4. Бердичев Иерусалим Волынья

НА СНИМКЕ: Евреев ведут на расстрел в Бердичеве (1941 г.)


Бердичев – родина Василия Гроссмана. Он пишет о трагедии евреев Бердичева. И повествование фильма «Комиссар» тоже о событиях в Бердичеве. Город на Волыни, он известен очень давно.

Бердичев считался наиболее еврейским городом Украины. Ещё до революции антисемиты и черносотенцы называли его «еврейской столицей».  Но не только они считали так, но и, прежде всего, сами евреи, в том числе такие выдающиеся писатели, как Шолом-Алейхем, Менделе Мойхер-Сфорим, дер Нистер и другие, неоднократно приезжавшие в этот город в поисках персонажей для своих произведений.

«В качестве собственности семьи Тышкевичей Бердичев принадлежал Польше и от середины четырнадцатого века до 1793 года представлял одну из значительнейших польских еврейских общин, часто называвшуюся «Иерусалимом Волынья».

Ничего не известно о том, как сложилась судьба еврейской общины Бердичева в период погромного 1648 года, однако, вероятнее всего, местные жители иудейского вероисповедания были полностью истреблены бандами Богдана Хмельницкого, подобно евреям находившегося неподалёку местечка Полонное. Там, по свидетельству историка Натана Гановера, казаки вырезали около десяти тысяч «врагов Христовых».

Во всяком случае, как отмечает М. Вишницер, «за весь семнадцатый век о еврейском населении Бердичева не сохранилось никаких известий» ...

Лишь с начала восемнадцатого века в городе заметна активная деятельность купцов и предпринимателей иудейского вероисповедания. Это отразилось на финансово-экономическом статусе Бердичева.

С 1765 года по распоряжению польского короля Станислава Августа в городе стали проводиться ежегодные ярмарки, на которых, благодаря низким таможенным пошлинам, были широко представлены товары из различных стран Европы и Азии. Согласно переписи, проведённой в том же 1765 году, здесь проживало 220 евреев.

Бердичев и большая часть Волыни стали частью Российского государства в 1793 году. К тому времени город считался одним из центров хасидского движения в Восточной Европе, во многом благодаря выдающемуся еврейскому философу и праведнику (цадику), раву Леви Ицхаку бен-Меиру (Леви Ицхаку Бердичевскому), который был городским раввином с 1785 года до самой смерти в 1810-м. В философском наследии рава Леви Ицхака был особенно ярко выражен один из основных принципов хасидизма - любовь к ближнему. Он придерживался этого правила и в повседневной жизни, о чем мы узнаем из хасидской легенды:

«Однажды, после утренней молитвы, рав Леви Ицхак обратился к уважаемому в городе человеку с просьбой помочь ему в сборе пожертвований для местных бедняков. Тот в это время был занят ежедневным чтением «Теилим» («Псалмов Давида») и жестом попросил рава Леви Ицхака подождать. «У Всевышнего есть много ангелов служения, которые читают для него «Теилим» и другие славословия, - заметил рабби Ицхак, - и он может подождать, если ты вдруг прервёшь чтение своих молитв. А наши нищие и голодные не могут ждать ни минуты».

Из информации о Бердичеве в «Большой энциклопедии» следует, что население по переписи 1897 г. составляло 53728 чел., но «быстро возрастало».

На 1 января 1899 г. из 62283 человек евреев было 50460, – сказалась эмиграция в Америку. В этом году в городе имелось 7 синагог и 62 еврейских молельных дома против десяти православных церквей и костёлов. Как пишет автор очерка в энциклопедии, количество начальных еврейских школ – хедеров - было в городе столь велико, что даже «не регистрировалось».

Эмиграция, гражданская война и красный террор привели к тому, что, согласно переписи 1926 года, в Бердичеве проживало лишь чуть больше тридцати тысяч евреев - на двадцать тысяч меньше, чем в 1899 году.

В качестве корреспондента Василий Гроссман попал в родной Бердичев после его освобождения от немецких войск в 1944 году.

Можно представить себе весь ужас, который представился Василию Гроссману в этом городе. В Бердичеве фашисты казнили 38 536 евреев, от дряхлых стариков до новорождённых детей.

По словам очевидцев расстрела, «ямы были полны крови, глинистая почва не впитывала её, кровь выступала за края, огромными лужами стояла на земле... Раненые, падая в яму, гибли не от выстрелов, а, захлёбываясь, тонули в крови, наполнявшей ямы.

Все пять ям были полны до краёв – пришлось навалить поверх холмы земли, чтобы прикрыть тела...

Трижды за короткое время земля над могилами раскрывалась, вздымаемая изнутри... трижды немцы сгоняли крестьян, заставляли их наваливать новые холмы над огромными могилами».
Пережили оккупацию лишь несколько евреев, десять-пятнадцать человек.

А вот одна из корреспонденций Василия Гроссмана в армейской газете «За честь Родины» 13 января 1944 года:

«Одной из первых ворвалась в Бердичев рота гвардии старшего лейтенанта Башкатова.
В этой роте служил рядовым Исаак Шпеер, уроженец Бердичева. Он убил трёх немцев-автоматчиков, пока дошёл до Белопольской улицы. Красноармеец с замиранием сердца оглядывался вокруг. Перед ним лежали развалины с детства знакомой улицы.

Вышли на улицу Шевченко. Вот и родительский дом. Целы стены, цела крыша и ставни. Здесь Шпеер узнал от соседа, что немцы убили его отца, мать, сестру, маленьких Борю и Дору.

На Лысой горе ещё держались немцы. Утром бойцы по льду перебрались через Гнилопять, пошли на штурм Лысой горы. В первых рядах шёл Исаак Шпеер. Он дополз до немецкого пулемёта и гранатами убил двух пулемётчиков. Осколком мины Шпееру оторвало ногу, но он остался в строю. Шпеер застрелил ещё одного немца и умер, пронзённый разрывной пулей на Лысой горе, где немцы убили его мать. Рядовой Исаак Шпеер похоронен в родном городе на Белопольской улице».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/17/409


Рецензии