.

Вчера говорила с Л.И. и поняла, что с моим мнением меньше всего собираются считаться. Помню, как отец сразу после маминой смерти хотел забрать меня, за месяц до экзаменов, и не надеюсь на его разумные решения. Я уже натерпелась от его педагогических опытов надо мной, но не поддалась им.Он не смог ни душевно сблизиться со мной, ни понять меня. С Л.И. мы совсем потеряли общий язык. В ней осознанная вина “разлучницы”, она всё пытается мне что-то объяснить, оправдаться.

Училась я с приходящей к нам преподавательницей музыке, потом ей отказали, несмотря на мои явные успехи.Одежда есть, питание хорошее, но на душе бывает так тяжело.Напишите отцу, согласны ли вы, чтобы я у вас пожила год до окончания школы. Может быть, он согласится и отпустит. Нас с Валерием они вряд ли в Германию заберут...

 В  Амвросиевку меня всё-таки отправили.Помню, как дрожала в ознобе, почти заболела.Решили “не разрывать семью” и обрекли меня жить у деспотичной бабушки. Могли взять в Дрезден, но не захотели. Л.И. бросила в Челябинске хорошее место в мединституте, почти написанную диссертацию, и поехала спасать свою личную жизнь.

11.4.54 Весь отпуск отца ходила, как в угаре. Ссорились и мирились с отцом.Он стал лучше, чем в первый приезд. Вроде понимал меня, но настаивал на своём - среди учебного года тащить меня в провинциальную школу на Украине, только потому, что им с женой так удобнее, чем позволить мне закончить учёбу у родных в Калинине.Некоторые учителя принимали мою сторону, так он меня  в Райсовет потащил к какой-то тётке, что было глупо. В последний день перед отъездом я собирала свои вещи, смирившись ехать на Украину к незнакомой бабушке в Амвросиевку Сталинской области.Пришли девочки прощаться. Накупила для них пирожных и по дороге все рассыпала.

Простилась с З.А.  Подарила мне книгу А.Толстого “Пётр Первый”. Она поцеловала меня на прощанье и сказала, что всё наладится, что отдохну от всех волнений.В записке- характеристике, которую я должна была почему-то передать для украинской школы, меня поразили написанные ею две-три фразы о каких-то моих психологических сложностях, и это было так неуместно  после тёплого и искреннего тона наших отношений. Я удивилась и выбросила это из головы вместе с запиской.

Девочки пришли проводить меня к поезду, почти весь класс. Холодно, -32гр. Прыгали, чтобы согреться. Заиграла музыка, танго, кого-то провожали. И  мы стали танцевать.
Я училась в 40й школе Челябинска неполных два года, 8й и 9й  классы. Девочки меня полюбили. Морозы уральские посильнее калининских. На коньках я стала бегать лучше. На велосипеде научилась кататься, падая на асфальт на центральной площади перед домом. Коленка вспухла на глазах, а соседка-медичка не догадалась посоветовать приложить примочку, говорит - спиртом смажь.И на глазах стала расти чудовищная круглая буля. В дороге ехали комфортно,играли в домино, придумывали игры. Л.И.  вкусно кормила.В Амросиевку приехали вечером, было холодно. Через три дня проводили отца и мачеху в Дрезден.

Людмила Корина  17.11.16


Рецензии