Мухтар, домой - находка

Часть третья
из сборника: «Вот и Всё».

     …Огромная лохматая преимущественно рыжая собака (помесь лайки с кавказкой овчаркой) «что есть духа» с широко вытаращенными глазами несется по бескрайней территории санатория «Балтиец» в Репино.
     - Что случилось, Мухтар? - кричат ему малыши, ровесники его неугомонной маленькой шестилетней хозяйки с детской площадки.
     - Гав-гав, «моя девочка», - на ходу, чуть притормозив и взглянув, нет ли среди них её, отвечает пёс…

     Вообще-то Мухтар очень вежливый и солидный пёс, он никогда не пройдет мимо, если кто-то зовет его по имени, особенно дети, и никогда не бегает по тротуарам и дорожкам, где ходят люди, потому как знает, что может их напугать своим внушительным размером.
     Но теперь другое дело, надо спешить.

     …
     - Что случилось, Мухтар?  - кричат девчонки постарше его хозяйки с волейбольной площадки
     - Га-ав, гав-гав, «ушла», - рыдает пёс, с одного взгляда определив, что здесь её тоже нет…

     Да-а! Таким Мухтара ещё никто не видел. Красивые, лазурно-голубые глаза горят страшным светом, обычно болтающая пушистая шерсть встала дыбом от возбуждения, сделав его габариты в два раза больше обычных, а мохнатый крючковатый хвост вытянулся в струнку, как у гончей… да он был сейчас гончим.

     …
     - Что случилось, Мухтар?  - кричат мальчишки с футбольного поля, остановив свою игру и увидев это необычное зрелище.
     - Га-а-ав, гав-гав, «на поезд», - скулит пёс, пронесясь мимо, даже не взглянув в их сторону. Его девочка не играет в футбол…

     Ну, кто ж в санатории, да и не только в нем не знает Мухтара. Он главная достопримечательность здесь. Сам директор Степан Кузьмич бывало, лишь завидит его, разулыбается, подзовет поговорить, потрепать мохнатую голову, а уж затем идет себе дальше в хорошем настроении. А пес, чувствуя расположение к себе директора, подбежит доверчиво к нему на зов, сядет рядом, слушает, кивает, что-то даже отвечает.
     Но не только он, все, даже постоянно меняющие гости санатория, не смотря на размеры собаки, быстро привыкают к ней и совершенно не боятся. Да и как можно-то его: пушистая шерсть сверкает чистотой и золотом, словно лисья шуба; голубые, видно от мамы-лайки глаза смотрят спокойно, весело; хвост при встрече с любым человеком, особенно с маленьким, радостно виляет из стороны в сторону, как волчок. А всё потому, что он, пёс, любит всех всем своим сердцем, а больше всех детей, конечно, свою маленькую непоседливую фею. И те чувствуют это, тянутся к нему, словно к маленькому щенку, совершенно не замечая его размеров, обнимаются, зовут играть.
     Мухтар, как настоящая нянька, с удовольствием возиться с малышами, то в качестве охотника за «белками», то скакуна, то спасателя, неважно кого, ведь поистине, нет ничего более радостного и замечательного на земле, чем играть и быть с детьми… нашими! Вот только жаль, что не все взрослые знают это и чувствуют, зато все они радуются, когда их детишки спокойны и счастливы, пусть даже оттого, что с ними играет большая лохматая малознакомая собака.

     …До вокзала, правильней остановки электрички Репино довольно-таки далеко. Старый финский дом, где в одной из большой комнат проживает семья девочки, находится в густом небольшом лесу у самого берега Балтийского моря, Финского залива. От него до железнодорожной станции нужно выйти из леса, перейти нижнее Выборгского шоссе, пересечь огромную территорию «Балтийца», ещё с километр пройтись по поселку, снова перейти теперь уже верхнее шоссе и только после этого, пройдясь вдоль путей, достичь конечной цели маршрута.
     Такой путь и для взрослого человека не прост. Ох, не напрасно испугался Мухтар, не зря разволновался и Михалыч, старый сторож санатория, услышав в лае собаки тревогу…

     Для современного шестилетнего ребенка, «зашоренного» многочасовым просмотром телевизоров, компьютеров, прочих гаджетов этот маршрут вообще кажется непреодолим. Сегодня мы своих чад практически до выпускного класса водим (возим) в школу, бассейн, на танцы, музыку только за руку, не допуская даже мысли, что они могут самостоятельно перейти не то, что магистраль, но хотя б дворовую улицу без подземного перехода, либо светофора.
     Конечно, тогда магистраль была не та, что теперь, да и дети в те далекие семидесятые с самого рождения знали свой адрес, правила безопасности и порядок перехода дороги. Помнишь? «Посмотри вначале налево, затем направо…».
     Эх, хорошие были времена!
     Кроме того, взрослые тогда никогда не проходили мимо детей, особенно если они одни шли к дороге. Каждый считал долгом остановиться, спросить, чьи они, куда идут, зачем, помочь им в их самостоятельном движении.
     Эх, правильные были времена!
     Да и водители, надо сказать отдельно, никогда в населенном пункте не превышали заданную скорость движения и, при виде пешехода переходящего улицу, обязательно останавливали машину перед ним, не зависимо есть здесь переход или нет.

     …Мухтар очень торопится. Быстро преодолев многокилометровый путь, он буквально влетает на платформу станции Репино, где уже с открытыми дверьми стоит длинная десяти вагонная электричка.
     - Гав-гав-гав, «стой-стой-стой», - хрипит утомленный бегом Мухтар, перебегая от одной открытой двери вагона другой и заглядывая туда.
     Пассажиры уже успели зайти вовнутрь, на платформе практически никого нет, кроме помощника машиниста, двери вот-вот закроются, но, услышав неистовый лай собаки, машинист медлит, наблюдает.
     - Мухтар, Мухтар, - наконец отзывается девочка, выскочив в проход одного из первых вагонов поезда, - что случилось?
     - Гав-гав, - радостно визжит пёс и, что есть сил, несется к хозяйке.
     Сотни удивленных, немного даже испуганных глаз наблюдают, как здоровый рыжий пес длинным пятиметровым прыжком влетает в тамбур электрички и, ни слова не говоря, выволакивает маленькую смеющуюся девочку наружу, схватив её своей огромной пастью за подол платьица. Всё, как в прошлом году, утром в бухточке Финского залива. Он снова вытаскивает её из опасного водоворота.
     Увидев необычное зрелище, машинист опускает дуги поезда, обесточив его на всякий случай, а помощник немедленно бросается спасать ребенка…

     Эх, интересное всё-таки было время, столько неравнодушных людей вокруг, которые просто смотрели не в экран «виртуалки», а в живые глаза собеседников без лукавства и прочих «фейков».

     …- Кыш, кыш отсюда, - ревет помощник машиниста, быстро приближаясь к Мухтару и девочке, размахивая неизвестно откуда взявшейся в его руках палкой.
     - Мухтар, домой, - испуганно кричит девочка, крепко обхватывая его голову руками и накрывая всего насколько это возможно своим хрупким телом.
     Подружки девочки выбегают на платформу и, чувствуя какую-то непредвиденную опасность, также накрывают собаку сверху, плотно обступив её по кругу и вцепившись друг в друга руками. На платформе вырос маленький «живой домик», шалаш, шатер, правильней сказать «живая будка», из-под летних юбок которой немедленно высунулась радостная моська Мухтара. Обрадованный пёс принимает игру, девочки частенько прятали его в «живом домике», чтоб он не подсматривал, когда они всем двором играли в прятки, а ему выпадало водить с его хозяйкой и малышами-подружками.
     - Стой, - хрипит с другой стороны платформы неожиданно возникший тут из ниоткуда Михалыч.
     - Не смей, - вторит ему тучная тетя Галя, тяжело взбирающаяся по лестнице на платформу…

     Вход на перрон тогда был совершено свободный, незачем было ставить барьеры, проезд в электричках стоил очень даже не дорого, к тому ж большинство имело массу льгот на проезд, а дети и пенсионеры так вообще ездили бесплатно.

     …Удивленный странным зрелищем: с одной стороны живая будка, с другой орущие старик и почтенная дама, помощник машиниста останавливается, опускает палку и растеряно смотрит в озорные веселые глаза огромной собаки, смешно задравшей вверх платьица его маленьких заступниц…

     Слава Богу, всё обошлось.
     Железнодорожники быстро разобрались в ситуации с помощью Михалыча.
     Электричка без излишних проволочек отправилась в путь, потеряв лишь пару минут на этой остановке.
     Тетя Галя строго отругала девчонок за вольность, поблагодарила Мухтара за бдительность и, забрав свою дочь, спешно вернулась на кухню. 
     Михалыч взялся развести оставшихся девочек по домам и рассказать их родителям о происшествии... Ну, а то как по-другому, нельзя, ни в коем случае нельзя  допустить повторения опасного похода малышей в город и потому родители должны знать. Но Мухтар со своей хозяйкой как-то упросили его отпустить их домой, переведя, естественно через дорогу, мол, мама у них уже волнуется, а сердце у неё больное.

     …- Ну, где ж тебя всё время носит, доченька? Давно обедать пора, - ласково и немного расстроено говорит мама девочки, выйдя на крыльцо, лишь только завидев их с собакой во дворе дома. - Спасибо тебе, Мухтарка, спасибо, нашел-таки нашу пропажу.
     - Что ты, что ты, мамочка, какая пропажа, мы с девчонками давно уже пообедали у тети Гали, - оправдывается непоседливая «фармазонка», - вот я и не приходила, чтоб тебя напрасно не беспокоить.
     - Да как же не беспокоить, я уж как час места себе не нахожу, - не на шутку сердится мать, - поесть-то ты поела, а домой показаться, чтоб я знала, что у тебя всё хорошо.
     - Прости, прости, мамочка, заигралась немного с девчонками, - лукаво тянет та, - забыла совсем сколько времени прошло, часов-то у меня нет.
     - Ах, ты хитрая какая, пойдешь в школу купим тебе часы, – улыбается находчивости дочки мама. – Скажи-ка мне лучше, куда ты колготки свои опять подевала?
     - Ой, - вопросительно глядя на Мухтара, восклицает девочка, - на пляже, кажется, оставила.
     - Эх, ты Маша-растеряша, - качает головой мама и, присев к собаке на корточки, просит его, - сбегай, Мухтарка, на пляж, принеси наши колготки, пожалуйста.
     - Гав, «сейчас» - заявляет пёс и, чуть помедлив, срывается с места в другую от пляжа сторону, чем удивил и маму и его дочку, но ещё удивительней оказалось его возвращение буквально через пару минут…

     На подходе к дому Мухтар встретил Михалыча, который к тому времени уже успел развести беглянок по домам, рассказав про их подвиги родителям. Пёс сразу смекнул, что тот идет к маме девочки, чтоб предупредить её о вольности дочки. Ну, не было тогда равнодушных, особенно к детям, вся страна следила за нашим с тобой взрослением. А Михалыч вообще очень любил с детей, любил с ними поговорить, рассказать что-нибудь про былое, должность у него такая: сторожить, да за всеми присматривать, учить уму разуму.
     Пёс успел сбегать к эстраде, где оставил час назад «окаянные» колготки на скамейке, и догнать сторожа на просеке в лесу неподалеку от старого финского дома. Что, а главное как Мухтар договорился с Михалычем, теперь уже, спустя почти полвека, вряд ли кто знает. Но появление старика и собаки во дворе дома девочки и их разговор помимо самих участников диалога слышали ещё очень многие: три больших вороны с ветки старой сосны, вездесущий старый черный кот с форточки окна на втором этаже, дюжина мышей в подвале дома и рыжая белка со своим выводком бельчат в дупле молодого дуба.

     …- Гав, гав, - громко возвещает пёс о своем возвращении.
     - Мухтар, Мухтар, - кричит радостно девочка и, выбежав на свое резное крыльцо, тут же испуганно замирает на месте.
     - Здравствуйте, Кузьма Михайлович, вы к нам, - выйдя вслед за дочкой, говорит мама.
     - Да-да, к вам, Лилия Семеновна, - уважительно хрипит Михалыч.
     Девочка стоит «чуть жива» и широко раскрытыми глазами с ужасом смотрит на старика и собаку.
     - Проходите, проходите, пожалуйста, - приглашает мама. - Что-то случилось?
     - Да вот, знаете ли, случилось, - тянет старик.
     - Р-р-р, - незаметно клокочет пёс.
     - Вот, знаете ли, я тут колготки, нашёл, - вдруг объявляет Михалыч, с некоторым удивлением и даже опаской глядя на Мухтара, - не ваши ли они?
     - Наши, наши, вот спасибо, Кузьма Михайлович, - подбегает к нему девочка.
     - Спасибо вам, - благодарит его и мама и снова приглашает в дом выпить чаю…

     Михалыч, поглядывая на Мухтара, откажется, сославшись на службу и отсутствие времени.
     - Да, ты прав старик, - скажет он чуть позже, обращаясь к псу, когда они чуть отойдут от дома в сторону, - ты и сам справишься со своей попрыгуньей, я в этом уверен.
     - Гав, - гордо ответит Мухтар.
     - Только смотри, собака, ты теперь за неё в ответе, - добавит сторож и, потрепав его по голове, уйдет прочь.
     - Гав, «я знаю», - скажет Мухтар, - «сделаю всё, пока мы вместе».

     …- Мухтар, домой, - слышен звонкий девичий голос, который до сих пор носит эхо в этом самом лесу бывшего Куоккало, неподалеку со старинным финским двухэтажным домиком, стоящим на самом берегу Финского залива Балтийского моря.
18.10.2016г.

Автор благодарит своего критика и подлинного участника тех событий (ЕМЮ) за оказанную помощь в подготовке материала. Э-эх, и как же это всё-таки безумного интересно заглянуть туда, в далекие семидесятые сквозь время  и пространство, и пусть только кто-то не поверит мне, что это очень даже возможно.


Рецензии