Праведники земли

ПРАВЕДНИКИ ЗЕМЛИ

«Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих». (Ис.57.1)
«На этот раз я с иным поручением. Послал меня Святой, унять слезы твои… Ой, учитель, учитель, не время сейчас открывать праведникам дела эти. Но так сказал Святой». (Зогар)

Рассказывают, что однажды к учителю пришел некий ученик и спросил его: Вечерняя молитва – обязательна или нет? Тот ответил ему – нет. Тогда пошел ученик к другому, старому учителю и задал эму тот же вопрос. Учитель ответил, что обязательна. Сказал ученик – а вот тот, другой учитель говорит, что не обязательна. Сказал учитель ученику – подожди до завтра, когда соберутся мудрецы в доме собрания. Что было завтра, мы расскажем позже, а сейчас заметим, что тот, первый учитель, который ответил – нет, стал великим праведником земли, о котором «сказал Бог – Я властвую над человеком. Кто властвует надо Мной? Праведник, ибо Я выношу приговор, а он отменяет».
Всякий человек в поисках смысла жизни, правды и справедливости, отыскивает свой путь правильного отношения к жизни. Ядром этого поиска может стать – общество, семья, политика, искусство и любая другая деятельность, которой человек оправдывает свою жизнь. Но, однажды, чаще к концу жизни, он обращает внимание на религию и примеряет одежды праведника. Но в религии народов, в ее крайних учениях, можно встретиться с праведниками от «не убей» до «убей неверного». Библия, та книга, в которой мы можем определиться с истинным определением праведника. Еще раз заметим, что в этой Книге мы не найдем слова «религия», но правдивое отношение людей к жизни в поисках Бога и Его обетований, которое не всегда было удачным на поприще праведника.
О ветхозаветных праведниках много сказано положительного – «праведник не поколеблется, спасется от беды, он ест до сытости, помолится Богу и…» и так далее. В общем, что не делает он, во всем успеет. Но, вот пророк Исайя говорит – «Все мы сделались, как нечистый, и вся праведность наша, как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других».
Оказывается, что такой праведник не всегда бывает прав и он тоже, нуждается в неком вразумлении: «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою», -говорил пророк Иезекииль. Но вразумлять, да еще праведника, чтобы он не согрешал, это уже так мало в наше последнее время. Искать праведности от учения пророков, ведет к награде пророка – «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка». Найтись в праведности от имени какого-либо учителя, праведника или святого, тоже сказано – «Кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». Но, тем, кто ищет и находит Иисуса Христа, как сына Божия, сказано: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня».
В Писании дается много характеристик праведников, но мы остановимся на двух – тот, кто ищет своей праведности и спасения своего, и другой, который проявляет заботу о всех. В книге Зогар рассказывается, что в то время, когда дети земли оказываются виновны перед Святым, ведет Он беседу с праведником земли. И говорит, что всех погубит, а лишь ему одному сделает добро и ожидает Святой, как поступит тот праведник. Так случилось с Моисеем, когда народ согрешил, Господь сказал – «истреблю их и произведу многочисленный (лучший) народ от тебя». Моисей заступился за народ, и сказал, - «а если не снимешь вину с них, то сотри меня из книги Твоей». И сказал Господь  - «простил Я по слову Твоему». Так появилась притча, в которой утверждается, как праведник отменяет приговор Творца.
Но, нечто другое случилось с Ноем. Когда сказал Бог Ною, - «конец всякой плоти пришел передо Мной». Ной сказал Ему – «а что Ты сделаешь со мной?». И не просил он о милости для вселенной, и спустились воды и погубили сынов земли. И далее, в Книге рассказывается, - когда Ной вышел из ковчега и увидел мир в запустении, начал плакать и говорить: «Владыка миров, Ты называешься благой и милостивый, следовало Тебе помиловать сынов Своих. И ответил ему Святой – Скудоумный пастырь, сейчас ты просишь о милосердии, а раньше, когда Я сказал тебе: конец всякой плоти и не сделал ты ничего, чтобы воспрепятствовать гибели людей». И все-таки Ной остается праведником, по причине того, что не он сам затворил двери ковчега, но Господь затворил их. А по учению апостола Павла, он становится праведником от веры. С Ноем был заключен новый (обновленный) завет и радуга на небе, в напоминание о Творце и связи неба с землею. И что жители земли не будут больше погубляемы водами потопа, но «земля сберегается огню», - по учению Евангелия. Но, каков этот огонь (любви), поясняется в другой Книге, через образ огня свечи, которые зажигали вечером жены патриархов. 
О личных поисках своей праведности, многие пророческие мысли мы находим у Иова: «Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня. Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, — и я навсегда получил бы свободу от Судии моего. Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его». Здесь праведность Иова проявилась в том, что он негласно искал посредника между Богом и человеком.
Но, как только мы обращаемся к Евангелию, все становится на свои места. Если ветхозаветный праведник часто утверждался на своих делах, в исполнении закона, то в Евангелиях он ставится в зависимость от веры. Вот как об этом учит апостол Павел: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Или вот еще: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится». И еще: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им». С другой стороны праведники от веры тоже разняться – одни могут вникать в слова Писания, другие оставаться поверхностными в учении и игнорировать закон. По этой причине тот же апостол пишет: «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых».
Здесь, вспоминаю собственный путь праведности, в которой я пытался утвердиться в начале своего пути в вере. В собрании праведников, где я находился несколько лет, никто не курил и не пил вина. Некоторые из них рассказывали, как просто бросили курить, смяв пачку сигарет и помолившись Богу. Несколько раз пробовал и я, не получилось. И вот, в предстоящие выходные дни, на даче, серьезно решил бросить курить. Терплю день, к вечеру, выхожу на деревянный мостик реки и вижу чистую, цельную сигарету, а вокруг никого. Понятно, закурил и побежал в магазин за сигаретами. Потом спрашиваю Его – почему, кто, зачем оставил эту сигарету? И был ответ, - чтобы не утвердился в «собственной праведности», которая в современном религиозном учении, часто называется – «самоправедностью».
И, конечно же, основная забота апостола о вере и обетованиях Божиих от веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». 
Стремление «к лучшему, то есть, к небесному», подразумевает вознесение праведника и таковые от ветхого завета тоже были. Достаточно вспомнить Еноха, взятого от земли и не увидевшего смерти; Моисея, взошедшего на гору и взятого с нее; еще выше поднялся Илия на огненной колеснице. И, конечно выше всех был вознесен Иисус, на глазах учеников. А вот как сказано о других праведниках, не упомянутых по именам: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих». Покоиться на ложах своих, еще не значит достичь высших обетований Творца и многим из них была предоставлена возможность опять придти на землю, и совершить нечто для землян: «Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали», - сказал Иисус ученикам.
Любопытно заметить, что все праведники восхищались по одному и таковых, было мало, говорится в Книге – «видел я сынов восхождения, и их было мало».  В другом месте мудрецы Собрания поясняют, что в высшую обитель, где веселятся праведники, называется Садом и Связкой жизни двух – мужчины и женщины, «ибо там наслаждаются праведники светом грядущего мира». А свет грядущего мира указывает на время Иисуса Христа, который призвал всех к самому высшему обетованию всей Библии, то есть - на брачную Вечерю Сына. И благодаря этому – мужское и женское, не поднимается одно без другого, - поясняется в другой Книге.
Возвращаясь к эпизоду с Учителем, который сказал о вечерней молитве, как не обязательной, мудрецы Собрания поясняют: Что по числу трех патриархов веры, существуют три молитвы. Авраам установил молитву утреннюю, которая произносится стоя и в которой часто звучит обращение – услышь! То есть к Мужскому (Господу). Исаак установил предвечернюю молитву, как подготовка к ночи и которая произносится сидя – «так собирают и украшают невесту, чтобы ввести ее под свадебный полог». А Иаков установил вечернюю молитву, когда наступает время забавляться и заниматься любовью для сынов человеческих, которая «приобретает образ пространства в четыре локтя (мужчина и женщина в объятиях), и это уже было установлено в исследовании размеров того, чему дан Создателем образ». И поэтому вечерняя молитва Иакова не является основной, но как право – «Когда же соединились они друг с другом, то мы уже не требуем большего. Ибо поскольку уже находится женщина между двух рук и соединена с телом, то нет нужды в большем, тогда слова шепотом…».
В Библии сказано – «Благословения на голове праведника и плод праведника - древо жизни». Уже не раз замечено, что «древо жизни» есть образ Женщины, а от книги Откровение, где по обе стороны реки Жизни, стоят Дерева и приносит обновленный плод на каждый месяц, есть образ и способность женщины обновляться в любви каждый месяц. А вот, как древние мудрецы Собрания, поясняют слова о благословениях на голове праведника: «Что значит – благословения главе праведника. Сказал ему – праведником называется место завета, который сумел сохранить знак священного завета (обрезание любовью к женщине)… когда устремляет источники Женскому, то получает название главы праведника». И вот еще любопытные пояснения на Библейский стих – «и не видел я праведника покинутого». То есть, «не ищет он Женского, ибо Женщина всегда находится с ним и не покидает его никогда, и доступно ему. Всюду, где ходят праведники, - Шехина (Женское) рядом с ними». Но это все – вышняя тайна среди Жнецов поля, тайна о которой боялись сказать древние – «Из-за того плачу я, что эти слова не открыты для них. Что же станут делать последние поколения, когда задумаются об Этом». А если поймем и не скажем этого слова, то откроют в этом стихе уста вероотступника. Но об «Этом» и про «Это» современные праведники, все еще боятся помыслить, а если и говорят, то шепотом. 
«Одно слово сказал Бог – два его смысла услышал я, ибо - у Бога сила». Можно подумать, что услышать два и три смысла Слова, влечет к разномыслию и потере веры. Во внешних «противоречиях» Слова логика атеистов и «смельчаков» жизни проста – если один побеждает тысячу, то двое – две тысячи. И таковым сказано – «и будут жить и снова не умрут». Праведник от земли догадается, почему – один побеждает тысячу, а двое осилят уже десять тысяч. Но таковые всегда будут просить «омыть им не только ноги, но и голову». Такой праведник, как правило, вглядывается в прошлое, видит неустройство общества и разрушенный Храм в отношениях двух. И из этого прошлого видит свое будущее в делах от закона. И таковым сказано, что они наследуют землю.
Но, праведник от веры который не просто догадается, кто эти Двое, что «побеждают тьму» многих тысяч, но что именно они призваны на Брачную Вечерю Сына, то таковым Иисус говорил, что «вам нужно омыть только ноги. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».


Рецензии