Мой край

         Сашка вынимает руку из кармана.
         - Смотрите, что у меня есть!
         - Ух, ты! – восклицают ребята. – Горный хрусталь.
         - Друза горного хрусталя, - поясняет Сашка.
         - Откуда?
         - Отцу подарили.
         - А у брата моей мамы тоже есть друза, только она намного больше, - говорю я.
         - Врёшь! – не верят мальчишки.
         - А вот и не вру!
         - Принеси, покажи!
         - Мне не разрешают выносить на улицу.
         - Нет у тебя ничего, - усмехается Женька.
         Он не верит мне. Не верят и ребята, но я не вру. У бабушки Марии на комоде над всеми фарфоровыми статуэтками возвышается Хозяйка Медной горы, а рядом с ней лежит друза горного хрусталя. Как я мечтаю найти такую же! Но для этого нужно сначала вырасти, а потом выучиться на геолога.
         «В каком красивом месте мы живём! – думаю я. – Кругом горы, леса. Из города открывается вид на горный хребет Таганай. Название происходит от башкирского тыуган ай тау – «гора восходящей Луны» или «гора молодого месяца». В какую сторону от города ни пойдёшь – сразу окажешься в лесу».
         Мы часто путешествуем с родителями.
         - Вон там, - показывает мне папа, - находится Откликной гребень.
         - А почему он так называется?
         - Да потому что там эхо повторяется, откликается много раз...
         - А вон там, что за гора? – спрашиваю я.
         - Сопка. Она названа в честь Александра II, который был у нас.
         Меня вдруг «осеняет» догадка.
         - Папа, александрит назвали тоже в честь этого царя?
         - Да. Смотри, вон там - гора Карандаш.
         - Почему её так назвали?
         - «Кара-таш» в переводе с тюркского языка означает «чёрный камень». Здесь добывали графит, который использовали для изготовления карандашей.
         - Папа, а что ещё добывали у нас?
         - Вообще-то, в районах, прилегающих к нашему городу можно встретить много видов различных минералов, - отвечает папа. – У нас, например, был найден уникальный минерал – таганаит, его называют ещё авантюрином. В Эрмитаже есть ваза из него. Высота её около полутора метров, а весит она чуть больше четырёх тонн.
         «Ого, - думаю я, - надо же какая большая. Вот бы увидеть её!»
         - Но больше всего различных минералов находится в Ильменском заповеднике, более 200, - говорит папа. 
         Сколько интересного я узнаю от него, мама этого не знает, но зато с ней мы читали сказы Бажова «Веселухин лужок», «Коренная тайность», «Алмазная спичка», «Старых гор подаренье». А ещё у Бажова есть замечательный сказ про «Иванко-Крылатко», он о нашем гравере Иване Бушуеве.
         Но больше всего мне нравится сказ «Серебряное копытце».
         - Вот бы мне встретился такой козлик, - говорю я маме, - он бы подарил мне много самоцветов.
         - Вообще-то, - говорит папа, - Серебряное копытце - это косуля.
         - А ты видел косуль? - спрашиваю я его.
         - Нет.
         А вот с лосем отцу однажды довелось встретиться. Папа шёл по лесу и услышал шорох. Он подумал, что это идёт какой-то грибник, подошёл поближе, и вдруг увидел, что на него из кустов уставился чей-то огромный глаз.
         «Лось!» - догадался папа. От страха у него сердце «в пятки ушло»!
         - Но это же не медведь, и не волк, чего его бояться? - удивилась я.
         - Знаешь, какой он огромный! Лось весит килограммов 500, запросто может убить.
         Довелось и мне однажды увидеть лося. Только издалека. Когда мы ехали в Челябинск, он перебежал нам дорогу.
         Я смотрю на статуэтку, на друзу горного хрусталя, и думаю: «Вот с Хозяйкой встретиться мне бы не хотелось. Страшновато как-то. Не хотела бы я жить у неё, даже если бы она пообещала мне раскрыть свои секреты…»
         Поэтому, когда я вижу ящериц, то побаиваюсь  их: вдруг какая-нибудь из них  превратится в Хозяйку Медной горы?

      


Рецензии
Замечательный рассказ. Какждая строчка вызывает ассоциации или воспоминания. Особенно понравилось "мне не разрешают выносить на улицу". Так знакомо. Но мы выносили.Тайком. Потом нам влетало. А еще когда-то школьником читал "Уральские сказы". Не помню автора, но не Бажов, точно. Очень понравилась книга. Потом ни разу ее не встречал. Спасибо. С уважением,

Сергей Корольчук   17.11.2016 16:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей! "Увели" у нас эту друзу. Кто-то из моих гостей или из гостей дяди Вадима. Интересно, кто мог ещё сказы писать уральские? Надо в интернете поискать...

Наталья Катаева-Вергес   17.11.2016 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.