Шелковская революционная

«Воспрещается распространение путем слова или печати всякого рода сведений, касающихся целой народности или отдельных ее представителей, направленных к возбуждению национальной или религиозной вражды между различными частями населения.»
[из «Обязательного постановления от 2 марта 1915 г. для Кавказского края»]

Этот документ хранился в архиве ЧИАССР [фонд 65 опись I д. 8 л. 190] среди дел Шелковского станичного правления.
В марте 1990 года мною, Ереминым Н.М. аспирантом кафедры истории Северного Кавказа ЧИГУ им. Л. Толстого университета,  были сделаны выписки из ряда дел, касающихся истории станицы Шелковской. Впоследствии в ходе военных действий в городе Грозном архив сгорел. По моему мнению, даже отдельные строки из просмотренных мною документов будут представлять интерес для нынешних и будущих поколений.

1917 год. На третий день после принудительного «отречения» самодержца Николая II в ответ на обращение Атамана Кизлярского отдела от 3 марта, где говорилось: «в настоящее время во многих местностях России стали появляться подкупленные немцами разные люди, кои распространяют всевозможные слухи, клонящиеся все к этой цели, к возмущению народа, а потому предписываю зорко следить и прислушиваться, не появятся ли во вверенной Вам местности такие злонамеренные люди или не будут ли распространяться зловредные слухи, кои действительно могли бы вселить недоверие к властям и послужить причиною к возмущению». Из Шелковской последовал ответ: «… везде хранится тишина и спокойствие… в станице не отличишь тревоги от гулянья».

Атаманом станицы был Г. Отинов [фонд 65. опись I. ед. хр. 11 л. 124-134]. Затем бумаги станичного правления будут подписывать «за атамана станицы его помощник Петров», в феврале 1918 года – атаман И. Шаповалов, 28 января встречается подпись комиссара А. Петрова. Он же долгое время был то писарем, то секретарем при атаманах и комиссарах М. Соколове, Д. Гунтовом, П. Лучанинове, Ф. Дигалове. Стоит отметить, что вплоть до 1991 года (мятежа Дудаева и геноцида русского населения) в станице жили потомки всех вышеперечисленных шелковских атаманов.
21 апреля 1918 года атаман М. Соколов дает распоряжение об охране станицы силами станичников. 29 апреля состоялся станичный сход, который приговорил собрать деньги на нужды аптеки. В Шелковской была окружная, вернее войсковая больница Терского казачьего войска (ТКВ). Ее строительство было завершено в 1906 году. Пока идет относительно спокойная и размеренная жизнь. Но уже в мае месяце начинаются изменения.

Полностью приведу «Соглашение, состоявшееся в мае 1918 года между казаками низовых притеречных станиц и граждан города Кизляра и его окрестностей, с участием представителей от Народного Совдепа и красноармейцев.
1. Кизлярский Совет рабочих, крестьянских и военных депутатов переизбирается.
2. В городе Кизляре учреждается подотдел Народного Совета Кизлярского отдела.
3. Красная армия реорганизуется на началах комплектования ее из всего населения Отдела по рекомендации общественных организаций и местных властей.
4. Оружие, отобранное Совдепом у казаков, возвращается и стоимость отобранного у них имущества возмещается.
5. Восстанавливается свободная купля и продажа различных товаров и продуктов и провоз их из города и в город без производства обысков и отбираний.
Примечание: в данном случае не имеется в виду спекуляция
6. Произвольные пошлины не должны быть устанавливаемы и взимаемы.
7. Устанавливается свободная продажа муки и в пределах Кизлярского отдела Терской области. Мукомольное дело должно быть упорядочено.
8. Все арестованные, в связи с текущим моментом, казаки немедленно освобождаются. К остальным должнор быть предъявлено обвинение и до суда таковые могут быть освобождаемы на поруки. О каждом арестованном казаке должно сообщаться в его станицу с указанием причины ареста.
9. Вменяется в обязанность судебным органам при получении залоговых сумм, вносимых за лиц обвиняемых в каком-либо преступлении выдавать установленную квитанцию залогодателям.
10. Все промышленные предприятия частных лиц, без основания объявленные народной собственностью, возвращаются, на основании декрета Центральной власти, их собственникам, с назначением в этих предприятиях контроля, согласно существующих декретов.
11. Для проведения в жизнь вышеизложенных пунктов  избирается согласительная комиссия в составе 16 человек, по 8 от каждой стороны, которой вменяется принять полноту власти в уезде Кизлярского отдела до созыва съезда и до перевыборов Кизлярского Совдепа. Комиссия эта выделяет из своей среды следственную комиссию для расследования действий Совдепа по жалобам на него.
12. Для охраны безопасности учреждается на Таловском мосту смешанный пост из 12 человек казаков и красноармейцев поровну, причем первым из них жалование выдается наравне с красноармейцами.
Председатель Согласительной комиссии Амирагов
Секретарь Семин» [Ф. 65 оп. 1 дело 2 лист 170]

4 июня 1918 года комиссар по администрации Кизлярского отдела из станицы Грозненской шлет депешу: «Комиссарам станиц и сел Кизлярского отдела». Она имела следующее содержание: «Немедленно донести мне: организована ли у Вас местная власть на новых началах, если организована, то из скольких лиц составлен Совет и президиум, а если еще не организована, то немедленно организовать и протоколы о выборах предоставить мне».
Из Шелковской ответ не последовал, а соседнее селение Шелкозавлдское за подписью Ф. Молочкова направил сообщение: «Составленный протокол общества сего села об избрании с о в е ц к о й местной власти при сем представляю».
18 июля из Кизляра следует циркуляр Согласительной комиссии, в котором «советуют создать возможность трудящемуся люду спокойно заниматься трудом, и впредь не отрываться так часто от работы поездками на съезды. В Кизляр необходимо послать людей могущих защитить интересы народа, проникнутых желанием работать на пользу его – людей практичных, людей трезвых» [фонд 65 опись I. ед. хр. 11 л. 171].

Однако события развивались не в лучшую сторону. В Терской области вспыхнул бичераховский мятеж, охвативший город Грозный и низовые станицы, чем незамедлительно воспользовались шайки абреков. Сожжены станицы Кохановская, Фельдмаршальская, Ильинская. Беженцы из них нашли приют в Парабочевской виноградорской школе.

Круг казаков станицы Шелковской, находящихся в отряде Кизлярской линии, уполномочил своих делегатов Прокофия Лучанинова, Филиппа Москового, Илью Овчарова, Ивана Горлова для исходатайствования от общества селение Шелкозаводского для Шелковской сотни одного «пулямета». На это прошение комиссар селения Ф. Чичета ответил: «имею честь сообщить, что общество села постановило послать совместно с Вашими людьми в город Кизляр делегатов, которые могли бы узнать, о наступлении красноармейцев на низовые станицы и ежели что-либо грозит в опасности, то тогда можем послать вооруженных с пулеметами…» [фонд 65, опись I. ед. хр. 11 л. 177].
Анализ последующих документов Шелковского станичного правления показывает как развивались трагические для Терского казачества и всего края годы гражданской войны.


Рецензии