У нас свой шеринг

     К новомодным словообразованиям нам, россиянам, что называется, не привыкать. «Великий и могучий» и так слишком изобилует иностранной лексикой. К примеру, в электронных и печатных СМИ сегодня всё чаще можно встретить термин «фудшеринг» (foodsharing, от английского «food» – пища, еда и «to share» – разделять). Как утверждает всезнающий Интернет, «фудшеринг – это «спасение» свежей и здоровой еды, которую не купили вовремя в кафе и ресторанах, и её бесплатная раздача всем желающим. Подобная практика широко распространена в Берлине и других городах».   
     В новостных сообщениях нередко звучат реплики о том, что сознательные российские предприниматели, стараясь не отстать от западных коллег, в последнее время пытаются открыть в крупных городах РФ так называемые «общественные холодильники» – некий аналог фудшерингу. Однако данное явление только-только начинает набирать обороты на просторах нашей страны. И пока с переменным успехом…

     Пытаясь более обстоятельно вникнуть в перипетии упомянутой тематики, автор этих строк пришёл к выводу, что для подавляющей массы россиян пресловутый foodsharing далеко не в новинку. Скорее – наоборот. Просто, опираясь на многовековые устои матушки-Руси, привыкли мы к несколько иным терминам и понятиям. Впрочем… Давайте по порядку…

                ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ   

     Видимо, испокон веков в русских корнях была заложена как необузданная тяга к разгульному куражу («Режь последний огурец!»), так и к редкой душевной доброте («Снимай последнюю рубаху!»). В контексте настоящего раздела второй пример потребует более пристального рассмотрения.
     Думаю, не погрешу, если отмечу, что россияне в большинстве своём всегда отличались своим гостеприимством, милосердием, состраданием, доброжелательностью и широтой бесхитростной  души. Даже в суровую военную годину, когда страна лежала в руинах, сердобольные русские женщины под страхом смерти совали военнопленным варёные картофелины и ломти хлеба, выхаживали в полуразрушенных избушках раненых солдат и офицеров, делились последним с оборванными и голодными беженцами. Они же в редкие минуты отдыха вязали тёплые шерстяные носки и варежки, которые отправляли потом на фронт, чтобы поддержать красноармейцев «тёплой заботой» из трудового тыла.
     Не секрет, что после Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, а также в так называемые  лихие девяностые в России резко увеличилось количество малолетних сирот и беспризорников. Далеко не все они стали детдомовцами и воспитанниками интернатов. Многие из этих ребятишек нашли своё пристанище в десятках тысяч обыкновенных русских семей, где совершенно чужие люди помогли им обрести тепло родного очага и дать «путёвку» в дальнейшую жизнь.
     По счастью, подобных примеров можно привести ещё великое множество…

                ОБЫЧНЫЙ
                ПОДОКОННИК 

     Следует отметить, что в основе фудшеринга иностранного образца прежде всего задействованы торговые точки, которые бесплатно раздают всем желающим разнообразные продукты питания, ещё вполне пригодные для употребления. То есть, предприниматели по доброте душевной часть своей продукции безвозмездно дарят населению. А что у нас? В магазинах, кафе или ресторанах таких «аттракционов щедрости» пока особо не наблюдается. Видимо, время не пришло. Зато в любом российском населённом пункте можно увидеть нечто другое. Так сказать, свои, весьма своеобразные образцы народного «фудшеринга». Дубна в этом плане – не исключение.
     Совсем недавно заглянул я по делам в одну из «малосемеек» на улице 9 Мая (Большая Волга). В подъезде около лифта имеется там небольшое окошко с подоконником. Смотрю – какая-то женщина, выходя из дома, оставляет на этом подоконнике полиэтиленовый пакет. А в нём – кроссовки разных размеров. Не прошло и минуты, как другая женщина, выйдя из лифта, подошла к упомянутому месту и положила туда пару глянцевых журналов. Повертела в руках кроссовки, но, особо не заинтересовавшись ими, оставила их в пакете. Журналистское любопытство пересилило неловкость.
   – Извините! – обратился я к даме. – У вас здесь что, обменный пункт на подоконнике?
   – Да! Нечто вроде этого, – кивнула собеседница. – Жители нашего дома приносят сюда ненужные в хозяйстве вещи. И даже вполне съедобные продукты. Чтоб на помойку не выбрасывать. Глядишь, что-то кому-то и пригодится.
   – Интересно! А вы что-нибудь слышали о фудшеринге? – спросил я.
   – Признаться, нет, не в курсе.
     Я коротко объяснил значение этого термина.
   – Ну-у… – улыбнулась женщина, представившаяся Любовью Михайловной. – Думаю, в Дубне такое появится ещё не скоро. Ведь уровень жизни у нас… Хотя… – дама кивнула на подоконник. – Зачем нам брать пример с заграницы? У нас здесь свой… этот самый… шеринг… Простой и удобный! Тут тебе и домашние разносолы, и свежие яблочки с огорода, и выпечка, и цветочная рассада, и настольные лампы, и детские ползунки с пинеточками. Чего только не увидишь! Знаю, что во многих домах и подъездах нашего города можно наблюдать точно такую же картину…
     Жительница «малосемейки» удалилась по своим делам, а я мысленно подвёл итог нашему диалогу.               
     Действительно – вот он, наш ответ всяким там «шерингам». Обычный подоконник! И люди пользуются его «услугами» много-много лет, с момента постройки этого дома. На первый взгляд, подобное явление выглядит достаточно парадоксально. В стране – очередные экономические кризисы и финансовые неурядицы, а дубнинцы, как и многие россияне, несмотря ни на что, бережно заворачивают в пакетики и относят малоимущим то, что принято называть домашними излишками. И делают это вовсе не по принуждению…


Рецензии