Цыганята

Давненько на глаза не попадались цыгане. Раньше  они встречались  всюду:  на вокзалах,  в парках, на рынке…
В старших классах  меня назначили вожатой  к первоклашкам.  Надо было их навещать на большой перемене   и после уроков, всячески развивать и развлекать,  предостерегая от опасных шалостей.   Мы  разучивали стихи,  песни и танцы к праздникам, рисовали, делились впечатлениями.  Я приносила   книжки, которые  сама  обожала в таком возрасте,  чтобы вместе  читать.  Мои подопечные,  все как на подбор,  оказались  такими любознательными  и милыми… 
И вдруг в середине года в класс подсадили двух новичков, переростков, лет девяти и одиннадцати. Цыганят.  И  эти  двое, как и следовало ожидать,  испортили  нашу  компанию.  Все мои старания пошли прахом.  Хотя цыганята по сравнению  с одноклассниками  были совершенно безграмотными, тем не менее,   вели себя   нагло и заносчиво.  То есть  слушали  меня,  как и другие детишки, разинув рот, но под конец неизменно  твердили,  что  всякие  сказочки и басенки – это  брехня  для малышей, а  они, дескать,  уже  взрослые и ничему такому не верят. 
На этих двух прохвостов у меня времени уходило  больше, чем на  весь класс.  Они ничего не усваивали  на уроках,  и я их  терпеливо и настойчиво учила читать и считать.  Без конца одёргивала  за грубость  и хулиганство, объясняло, что хорошо, а что плохо. Однажды они явились в школу, как с войны, с синяками и царапинами. Я не могла  так оставить, отыскала йод и бинт…  Каждый день я  сражалась с ними, приобщая к знаниям и  культуре,  и,  кажется, только зря тратила время…
На улице меня стали  фамильярно окликать  незнакомые  подростки цыганской  наружности: «Эй, куда идёшь?»   и когда я с удивлением  оглядывалась, весело  скалили  красивые белые  зубы.  Наверняка,  из семьи моих подопечных.  Я  не знала радоваться или огорчаться от такой популярности.
А однажды  меня позвала учительница  моего подшефного класса и  объявила, что в школу пожаловал отец  цыганят, чтобы со мной поговорить.  Я насторожилась.  Видимо,  сыновья  на меня много жаловались  дома,  и он пришёл  выяснять  отношения. 
Цыган ожидал меня в коридоре.  Внешность у него была колоритная,  вылитый герой  из  популярного  в ту пору   фильма «Цыган»:  тёмная одежда, брюки, заправленные в сапоги, густая борода… 
Вопреки моим ожиданиям, он не стал  ругаться, а повёл себя миролюбиво  и  приветливо,   смущённо обратился ко мне с такими словами:
- Я не знаю грамоты.  У меня письмо, которое надо прочитать…
Достал из кармана  листок бумаги, свёрнутый вчетверо, развернул и протянул мне.
«Здравствуй, Егор, -  начала я. – Цыган  внимательно слушал. -  До меня дошли слухи, что Семён, остановившийся в твоём  доме, побил твою жену.  Ты рассердился и хотел на него пожаловаться.  Вот что я тебе скажу:   ты не должен на  него обижаться, потому что он – барон и на всё имеет право. Ты  и твоя жена должны  подчиниться…»
Закончив  чтение, я  отдала письмо.  Лицо цыгана  выражало глубокую задумчивость.  Он бережно свернул  бумагу, спрятал в карман, поблагодарил, грустно  улыбнувшись, и ушёл, больше не проронив ни слова. 
Я много тогда поняла и переоценила.  Почему цыган  доверил своё очень личное письмо  именно   мне,   ведь мог же, например,   обратиться  к  соседям по дому или  знакомым   по работе (он устроился  рабочим, сейчас не припомню, где именно).   Значит два  цыганёнка,  которых я считала своими  заклятыми  врагами, питали ко мне дружеские чувства и даже смогли  убедить  родителей, что мне можно доверять…
Но  какой же злодей посмел избить  мать моих  подопечных, таких  непрошибаемых с виду, но на самом деле впечатлительных и  отзывчивых   мальчишек?  Кто  такой  «барон» и  почему  цыган и его жена должны  ему   подчиняться?
Меня потрясло всё: прочитанное  письмо,   молчаливая боль цыгана,  затаенная любовь ко мне его  ребятишек, но больше всего  взволновала судьба беззащитной женщины-цыганки.
Дома я поделилась  впечатлениями с родителями, и они мне  объяснили  кое-что о цыганских обычаях и баронах.  Неожиданно  выяснилось, что моя мама знала эту семью и даже лечила  цыганку, о которой  сказала:  «Удивительная красавица. Они с мужем решили  начать осёдлую жизнь, дать образование детям…»
Мои цыганята пропали также внезапно, как и появились.  Я  забеспокоилась,  может,   заболели или прогуливают школу, но оказалось, что  они уехали  куда-то вместе с родителями.   Не получилось  укорениться  на  одном  месте…


Рецензии