***

    Интервью с директором школы.
   С 1977 по 1995 годы  - директор школы Бешевец Михаил Андреевич, имевший большой директорский опыт работы. При  его непосредственном участии были построены новые типовые школьные здания в районе:  Никоновская семилетка, Воронцовская средняя школа, где он был директором  до 1977г. 

    При Михаиле Андреевиче в Ольгинской школе работало 32 учителя, училось 315-460 учеников,  было 20 классов-комплектов. Педколлектив старался идти в ногу со временем. Каждый год был особенным. Реформа школы, атеистическая пропаганда, внедрение профессионально-трудового обучения, связь школы и общественности. Были оборудованы кабинеты по машиноведению, по токарному и слесарному делу.

   Школа готовила механизаторов для села. Многие выпускники этих лет остались работать на селе, другие же поступали в сельскохозяйственные высшие и средние учебные заведения, пройдя еще в школе пробу на право быть вожаком, право брать на себя ответственность, так как многие старшеклассники имели общественное поручение и были ответственны за положение дел в школе.

   У  Михаила Андреевича большая коллекция наград и  Похвальных грамот:  РОНО, облОНО,  Министерства Просвещения, значок «Отличник народного образования», медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».  Как пропагандист, лектор отмечен Почетными грамотами РККПСС,  Обкома КПСС.
          Интервью с Михаилом Андреевичем.
    
И первый вопрос. Что запомнилось с детства?
 
  -Родился в с. Георгиевка 28 июля 1939г. Отец погиб в финскую войну. 6 марта 1940 г., мне было всего  6 месяцев. Мать осталась вдовой  в 28лет. Нас было 4 детей, 3 сына и дочь.

  События детских лет прекрасно сохранились в моей памяти. Мать была строгой женщиной, в семье царило беспрекословное подчинение ей. За любое непослушание  следовало наказание, причём всем. Все были загружены работой, в зависимости от возраста. Главное: мы научились выполнять любую крестьянскую работу. Косить сено, доить коров, плести сети для ловли рыбы и т. п. За это я ей благодарен и прощаю порой  проявлявшийся деспотизм. Ушла из жизни мать в 92 года.
 

  До школы я уже умел читать, писать. Учёба для меня была не в тягость, учился на «отлично», семилетку закончил с отличием.
 
 -Вы романтик? Реалист?
 
  - По-моему и то, и другое. В детстве пас телят, детство проходило в степи.  Напасутся телята, лягут отдыхать. Я тоже лягу на спину, смотрю в небо, слушаю жаворонков. Кстати, что-то их вообще в последние годы не слышно! Какие только картинки не рисуешь себе! И счастлив!
 
   Летом ежегодно (с 4по 6класс) пас телят жителей деревни (за деньги). Мой заработок- ловля сусликов и сдача шкурок заготовителю - шёл на покупку книг, учебных принадлежностей. Очень любил читать. Прочитал все книги учительницы Анастасии Емельяновны, которые она покупала своим детям. С её детьми (дочерью и сыном) я учился до окончания школы. Эта семья помогла мне в становлении, в выборе жизненной позиции. 

    В пятом классе учителем русского языка, классным руководителем, наставницей  была выпускница педучилища из Ульяновской области Лёвина Александра Григорьевна. У нас с ней были хорошие отношения: она доверяла мне проверять тетради по русскому языку, а их была не одна стопа.
Сейчас, вспоминая то время, я смеюсь: мол, учителем стал в 12 лет.
 
  -Окончен 7 класс. Что дальше? Долго ли стоял перед выбором: 8 класс или училище?   

  - Нет. Я уже был готов учиться в педучилище.
 После окончания школы в Георгиевке я поступил в  Исилькульское педучилище без экзаменов. Из всех 4 групп студентов 9 человек – стипендиаты на 5 месяцев, как имеющие свидетельства с отличием. А дальше стипендии надо было зарабатывать: иметь только «4» и «5». Я её зарабатывал все годы учёбы, один раз получал повышенную, т.к. имел все «5». После окончания 3-х курсов (1956г.)  нас перевели в Омское русско-казахское педучилище: в Исилькуле педучилище закрыли. В Омске была возможность совмещать учёбу в педучилище с учёбой на вечернем отделении  пединститута. Я поступил на факультет математики и физики. 
 
   - Итак, получен диплом. 1957год.
 
   -Ура-а-а. Я самостоятельно работаю учителем математики, физики и физкультуры в Бородинской семилетней школе, 2 месяца - и.о. директора.
 Вдруг узнаю, что на меня была наложена бронь от призыва в армию. Я же хотел служить в армии. Через райком партии добился снятия брони и был призван в последний набор, 29 ноября.
  Был принят в партию, зачислен добровольцем на горячую точку, Кубу. Прошёл подготовку в спецотряде. Служил почти 3 года, но не на Кубе. Опоздал!   Очень хотелось повидать заморские страны!

  - Что дала  армия?

  -Хорошую физическую подготовку, стал спортсменом- разрядником по 4 видам спорта, включая военное многоборье. Много читал, более 64000 страниц классики.

  -А кто  из писателей самые  любимые?
 
   -Есенин и Маяковский. Вёл дневник все годы службы.

   - Какую должность занимал в армии? 
 
   - Химинструктор   полка. Демобилизовался в 1961г. в звании старшины.

   -И начались школьные трудовые будни?

   -Август 1961год… Снова школа, теперь уже в родном селе, учителем математики и физкультуры, завучем  Георгиевской 8-летней школы до 1964г.
Затем перевод.  3 года - директор Никоновской восьмилетней школы до 1967г.
 
   –Чем были знаменательны  эти годы?

   -Заложили новый сад, хозяйственным способом построили новую школу. Это была первая в районе школа, построенная по мини проекту, но по тем временам отвечала всем требованиям. Вспоминаю, с каким энтузиазмом родители, буквально, все жители колхоза работали на стройке: рыли траншеи под фундамент, штукатурили, красили. И за шесть месяцев (с 22июня по 10января) школа открыла свои двери для детей!  Работай  в новой школе и радуйся!!! Но вызов к первому секретарю райкома партии и «просьба»  поработать в Георгиевке.

   - И что,  здесь тоже нужна новая школа?

   -Георгиевка - моя родина. Естественно, я согласился! Но Галенник Григорий Степанович, Герой Социалистического  труда, председатель колхоза  им. Мичурина, хорошо знал меня по Никоновке, отделение колхоза, и стал оббивать пороги райкома, чтобы меня назначили директором в Воронцовскую среднюю школу, где началось строительство интерната на 120 мест.

   – И  сразу согласился, ведь это средняя школа?
   
   - Долго упирался, приводя различные доводы, но…Верхи решили. И поехал я в Воронцовку.

    - Что было сделано за  10 лет в Воронцовской школе? Снова строительство?  И хозспособом?

   - Да! Появился красавец-интернат, Не было квартир для учителей. Ежедневное хождение к председателю колхоза. Наконец,  даёт 4 дома! Вернее, каркасы домов. «А там ваша забота», -добавил он.
    На практике  все учителя  учились строительному мастерству. В школе появились свои плотники, печники, штукатуры, маляры,
   
    Благодаря молодому энтузиазму, напористости за один год справили 4 новоселья.  Учителя: Клюевы, Зубалей, Жицкая, Романюк,-получили ключи от новых квартир.
  В колхозе началось подключение квартир к центральному отоплению.

  -И что было подключено в первую очередь?

   - Общежитие молодых учителей!
 
   -1977г. Вас снова переводят в другую школу. Почему, как Вы думаете?

    -Во- первых, как я думаю, в Ольгинской школе не было директора, Анатолий Михайлович Бородин уволился по состоянию здоровья.
 Во- вторых,  школа нуждалась в  укреплении и реорганизации. Школа большая: около 600 учащихся, более 50 учителей и воспитателей групп продлённого дня, интерната;  плюс - технический персонал: кочегары, технички, нянечки. Молодому педагогу такую школу не доверишь!

    - Каковы же были первые впечатления о школе?

     -Коллектив учителей считался в районе сильным опытным, многих я знал хорошо,  но не было руководителя с авторитарным методом руководства (хотя это не поощрялось). Не  было  дисциплины  среди учащихся, за 4 года в новой школе было много упущено в смысле сохранения материально-технической базы: техники, мебели, оборудования и т.п.

     - С чего начинали работу в новом коллективе? С создания своей команды, как сейчас принято?
 
     -Нет. Команда осталась та же. Я был доволен их работой. 

     - Как складывались  взаимоотношения с руководством совхоза? Это было немаловажно.

     -С директором совхоза Колесниковым Леонтием Васильевичем мы были хорошо знакомы по Воронцовке: я – директор школы, а он был в то время главным агрономом колхоза. Поэтому мы были едины во всех вопросах улучшения материально-технической базы школы, т.к. считали, что будущие рабочие совхоза воспитываются  и учатся  в школе.   

    -Что было сделано в школе в первую очередь?

    - Произведён  капремонт общежития учителей. Ремонт фасада школы (сделали под шубу), заменили систему отопления, покрыли железом крышу школы, произвели капремонт в котельной, заменили котлы, огородили школьное здание, отремонтировали интернат, овощехранилище и т. д.

    - А как семья относилась к бесконечным переездам?

    - Конечно, не всё было гладко.  Женился   на землячке в 1962.  У нас дочь и два сына. Они  уже были учениками. Жена поворчала, но  вынуждена  принять переезд,  как должное. Дети же приняли переезд с хорошим настроением: новые друзья.

   -Работая в школах района, получали ли Вы удовлетворение от работы?

   -Никогда я не бросал школ и не искал лучшего места. Был всегда востребован. Партия рекомендовала и направляла.
   
   Не всё было в розовом цвете. Получал выговоры, нагоняи, предупреждения за своеволие и т.п. Вспомню некоторые: В Никоновке в школе было 6 лошадей. А сахара нигде нет. Дети в группе продлённого дня пьют чай без сахара, со смородиной. Решение: продать одну лошадь в Казахстан за 3 мешка сахара.  Выход найден, но что было потом…и проверки, и КРУ. Защитили учителя!
 
   За вторую лошадь таким способом купил железо, чтобы покрыть в школе крышу. Опять тот же сценарий. И таких решений без согласования с начальством было много.
  Шли письма-жалобы  в «Учительскую газету»  на меня об отказе принять лодырей в 9 класс.  Вопрос ребром: или ты примешь их в 9 класс, или за тебя сделает кто-то другой. Я отказался и …остался.   

  -Как складывались взаимоотношения с  педколлективами школ?

  -По темпераменту я холерик. Мог вспылить, мог скоропалительно принять решение. Учителя прощали эти выходки за то, что я ни на кого не держал камень за пазухой. Сегодня грубое требование, если совет не помогал, а  завтра…доброжелательность.

 -Работая с детьми,  на кого опирались?

  -Работая в любой школе,  я всегда опирался на родительскую общественность, родительский комитет. Самыми активными помощниками  в своё время были: Шило С.М.(Никоновка), Шитик Г.И., Галайда Н.Т.( Георгиевка), Иващенко А.М., Рипп Н.Я.( Воронцовка), Потапенко А.И., Федосова Р.И., Стукаленко Ф.И. ( Ольгино).
   Когда я уходил из школы, руководство РАЙОНО всегда  считалось с моими
рекомендациями о замене.

  - Вы человек энергичный, общительный,   член КПСС, считай, с юношеских лет. Не было ли предложений  поработать в райкоме партии?

   -Были предложения: заведующим отделом пропаганды и агитации в РККПСС, ещё раньше- секретарём Исилькульского РКВЛКСМ, секретарём парткома совхоза «Красногорский» , «Большевик», заведующим РОНО, но я остался верен своей профессии.

  -Но вы не могли быть в стороне происходящих политических событий. - -Какие  общественные поручения выполняли?

   -Был и секретарём партийной первички,  и лектором- международником, и пропагандистом, и возглавлял различные комиссии,  был и депутатом сельского Совета.

   -Но Вы были всегда критиком КПСС, особенно в 80-е годы, а в 90-е вновь вступили в КПРФ и становитесь в оппозицию правящей партии. Как понять?

    -Любая власть никогда очень хорошей не была и не будет. Я в этом уверен. Но я видел глупые решения сверху и реагировал на них по-своему. Не молчал, а высказывал своё мнение на всякого рода совещаниях.
 «Этому монархисту больше трибуны не давать», - говорил один из власть имущих.
   
   Был на приёме у первого, третьего секретарей по вопросу аполитичности. «Вы же руководитель школы! Что Вы так себя ведёте?» - говорили мне. Я же отвечал: «Чем заниматься мною, лучше проверьте предложения генсека Горбачёва. Он завозит взрывчатку для развала Союза».
 
   Позже, "Первый", дружески хлопая меня по плечу, говорил: «Миша, ты провидец! Занимайся этим,   далеко пойдёшь!» Посмеялись от души.
  Видел я в работе партии и другие подтасовки! Но об этом долго говорить… Поэтому остался верен своей профессии на всю жизнь, рядом с детьми, с учителями. Остался на земле, где родился, рядом с людьми, которые помогали  в работе и верили мне.
  Сегодня я в рядах КПРФ. За что борется партия коммунистов сегодня? За лучшую жизнь для народа, за сохранение социальных корней народа и нравственное обновление общества.


                Село Ольгино
                Полтавского района Омской области.


Рецензии