Эссе 32 Галерея Русской Культуры Юрий Домбровский

Галерея Русской Культуры

Юрий Домбровский

Эссе 32

Рубрика «Галерея Русской Культуры» неумолимо притягивает меня к себе. Мой долг перед ней огромен. Проситься сюда (в моем сердце) Федор Иоаннович Тютчев, великий русский хирург и мыслитель Николай Иванович Пирогов, необъятная фигура русского гения Михайлы Ломоносова, притягивают фигуры великих деятелей екатерининского времени: братьев Орловых, Светлейшего Князя Григория Потемкина, Александра Суворова и Михаила Кутузова и многих других русских деятелей на имперской стезе, перед которыми я, как русский человек, просто в неоплатном долгу.

Но сегодня настал черед поистине мифологической личности писателя и просто мудреца русской культуры Юрия Домбровского. Домбровского знал, почитал и неоднократно тесно с ним встречался мой близкий друг писатель, классик русской литературы Виктор Иванович Лихоносов. Но Лихоносов, отзываясь о Домбровском с большим уважением, все же немногословен, а я и не расспрашиваю его, так как у меня есть свой Домбровский, о котором я Вам и расскажу.

И так википедия: - «Юрий Осипович Домбровский (12 мая 1909, Москва — 29 мая 1978, там же) — русский прозаик, поэт, литературный критик советского периода.

Рос в Москве в семье интеллигентов: отец — Иосиф Витальевич Домбровский (1873—1923), присяжный поверенный иудейского исповедания; мать — Лидия Алексеевна (урождённая Крайнева, 1883—1957), евангелически-лютеранского исповедания, учёный в области анатомии и цитологии растений.

Учился в бывшей хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке в Москве. В 1932 году Юрий Осипович окончил Высшие литературные курсы («брюсовские»).

В 1933 году был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. Второй арест — в 1936 году, был отпущен через несколько месяцев, успел до следующего ареста опубликовать первую часть романа «Державин». Печатался в «Казахстанской правде» и журнале «Литературный Казахстан». Третий арест — в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 году был досрочно, по инвалидности, освобождён (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре. Читал курс лекций по В. Шекспиру. Написал книги «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди».

Четвёртый арест пришёлся на 1949 год. Ключевую роль сыграли показания Ирины Стрелковой, в то время корреспондента «Пионерской правды». Место заключения — Север и Озерлаг.

После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, затем ему было разрешено прописаться в родной Москве. Занимался литературной работой. В 1964 году в журнале «Новый Мир» опубликован роман «Хранитель древностей».

Вершина творчества писателя — роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году и законченный в 1975 году. Это книга (по распространенному расхожему дилетантско массовому тиражируемому либеральным мышлением В.М.) мнению о судьбе ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском и антигуманистическом — и о людях, которые взяли на себя миссию верности этим идеалам и ценностям, «ненужным вещам» для космополитической "марксистской" идеологии, они ей враждебны. Главные антигерои в романе — работники «органов», чекисты — нержавеющие шестерёнки бесчеловечного режима. В СССР роман напечатан быть не мог, но в 1978 году он был опубликован на русском языке во Франции.

Творчество Домбровского традиционно высоко оценивается в критике. Его нередко считают одним из крупнейших русских прозаиков ХХ века. Треть века без Юрия Домбровского, а главный его роман не просто, как принято говорить, сохраняет непреходящую значимость. Он как-то даже вырос в своей художественной цене.

За год до смерти (в 1977 г.) написан последний рассказ «Ручка, ножка, огуречик», ставший пророческим. В марте 1978 года, вскоре после выхода на Западе романа «Факультет ненужных вещей», 68-летний Домбровский был жестоко избит группой неизвестных в фойе ресторана ЦДЛ (Центральный дом литераторов Москва). Через два месяца после инцидента, 29 мая 1978 года скончался в больнице от сильного внутреннего кровотечения.

Цитата из википедии: - «Это книга (Факультет ненужных вещей) о судьбе ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском и антигуманистическом — и о людях, которые взяли на себя миссию верности этим идеалам и ценностям, «ненужным вещам» для сталинского строя. Главные антигерои в романе — работники «органов», чекисты — нержавеющие шестерёнки бесчеловечного режима» отдает мертвячиной официоза и мне хотелось бы осветить суть одной из вершин творчества, писательства XX века в Русской Литературе Юрия Домбровского так, как вижу это я.

То, что этот роман автобиографичен, общеизвестно. Все его главные герои реальные люди, вплоть до прототипа Ирины Стрелковой, жертвой доноса которой, и последнего ареста, Домбровский и стал. Но роман совсем не о «судьбе ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском и антигуманистическом — и о людях, которые взяли на себя миссию верности этим идеалам и ценностям». Домбровский великий психолог, и здесь он, в чем то пересекается с Достоевским, но не смысле "розовой всемирной" достоевщины, а в исключительно положительном смысле и в том глубоком проникновении в психологию ущербной либеральной личности и сути внутреннего психологического содержания подобной ущербной души, так и в цельность иных натур благородного покроя (в отличии от Достоевского В.М.). Его главный герой, как и иные положительные персонажи, просто нравственно чище и сильней, всех уровней бытия этического и вот этот уровень это нравственное Бытие Эстетики вершин их Духа и его других разных действующих лиц, показанных в романе.

Я, как бы, ощущаю внутреннее сродство с Домбровским именно в этом. Сколько раз мне в жизни приходилось попадать в практически безвыходные жизненные ситуации. И вспоминая те события, вижу явные параллели тогдашних моих ощущений. Пропадало, атрофировалось,именно в этот момент, естественное чувство страха и я начинал четко и безпристрастно чувствовать внутреннюю движущую психологию происходящих событий, и делал в этот момент какие то единственно возможные и необходимые движения и действия, и это было похоже на сказку, происходящую с кем то иным, не с тобой. Читая «Факультет» я видел подобную реакцию на все те трагические события у Юрия  Домбровского.

Для Домбровского в заключении был характерен тот случай, когда толпа уголовников вызвала его на разборку в рабочей зоне, где в результате его неминуемо должны были убить. Домбровский встретил толпу, сидя  с двумя топорами,  воткнутыми перед ним в колоду. У него в творчестве немного поэзии, но этот случай у Домбровского отражен именно поэтически: -

Меня убить хотели эти суки,
Но я принес с рабочего двора
Два новых навостренных топора.
По всем законам лагерной науки
Пришел, врубил и сел на дровосек;
Сижу, гляжу на них веселым волком:
"Ну что, прошу! Хоть прямо, хоть проселком..."
- Домбровский, - говорят, - ты ж умный человек,
Ты здесь один, а нас тут... Посмотри же!
- Не слышу, - говорю, - пожалуйста, поближе! -
Не принимают, сволочи, игры.
Стоят поодаль, финками сверкая,
И знают: это смерть сидит в дверях сарая:
Высокая, безмолвная, худая,
Сидит и молча держит топоры!
Как вдруг отходит от толпы Чеграш,
Идет и колыхается от злобы.
- "Так не отдашь топор мне" - "Не отдашь?!" -
"Ну сам возьму!" - "Возьми!" - "Возьму!.." -
"Попробуй!"
Он в ноги мне кидается, и тут
Мгновенно перескакивая через,
Я топором валю скуластый череп
И - поминайте как его зовут!
Его столкнул, на дровосек сел снова:
"Один дошел, теперь прошу второго!"

И вот таким я возвратился в мир,
Который так причудливо раскрашен.
Гляжу на вас, на тонких женщин ваших,
На гениев в трактире, на трактир,
На молчаливое седое зло,
На мелкое добро грошовой сути,
На то, как пьют, как заседают, крутят,
И думаю: как мне не повезло!
 


Уже в Москве, после всех отсидок, Домбровский бывал «героем» разных нестандартных ситуаций. Как то на литературном диспуте, реагируя на ситуацию в прениях, он выскочил на сцену и просто четко и быстро разрешил литературную и бытовую проблему, но многие участники с возмущением заметили его «наряд», явно не соответствующий обстановке, и плетеную авоську с пустыми винными и пивными бутылками. Домбровский на замечание отреагировал высокомерно, что он шел по делу, чтобы сдать посуду и выпить пива или вина, как повезет, и заглянул на ваше пустое сборище, зная, что вы запутаетесь в трех соснах, и вот не выдержал, вышел на сцену. Здесь не было никакого эпатажа, просто пройдя через ужасы тюрьмы и заключения, он считал подобные замечания пустым и совершенно несущественным чванством, и не считал нужным скрывать свои пивные и винные пристрастия.

Интеллигент по рождению и происхождению, либерал по воспитанию Юрий Осипович был ярким антилибералом в жизни. Глубинная психология и сама Эстетика Культуры этой несгибаемой Личности всегда превалировала в его интересах везде, как и в глубинном смысле его творчества. Душа его лежит в «Смуглой леди», дилогии «Хранитель древности» и «Факультет ненужных вещей», где все творчество этого великого духовидца сверкает жемчужинами его жизненных прозрений и великой аналитики Жизни.

Домбровскому претило одиночество. Он всегда в гуще людей, всегда готов помочь советом и делом попавшему в беду близкому или просто случайному знакомому, все люди ему интересны, и сами по себе, и как художественный психологический типаж. Таков был, остается поныне, и во веки веков, литературный писательский типаж и Человек,  мой Юрий Осипович Домбровский.


Рецензии