На выставке И. Айвазовского. Продолжение 36

http://www.proza.ru/2016/11/15/1967

Экспонатов на выставке в ГТГ на Крымском валу очень много и описать их все не реально. Успеть бы все осмотреть за столь короткий промежуток времени.
Блуждающий взгляд, выхватывает из общей массы огромный альбом великого князя Константина Николаевича 1820-1857. Представление русской экспедиции во главе с великим князем Константином Николаевичем и Адмиралом Ф.Н.Литке турецкому султану 1845.
На выставку представлен альбом из архива литературы и искусства.

"Великий князь Константин Николаевич - одна из самых ярких и противоречивых фигур Дома Романовых – родился в 1827 году и был вторым сыном Императора Николая I.
Как представитель мужской ветви Императорского Дома, Константин Николаевич избрал (а точнее - для него избрали) военную карьеру, но службу проходил не сухопутную, а морскую." http://www.rusalbom.ru/articles/default/klassen2.html (Большой русский альбом).

Достаточно долго стоя у альбома, пыталась понять в чем его особая ценность и лишь дома, покопавшись в интернете разобралась с задумкой организаторов выставки. Оказывается, в альбоме Великого князя Константина Николаевича собрано много рисунков и акварелей Айвазовского. К сожалению, альбом был открыт только на одной странице, на важном листе, а иначе и не получилось бы под стеклом в горизонтальном положении показать больше.
Остальные листы демонстрировались на интерактивном экране. На просмотр, которого у меня совсем не оставалось времени, да, и не знала я во время осмотра выставки о том, что остальное можно увидеть в другом месте.
Интерактивные экраны - это второстепенное. Первостепенными для меня были реальные вещи, имевшие прямое отношение к Айвазовскому.

С картины "Лунная ночь" 1849 на зрителей смотрела идеально ровная луна. Как ни странно, но произведение абсолютно нисколечко не задело душу. Расхаживая от одной картины к другой, останавливаюсь в темном углу выставочного зала потому, что из темноты высвечивается некий образ. Всматриваюсь в полотно. Читаю "Хождение по водам" 1897. Как видим, по дате это творение Айвазовского, исполненное им на склоне лет. Легкий, воздушный образ Христа.
Понравилось, что образ Христа верно выхвачен из пространства стихии. Христос светится, но не сияет. Ведь, свечение говорит о его высоко духовной составляющей. Светом наполнен Учитель, как и должно быть.
Кстати, именно светящимся мне в видениях показывается Христос, а не сияющим и не золотым.
В принципе, он и сам говорил, что бог есть свет, а свет не сияет, но светит, освещает.
Затемненность этого кусочка зала втягивала зрителя в некое театральное действо, в ущерб самой картине, а может и на пользу ей, уводя зрителя от неё в божественный мир.
Подойдя поближе, не могла оторвать взгляда от весла и воды, стекающей с него. Они дополнительно оживляли картину.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/22/780
Фото картины из интернета ""Хождение по водам" 1897"


Рецензии