Правовой ликбез. Немного об образовании. Научно-по

Немного об  образовании.

                " ... Мировое сообщество в рамках  Организации   Объединенных  Наций признает  отсутствие  навыков    в   чтении и письме  поражением    в гражданских  правах.  Объявляет   8 сентября  Днем  грамотности.  ЮНЕСКО, таким образом, напоминает   правительствам государств, что  население надо учить."    

          Почему   я  решила, уважаемые  читатели,  затронуть тему  образования  и   сделать  некоторый  экскурс  в отношении    этой  социальной  необходимости.
         Наверное потому, что  точка  кипения  моего   личного   терпения   превысила  допустимые   пределы, и  я,  являясь человеком, имеющим    уже   достаточный   жизненный  и  правовой  опыт,   пробую, взявшись  за перо,  проанализировать,  к  сожалению,  удручающую ситуацию  в  образовании.   
       Я, будучи  мамой подростка, заканчивающего  9  класс  общеобразовательной муниципальной  гимназии,  как и многие  родители   столкнулась  с  проблемой  устройства   своего  ребенка    в    10  класс.
      Завидное постоянство процветает в системе  образования. Сначала   в  детский  сад   с огромным  трудом,  затем  в   обычный  1  класс  с   конкурсом, напоминающим    отбор  в  балетную  школу,  и наконец,   ребенок  заканчивает 9  классов ... и начинается.   
      Надуманные   проверочные испытания,  напоминающие  конкурс в  ВУЗы, доведение   ребенка  до отчаяния  недостающим  одним  баллом  по   профильному    предмету  для поступления     в    специализированный  класс.  И это  в каникулярный период!
     На приеме  у директора   гимназии,  я   буду  задавать  им разные вопросы: "Вы даете детям диплом о профессиональном  образовании после окончания обучения   в   специализированных  классах? По  какой причине устанавливаются  вообще какие-либо  требования при  зачислении?"  Ответа я, конечно же не  получаю.  Что  может давать  это учебное заведение,  как угодно его назови,  гимназия, лицей, по сути, это все равно простая  общеобразовательная школа. 
       Выбор продолжения дальнейшего  обучения после 9-го класса - это установленная на уровне  закона  прерогатива ребенка  и его  родителя,  но никак не  учебного заведения. 
     Итак,   проанализируем  правовую  основу  всеобщего  образования.  И  мы   обязаны это  делать, уважаемые  читатели,  если  хотим  жить   в   нормальном  правовом  государстве. 
      Статья 43  Конституции  Российской Федерации основного  закона  нашего  государства, обладающего   высшей  юридической  силой,  цитирую, устанавливает следующее.
                1. Каждый  имеет право на 
                образование.
                2.Гарантируется 
                общедоступность и
                бесплатность            
                дошкольного, основного 
                общего,  и среднего      
                профессионального образования   
                в            
                государственных

                муниципальных 
                образовательных учреждениях .
                3. Каждый  вправе  на
                конкурсной основе 
                бесплатно получить  высшее
                образование в
                государственном  или               
                муниципальном   
                учреждении.
                4. Основное  общее 
                образование 
                обязательно.  Родители или 
                лица,  их
                заменяющие,  обеспечивают 
                получение    детьми
                основного    общего   
                образования.
               
      Вы, уважаемые читатели,  когда - нибудь задумывались   над  тем  по какой причине  государство  устанавливает   гарантии  бесплатности.  Бесплатности   образования,   медицинской   помощи   и  др.   Синоним бесплатности  - доступность.
      Наше  государство, таким  образом,  пытается  стать  более   сильным,  поскольку,   обладающее лишь  грамотными   людьми, которым было доступно образование,    можно создать  надежную    основу  для  его процветания,  и развития    дальнейших   поколений.  Наверное,  гораздо  лучше   иметь  умных  и работоспособных    членов   общества, нежели,   висящих   на  его  шее,  малограмотных   людей.
      С  этим  сложно спорить.  Право на образование -  является   правом   социальным, наряду  с   правом   на   социальное   обеспечение,   медицинскую  помощь,  жилье.
     Федеральный закон N 273 - ФЗ "Об Образовании в Российской Федерации" очень красиво в  своей первой статье определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественным благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства для целей интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, его образовательных потребностей и интересов.
           Итак,  всеобщее образование - это социальная необходимость, обеспечить которую,  старались  буквально все наши правящие когда –либо политические лидеры, независимо от  строя, от царских режимов и вплоть до советского периода. Другими словами от  Московского  государственного университета до церковно  приходских школ,  от Царскосельского  лицея и  Смольного института   до Ленинских ликбезов и  шикарных учебных  заведений советского  периода.
историческая справка      ...  Из  некоторых   источников  следует, например,
                что образовательная  политика    
                последнего  царя
                стремилась   к созданию   
                образования   
                доступного  всем слоям общества, 
                во всех  частях   
                Российской Империи,  и особенно,
                развитию
                технического   образования,
                поскольку, как считал 
                Николай    II  это давало 
                хорошие плоды   и   
                приводило   к  развитию 
                промышленности в  стране   
                в  целом.   
     Кстати,     сегодня   часто  сравнивают  дореволюционные  гимназии  и лицеи с нашим полным средним  образованием, и автоматически  приравнивают  "соответствующие"  уровни. Между  тем,   простое  сравнение  программ  говорит о том, что  гимназии   и лицеи   были  учебными  заведениями    более  высокого уровня.   То, что  изучали   гимназисты  и лицеисты  изучают   сейчас   студенты   профильных   ВУЗов. 
    Достаточно  привести в  пример,  на  этот  счет,  великого    русского   поэта   Александра   Сергеевича Пушкина,  который  после  окончания   всем  известного  Царскосельского лицея был  определен на государственную  службу  в  чине  коллежского  секретаря   в   Коллегию  иностранных дел.
     После Октябрьской   революции  1917  года,  наконец,  произошли   действительно  кардинальные  изменения  систем  образования.   Все   частные  учебные  заведения были  запрещены,  образование стало  безсословным и общедоступным, основной  задачей   в области образования      стала  ликвидация   массовой     неграмотности населения.
      Одним  из  лучших  достижений   советской  власти   в  сфере   социализации    образования  явилась  Конституция  1977  года, согласно   положениям   которой, всем  гражданам  СССР  было гарантировано    право на получение   бесплатного  высшего  и  среднего   специального   образования.  Государство  также    через   систему   распределения  гарантировало  трудоустройство    по  специальности     каждому  выпускнику  ВУЗа  и    среднего  специального   учебного заведения.
      С  1990  годов в  Российском образовании  проводится  реформа.  Ее  основными  направлениями   были   ориентация  на  развитие  частных образовательных  учреждений, участие  гражданина   в   финансировании собственного образования,  отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников,  переход  на  межуровневую систему  высшего образования и введение единого государственного экзамена  как   формы совмещения  выпускных  экзаменов    в школе  и вступительных     в   ВУЗы.
         Оправдала ли  себя данная  реформа.
         Не  берусь  делать  выводы,  но  констатирую, что   есть  огромные толпы  недовольных родителей недостаточностью  мест    в  учреждениях  дошкольного образования.   Чуть поменьше, но,  так же имеют место  недовольные  из  числа  родителей  детишек  не принятых  в  первый  класс  той  школы, которую   они   облюбовали.  И наконец,  зашкаливает огромное  количество  "отказников",  не зачисленных    в  10  классы  и вынужденных   искать     места  для продолжения   учебы    в менее   престижных  школах  или    в   средних   специальных   учебных   заведениях. 
          Как правило, такие дети,  оказываются, с точки зрения  выбора  профессии, в системе  СПО (среднего профессионального образования)   неосмысленно. Приведу  пример  в отношении  учреждения  СПО  правового  профиля, в которых  имеет место  контингент  ребят, которых,  иногда, просто  откровенно  жаль, поскольку  некоторые   из них  психологически не  созрели  ни  для получения  серьезной  профессии, ни для   адаптации   в   условиях  нового  коллектива. Дети ведут себя  замкнуто, словно обиженно,  испытывают  трудности    в учебе, имеют  прорехи   в образовании   на уровне  отсутствия  навыков   письма, нарушения  мышления, не хотят  мыслить и  проявлять   активную  жизненную позицию, требующуюся для получения   профессии.
      Школы (гимназии, лицеи) в погоне  за собственным имиджем  престижности, зачастую указывают на дверь неуспевающим, буквально, выкидывая   их на произвол, освобождая  школу  от  ненужной  статистики   и ненужного  "балласта" своих учеников, портящих  общую  надуманную картину "отличников" и  "ударников".    Конечно, работать  со  "сливками"  одно удовольствие, и  никаких   проблем.  Вы  попробуйте   работать  в  СПО, куда  попадают  те,  которых  не  научила общеобразовательная  школа (гимназии, лицеи), где иногда  во   всем классе   наберется,   в лучшем  случае  5 учеников  с более  или  менее   активным  настроем  на   осмысленное  получение    профессионального   образования.
       Система среднего  профессионального  образования не многим отличается  от   программ высшего профессионального  образования, учиться  в  учебном заведении   системы  СПО  не  менее  сложно,  а  может  быть  даже  более. 
           Общую образовательную программу,  которую учащиеся проходят  в  общеобразовательной   школе   за  два  года  ,  в  течении  10  и 11  классов, в  колледжах, буквально,  "голопом  по европам"  проходят  за  один  год,  в течении  последующих лет обучения,  в  основном, имеют  место,    специальные  предметы, касающиеся  будущей  профессии.    Мозг  многих  подростков, ушедших из  школ  в 14 - 15 лет, с физиологической   точки  зрения, не готов к  такому  активному  учебному   процессу.  Таким, как раз  показана  щадящая и более  растянутая  школьная  программа.
              Почему  лишают   этих детей   непрерывного  школьного    образования,  вплоть  до 11   класса,   в родных  стенах    школы.  Вопрос  этот  нужно  задавать   директорам  школ,  спрашивая  у них   куда  они   умудрились  деть  два -три  расформированных   девятых  класса, и по какой  причине избавились от них.  Высокие  статистические   отчетности по успеваемости  могут, к огромному  сожалению,   говорить как о  положительном  рейтинге  учебного заведения,   так и   недостаточной  квалификации    педагогов, не  способных   организовать    учебный  процесс    в    школе  для   всех  категорий   школьников.
                Дети  должны  осмысленно  приходить  получать  профессию. Высокие  мотивации,  прежде  всего, приводят   к тому, что  таким  подросткам намного  легче  даются   предметы,  они   с большим  желанием стремятся   постигнуть   профессию.  «Не готовые»  учащиеся,  как  психологически, так и с точки зрения  образовательной подготовки,  должны оставаться   в школах,  и взрослеть  для  получения  профессии.   
       А родителям  "выкинутых»  за борт  школ, следует   напомнить,  что вышеуказанные   факты - это  хорошая  пища для    общего  надзора  государственного  ока  -  Прокуратуры, которая   может  в рамках   прокурорского  надзора, как провести  проверку,  так  и   предпринять  более  эффективные   методы    воздействия,   вплоть   до  принудительного    зачисления    обучающегося.    

Продолжение следует (отрывок) 
      


Рецензии