Экология души

     Природу отравляют, и это правда. Где найти столько крокодилов Ген, чтобы каждый своей попой закрыл хотя бы по одной трубе? Я бы начала с рек,  водоемов с пресной водой. Реки катастрофически мелеют. В больших городах, наверное, чистят дно , а в маленьких? Сколько рек и речушек уже поросло осокой, исчезло с лица земли! Что мы будем пить? Байкал, Селигер. Эти названия все чаще звучат в средствах массовой информации. Повздыхаем, поохаем и живем дальше. Моя речка Зуша совсем обмелела, а ведь когда-то  была судоходной. Может быть, так заложено в природе? Может быть, у них, у рек, тоже есть определенный срок -  время рождаться и время умирать? Мы до последнего боремся за жизнь человека. Что же нам мешает побороться за водоемы, источник жизни всего человечества?
     Безусловно, экологические субботники необходимы. Школьники и студенты каждую весну очищают от мусора парки и скверы, берега рек. Есть в нашем городке пенсионер, который ходит по берегу Зуши, собирает мусор в мешки, иногда сколачивает лавочки и устанавливает их на берегу. Его никто не заставляет этого делать, просто воспитан  с мыслью о том, что нужно приносить людям пользу. Он такой один. Обывателям кажутся странными его поступки. Вряд ли  его поприще займут десятки других.  Каждый скажет: "Почему я должен убирать за кем-то? Один гад намусорит, а я за него отдувайся? Нет, так дело не пойдет!" Понятно, что должна составляться программа по сохранности природы хотя бы на уровне города или области, и денег она требует немалых. 
     Я встречаю много хороших людей, которые любят природу и защищают животных. Мои знакомые приютили кота. Страшнее зрелища я не видела! Лапы нет, глаза одного тоже, на месте глаза какой-то непонятный нарост. Обычно животные  умиляют, поэтому их заводят, с богатой родословной, определенной породы, чтобы какая-нибудь Мусичка или Пусичка их радовала, доставляла эстетическое наслаждение. А  вот такого кота завести слабо? Мне слабо, поэтому я уважаю выбор своих знакомых.     Каждый день вижу старушку, прогуливающуюся с больной собачкой. Собака крупная, передними ножками она перебирает, а к задним приспособлено какое-то устройство на колесиках. Я всегда останавливаюсь, проходя мимо этой пары. А рядом бегают бездомные сородичи, лают, пристают к прохожим, пугают детей. Чьи они? Ведь были же у них хозяева.  И опять то же самое: одни бросают, другие подбирают. Все горюют о Белом Биме Черное Ухо, а он рядом, ожидает хоть какой-нибудь подачки. Где же приюты для таких животных? Почему их мало?
     Когда мои дети были маленькими, захотелось им котеночка. Ну и взяли мы кошечку, назвали ее Надей, и прожила  она у нас в заботе много лет. Из того же помета еще взял кто-то котеночка и через некоторое время подбросил его хозяйке с выколотыми глазами. Это как? Это мы, люди. Или нелюди?
     Наблюдала я и за ревностными хранителями экологии. Однажды в Москве мимо моего окна проходил мужчина с маленьким сыном. Мальчик увидел симпатичную кошечку и сказал: "Папа! Какая красивая кошечка! Можно я ее поглажу?" - "Конечно, сынок!"- разрешил папа. Мальчик присел на корточки и только один раз погладил кошечку по спинке, как услышал с верхнего этажа страшный бабий рев: " Оставьте кошку в покое!  Слышите? Я вам говорю!" И пошел поток брани. Отец мальчика попытался вставить, что, мол, он приучает ребенка любить животных, но визг лишь усилился: "Заведите свою кошку и приучайте! А я эту кошку кормлю! " Тут из другого окна выглянула другая "добрая" тетенька: "Вы ее сейчас приучите верить людям, а завтра какой-нибудь негодяй воспользуется ее доверчивостью и убьет!" Мальчик от такого ора расплакался, а папа не мог доказать, что он зла кошке не желал, а вовсе наоборот. Папа с сыном ушли с тяжестью в душе, а мне подумалось, как же эти тетки со своими близкими обходятся: с детьми, с  внуками? Судя по их озлобленности, они сами сделали себя одинокими.
     Или вот пример. Повела я внуков в парк. У них там есть любимое дерево, толстый ствол сильно изогнут да так, что на него вполне может вскарабкаться малыш и посидеть на этой извилине. Мои мальчишки всегда там по очереди сидели. Посидят немножко  на своем "коне" и уйдут на аттракционы. Однажды нас застала пенсионерка. Сколько было крика! Мои объяснения, что дети ничего не ломают, что это их любимое место,  не подействовали. "Вы сами  посадили хоть одно дерево?!"-  возмущалась она . - "Посадила. И немало!" - я ей в ответ. Вобщем, во избежание неприятностей мальчишки больше не помышляли обнять свое дерево. А жаль. Помню свое деревенское детство, длинный ров в большими деревьями. Изо рва торчали только макушки. Боже, сколько же связано с этим местом! Мы облазали их все, знали каждую ветку. Мы были пиратами с острова сокровищ, капитанами кораблей, партизанами, мы ходили в разведку... Это было настоящее детство, и деревьев на всех хватало. Сейчас нет этой деревни, природа отдыхает от людей. Стоит бурьян выше человеческого роста, а скосить его некому. Плохо ли я относилась к природе? Замечательно! Если бы я причиняла зло, эта природа уже десять раз меня сбросила бы с дерева.
     Помню, в семидесятых годах я узнала, что в Прибалтике очень строго относятся к человеку, который бросит фантик или окурок мимо урны, и сразу же взяла себе это на заметку. Приезжаем как-то с другом Ленькой в маленький  провинциальный городок. Выходим на базарную площадь. Народ уже разошелся. Я доела мороженое в стаканчике и ищу глазами урну, куда бы можно было выбросить и стаканчик, и палочку. А урны нигде нет. Тогда друг вырывает у меня этот стаканчик и говорит: "Посмотри вокруг!" Я огляделась. Да... Не Прибалтика. Практически вся рыночная площадь, насколько хватало глаз, была усеяна мелким мусором. Ленька спокойно выбросил мой стаканчик, и мы пошли на автобус. Почему-то этот случай помнится мне до старости. Я понимаю, что мы неправильно тогда поступили. Представим себе, что исчезли все дворники на целую неделю. Или на месяц. Представим, что летом в парке "Сокольники" конная полиция спокойно проезжает мимо граждан, жарящих  шашлыки. Вот когда мы ужаснулись бы сами себе.
      Так кто мы, люди? Из-за нас ли вымерли динозавры и мамонты?   Еду в такси. Говорю водителю: "Погодка-то сегодня хороша! Специально крюки делала, когда домой шла, чтобы подольше прогуляться." - "Нет!- с жаром  воскликнул таксист.-Нет! Погодка не хороша! И вообще, климат на земле меняется, полюса сдвигаются, тропические ливни залили Сибирь..."И в том же духе. "Вобщем,- подытожил таксист,- через три года мы все умрем. Я верю Ванге, а она никогда не ошибалась".  - "А я верю монаху Авелю, - возразила я. -  Он сказал, что Земле конец в 2896 году. Так что поживем еще. Не думайте о плохом". Увидев его удрученный вид, даже сдачу  не взяла. Вот всегда мы так: живем в завтра. А наше сегодня? Как с ним быть?
      Люди стремятся к красоте. Раньше клумбы перед многоэтажками имели неприглядный вид. Сейчас совсем другое дело: пестрят цветами, между цветами устанавливают раскрашенные автомобильные шины, разрисовывают старые чайники. Проходишь мимо - и душа радуется. А есть такие, кто тайком выкапывает цветочки, чтобы посадить у себя на даче. Как же быть? Не гадить. Не гадить ближнему.
      Нужно начинать с экологии человеческой души, а это очень серьезная задача. Воспитать человека, который не будет только потребителем, не будет думать о наживе, а будет чувствовать с природой неразрывную связь, будет думать о тех, кто придет после него. Тех, кто не нажмет на какую-нибудь кнопку над Хиросимой и не станет оправдываться: "Я выполнял приказ!" Тех, кто поймет, что все наши болезни: онкология, астмы, инфаркты - от нас же самих...

Ноябрь 2016


Рецензии
Татьяна спасибо. Выражаю Вам свою признательность.
Каждый из нас рано или поздно задается вопросом: что такое душа человека? Говорят, нужно заглянуть в глаза и разглядеть душу. Ведь глаза – это зеркало души. И что же мы увидим внутри?
Мне кажется, что все действия, которые совершают люди, идут именно из души. Так мы можем понять внутренний мир и оценить поступки человека. Люди, которые наполнены добротой, имеют красивую душу. Их главные качества: милосердие, понимание, сочувствие, любовь и уважение к ближним. Они стараются выслушивать и помогать каждому. И это они делают безвозмездно, просто по велению души. Они так чувствуют и так живут. Они приносят своим участием радость и надежду в жизнь окружающих. Когда смотришь на поступки таких людей, понимаешь, что у нашего мира есть будущее.
Злые, завистливые, непорядочные люди в наши дни встречаются часто. Я могу назвать их бездушными или людьми с некрасивой душой. Отчего они такие? Я думаю, в этом много причин. Одна из них – воспитание. Ведь именно с младенчества родители закладывают в нас те ценности, которые пойдут на благо мира и процветания. Каждая мама или каждый папа хочет, чтобы ребенок вырос «человеком». А если в семье нет любви или нет желания вырастить достойного гражданина, вырастают бездушные люди. Мне кажется, это очень плохо и неправильно. Получается, что из-за каких-то причин теряется светлая душа.
По возможности, Татьяна оцените и моё творчество.

Александр Псковский   02.06.2018 16:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! Спасибо Вам за большое письмо, скорее, за философские раздумья. Вы, безусловно, правы. Я с удовольствием познакомлюсь с Вашим творчеством, так как скоро у меня отпуск, будет времени побольше. А пока, чтобы не потерять, я внесла Вас в список избранных.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   02.06.2018 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.