Старые фотографии Сев. Кавказа

Накануне Дня народного единства и в рамках Года Кино в Ставропольском государственном музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве начала работу фотовыставка «В объективе Северный Кавказ». Подготовил ее кандидат исторических наук Андрей Гордиенко, заведующий отделом этнографии музея-заповедника. На этот раз публике представили подборку фотографий начала ХХ века, 1930-е годы и 60-70-е. Часть фотографий попала в краеведческий музей из музея Северного Кавказа, созданного в 1920-х гг. Впоследствии он был расформирован, а архивы по частям передали в разные музеи. Возможно поэтому их не так много, как хотелось бы, но каждая уникальна, в них отразилась эпоха на том или ином отрезке времени, по ним можно судить о быте казаков и горцев, одежде, нравах, и о том, как традиционный уклад постепенно стал меняться в 30-х годах. Вместо саманных хаток появлялись избы, сакли уходили в прошлое. В деревнях и селах строились медицинские амбулатории, школы, производства. И у людей с этими новшествами менялась не только одежда, но и выражение лиц.
Северный Кавказ всегда привлекал внимание путешественников, исследователей, людей науки и искусства своей удивительной природой, культурным богатством и этническим многообразием. Здесь было все для любознательного человека – национальное многообразие, исторические места, связанные с кровопролитными войнами и ссылкой известных поэтов, декабристов и т.д. Появление фотографии дало новые возможности знакомства с Кавказом, его природой и типажами коренных  жителей, философией их жизни, а не только быта.   Фотография позволила воочию увидеть красоту и культурное своеобразие региона. Кроме того, организаторы выставки представили и съемочное оборудование разных эпох, которое позволило зафиксировать моменты уже ушедшей городской и сельской повседневности: фотоаппараты, кино- и видеокамеры. Интересно, что первых фотографов, снимавших Кавказ, называли светописцами. Это были два известных светописца из Пятигорска — А. К. Энгель и Г. И. Раев. Они первыми разыскали и запечатлели и замок царицы Тамары, и грот, где похоронены А.С. Грибоедов с женой Ниной Чавчавадзе, и место дуэли М. Ю. Лермонтова, а также Кавказские Минеральные воды, которые к концу 1860-х гг. стали престижным курортом, где встречались давние знакомые и друзья, заводились новые связи. Путешествия с громоздким фотографическим снаряжением, которые предпринимали Д.Ермаков, А. Энгель, Г.Раев, И.Александрович, Ф.Гадаев, И. Савенков и другие мастера фотографии, были нелегкими. Ведь они фотографировали труднодоступные горные уголки Кавказа, памятники истории и культуры, многие из которых ныне утеряны. Такие, как аул Гуниб - место пленения Шамиля. Уникальна, и 6-кадровая панорама Кавказских гор, выполненная в мастерской братьев Рудневых и запечатлевшая аул Гуниб.
 Не менее уникальны фотографии Военно-Грузинской дороги через Дарьяльское ущелье, Военно-Осетинской дороги, проложенной через Мамисонское ущелье с высокими сторожевыми башнями и через ущелье Зарамаг с осетинскими селениями  Тибцна, Вельта и Сатат на Кутаиси. Есть также фотография горной извилистой Военно-Сухумской дороги вдоль русла реки Теберды через Клухорский перевал, которая должна была соединить Сев.Кавказ с Черноморским побережьем. По ней ехали на арбе запряженной двумя волами в сопровождении всадников. По словам Андрея Гордиенко, по ним собирались даже проложить железную дорогу, но по каким-то причинам, проекты не состоялись.  Теперь действет только Военно-Груз. Дорога, а от остальных остались только тропы да старые фото. Интересены фотографии с видом балкарского  аула Урусбиево начала ХХ в., крепость у дагестанского селения Арани, путника у подножия горы Бештау,  или навесной деревянный мост в Аргунском ущелье, соединяющий отвесные скалы. Не менее впечатляющая, можно сказать классическая фотография Березовой балки в окрестностях Кисловодска, - по горной дороге спускаются всадники и путник в черкесках. Они удивительно перекликаются с акварелями и рисунками Лермонтова, Гр.Гагарина. 
Надо сказать, что дореволюционные фотографии запечатлели не только ландшафты  как, например, старинная башня у аула Чегем в Кабарде. Снимали и сюжетные фотографии, это словно мгновенно выхваченные картинки из жизни того времени, были и постановочные. Вот фотографии горского мальчика на ишаке, который направлялся в школу, или стайка осетинских ребятишек из села Цей, а вот работы по расчистке ущелья вдоль реки Гоначхир на Домбае, старосты из осетинского села Тиб на коне в черкеске с кинжалом, жители карачаевского аула Хасаут в национальной одежде перед своей саклей с крышей, на которой растет высокая трава, на фоне горных вершин, а вот овощная лавка в Кисловодске с хозяевами – казаком и казачкой, каких только фруктов тут нет…  А вот - балкарский крестьянин в своем дворе с плугом и бороной,  на следующей фотографии  – дагестанцы-терекеменцы собирают саман в горки, из которых потом будут селяне строить свои домики. Технология была простая и дешевая, доступная, поэтому большинство и пользовались этим саманом. Его смешивали с соломой, складывали стены, укрепляли прутьями или деревцами, а затем обмазывали глиной. Правда, если бывал сильный дождь или наводнения, саманные домики разваливались или их уносила река. Но через какое-то время, точно такой же домик хозяева возводили снова.  Есть на выставке и замечательные фотографии терских казаков конца Х1Х в., прямо в соответствии с описанием их внешнего вида Л.Толстым. Фотография Раева того же периода – портрет отставного солдата – историческая, на ней воин, который помнил  Крымскую, самого Николая 1. 
В галерее лиц и костюмов кавказских женщин открывается ее роль в семье и жизни. Все они в своей традиционной одежде. Большинство женщин Кавказа не скрывало лиц под чадрой, но их красота, такая разная - не вполне привычна для европейцев. К тому же Кавказ всегда имел в представлениях людей больше мужское лицо. На фотографиях - подлинно красивые и выразительные лица. И однозначно, - старые фотографии, живописные портреты и жанровые сцены могут служить наглядными иллюстрациями к литературным произведениям и запискам путешественников и исследователей прошлых столетий. Кто-то видел в горянках правнучек легендарных амазонок. Посетивший в самом конце XIX столетия Западный Дагестан немецкий путешественник Карл Ган писал о дидойках, что «когда они стоят среди зеленых полей и ветер раздувает их мантии и на солнце сверкают монеты на голове, то издали можно подумать, что имеешь дело с древними героями в блестящих шлемах и в воинственном одеянии». Другие находили в них созвучие своим романтическим исканиям. Александр Дюма-отец, совершивший в середине XIX столетия вояж по Кавказу, отмечал прекрасные глаза местных дам, а равно их греческой чистоты профили, но «сдобренные жизнью». В свою очередь Лев Толстой восхищался своеобразной красотой казачек, «сотворенной природой Кавказа». Кавказские мужчины при внешней сдержанности тоже романтичны и порой сентиментальны. Их портреты приковывают взгляд современника, таких лиц уже не встретить.
Новое время многое изменило в судьбе кавказцев, горцев. Другим стал образ жизни, быт, одежда. Об этом также свидетельствуют сохранившиеся фотографии. О них и каждом фотографе можно рассказывать долгие истории. К примеру, тот же Г.Раев, который фотографировал выдающихся артистов, приезжавших на Кавминводы, -  Собинова, Шаляпина, писателей, музыкантов… Их портреты всегда находились в витрине его ателье, что и спасло его после прихода советской власти - этот «иконостас» очень ему помогал. Кто же будет трогать фотографа, у которого на витрине ателье портреты Крупской, Буденного, или Калинина, - «всесоюзного старосты», других известных деятелей! А один из его альбомов уже во время Великой Отечественной был даже преподнесен супруге Черчилля Клементине,  которая  незадолго до окончания войны приезжала на Кавминводы, чтобы проверить и помочь госпиталям необходимыми медикаментами. Позднее она даже опубликовала книжечку о своем визите в Россию. Словом, есть что посмотреть и над чем подумать, глядя на старые фотографии.


Рецензии