5. Чёрная книга и предисловие к ней

НА СНИМКЕ: Титульный лист вёрстки 1947 года


Ни в советских газетах, ни по радио в сообщениях о массовых казнях на оккупированных немцами территориях евреев не упоминали. Называли убитых евреев не евреями, а «мирными советскими гражданами».

Даже в статьях о нацистских лагерях уничтожения национальность жертв не раскрывалась. И так было десятилетиями после войны.

В 1944—1945 Эренбург и Гроссман составили два тома «Чёрной книги». В этой книге они хотели опубликовать пронзительные душераздирающие документы о геноциде нацистами еврейского народа, которые Илья Эренбург и Василий Гроссман скрупулёзно собирали.

В начале 1945 года, когда И.Г. Эренбург был на фронте, ЕАК отправил часть литературных очерков и подготовительных материалов в США, где готовилась книга документальных очерков о Холокосте. Узнав об этом, Илья Григорьевич вышел из состава литературной комиссии.

К сожалению, ЕАК вынужден был отказаться от совместной публикации в США. Кроме того, ЕАК вынужден был отвергнуть предисловие, написанное Эйнштейном, из-за «крамольной» фразы о том, что евреи своими страданиями заслужили право на независимое государство.

Приведу фрагмент из предисловия Эйнштейна, не понравившийся в ЦК КПСС в начале 1946 года:

«Цель этой книги ясна. Книга должна убедить читателя в том, что международная организация безопасности эффективна лишь тогда, когда она не ограничивается лишь защитой государственных единиц от нападения на них, но в состоянии защитить и национальные меньшинства каждой отдельной страны. Каждому отдельному человеку должна быть обеспечена защита от жестокого обращения и уничтожения [...]

Ни один народ, вовлечённый в катастрофу последних нескольких лет, не понёс в процентном отношении таких потерь, как евреи.

Тот факт, что у евреев нет национальных границ и правительств и что их не рассматривают как нацию в формально политическом смысле, не должен служить препятствием к справедливости.

С евреями обращались как с целым, как если бы они были нацией. Их общественное положение (статус) как объединённой политической группы было доказано отношением к ним со стороны их врагов.



Поэтому, если мы стремимся к укреплению стабильности в международных отношениях, то евреев следует рассматривать как нацию в принятом смысле слова, и при организации мира еврейскому народу должно быть уделено особое внимание, дабы мы не совершили насмешки над справедливостью».

Американское документальное издание вышло в 1946 году. Ни очерков о Холокосте в СССР, ни предисловия Эйнштейна в нем не было.

Завершающую редактуру «Чёрной книги» и её композиционное построение осуществил Василий Гроссман. Но Эренбург не остался в стороне от своего детища. В 1946 году он вместе с Михоэлсом подписал письмо на имя Жданова с просьбой ускорить издание книги.

Книга прошла цензуру. Цензоры требовали, чтобы изменения в тексте скрыли определённо антисемитский характер злодеяний и преуменьшили роль украинцев, которые работали в нацистской полиции. Все цензурные изменения были внесены авторами. Они шли на любые уступки, лишь бы Книга была опубликована.

Но наступили другие времена. В 1947-м советская позиция в отношении образования Государства Израиль изменилась. И для Сталина тема «отдельной еврейской трагедии» представлялась излишней и опасной.

Издание книги, рукопись которой была среди советских обвинительных материалов на Нюрнбергском процессе, было признано «нецелесообразным». Забыть предлагалось не только о книге – о самой теме трагедии еврейского народа.

Уже готовый набор был рассыпан. Более того, все экземпляры рукописи были уничтожены. Книгу попросту убили и думали, что правда об уничтожении евреев уничтожена.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/17/417


Рецензии