В тени Молоха

"Чем хуже этот век предшествующих
разве
Тем, что в чаду печалей и тревог
Он к самой чёрной прикоснулся язве
Но исцелить её не мог"
Анна АХМАТОВА
***

Память свята и праведна.
Но память не бывает медной, мраморной, многопудовой, исчисляемой в миллионах рублей.
Тогда это не память, а памятник.
То есть памятник - не духовная ипостась, а вполне себе материальная штуковина. И как материальная штуковина памятник подразумевает вращение вокруг него смет, материалов, денег.
Но это бы еще ничего, если бы речь шла о пустыне, где нет никаких памятников. Но в нашей области их количество давно перешло за границы здравого смысла. Такое впечатление, что мы имеем индустрию по возведению памятников. Лауреатам Нобелевской премии, дворникам, полицейским, челнокам, животным, героям труда и боёв, святым и грешникам.
У нас ещё и подвиг не совершен - а памятник уже гордо озирает окрестности. Судья или председатель колхоза смотрит слепыми медными глазами окрест и словно бы вопрошает: "И как это меня угораздило"?
Но особый размах монументальная память в области имеет по части Великой Отечественной войны.
... тут ведь какое дело.
Война - это не тот повод, которым можно гордиться. Любая война - гОре, и в народе навсегда остаётся память не о войне, а об этом гОре. Вся великая русская культура - и монументальное искусство тоже -пронизаны скорбью. И как вершины этой скоби стОят великие памятники. Их немного. Может быть - с дюжину на весь славянский мир. "Василий Тёркин". "Родина-Мать зовёт". Мамаев курган. Бронзовый солдат в Трептов-парке. Звонница на Прохоровском поле.
Перед Молохом нельзя метельшить.
А то, что происходит в нас на Белгородщине - это измельчение монолита памяти, разбивание его на гранитные куски. Посмотрите на ту же Прохоровку. Земля, насквозь пропитанная кровью, стала местом туристического променада. Кафе, магазины, забегаловки - на каждом шагу пункт выкачивания из людей денег .
Я уж не говорю о самом наборе памятников. Он так и не стал единым ансамблем. И неподалеку от грандиозной Звонницы просто кучей изуродованных запчастей смотрится памятник разбитым танкам. Был бы жив Клыков - он бы не позволил загромождать мемориальное пространство подобными бессмысленными сооружениями.
Мне вообще интересно - Счетная палата хоть раз интересовалась, во что бюджету обходятся Белгородский танкодром, самодельные руины города?..
...и сколько будет стОить новая затея - ": «В Белгородской области установят мемориал павшим и живым защитникам Родины. Такое решение было принято попечительским советом «Прохоровское поле». На заседании состоялась презентация эскизного проекта скульптурной композиции.
Монумент будет отлит в бронзе. Его авторы – группа московских скульпторов под руководством Андрея Шипунова. Над идеей они работали около полугода. Памятник представляет собой композицию из фигур солдата, старика, подростка и женщины с ребенком на руках. Монумент символизирует единство народа, который ковал Победу не только на фронте, но и в тылу.
Изначально памятник планировали установить в Прохоровском парке Победы. Однако в ходе обсуждения члены попечительского совета решили рассмотреть и другие варианты. В частности, разместить памятник при въезде в областной центр или же в одном из парков Белгорода (Яндекс-Белгород)».
Я не зря говорил об индустрии памятников. Только из приведенных трёх абзацев видно, какое количество людей вовлечено в новую затею. Тут и Попечительский совет (люди не бедные),и «группа московских скульпторов», которые тоже явно не за свои кровные будут лепить памятник. И ещё неведомые распорядители из парков разных городов.
То есть – люди будут работать, и работа эта будет оплачиваться из наших карманов.
То есть – на наши деньги нам будут отливать ещё одну бронзовую память. Они полгода работали. Хотя такой проект любой пятиклассник за бесплатно в полчаса нарисует.
Я предвижу, как сейчас мне начнут пенять. Что, дескать, есть святые вещи. Что надо воспитывать молодежь на примерах стойкости и героизма. А новый памятник – это и есть пример героизма…
Но я отвечу так. Я бы с вами согласился. Тем более, что на памятнике хотят изваять фигуры матери и ребёнка.
Но, друзья мои! О какой заботе о матери и ребёнке вы говорите в области, где по городам выставлены урны для сбора пожертвований на лечение этих самых матерей и детей?!
Война закончилась почти восемьдесят лет назад. И за это время – вместо настоящей заботы о материнстве и детстве – памятник?!
Это и есть кощунство. Тем более – гляньте на фото изваяния. Ни душе, ни сердцу там ничего нет.
Огромная холодная многомиллионнорублёвая глыба. Память, которая отлита в источник дохода - и ни во что более.
Страшно подумать, чем бы жили этот Попечительский совет и эта группа московских скульпторов, если бы не случилось Прохоровской битвы.
...Кстати, а почему на аллее Нобелевских лауреатов по русской литературе нет одного бюста? Что за избирательная память у наших монументалистов?




Рецензии