Энциклопедия пророчеств 1922-ый год

 «Зверь из Земли» (1922-ый год).

    1922 год.
    «Кто станет править сокрытым великой сутаной,
    Захочет порой совершать дела.
    Двенадцать красных кровью плащ зальют,
    Убийства под убийством в обиход войдут» катрен 4 (011).
    Умирает Бенедикт XV (1914-1922), новым папой становится  Пий XI (1922-1939, в миру – Аброджио Дамиано Акилле Ратти). В годы его понтификата было учреждено государство Ватикан. Родился в семье мелкого промышленника. Учился в Ломбардском университете в Риме и получил три докторские степени (по философии, теологии и праву). В 1882-1886 преподавал теологию в Милане. В 1918 Ратти был назначен апостольским нунцием в Польше и Прибалтике. В 1919 титулярным архиепископом Навпакта. Рукоположение в епископа состоялось в кафедральном храме в Варшаве. В 1921 провозглашён архиепископом Миланским, а затем кардиналом.
    Начало понтификата было отмечено широкой благотворительной кампанией Католической Церкви в пользу голодающих в Советской России. В 1925 в Бельгии при поддержке Пия XI была создана организация «Христианская рабочая молодёжь». Годом позже шесть первых епископов-китайцев были рукоположены в соборе святого Петра, а первый епископ-африканец – в 1939. Пий XI непрестанно призывал приходских священников принимать участие в миссионерской работе, которой до этого занимались только особые религиозные конгрегации. Блестящий учёный и дипломат, Пий XI расширил дипломатические связи Святого Престола.
    8 февраля 1930 Пий XI в письме кардиналу Помпилию осудил христианские гонения в СССР. 19 марта того же года Пий XI отслужил специальную мессу в поддержку преследуемых католиков СССР, осудил убийства священников и «моральное развращение молодёжи», что было проинтерпретировано Москвой как объявление «крестового похода» против СССР. В 1938 Пий XI реорганизовал Конгрегацию по делам восточных церквей.
    «Двенадцать красных кровью плащ зальют» – В.И. Ульянов (Ленин) заболел и уже не мог работать. Политика РКП(б) начинает резко меняться, его соратники заседают, как остаться у власти. Единственным для себя спасением видят террор, уничтожение всех несогласных. Сталин начинает укреплять свои позиции в ЦК и в Политбюро партии. Начало перестройки партийного аппарата: от ленинских идей захвата власти в других странах, перешли к решению хозяйственных повседневных задач, стоящих перед страной. Карательный орган партии Всероссийская Чрезвычайная комиссия (ВЧК) переименовано в ОГПУ. Управление нового карательного органа составили двенадцать человек во главе с Ф.Э. Дзержинским.
   *    *    *
    «Кровь приверженцев церкви прольётся, 
    Подобно воде из великого источника. 
    И долгое время не будет подавляться.
    О горе, священникам преследования и печаль» катрен 8 (098).
    Первый наибольший пик гонений на Русскую Православную Церковь был при Владимире Ленине, первом «вожде мирового пролетариата» в годы Гражданской войны (1917-1920). Массовое закрытие церквей и монастырей, перевод некоторых из них на статус исторических музеев, другие – начинают использовать в качестве тюрем, казарм и складов. Большая часть народа, заражённая мутными общественными поветриями (философией «классовой борьбы», культом «научности и историческим переходом общественных эпох», оправдывающих революционные зверства: «простотой нравов в отношениях между полами», относительностью всех духовных и моральных ценностей, и, наконец, просто культом грубой силы) добровольно отказалась от веры в существования Бога.
    После победы Красной армии на фронтах гражданской войны, чекисты в своих глухих подвалах, продармейцы, чоновцы в карательных экспедициях начали «отбраковывать» негодный человеческий материал, перепахивая страну, дабы в ускоренном порядке, находясь со всех сторон в капиталистическом окружении, вывести её из «проклятого» прошлого, из сермяжной избы, из Православного храма – в «светлое Коммунистическое будущее». В потоках крови и океане насилия начиналась осуществляться мечта «передового европейского общества», вернее российского безбожного: рождалось новое сознание сверхлюдей, новая классовая мораль. Коллектив, освобождённый от пережитков христианской жалости и мягкотелости, предъявлял свои безусловные права на этот мир и на всякое человеческое существо, обитающее в поднебесной. Его вожди заранее, ещё до прихода к власти, обрекли на уничтожение многие человеческие сословия, не только знать и дворян, живущих от земельной ренты, но и фабрикантов, купцов, священников, крепкого крестьянина, работающих в поте лица своего.
    Ленин боялся допустить в себе даже малейшее чувство, хоть как-то связанное с Христианским милосердием.
    Исторический факт: однажды он ушёл с концерта, на котором исполнялась известная соната Бетховена, заявив: «Данная музыка вредна для революционера».
    За грехи Русской Православной Церкви, которая не хотела изучать «Святое Писание» Господь позволил Ленину величаться семь лет, одну седьмину (с апреля 1917 по январь 1924), надеясь, что священники, опомнятся и внимательно ознакомятся с пророческим Словом. Однако священникам в СССР снова было не до «Святого Писания». Святые отцы увлечённо боролись за власть. Движение «Обновления» и его лидеры, призывали упростить богослужение, перевести службу с церковнославянского на русский, установить выборность всех пастырей клиром, позволить епископам вступать в брак, перенести престол из алтаря в центр храма и т.д.
    По воле Бога Ленин заболел и уже не мог работать на «благо Мировой революции» и разносить бациллы безбожия на весь мир. Экономика страны разрушена Гражданской войной. Крестьянские восстания и отчётливо проявляемое недовольство рабочих в промышленных центрах страны вынудили руководство большевистской партии пойти на замену политики «Военного коммунизма» «Новой экономической политикой».
    Политика начинает резко меняться, соратники по партии заседают, как остаться у власти. Единственным для себя спасением видят в терроре. Сталин начинает укреплять ЦК и Политбюро для себя. Начало перестройки партийного аппарата: от Ленинских идей захвата власти в других странах, перешли к решению хозяйственных повседневных задач, стоящих перед страной.
    1922 год занимает особое место в истории взаимоотношений советской власти с Церковью. Окончание Гражданской войны не только не снизило, наоборот, обострило проблему взаимоотношения советской власти с обществом и породило проблему демократизации в самой правящей партии. Больной Ленин из последних сил попытался одновременно решить и задачу предотвращения раскола в партии, и задачу ликвидации оппозиции большевикам в стране. По его инициативе весной 1921 года X-ый съезд РКП (б) запретил фракционную деятельность и тем самым открыл путь к установлению внутрипартийной диктатуры.
    На 1922 год приходятся судебный процесс против эсеров, высылки за границу враждебно настроенных к советской власти известных учёных («философский пароход») и масштабная атака против Церкви. И дело было не в монархических и антикоммунистических взглядах некоторой части духовенства. Церковь была единственным сохранившимся после Гражданской войны оппозиционным советскому режиму общенациональным институтом. Церковь и христианское вероучение в целом были принципиально несовместимы с большевистскими идеями и методами. Всё, о чём говорилось в Церкви, противоречило идеям большевиков. Борьба большевиков против Церкви была неизбежна.
*    *    *

Воззвание Святейшего Патриарха Тихона.
«Возлюбленные отцы и братья, к вам обращаем Мы слово Слово в уповании, что оно найдет горячий отклик в сердцах ваших.

    Тяжёлое время переживает наша Церковь. Появилось много разных групп с идеями «обновления церковного», о коих Мы уже высказали Своё мнение в Нашем обращении к православному народу. Обновленцы эти бессознательно или сознательно толкают Православную Церковь к сектантству, вводят совершенно ненужные реформы, отступая от канонов Православной Церкви. Никакие реформы из принятых бывшим Собором Мы одобрить не можем, за исключением [...] нового календарного стиля в церковное обращение и новой орфографии в церковных книгах, что и Мы благословляем.
    Наряду с этим, пользуясь происходящей у нас неурядицей в Церкви римский папа всяческими путями стремится насаждать в Российской Православной Церкви католицизм […]
    Разные сектанты – баптисты, евангелисты и другие, как противники Православия, также направляют все усилия к тому, чтобы умалить значение Православной Церкви и привлечь на свою сторону православных людей. Всем им Мы заявляем, что Церковь Православная не даст себя превратить в сектантскую группу и уповаем, что не отойдёт Она ни на шаг от заветов учения.
    Получив ныне возможность возобновить Свою прерванную деятельность служению Святой Православной Церкви и сознавая Свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде Наших пассивных и активных антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного Суда, то есть в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафематствовании Советской власти, воззвании против Брестского мира и т.д. Мы по долгу христианина и архипастыря – в сём каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики. По существу виноваты в этом не только Мы, но и та среда, которая Нас воспитала, и те злоумные люди, которые толкали Нас на эти действия. С самого начала существования Советской власти, как враги ее, они старались свергнуть ее через Церковь нашу, для чего и Меня, как Главу последней, старались использовать. Будучи бессильными побороть Советскую власть открыто и прямо, они хотели добиться её уничтожения окольными путями, прибегая к Церкви и Ее пастырям.
    Сознав Свою повинность перед народом и Советской властью, Я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа – монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий. Как ни тяжко сознаваться в этом преступлении, но Мы должны сказать хоть и горькую, но истинную правду сию. Мы осуждаем теперь такие действия и заявляем, что Российская Православная Церковь аполитична и не желает отныне быть ни «белой», ни «красной» Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскую Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены. Исходя из этих соображений, Мы в апреле месяце 1922 года на соединенном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета уже осудили заграничный церковный Собор Карловицкий за попытку восстановить в России монархию из дома Романовых. Мы могли бы ограничиться этим осуждением владык, бывших на Соборе, во главе с Высокопреосвященным Антонием (Храповицким) митрополитом Киевским, если бы они раскаялись в своих поступках и прекратили дальнейшую деятельность в этом направлении, но Нам сообщают, что они не только не прекратили, а еще более того ввергают Православную Церковь в политическую борьбу совместно с проживающими в России и за границей злоумными противниками Советской власти, принесшими немало несчастий Родине Нашей. Пусть хотя теперь они сознают это, – смирятся и покаются, а иначе придётся призвать Преосвященных владык в Москву для ответа пред церковным судом и просить власть о разрешении им прибыть сюда.
    Господь да умудрит всех нас.
Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России».
(«Известия» ЦИК. 1923).
*    *    *
   «О горе, священникам преследования и печаль» – русское духовенство при царях в обязательном порядке принимало участие в национально-патриотическиом воспитании населения, воодушевляя доблестную армию, активно поддерживало образ врага в народе. Враг – это представитель иной этнической культуры, иной цивилизации и, конечно, иного вероисповедания. Всё у них не так, как у нас, противоположно нашему. Начиная с Петра, Церковь отказалась от участия в политической и общественной жизни, а с другой – обслуживание религиозных нужд земной власти (пусть номинально и Православной), сведение духовности к узко понятому аскетизму – всё это привело значительное число церковных деятелей к утрате евангельских ориентиров.
    С началом революции у государства изменился образ врага: теперь преследовались представители «буржуазной» культуры. Новые власти трудились для победы интернационала во всемирном масштабе, для выполнения этой задачи Церковь им была не нужна. В.И. Ленин, и другие большевики-марксисты понимали невозможность немедленного уничтожения религии и Церкви. Но если нельзя уничтожить, то можно «застращать», расколоть духовенство и верующих. В этом состоял смысл разработанного им и Троцким плана антицерковного наступления.
    По данным современного историка протоиерея Георгия Митрофанова «История Русской Православной Церкви» во время второй кампании против Церкви, начатой Лениным в 1921-1923 годах, погибло столько же духовенства, сколько за всю Гражданскую войну.
    Очень важным для понимания атмосферы в стране и ментальности правящей элиты является замечание Н.Н. Покровского о расстрелах по приговору суда:
    «Расстрел по тогдашним понятиям был делом срочным, вне всякой очереди передавались телеграммы из губерний о вынесенных расстрельных приговорах с запрашиванием санкций ВЦИК на приведение приговора в исполнение. ВЦИК, хотя и обладал формальным правом помилования, обращался за решением вопроса в Политбюро. Сохранились протоколы поимённых опросов членов и кандидатов в члены Политбюро об окончательном количестве расстреливаемых в связи с изъятием церковных ценностей […]
    Именно тогда сложилась практика утверждения на Политбюро количественного «лимита» на расстрел, спускаемого для исполнения на места […]».
    Историк Покровский обратил внимание на связь между ужесточением директив из Москвы на места с осознанием властями краха надежд на разрешение своих проблем при помощи изъятых церковных ценностей.
    Параллельно с усилением репрессивных методов изъятия церковных ценностей власти активизировали второе направление борьбы с Церковью при помощи раскольнических группировок. Именно оно будет наряду с репрессиями основным методом борьбы с Церковью все последующие годы до начала коллективизации.
    О внимании, которое было уделено движению обновленцев при его рождении, говорит реакция Политбюро на почто-телеграмму Л.Д. Троцкого (от 14 мая), в которой он призвал членов Политбюро самым активнейшим образом поддерживать церковную смуту в прессе. В тот же день это предложение одобрил В.И. Ленин, а 16 мая почто-телеграмма была направлена И.В. Сталиным всем членам Политбюро на одобрение уже в качестве «директивы ЦК газетам».
    Из отчёта в Политбюро одного из исполнителей плана Троцкого, заведующего 6-ым «церковным» отделением секретного отдела ГПУ Е.А. Тучкова (1892-1957):
    «Пять месяцев тому назад в основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача борьбы с Тихоновским реакционным духовенством… Для осуществления этой задачи была образована группа, так называемая «Живая церковь», состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможность поссорить попов с епископами […]
    Наряду с множеством статей, воззваний, речей, в которых клеймились Тихоновская и монашеско-архиерейская политика, попы (живоцерковники), взяв в свои руки верховную власть, приступили к удалению от управления епархиями Тихоновских архиереев и замене их лояльными по отношению к Соввласти. Эта задача в течение пяти месяцев более чем выполнена […]
    По моему мнению, недурно было бы изгнать Тихоновцев из приходских советов, начав эту работу примерно так же, то есть натравляя одну часть верующих на другую. Осуществить же это возможно путём образования мирянских групп ревнителей обновленческому движению […]».
   В 67 епархиях было уволено 100 «тихоновских епископов», часть иерархов была подвергнута административной ссылке на срок от 2-х до 3-х лет. Одновременно местными властями обновленцам было передано около двух третей всех действующих церквей страны.
    В очередном рапорте начальству Е.А. Тучков отметит, что основная цель политики ГПУ не в обеспечении поддержки советской власти со стороны «прогрессивного духовенства», а в том, чтобы «углубить раскол церковных групп и создать среди них полную непримиримость в каноническом и догматическом отношениях, дабы новая церковь не представляла из себя сплочённую единую организацию».
    Эта главная задача будет определять советскую политику по отношению к Церкви на протяжении всего довоенного периода. Для разработки форм и методов борьбы с Церковью, а также координации деятельности всех участвовавших в антицерковных операциях советских и партийных учреждений в октябре 1922 года решением Политбюро была создана Антирелигиозная комиссия Политбюро (АРК).
    Осуществляемое военно-чекистскими методами изъятие церковных ценностей вело к массовой гибели памятников национальной культуры. Как свидетельствуют документы Политбюро, вырученные от продажи церковного имущества средства были истрачены не столько на помощь голодающим, сколько на финансирование борьбы с Церковью и собственно изъятие ценностей. Из этих средств шло также финансирование революционного движения в Европе и планов по подготовке мировой революции. На эти ценности закупали за границей (для последующего перевода на русский язык и издания) антирелигиозной литературы, а также было напечатано 26 наименований антирелигиозных плакатов общим тиражом 500 тыс. экземпляров.
*    *    *
    Историк Церкви М.Е. Губонин пишет:
    «В связи с происходящим по всей стране изъятием церковных ценностей и повсеместными «процессами церковников», во многих случаях заканчивающимися вынесением смертных приговоров главным обвиняемым, создаётся благоприятная почва для брожения в Церкви (преимущественно в среде её низших клириков). В начале 1922 г., в связи с процессом «московских церковников», на котором выносится 11 смертных приговоров, вспыхивает церковный мятеж, или «обновленческий раскол», руководимый Церковными авантюристами, пожелавшими ценой предательства Святейшего Патриарха Тихон (Белавина) примазаться к новой государственной власти и таким образом стабилизировать положение своей раскольничьей «Живой Церкви». Русская Православная Церковь с Её иерархией, клиром и мирянами объявляется ими ни чем иным, как «контрреволюционной организацией».
    В итоге всех «процессов» и, главным образом, процесса «московских церковников» (на который Патриарх вызывается в качестве свидетеля), он сам и некоторые высшие иерархи привлекаются к суду, арестовываются и содержатся под стражей. Изоляция Патриарха, большинства стойких иерархов, а также многочисленных представителей клира и активных мирян полностью развязывает руки церковным мятежникам, стремящимся узурпировать высшую церковную власть и насадить свою агентуру по всей стране.
    3(16) мая 1922 г., с разрешения гражданской власти, содержащийся под стражей Святейший Патриарх Тихон специальным посланием передаёт исполнение обязанностей Патриарха (на время своей изоляции) старейшему иерарху митрополиту Ярославскому и Ростовскому Агафангелу (Преображенскому), приглашая его немедленно прибыть в Москву для осуществления этого поручения. На этом заканчивается первый период управления Церковью Святейшим Патриархом Тихоном (21.11(04.12).1917 г. – 04(05).1922 г.).
    Назначение Святейшим Патриархом Тихоном в качестве своего временного Заместителя на посту Главы Всероссийской Церкви митрополита Ярославского Агафангела было не случайным, несмотря на всю быстроту сложившейся катастрофической обстановки. Ярославский Архипастырь очень давно был известен Патриарху как Святитель высоких духовных дарований, неспособный ни на какие компромиссы в ущерб чистоте и величию Церкви.
    Понятно, что появление митрополита Агафангела в Москве, в качестве Главы Церкви, являлось крайне нежелательным для темных сил, начавших церковный мятеж и бесстыдно распространявших в народе версию о том, что полномочия по управлению Церковью переданы арестованным Патриархом именно им. Однако, поскольку истинное положение вещей все-таки стало просачиваться в церковные круги, обновленцы вынуждались сделать формальный жест – приглашение митрополита Агафангела в Москву согласно резолюции Святейшего Патриарха. Но «пригласить» митрополита следовало таким образом, чтобы у него совершенно отпала охота хотя бы и временно возглавить нашу Церковь. Для выполнения такой «деликатной» операции в Ярославль командируется один из самых «отьявленных» живоцерковцев – протоиерей В.Д. Красницкий […]
    Явившись к митрополиту Красницкий пытается навязать ему целый ряд самых возмутительных условий, ставящих Заместителя Патриарха в прямую зависимость от мятежной и самозванной группы клириков, в это время в Москве срочно организующих единый Всероссийский центр под вывеской ВЦУ («Высшее Церковное Управление»). Митрополит Агафангел, естественно, с негодованием отвергает наглый диктат «лидера» живоцерковников Красницкого. Последний немедленно отбывает в Москву, после чего здесь начинает распространяться пущенный обновленцами слух о том, что митрополит занят какими-то «своими делами» и «не торопится» с выполнением патриаршего поручения.
    На самом деле положение было совершенно не таким, как лгали в то время народу введенские и красницкие. Об этом моменте нашей церковной истории один из позднейших авторов-обновленцев сообщает следующее: «… поведение митрополита Агафангела, действительно, является совершенно необъяснимым, если не знать одной детали: в течение месяца велись секретные переговоры между Е. А. Тучковым и митрополитом Агафангелом. Е.А. Тучков, которого ВЦУ считало своей главной опорой, в переговорах с митрополитом выражал желание как можно скорее отделаться от этого несолидного учреждения и поддержать Агафангела. Однако и от Агафангела ожидался ряд уступок. Он должен был заявить об отходе от политической линии Патриарха Тихона. После месячных переговоров, видя, что дело не сходит с мёртвой точки, митрополит Агафангел обратился к Русской Церкви с воззванием [от 5(18) июня 1922 г., № 214], отпечатанным какой-то подпольной типографией и очень быстро разошедшимся по Москве и по другим городам […]
    Е.А. Тучков был совершенно ошеломлен таким сюрпризом. Ошеломлено было и ВЦУ. Митрополит Агафангел был немедленно арестован и отправлен в ссылку, в Нарымский край. Однако появление этого воззвания указывало на то, что беспринципная линия В. Д. Красницкого наталкивается на резкий отпор в церковной среде […]» (А. Левитин, В. Шавров, «Очерки по истории русской церковной смуты»).
    Здесь, как и во множестве других случаев, интересы Е.А. Тучкова и обновленчествующих церковных авантюристов поразительным образом совпадали… Расчистив себе путь, обновленческая свистопляска охватывает всю территорию страны при явном покровительстве со стороны местных властей на периферии».
*    *    *

«Письмо Святейшего Патриарха Тихона протопресвитеру Московского большого Успенского собора Н. А. Любимову о состоявшейся временной передачи патриарших прав и обязанностей митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому)».
    29.04(12.05).1922 г.

    «Достопочтимый о. протопресвитер! Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, Высокопреосвященного Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского, на это имеется согласие гражданской власти и о сем сообщается мною Высокопреосвященному Агафангелу. Прошу Вас учинить распоряжение о приеме и помещении его Высокопреосвященства на первое время в Донском монастыре».
Патриарх Тихон.
    (А. Левитин, В. Лавров, «Очерки по истории русской церковной смуты», т. 1, стр. 122).
*    *    *

Письмо «Инициативной группы прогрессивного духовенства
«Живая Церковь»» Председателю ВЦИК М. И. Калинину.
    03(16).05.1922 г.
    «Настоящим доводится до сведения Вашего, что, ввиду устранения Патриархом Тихоном себя от власти, создается Высшее Церковное Управление, которое с 2(15) мая приняло на себя ведение церковных дел в России.
    Подписали ВЦУ: протоиерей Введенский, священник Калиновский, священник Белков, псаломщик Стадник».
    Москва. Троицкое Подворье.
    (Архив М.Е. Губонина).
*    *    *

«Докладная записка «Инициативной группы прогрессивного духовенства «Живая Церковь» Святейшему Патриарху Тихону».
    05(18).05.1922 г.

    «Ввиду устранения Вашего Святейшества от управления церковного, впредь до созыва Собора с передачею власти одному из старейших иерархов, фактически сейчас Церковь осталась без всякого управления, что чрезвычайно губительно отражается на течении наличной общественной жизни и московской, в частности, порождая этим смущение умов.
    Мы, нижеподписавшиеся, испросивши разрешение государственной власти в лице т. Калинина о создании Высшего Церковного Управления, настоящим сыновне испрашиваем благословение Вашего Святейшества на это, дабы не продолжалась та пагубная остановка в делах управления Церковью. По приезде Вашего Заместителя он тотчас же вступит в исполнение своих обязанностей.
    К работе в канцелярии мы привлечем временно, до окончания сформирована под главенством Вашего Заместителя, находящихся на свободе в Москве святителей.
    Вашего Святейшества недостойные слуги: Введенский, Белков, Калиновский».
    («Вестник Св. Синода». 1927. № 1, А. Левитин, В. Шавров «Очерки по истории русской церковной смуты», т. 1, стр. 86).
*    *    *

«Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на докладной записке, поданной на имя Его Святейшества делегацией «Инициативной группы прогрессивного духовенства».
    05(18).05.1922 г.
    «Поручаем поименованным ниже лицам принять и передать Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу (Преображенскому), по приезде его в Москву, синодские дела при участии секретаря Нумерова, а по Московской епархии Преосвященному Иннокентию (Летяеву), епископу Клинскому, а до его прибытия Преосвященному Леониду (Скобееву), епископу Верненскому, при участии столоначальника Невского.
    Для ускорения моего переезда и помещения в патриаршем доме Высокопреосвященного Агафангела (Преображенского) прошу отпустить архимандрита Анемподиста (Алексеева)».
Патриарх Тихон.
(«Вестник Священного Синода ПРЦ». 1927. № I, А. Левитин, В. Шав-ров «Очерки по истории русской церковной смуты», т. 1, стр. 86-87).
*    *    *

«Письмо инициативной группы прогрессивного духовенства «Живая Церковь» заштатному епископу Антонину (Грановскому) с приглашением к возглавлению самочинного обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ)»

     «Нами подано Патриарху Тихону заявление о полной приостановке в церковном управлении. Согласно резолюции Святейшего Патриарха сформировано Высшее Церковное Управление. Поручается нам троим, с предоставлением права привлечения московских святителей во временное ВЦУ. Посему просим Ваше Преосвященство возглавить наше Управление.
    Подписали ВЦУ: протоиерей Введенский, священники Калиновский и Белков».
    (Архив М.Е. Губонина).
*    *    *
    Завершается этот период борьбы с Церковью разработкой нового законодательства. Закон предусматривал обязательную регистрацию любых «обществ, союзов и объединений» (включая религиозные общины) в НКВД и его местных органах. Именно им отныне принадлежало безусловное право разрешать или запрещать существование таких общин (Декрет ВЦИК от 12 июля 1922 года, Постановление ВЦИК и СНК от 3 августа 1922 года, секретная инструкция ВЦИК от 10 августа 1922 года).
    Теперь при регистрации было обязательно представление полных сведений (включая партийную принадлежность) о каждом из членов общества (общины), Устава общества и целого ряда других документов. Предусматривался отказ от регистрации «если утверждаемое Общество или Союз по своим целям или методам деятельности противоречат Конституции РСФСР и её законам». Это нормальное для любой страны требования закона не дополнялось статьёй о праве претендующей на регистрацию общины (союза) на обжалование решения принявшего его органа НКВД в суде. Тем самым открывался простор для произвола властей.
*    *    *
    В июле 1922 года в Оптину приехала чрезвычайная комиссия для расследования дела «О контрреволюционной агитации оптинских монахов». Допросы начали, как водится с настоятеля монастыря, с «Седьмого» оптинского старца Анатолия (Александр Потапов, 1855–1922). Старец убедительно доказал, что братия, возглавляемая им, не занимается контрреволюционной пропагандой, молится за власть «Советов», не держит никакой злобы на «Диктатуру пролетариата». Несмотря на это вопрос об аресте старца был принят.
    Отец Анатолий попросил для себя отсрочку – чтобы подготовиться. Авторитет старца был настолько высоким, что сотрудники ВЧК дали такое разрешение, а пока начали обыск в кельях других монахов.
    На другой день утром сотрудники ВЧК вошли в приёмную и спросили у келейника отца Варнаву: «Старец готов?».
    «Да, – отвечает келейник, – готов», и, отворив дверь, ввёл пришедших в покои старца.
    Старец Анатолий лежал на своей постели мёртвым. О погребении старца сведений нет. Некоторые исследователи утверждают, что его положили рядом с могилой старца Макария
    Оптина пустынь была официально закрыта по решению местных властей, как монастырь. Последний настоятель Оптиной архимандрит Исаакий (Бобриков, ?-1937), попытался перевести Оптину в разряд сельхозартели. Изгнанные монахи расселились по близ лежащим сёлам и продолжили вести монастырскую жизнь, так продолжалось несколько лет.
    В 1937 году архимандрит Исаакий был арестован, и вместе с ним пятнадцать священников и монашествующих, а также трое мирян. Всем им была предъявлена 58 статья «Контрреволюционная деятельность» и по приговору суда все они вскоре были расстреляны. Ибо молясь за своих врагов, за их духовное исцеление, они забыли один из Божиих догматов: «Трусость – это самый страшный порок».
    Трусость и не желание Православных священников изучать тексты пророков и «Откровение» Иоанна Богослова, написанные для них. Торный путь православных монахов к Смирению в России – через послушание под началом «опытных в подвижничестве» архиереев, оказался путём к «Багряному Зверю с десятью рогами» (период с 1918 по 2025 годы).
    Почему Смирение привело к таким результатам?
    Прежде чем ответить на этот вопрос, надо восстановить в правах само слово «Смирение».
    Сегодня для многих оно ассоциируется с примитивным пониманием евангелистского текста:
    «Благословляйте проклинающих Вас и молитесь за обижающих Вас. Ударившего тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лука 6.28-29), поэтому кажется унизительным и нелепым для нормальных, физически здоровых людей.
    Для апостолов слово «Смирение» несло совсем другой смысл, люди забыли, что слова эти произнёс не простой проповедник, а «Сын Божий», который пришёл не отменить Законы Божии, а исполнить их. Притча о пощёчине, правой и левой щеке – не признак рабского Смирения, а способность встать над собственным «я», принеся себя в жертву общему спасению, это отчаянная попытка разорвать бесконечную цепь зла, которой сковано человечество, с помощью самоотречения и самопожертвования. Отказ от зла, совершённое во имя «социальной справедливости» при неукоснительно действующих Законах, которые защищают слабого от сильного, бедного от богатого, женщину от мужчины, ребёнка от взрослого, простого гражданина от произвола чиновника.
    Апостолы не были мечтателями – идеалистами периода рабовладельческого строя и не проповедовали в одиночку преодолевать зло – добром, силу – смирением, ненависть – любовью, поношения – благословением, на практике они призывали уметь властвовать над собой, не отвечать гневом на гнев, обидой на обиду, оскорблением на оскорбление, а требовать, чтобы обидчика судили по Законам Бога, а после совершенного Суда не таить в сердце недоброго чувства, стирать из памяти причинённое кем-то зло, но только после земного Суда, никаких ссылок на Суд небесный не должно быть. Если нет Суда земного, значит, общество тяжело больно, значит, Церковь должна бить во все колокола.
    Апостолы говорили только о таком Смирение, которое есть высшая и последняя мудрость Евангелия, но требовать от чиновников и властей жить и судить по Заповедям Бога дело хлопотное и суемудрое, гораздо легче исказить понятие, сделать его беззубым и талейрантным и просить ушедших святых, чтобы молили Бога, простить наши беззакония, которые мы сами осуждать не намерены и бороться с которыми также сами не хотим, ибо земного чиновника боимся больше, чем Бога.
    «Трусость – это самый страшный порок».
*    *    *
    Тогда же власти объявили, что несмотря на поражение враги «трудового народа» не думают разоружаться, напротив, они из монастырей делают «рассадник контрреволюционной пропаганды».
    В июне 1922 году на юге страны был закрыт Ново-Афонский монастырь. Уцелевшие монахи скрылись в горах, где тайно продолжали служить. Одному христианину довелось присутствовать на таком катакомбном богослужении. После литургии он имел беседу со старцем Дионисием, которого богословы сегодня называют одним из выдающихся по своей духовной жизни в Ново-Афонской обители.
    В числе прочего отец Дионисий сказал:
    «Вы скорбите, как тяжко наказана Родина, какое творится беззаконие, как поругаема святыня. Все это сущая правда, что страдает она, мать наша, за грехи чад своих. Но поверьте, Господь праведно наказует нас по делам нашим и, попуская врагу нашего спасения временно торжествовать, тут же претворяет это временное зло в вечное добро. Ведь вот если одной рукой, если можно так сказать, враг разрушает храмы, кощунствует, возводит всякое поругание на святыни, то другой рукой, совершенно против своего желания и даже на свою погибель, создает целые сонмы священномучеников, невинно пострадавших, воздвигает эту небесную рать, эту могучую силу добра, что, несомненно, ускорит безбожникам гибель. Я думаю, мы не погрешим, если скажем: за всё время существования Святой Церкви на земле не было явлено столько мучеников, сколько дала их ныне наша Родина.
    Это ли не торжество нашей веры, это ль не надежда, что Господь рано или поздно помилует Россию. И хоть верно ваше замечание, что нигде так вновь не распинают Христа, как это делают в наше время русские люди, зато нигде так и не лобызают, не обливают слезами эти раны […]» (митрополит Вениамин (Федченков) «Мои встречи»).
    Да, Россия в XX-ом веке дала тысячи известных и десятки  тысяч безымянных невинно убиенных (в наше время их стали называть – великомучениками), но смогли ли они своими молитвами ускорить гибель безбожников, хотя бы на один месяц.
    В чём состоит торжество веры, согласно, православных богословов?
    В том, что сотни, тысячи, сотни тысяч взрослых людей, как овцы, безропотно, смиренно и молчаливо шли на убой, благословляя своих гонителей в свой последний час перед расстрелом.
    И это называется – Торжество веры?
    Если кто и торжествовал, так это бесы, губившие и обратившие Веру христианскую в Погибель, в блуд, в лицемерие, в пошлое подобие Веры.
    Мишель де Нострадамус в 1566 году в книге «A L'INVICTISSIME, TRESPUIS-SANT, ET treschrestien Henry Roy de France second, Michel Nostradamus son tres humble, tresobeissant seruiteur et subiect, victoire et felicite» написал, поставив катрен 6 (074) на 1991 год:
    «Изгнанная с трона, вновь вернётся,
    Её враги рассматриваются как заговорщики.
    Более как когда-либо прежде Триумф её наступит,
    Три и семьдесят лет смерть стояла она». 
    А в «Послание Генриху второму» дал такое объяснение:
    «36. Затем возникнет великая империя Антихриста в области Аттилы и Ксеркса, которые спускались числом великим и бесконечным, столь многим, что пришествие Святого Духа, происходящего из 48-го градуса широты, вызовет переселение, вытесняя отвращения Антихриста, который зачинатель войны против монархии, который будет великим представителем Иисуса Христа, и царство его на время и до конца времён.
    [Затем великая империя Антихриста начнется в Атиле и Ксерксы спустятся в числе великом и неисчисляемом настолько, что пришедшая от Святого Духа, происходящая с 48 градуса, сотворит переселение, с омерзением изгоняя Антихриста, учиняющего войну против королевского, который будет великим викарием Иисуса Христа, и против его Церкви, и против его царства своевременно и при благоприятных обстоятельствах].
    37. Однако всему этому будет предшествовать солнечное затмение, более неясное и более тёмное, чем которые имели место от Сотворения мира, за исключением смерти и страстей Иисуса Христа, со времени того до наших дней, и произойдет в октябре, некое великое движение и перенесение, что покажется, будто Земля потеряла естественное движение, и она нисходит в вечную и бесконечную темноту.
    [И будет предшествовать этому наиболее неясное и темное солнечное затмение, которое было от Сотворения мира до страсти Иисуса Христа и с тех пор до сих пор, и в месяце октябре случится некая великая перемена, и такая, что будут думать, будто бы Земля потеряла свое природное движение и низверглась в вечный мрак].
    38. Будут же начальные предзнаменования весной и необычайные изменения в быстрой последовательности, после того полный переворот королевств и грандиозные землетрясения, с увеличением нового Вавилона, несчастная дочь, пополненная отвращением первого холокоста, и это будет длиться не менее 73 лет и 7 месяцев.
    [Будут предшествующие события весной, а после крайних перемен, после изменений царств и после великого потрясения земли, вместе с распространением нового Вавилона, дочь негодная будет увеличена мерзостью первого холокоста, и продержится это только 73 года и 7 месяцев].
    39. После чего каждый выйдет из запасов, которые к тому времени долго оставались бесплодными, один проистекающий из 50-го градуса широты, который принесет обновление всей церкви.
    [Затем оттуда, из ветви, которая долгое время оставалась бесплодной, происходя с 50 градуса, выйдет тот, кто обновит всю Церковь Христианскую]».
*    *    *
    А сибирский старец Григорий Распутин в своем предсмертном письме царю в 1916 году писал («Воспоминания» воспитателя царских детей Ч.С. Гиббса за 1925 год, относящихся к Тобольскому периоду):
    «Государь подошел к небольшому столику, где лежала Библия, которую он читал ежедневно, открыл ее и вытащил спрятанный между страниц небольшой лист бумаги, сложенный вдвое. Его Величество развернул лист и подал мне. За годы, проведенные в России, я очень хорошо научился читать и писать по-русски, но бумага, которую мне вручил Государь, была исписана каракулями наподобие детских, и я не мог разобрать ни слова.
    «Простите, – сказал Император, – я понимаю, что вам трудно разобрать этот почерк. Мне самому удалось прочесть письмо с большим трудом, хотя почерк мне знаком. Это последнее письмо, написанное мне Григорием Ефимовичем накануне своего убийства.
    Послушайте его, господин Гиббс:
    «Я пишу это письмо, последнее письмо, которое останется после меня в Санкт-Петербурге. Я предчувствую, что умру до 1 января (1917 г.). Я обращаюсь к русскому народу, к Папе, Маме и Детям, ко всей Русской земле, что им следует знать и понять. Если я буду убит обычными убийцами, особенно своими братьями – русскими крестьянами, то ты, Русский Царь, не должен бояться за Детей своих – они будут править в России еще сотни лет. Но если я буду убит боярами и дворянами, если они прольют мою кровь, и она останется на руках их, то двадцать пять лет им будет не отмыть моей крови со своих рук. Им придется бежать из России. Братья будут убивать братьев, все будут убивать друг друга и друг друга ненавидеть, и через двадцать пять лет ни одного дворянина в России не останется. Царь Земли Русской, если услышишь ты звон погребального колокола по убитому Григорию, то знай: если в моей смерти виновен кто-то из твоих родичей, то скажу тебе, что никто из твоей Семьи, никто из твоих Детей и Родных не проживет более двух лет. А если и проживет, то будет о смерти молить Бога, ибо увидит позор и срам Русской земли, пришествие антихриста, мор, нищету, порушенные храмы Божий, святыни оплеванные, где каждый станет мертвецом. Русский Царь, убит ты будешь русским народом, а сам народ проклят будет и станет орудием диавола, убивая друг друга и множа смерть по миру. Три раза по двадцать пять лет будут разбойники черные, слуги антихристовы, истреблять народ русский и веру Православную. И погибнет земля Русская. И я гибну, погиб уже, и нет меня более среди живых. Молись, молись, будь сильным, думай о своей Благословенной семье». (Игумен Серафим (Кузнецов) «Православный Царь-мученик», стр. 531-532).
*    *    *
    «Три раза по двадцать пять лет будут разбойники черные, слуги антихристовы, истреблять народ русский и веру Православную».
    И десятки тысяч новомучеников своими молитвами не смогли даже на час, приблизить гибель безбожной власти, чтобы опровергнуть пророчества двух провидцев. Выходит одними молитвами с бесами не справиться, нужна не только вера, но и великие дела.
    А ведь мы не того, не другого не чтим, считаем их – «духогасителями Православия, бездушными лжепророками».
    А почему?
    Видимо потому, что они сказали правду, неприятную для высшего Духовенства, которое своим тщеславием, своей похотью погубили Россию, а виноваты, оказались пророки. Правда, тем более неприятная, была не в почете как в веке XVI-ом, так и в веке XX-ом.
*    *    *
    Одной из первых работ о Нострадамусе, опубликованной в стране победившего «Багряного Зверя» (1916-2025), стала статья теолога и историка Льва Платоновича Карсавина «О свободе», напечатанная в журнале Петербургского философского общества «Мысль». В своей полемической работе Карсавин поднял фундаментальный вопрос, рано или поздно встающий перед каждым исследователем явления пророчеств Будущего вообще, и прорицаний Нострадамуса в частности – можно ли предвидеть будущее и насколько правы в своих воззрениях немецкие философы-мистики (в частности, Иммануил Кант), согласно которым прошлое, настоящее и будущее представляют собой единый поток.
    В частности, он писал:
    «Религия ссылается на случаи пророчеств и видения будущего; она допускает и утверждает данность его святым… Но раз дан во всей конкретности хотя бы один момент Будущего, надо допустить, что дано все Будущее, все его моменты… разрушительные для «свободы воли» выводы очевидны».
    Затем Карсавин приводит несколько документально подтвержденных случаев пророчеств (преимущественно сделанных медиумами в состоянии гипнотического транса). Доказав, что пророчество – не шарлатанство и не заблуждение, ученый приступает к рассказу о Нострадамусе и анализирует 9 сбывшихся, по его мнению, катренов.
    В своей статье Карсавин утверждал, что Нострадамус мог видеть грядущие события в некоем подобии сомнамбулического сна, не теряя, однако, связи с окружающим миром, а даты будущих событий он мог уточнить с помощью астрологических вычислений:
    «Будущее усматривается не как возможность или одна из возможностей. Ясновидение не догадка, а именно видение, самое ясное, полное и отчетливое, такое же, за исключением отношения его к Будущему, как и видение Прошлого […]».
    Рассказывая достаточно грамотно о жизни и судьбе Нострадамуса, [пересказывая ряд западных популярных работ о провансальском провидце] Карсавин не пытается моделировать будущее Советской власти, он просто, как учёный, живущий в стране, в которой власть сугубо скептически относится ко всем «буржуазным» пророчествам, стоя на материалистических воззрениях Марксизма-Ленинизма и их теории борьбы классов, предлагает читателям исследовать феномен: «Если разгадать смысл катренов Нострадамуса удаётся лишь «после факта» их осуществления, то теряют от этого они своё значение или нет?» [в те годы не было ещё полного русского перевода «Пророчеств»]. Тем более, что Марксизм отрицает сам факт возможности предвидеть Будущее. Ведь если придерживаться принципов первичности материи, то сознание – как результат химических реакций, происходящих в мозгу человека, в принципе, не в состоянии увидеть предстоящие события, подобно тому, как дым от паровоза, являясь продуктом его деятельности, не может опередить в пространстве сам паровоз.

*    *    *
     Монахиня Нектария Концевич вспоминала:
    «Я спросила отца Нектария:
    «Когда по его мнению наступит Конец мира?».
    Он мне показал письма, которые ему присылают: о видении Спасителя, Который говорил, что вскоре Конец мира, о выдержке из газет, что появился Мессия в Индии, а Илия в Америке, и т.п. Много говорил, но и улыбался, под конец сказал: «Что это вы всё обращаетесь к моему худоумию – вот обратитесь к оптинским монахам».
    Я улыбнулась, а он говорит:
    «Это я вам серьёзно говорю, они вам скажут всё на пользу».
    Когда я повидалась с ними, они и говорят:
    «Если люди, которые занимаются изысканиями признаков Кончины мира, а о душах своих не заботятся, это всё они делают ради других» (очевидно, чтобы сообщить сенсационную новость). Так вот монахи мне сказали, что людям не полезно знать время Второго пришествия: «Бдите и молитесь», сказал Спаситель, значит не надо предугадывать событий, а в своё время верным будет всё открыто.
    Дедушка остался доволен ответом монахов, так как он тоже не сторонник того, когда доверяют всяким фантазиям в этой области.
    Я спросила: «Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придёт?».
    Он ответил: «Всё это будет, но это великая тайна».
    И ещё сказал: «Во дни Ноя Господь в течение ста лет говорил, что будет потоп, но Ему не верили, не каялись, и из множества людей нашёлся только один праведник с семейством». Так будет и в пришествии Сына Человеческого (Мф. 24.37)» […]» (И.М. Концевич «Оптина Пустынь и её время», стр. 522-523, 1962).
*    *    *
    «Будет ли соединение церквей?» – спросила батюшку Нектария Н.А. Павлович.
    «Нет, – ответил Старец, – это мог бы сделать только Вселенский собор, но собора больше не будет. Было 7 соборов, как 7 таинств, 7 даров Святого Духа. Для нашего века полнота числа 7. Число будущего века 8. К нашей церкви будут присоединяться только отдельные личности […]» (Н.А. Павлович, «Записки об отце Нектарии», Архиепископ Вениамин (Федченко), «Божьи люди», Современный архив Оптиной пустыни, Машинопись, 1993, «Литературная учеба», № 4, стр.7, 1992).
*    *    *
    Религиозный мыслитель и богослов С. А. Нилус писал:
    «Какой степени зрелости, достигли признаки эти [«явления антихриста, дня второго страшного пришествия Господа в славе и кончины мира»], по пророчествам Ветхого и Нового Завета, – определить это со властию дело соборного авторитета Вселенской (не поместной) Церкви. Восьмому Вселенскому Собору предлежит сделать это в непререкаемой силе и власти всецерковного авторитета, и – никому больше, хотя бы, – скажем словами святого Апостола – и «Ангелу с небесе», если бы он явился. Такому Вселенскому Собору время быть только при Всемирном царе и владыке, ибо только у него, как такового, и может быть на то достаточная полнота и мера власти. Место тому Собору – Иерусалим, где Господь наш распят, ибо там, на престоле восстановленного храма Соломонова и воссядет презренный, как Бог, выдавая себя за Бога.
    Цель Собора непогрешимое обличение этого «Бога», как Антихриста.
    (В 3-м издании 1905-го года нашей книги «Великое в малом, и антихрист, как близкая политическая возможность», мы полагали, что 8-му Вселенскому Собору место в Москве:   
    «Проникнуть в глубины сатанинские и осветить их вселенскую тьму может только свет Христов Вселенской Его Церкви. Сердцем чувствую, что созрели времена созыва 8-го Вселенского Собора, на который, забыв перед угрозой близкого огненного прещения свои многовековые распри, должны съехаться иерархи и миряне в лице избранных своих представителей от всех христианских исповеданий, сохранивших свою Церковь и догматы семи предшествующих Вселенских Соборов. Божественная идея 8-го Вселенского Собора предчувствуется духом всей Церкви Христовой: день ее осуществления настает; опасность, восставшая зловещей угрозой всему миру, очевидна.
    Весь вопрос – где ему собраться и кто облечен достаточно властью и авторитетом для его созыва?
    Третий Рим – Москва ему место.
    8-му Вселенскому Собору с помощью благодати Духа Святаго предстоит вся великая задача, осветив положение современного Христианства под натиском Торжествующего Израиля и грядущего воплощения антихристовой идеи в «предзренном» Пророка Даниила, определить или средства борьбы со всемогущим Синедрионом, или дать «крылья орла», чтобы бежать Церкви в пустыню…»).
    Ныне, представляя читателю нашу ошибку, допущенную неумеренной любовью нашею к родине, т. е., к человеческому, а не к Божиему мы приносим в ней покаяние. Но ошибка эта только служит к укреплению основного нашего взгляда, здесь высказанного, что только Вселенский Собор может иметь непогрешительную силу и власть безошибочно определить и указать приближение дня оного, великого и страшного […]» («Неизвестный Нилус», «Благовест», Новосибирск, т. 1, стр. 201, 1992).
*    *    *
    [17.04.1922]:
    «Мне лично показывал митрополит Макарий [М.Ф. Оксиюк, 1835-1936] листок из дневника известного столичного протоиерея, чья духовная прозорливость не вызывает ни у кого никакого сомнения [возможно, имеется в виду настоятель Петербургского храма Спаса на Сенной, Иоанн Образцов].
    Пророчество, датируемое 1884 годом, говорило о задачах обновления, которые поставит будущий Вселенский собор, цели которого: во-первых, последнее предупреждение миру против всеобщего ослепления: отступления от Господа Иисуса Христа, во-вторых, для воссоединения всех христианских Церквей, в-третьих, для окончательного проклятия еретических партий и сект.
    Протоиерей предсказывал: Два года будет заседать собор. Святые отцы не найдут поддержки друг у друга, а слуги Антихриста, наоборот, используют решения Собора в свою пользу, и некому будет их остановить…
    Также хочу довести до читателя мнение оптинского старца иеромонаха Нектария [1862-1928], с кем мне пришлось разговаривать сразу после трагических событий 17-го года, человека чрезвычайно приятного, умного, доброго и большого практика.
    «В будущем будет объединение Церквей, – предсказывал старец, – Но сделать это может только Вселенский Собор, но Собора в нашем веке не будет, ибо ещё не конец. Мы ещё не переполнили чашу терпения Господа своими богохульными делами.
    История Церкви насчитывает семь Соборов, как семь – Таинств. Для нашего XX-го века полнота числа – семь. Число будущего века – восемь. В нашем веке к нам будут присоединяться только отдельные личности, в новом веке многие миллионы примут Православие, желая спастись. Вот тогда то и наступит время Вселенского Собора […]» («Неизвестный Нилус», «Благовест», Новосибирск, т. 1, стр. 205, 1992).
    «30 апреля 1915 года я был в Дивеево у блаженной Параскевы Ивановны, истинно великой и святой прозорливицы. От неё получил я известие, что круг седмеричного исчисления закончится через 7 лет, то есть в половине 1922 года. Если 1922 год будет действительно конечным годом земного исчисления, то 1918 год будет годом явления антихриста […]» («Неизвестный Нилус», «Благовест», Новосибирск, т. 2, стр. 190, 1992).
*    *    *

«Послание Святейшего Патриарха Тихона
об анафематствовании ВЦУ».
    23.11(06.12).1922 г.

    «В тяжёлую годину наших испытаний, в годину торжества сатаны и власти антихриста, когда на наших глазах новыми иудами-предателями из рода нашего разрывается нешвенный хитон Христов – Святая Церковь Православная, Мы, по долгу своего Первосвятительского служения, призываем всех верных сынов Божиих встать твердо и мужественно за веру Божию и на защиту Святой Церкви древле-православной даже до уз, крови и смерти, если того потребуют обстоятельства жизни, и запрещаем признавать ВЦУ, как учреждение антихриста, в нем же суть сыны противления Божественной Правде и церковным святым канонам.
    Сие же пишем, да ведомо будет всем вам, что властию, данною Нам от Бога, анафематствуем ВЦУ и всех имеющих с ним какое-либо общение.
    Благодать Господа да пребудет со всеми вами. Аминь.
    Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России».
    Москва. Донской монастырь.
    («Воскресное чтение», Варшава, 1932,
    «Известия ЦИК», №153, 11 июля, 1923.
    «Дни», №184, 1923).
*    *    *
ДТН.


Рецензии