Попугай

 
Попугай

Пенсионерка Анна Сергеевна, бывшая турковчанка, почти всю жизнь прожившая в Москве, неоднократно давала нам с Ириной приют, поскольку у нее была свободная комната в квартире, а сама она, почему-то, довольно редко бывала дома. А если и бывала, то проводила время у телевизора.

Вместе с ней жила мальтийская болонка Жулька и Попугай, имени которого я не помню. Да и было ли оно у него? Звали мы его всегда, или Попка, или Попугай.

А вот с Жулькой вышел у меня конфуз. Слыша, как Анна Сергеевна называет ее ласково Жуля, Жуленька, Жулька и решив, что это сокращение от слова «Жулик», я однажды задал вопрос: «А что? Собачка отливается вороватым характером?» Чем привел бабушку в крайнее возмущение. Кто бы мог подумать, что Жулька на самом деле была Джульеттой! Анна Сергеевна с обиженным лицом, принесла и показала собачий паспорт, где черным-по-белому было написано «Джульетта и что-то еще, которое я позабыл, типа фон-Тан». Но русская гортань непривыкшая к таким оборотам речи снизвела Джульетту до Жульки.

Жулька, по виду обычная собачка, ненавязчивая, большую часть жизни проводящая на своем коврике в бабушкиной комнате, справа от телевизора, отличалась необыкновенной чистоплотностью. Видимо сказывалось, что она «Джульетта фон-Тан». На улице она старательно обходила любую грязь, лужи и окурки, которых, в то время, на улице валялось великое множество. А, если, приводя ее домой, хозяйка, забывала протереть ей лапки, то она разражалась несвойственным для нее громким лаем. И уже через минуту раздавалось: «А теперь вторую лапулечку... вытрем заднюю лапулечку... а теперь носулечку...»

А вот попугай был совершенно неординарным явлением. Настоящий «пиратский» попугай, какого часто рисуют на картинках к произведениям Стивенсона. Громадный - сантиметров тридцатипяти ростом, он походил на обрубок ствола дерева - настолько он был толст. В его оперении, по-моему, собралась не только вся радуга, но, вообще, все цвета, какие может себе представить воображение. Но превалировал зелено-синий с вкраплениями желтого. Цвет холхолка, который он горделиво поднимал по причине и без причины я не помню. Кажется там было больше белого цвета. Очень самостоятельный и самодовольный, он чем-то напоминал попугая Кешу из известного мультфильма. С одной только разницей - Кеша вызывал смех, ну а наш Попугай уважение и даже страх.

Первое мое знакомство с ним состоялось на кухне квартиры Анны Сергеевны, где он сидел в огромной клетке и грустно вертелся на жердочке. Тогда я не знал, что его заперли специально перед моим приходом, дабы чего не случилось, поскольку Попугай не любил чужих. Для меня он был всего лишь красивой птичкой - игрушкой, учитывая мое городское, далекое от природы, школьно-московское воспитание. Поэтому в какой-то момент, чтобы привлечь внимание, совершенно не глядящего на меня попугая, я постучал рукой по клетке и чуть было не сунул туда палец. Иринка обеими руками отдернула мою руку и прижала ее к столу.

- С ума сошел?

- А что? Чего ему будет? - возмутился я.

- Ему? - с удивлением и усмешкой произнесла Ирина - Тебе!

Она откуда-то вытащила карандаш - На! Смотри!

С этими словами она просунула карандаш через прутья клетки..

Попугай накинулся на него, как бешеный. Его клюв, в мгновение ока, нарубил карандаш на мелкие, равновеликие кусочки. Он сделал это так чисто, как я бы никогда не смог сделать, ни ножницами по металлу, ни ножом. Я вздрогнул, представив, что эта тварь, таким же макаром, нарезает мой собственный палец.

- Это тебе не игрушка! - назидательно сказала Ирина. - Вообще-то он карандаши не любит - мягкие слишком. Ему надо пожестче.

И продемонстрировала тот же самый фокус, но уже с веточкой потолще моего пальца. Нарубил!

Вот Анна Сергеевна ходит по двору и секатором отрезает для него ветки. У нее тут, в шкафчике, их целая куча. Клюв попугая постоянно растет, как у кролика зубы. Летом-то он летает - тогда проще. И ветки грызет, и дупла долбит.

- Куда летает? - удивился я.

- На улицу - ответила Ирина.

- Он, что еще и возвращается - недоуменно спросил я, памятуя, как у моего школьного приятеля навсегда улетели два волнистых попугайчика.

- Возвращается-возвращается, еще как - плечом форточку толкает.

- Фу, ты, черт! - вымолвил я, удивленно. Действительно, это было единственное, что я мог сказать, в такой ситуации.

На самом деле летун он был никудышный. Полет какой-то неровный, рваный, очень похожий на куриный. Но, при этом, он обладал невероятной подвижностью и скакал по веткам с такой прытью, что очень быстро терялся из виду. Взлететь он мог куда угодно, но ступенчато с одной ветки на другую или с дерева на дерево. Даже на окно четвертого этажа он поднимался в два приема - сначала до второго, а оттуда - на четвертый.

Я натаскал ему много всяких деревянных предметов, пытаясь понять, где лежит предел его силы. Конечно, ручку от лопаты я ему не предлагал, но все остальное, потоньше, он перекусывал запросто. Как-то я, со злости, сунул ему в клетку толстый гвоздь... Тогда он так глянул на меня, своим кругляшом, что мне стало не по себе. Ведь помимо мощного клюва, Попугай обладал весьма внушительными лапами с такими когтями... Что я не понимаю, как пираты сажали его на плечо, если только у них не было накидки из лошадиной кожи.

Как-то Ирина сказала, что наверное нечто подобное было и Робинзона Крузо. Я же ответил, что наш Попугай - это и есть Робинзон Крузо. Ведь он здесь живет на необитаемом острове. Нам, людям, это трудно сразу понять, но ведь необитаемый остров - это не то место, где ничего нет. Это то место, где нет твоих сородичей. А здесь он обречен на вечное одиночество, среди чуждых ему животных, здесь нет никого, кого он знал там - у себя дома. У него никогда не будет друзей, подруги, потомства. Здесь все чужое и чужое ему. Ирина ужаснулась сказанному и даже всплакнула, вникнув в суть ситуации. А я ей посоветовал прочесть «Половину жизни» Булычева.

История этого Попугая весьма загадочна. Купили его в конце 50-х годов в Москве на Старом Птичьем рынке в Калитниках. Но откуда и каким путем эта птица попала в нашу страну неизвестно. Вероятнее всего, что ее привез какой-нибудь военный или дипломат. Может ему подарили Попугая, а может быть он его и купил. Птица красивая, редкая, говорящая! Привезти-то он привез, да быстро понял, что такое животное в домашней обстановке весьма и весьма неудобное. Не то, что там кошка или собака.

Во-первых, грязи от него было море. Птицы для того и созданы, чтобы разносить и раскидывать семена. В природе это хорошо, а в доме - нет. Сколько не убирала Анна Сергеевна пол, возле его клетки, но вся кухня вечно была забросана семечками, шелухой, пометом, вычесанными перьями и прочей дрянью.

Держать его постоянно в клетке было невозможно, поскольку в маленькой он, рано или поздно, начинал беситься. Значит, или выпускать, или делать не клетку, а вольер.

К тому же, неуправляемое и довольно опасное животное. Собака, само собой, но даже кошка, все-таки понимает кое-какие команды, а окрики - уж тем более. Для Попугая останавливающих факторов не существовало.

Уже один тот факт, что он не любил чужих людей, приходящих в дом, из-за чего его заперли перед моим приходом, создавал большие сложности. Был случай, когда он пытался атаковать слесаря-сантехника, пришедшего прокачивать канализацию. Хорошо, что хозяйка была рядом и под рукой у нее оказался веник. Она не только не дала Попугаю подлететь к рабочему, но и несколькими ударами зашвырнула его в комнату, где и заперла. Как она сама утверждала, это было нелегко, но испуг придал ей силы.

Породы его никто не знал, да и все, у кого я спрашивал про него, когда еще хорошо помнил, как он выглядел, ничего толком ответить не могли. А несколько лет назад, в разговоре с одним любителем и знатоком природы Африки, мне было сказано, что «как на Кавказе в каждом ауле свой народ, так и у них - свой попугай». Но мне думается, что это был подвид конголезского попугая.

Через некоторое время, когда он уже попривык ко мне, его начали выпускать из клетки. Он перелетал с одного шкафа на другой, забавно ходил по прихожей, почти также, как Кеша в мультфильме, чем приводил нас в неописуемый восторг. Зато с собакой Жулькой он вел себя довольно странно. Хотя сейчас, когда я знаю, что большинство животных, а уж, тем более птицы и собаки, прекрасно слышат и воспроизводят ультразвуки, мне это странным уже не кажется.

Но тогда удивительно было видеть попугая и собаку, играющих «в гляделки». Иногда они садились рядом, но смотрели в разные стороны. Но вот, что самое непонятное и необъяснимое - они никогда не разговаривали голосом. То есть - собака не гавкала, а попугай не щебетал. Только молчаливое общение... О чем? На каком языке?

А ведь попугай был говорящий! Хотя говорящий это довольно громко сказано. Говорящих попугаев, по идее, не существует. Сколько мне не приходилось слышать разговоры попугаев, их речь с большой натяжкой можно считать человеческой. Но вот звукоподражание этих птиц просто феноменальное. И в этом искусстве наш Попугай достиг больших успехов.

Соседи рассказывали Анне Сергеевне о том, что надоедливая, истошно мяукающая за окном, кошка, оказалась ее Попугаем. Сколько раз хозяева собак приглядывались - что за кошку загнал на дерево их питомец? И обнаруживали, вместо нее, Попугая. Он умел шутить - вихрем разбегались с помойки, обезумевшие от страха коты, заслышав лай Попугая. Они подкрадывались к нему, как к птице, как к вкусной добыче, а вместо этого находили злейшего врага. Бедные кошки!

 Но в доме, ни кошек, ни собак я от него не слышал. В доме, он воспроизводил голоса совершенно незнакомых для нас птиц. Наверное, он вспоминал навсегда и, к сожалению, не по своей воле, покинутую Родину. Своими трелями он создавал нам необычайно романтическое настроение. Мы притушали свет, оставляя его только в дальней комнате, памятуя о том, что птицы в темноте молчат и, обнявшись, слушали песни далекого теплого леса. Один раз мы случайно погасили свет полностью, а Попугай, не обратив на это внимания, продолжил свой концерт. Почему? Может быть, чтобы замолчать, ему нужна абсолютная темнота, а видя свет, проникающий с улицы через неплотно закрытые шторы, он не считал это темнотой. А может быть это был концерт специально для нас - благодарных и счастливых слушателей. Кто знает?

Любил он садиться на окна тех квартир, где были собаки и мяукать или гавкать, наслаждаясь через стекло бешенным лаем и прыжками несчастного животного. Хотя одна его встреча с собакой закончилась трагически. Может собака оказалась слишком проворной, а может Попугай малость оплошал. Но на него, сидящего на ограде помойки, кинулась собака, щелкнув зубами почти у его клюва. Что произошло потом, никто, в том числе и хозяин несчастного животного, даже предположить не мог. Попугай сел собаке на плечи и клюнул ее в голову. Как результат - раскроил череп. Говорят, что подобные птицы запросто раскалывают кокосовые орехи. Что для них череп какого-то там добермана.

Пусть и не блещут умом попугаи, но звукоподражание их осмысленно. Кстати, в книгах я так и не нашел разумного объяснения этой особенности. Если бы они были хищниками то все просто - манок. Но они вегетарианцы. Загадка? А если - защитная функция? Похоже, ведь попугаи часто повторяют последнюю произнесенную фразу. Вот к нему подкрадывается хищник и, например, рычит или сопит. И вдруг слышит те же самые звуки, там, где только что был попугай. Значит его сожрал другой такой же хищник! К тому же мы совершенно не знаем тот мир в котором они жили миллионы лет назад.

Как бы там не было на самом деле, но похогже, что Попугай все же использовал чужие звуки как манки. Стоило ему заскучать в одиночестве, как в дверь кто-нибудь звонил. Звонил настолько естественно, что мы подходили и даже открывали, обнаружив за ней пустоту. Попугай звонил не только дверью, но и телефоном, заставляя нас выбегать из комнаты. Ведь заметил, хитрец, как люди бегут и к звонящей двери и к звонящему телефону.

А однажды, вечером в полумраке, в соседней комнате включился телевизор. Диктор что-то рассказывал, потом заиграла музыка и опять заговорил диктор... Это было невероятно - в пустой комнате телевизор включился сам собой! Я, распахнув дверь, выскочил в коридор, но в комнате было темно - экран телевизора не светился! Это Попугай, заскучав, приглашал нас составить ему компанию.

И вот эта его способность - не просто звенеть, лаять и мяукать, а запоминать и воспроизводить значительные по объему и совершенно различные по содержанию звуковые фрагменты нас убила. А что если, он запомнит наши с Ириной звуки, когда мы остаемся друг с другом, как мы считаем, наедине А на самом деле с отличным и, все-таки, не совсем разумным магнитофоном. Не дай бог он их воспроизведет!

Но, видимо, я был не прав, говоря - неразумный. Попугай оказался разумным, тактичным и вежливым животным. Эти звуки он, может и записал, но не разу не повторил... За что ему огромное спасибо!

 


Рецензии