БАНЯ

     Сколько существует пословиц и поговорок о бане.
Да не зря я хочу о бане написать, бани-то в перестройку почти всюду закрыли: «Не рентабельны»!
«В бане помылся, что омолодился.
Баня — мать вторая!
Тело парит, здоровье дарит!
Баня парит, баня правит».

      Расскажу, как я была один год заведующей банно-прачечного комбината. Но прежде немного истории. Город наш начал строится в 1957 году в тайге. Название город носит от горы Качканар. О горе много всяких легенд существует. Будто бы это «денежный мешок», спрятанный в камнях. Местные жители аборигены имеют на этот счёт свои легенды, но о истории Качканара я напишу в следующий раз.
    Учёные же ещё при Петре Первом открыли залежи редкого сорта железа с ванадием. Так вот с тех пор железо добывали шурфовым способом. Однако гора носит правильное название, как мешок с богатствами, ибо много здесь и других полезных ископаемых найдено. В отходах после переработки остаются различные драгоценные металлы. Их обнаружили да вот как их изъять из отходов – шлама? Учёные до сих пор не нашли способа. Золото же мыли здесь всегда и до сих пор старательские отряды моют. Моют и платину в посёлке Ис в 20 км от Качканара.
Пришло, наконец, то время, когда стране понадобился ванадий в больших количествах. Несмотря на то, что содержание его в железе всего 13 – 17 %. Это редкий метал. Железо с ванадием имеет большую прочность при небольшой толщине листа. Используется в основном в самолётостроении.

    В мае 1957 года в эту вековую тайгу пришли строители, и началась разработка, нет, ещё не рудника. Начали прорубать в тайге дороги. Построили железную дорогу. Жили в палатках и землянках. Но как только определились с местом, где «будет город заложен», первое, что построили,- это были баня, клуб и школа. Баня была построена основательно, так сказать, на века. Стены толщиной в метр. Два отделения: мужское и женское. Одновременно могли мыться по двадцать пять человек. Парилка отапливалась дровами. В продаже всегда были берёзовые веники. Какое же это было блаженство после работы на морозе попариться настоящим берёзовым веничком не в сухой сауне, а в поровой баньке. Город строился, разрастался.

  Вот уж десятый квартал построен. До бани из отдалённых районов не всем удобно. На границе четвёртого и пятого кварталов построили ещё одну баню. Это была уже двухэтажная баня на четыре отделения с бассейном для детей и любителей. Парилки на любой вкус: хоть суана, хоть русская с паром. Отапливалась она от собственной котельной. Позже котельную закрыли и перевели баню на городские сети. А парилки стали обогревать Электра - тенами. Да вот не всякому любителю парка эта баня нравилась. В старой бане всегда была очередь. Люди приезжали на автобусах и машинах из отдалённых кварталов.

  Вот в такое время я попала заведующей банно-прачечного комбината. При бане была и прачечная. Прачечная снабжала баню чистыми простынями и полотенцами, так как люди часто приезжали прямо с работы, из леса. Это было очень удобно. Мочалку и мыло можно было купить тут же в ларёчке. Ларёчек со временем закрылся за не надобностью. Вот этим заведением я и стала владеть, да не по своей воле. Я в то время работала инженером в отделе капитального строительства в управлении Качканарского Горно–обогатительного комбината. Да время было такое, что в управлении работали «жоры», «доры», «лоры» и «суки»- такой анекдот ходил по городу. Расшифровать? Жёны ответственных работников и соответственно дочери, любовницы и случайно уцелевшие кадровые инженеры. «Суку» некому защитить и поддержать. Ко мне эти самые «жоры» - «доры» подкатывали с вопросом:
- А кто тебя сюда устроил?

  Когда выяснили, что у меня нет покровителя, и понадобилось устроить в управление очередную «дору», меня сократили. Из трёх предложенных мест работы, я выбрала банно- прачечный комбинат. Работало там сорок три женщины, в основном уже пожилые, и двое мужчин: слесарь по ремонту оборудования и сантехник. Оба были инвалидами и любителями «залить за воротничок», тем более, что магазин был через дорогу от бани. С женщинами не было вообще проблем. А вот эти два инвалида мне много нервов потрепали, да замены им не находилось или их жалели. К ним частенько заглядывали «на посиделки» выпивохи, благо рядом магазин. Прежняя заведующая сама частенько с ними пила. Всё им прощалось. Но оборудование было старое, и часто ломались, то каландры, то стиральные машины. А эти работнички не в состоянии работать. Вот такое наследство мне досталось. Трудно, но отучила я их вести приём «друзей» в рабочее время. Расскажу один случай.

    Прихожу после обеденного перерыва, а прачки сидят. Спрашиваю что случилось?
-А вон работнички наши сидят в мастерской с бывшим начальником милиции с бутылкой и «лыка уже не вяжут».
Захожу я в мастерскую и спрашиваю гостя кто он и зачем пришёл в рабочее время к слесарям с бутылкой, да ещё и коньяком? Он мне представляется:
- Я бывший первый в Качканаре начальник милиции. Сегодня день рождения, вот зашёл к знакомому отметить.
-Мне хоть бы вы министром были, но спаивать рабочих на их рабочем месте бывший начальник милиции считает нормой? Берите бутылку и уходите, иначе я её выброшу.
- Не посмеешь!
-Ещё как посмею?!
После этих его слов я беру бутылку за горлышко и вышла на улицу. Они сидят с раскрытыми ртами.
- Не посмеешь!
Я же когда – то метала гранаты на физкультуре. Вот тут я её и метнула, как гранату. Повернулась и пошла прямо на этого бывшего начальника. 
- Вы, видимо, забыли, что были блюстителем порядка? Я сейчас вызову милицию и вам напомнят о ваших прежних обязанностях. Что тут мне пришлось выслушать от этого «блюстителя» нравственности и порядка… наверно, весь лексикон и всех матерей вспомнил. Ушёл и больше я его не видела. Посетителей же стало меньше наведываться в слесарку. Слава же, как я выпроводила бывшего начальника милиции, быстро стала известна многим любителям сюда захаживать на посиделки с бутылочкой. Спустя много лет встретилась я с сантехником, и посмеялись, как я их приучила к трезвому образу жизни на работе. Женщины же наблюдали нашу перепалку с тремя мужиками, где я вышла победительницей.

    Проработала я изо дня в день один год. Много было сделано за этот год. В предбанник – зал ожидания, завезла скамьи, столики. Принесла из дома всякие журналы, чтобы люди не стояли на ногах в ожидании своей очереди, а спокойно могли посидеть, побеседовать и полистать журналы. Затем открыла буфет, где была газированная вода и горячий чай. Для прачек тоже были созданы удобства: раньше, как только заканчивались стиральные материалы, заведующая шла в контору, чтобы подписать требования на стиральные материалы. Надо было требование подписать у нескольких начальников. Потом идти на хоз. двор и ловить машину. Прачки же сидели в ожидании порошка и мыла. Порой сами покупали их в магазине, благо, что магазин через дорогу. Не было склада для моющих материалов. Здание прачечной имело несколько маленьких помещений, в том числе и душевые. Только зачем душевые? Баня рядом. В один из субботников я с рабочими разобрала перегородки между душевыми. Получился большой склад.      
   
    Пригласила начальство и доказала, что моющие средства завозить надо прямо с колёс в прачечную. Прачки организовали бригадный подряд. За экономию и качество стирки получают премии. Ключи от склада я передала бригадирам, ни каких проблем больше с материалами не было. За расход материалов отвечали бригадиры. Дали объявление, что прачечная принимает в стирку бельё и от населения. Раньше бельё стирали в основном из общежитий. Общежитий было несколько в городе. Однажды я съездила на военную точку, что находилась недалеко от посёлка Именновский. Там стояла точка ракетчиков. Они возили бельё в город Лесной. Но это для них было неудобно. Количество белья увеличилось. Прачки стали получать премиальные за количество и качество, а также за экономию стирального материала. Когда я рассчитывалась, бригадиры мне принесли в кабинет несколько кусков мыла и порошок. Зарплата у меня была в начале девяносто рублей. Через полгода я получала уже сто двадцать рублей. Это была хорошая зарплата. Но не моя это была работа. Начали строить радиозавод. Туда меня пригласил Сибилев Виталий в отдел главного механика инженером по надзору за зданиями.

   Что же с баней или банями? После моего ухода заведующую решили в эту бани не принимать. Решили, что на две бани достаточно одной заведующей. Но просчитались. Вторая баня большая. Хлопот в ней своих хватало. Получилось так, что захирела старая баня без хозяйки.
Настало время перестройки. Руководство сочло её не рентабельной и закрыли. Народ возмущался, да кто слушает мнение народа? Старая баня несколько лет стояла не востребованной, стены пытались разобрать по кирпичику, да прочной была кладка. Наконец, нашёлся смельчак, прибрал к рукам полуразрушенное здание. Теперь там магазин «Технострой». В прачечной «ЕВРАЗ» открыл продовольственный магазин.
Вторая баня также постепенно разрушается. Меня, как инженера по надзору за зданиями, пригласили обследовать конструкции, составить акт и дефектную ведомость. Это было в 1995 году. Каково же было моё изумление, когда я увидела оголённую арматуру потолка на ребристых плитах перекрытия. Нарушена полностью несущая способность ребер плиты ПКЖ. Это же потолок первого этажа и пол второго этажа. Сразу составила акт и бегом к МЭРу города. Срочно организовали комиссию из ведущих специалистов строителей. Оба отделения, первого и второго этажей правого крыла закрыли и передали заказ проектному институту на разработку проекта укрепления несущей способности плиты. Но, видимо, не судьба была довести дело до конца, так и работает в бане только одно крыло.
Баня работает не полную неделю, как раньше было. Билеты дорогие. Я же в бане больше не была и не пойду: боюсь, так как вижу, как разрушаются другие конструкции. Нет инженеров по надзору за зданиями. Всё в частных руках. Только лоск наводят в холле.

    А о старой бане старожилы первостроители ГОРОДА вспоминают с болью и сожалением: «Какая банька была»!!!
Бани закрыли в первую очередь в начале перестройки во многих сёлах и даже городах нашей страны. (МЫЛАСЬ Я В БАНЕ В ЗАБАЙКАЛЬЕ НА КУРОРТЕ ДАРАСУН. В НЕЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПАРИЛИСЬ ВСЕ ОТДЫХАЮЩИЕ С КУРОРТА. ЗАКРЫТА. СЕЙЧАС Я НЕ ЗНАЛА ГДЕ ПОМЫТЬСЯ ХОТЯ БЫ, УЖ НЕ ДО ЖИРУ В ПОСЁЛКЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. А БАНЯ ТО БЫЛА, ГОВОРЯТ, ПРЕКРАСНАЯ)

       Как это объяснить?
Закончу пословицами. Для размышления.
«В который день паришься, в тот день не старишься».
«Коли б не баня, все бы мы пропали».
Пропадём или в частной баньке попаримся.
Ноябрь  2016г.Тамара Белова

картинка из интернета


Рецензии
Тамара!У нас все точно так случилось...закрыли бани...стали убыточны....осталась одна...не самая лучшая,и то только потому,что в том районе много неблагоустроенного жилья....
Читаю Ваши рассказы с большим удовольствием!!!
Всех благ Вам желаю Тома!
С уважением,

Татьяна Самань   26.06.2017 23:36     Заявить о нарушении
ТАТЬЯНА, Я СЧАСТЛИВА, ЧТО ВЫ ТАК ВЫСОКО ОЦЕНИЛИ МОИ РАССКАЗЫ. ПРИШЛО ПИСЬМО- "ПИСАТЕЛЬ ГОДА" МОГЛА БЫ ВЫСТАВИТЬ МЕМУАРЫ. НО ЭТО ЖЕ ДЕНЬГИ...МНЕ И ВАШЕЙ ОЦЕНКИ ДОСТАТОЧНО.А КНИГИ Я САМА ПЕЧАТАЮ И ПЕРЕПЛЕТАЮ ПО ЗАКАЗУ. С ТЕПЛОМ ТАМАРА

Тамара Белова   05.07.2017 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.