Уныние. Из серии Семь смертных грехов

               


                Уныние

          Одинокая тусклая лампочка свисала с низкого потолка в небольшой комнате на первом этаже с бетонным полом и некрашеными стенами. У облупленной стены стояла узкая  кровать и стул, на кровати лежала женщина, едва прикрытая серым  одеялом, воняющим плесенью,  на окошке сиротливо висела порванная занавеска, очевидно некогда белая. Из угла в угол по комнате бегал лающий пекинес Алонсо. 
--- Сеньора Маргарита, вы сегодня ещё ничего не ели,может хоть молока налить?- не переставая жевать коку спрашивала худенькая, жилистая женщина кечуа с лицом будто бы вытесанным из камня. Звали её Паола, она давно служила в этом доме  помогая по хозяйству.
---Хотите я маис приготовлю с мясом? Только что  Лино с базара принёс, совсем свежее мясо, ещё и кровь не запеклась.

          Женщина на кровати пошевелилась, но ничего не ответила, только повыше натянула на себя одеяло.
---Ну нельзя же так! Вы уже неделю, как с кровати этой не вставали, не едите, не пьёте, так и умереть недолго. Пресвятая дева Мария не одобрила бы это, грех это большой.
---Оставь меня, Паола, ступай и Алонсо забери, он надоел мне, гавкает и гавкает,  с ним погулять надо.

       Маргарита  Кихано приехала в  Лиму месяц назад в надежде забыть то непомерное горе, которое выпало на её долю. Бог отнял у неё самое дорогое, самое ценное, что можно отнять у женщины - он отнял у неё её единственное дитя, её девочку, её красавицу Мерседес. Малютке едва исполнилось пять годиков, она была такая весёлая и такая добрая девочка, послушная и умненькая. Уже начинала хорошо рисовать, из неё, как думала Маргарита, могла вырасти талантливая художница, гораздо талантливее, чем её отец Изандро Санчес и она сама, Маргарита  Кихано.

         Оба они учились живописи в Мадридской художественной академии. Несколько лет назад в Перу их привела какая-то непреодолимая  жажда романтики, поиски нового направления в творчестве. Случилось это  после того, как однажды им посчастливилось познакомиться с картинами самобытного перуанского художника  Пабло Амаринго. Его манера письма просто пленила обоих.

       Они приехали  в Икитос и поселились в районе  Нижнего Белена, который  в основном состоит из домов на сваях или домов на плотах на берегу реки Итая. Такой способ строительства домов был вынужденным из-за сезонных изменений уровня воды в реке.

       Они прожили в Икитосе целых шесть лет, и хотя Пабло Амаринго им так и не удалось увидеть -  к тому времени  болезнь и долгий процесс исцеления от этой серьёзной болезни сподвигли Пабло Амаринго встать на путь шамана, но они ни разу не пожалели, что приехали в Перу, в это древнее сказочное государство, в прошлом государство инков, которое граничит с пятью странами, по территории которого несет свои воды Амазонка, и где  находится крупнейшее озеро Титикака, где оставили после себя древние цивизации города и строения инков  Мачу Пикчу, линии Наски, камни Ики и другие материальные свидетельства давних культур.

             Большую часть времени они проводили в Галерее Сесара Кальво де Араухо, художника-уроженца соседнего города Юримагуас, изображавшего родные места и их жителей. Изандро был очень талантлив и восприимчив, он быстро освоил необходимые навыки, картины его были наполнены местным колоритом, оба подумывали о переезде в центр Икитоса, в более благоустроенный район.   Но внезапно у Изандро случился сердечный приступ, отвезти в больницу не было никакой возможности и спасти его не удалось: в сезон дождей из-за наводнений доступ в район Белена возможен только на каноэ.
              Еле оправившись от невосполнимой утраты, Маргарита продолжила заниматься живописью и растить дочь. Мерседес родилась уже в Икитосе и, когда умер Изандро, девочке пошёл второй годик: она только начала ходить.
           Маргарита пробовала обучать её испанскому языку, а нянька Паола языку кечуа. Малютка смешно путала слова, чем приводила  обеих в полный восторг, в доме опять стал раздаваться  весёлый смех.
 
          Прошло три года и  вот по страшному стечению обстоятельств, опять в самый разгар сезона дождей, малютка Мерседес простудилась и слегла. Маргарита и Паола не отходили от неё ни днём, ни ночью, но как потом стало ясно, девочка заболела скарлатиной и отсутствие необходимых лекарств, невозможность  отвезти её в больницу привели к роковому исходу. Мерседес не стало. Маргарита винила во всём только себя и проклинала тот день, когда они поселились в Белене.

       Она впала в жутчайшую депрессию, почти перестала есть. Сидела в своей комнате или выходила на улицу, но идти было некуда и она опять возвращалась домой. Паола утешала её как могла, но толку от этого никакого не было. Маргарита совсем не реагировала на её уговоры, молчала или кивала головой смотря перед собой невидящими глазами. Она не могла даже плакать, слёз не было.

          Так прошло полгода и деньги постепенно стали заканчиваться, Паоле не на что было купить необходимую еду, а про жалование своё она уже и забыла. Смотреть на отчаявшуюся Маргариту не было никаких сил. Тогда она пошла в Собор  на площади Пуно  и поведала всё  своему духовному отцу  Моралесу Антонио Мария Варела. Внимательно выслушав Паолу, он посоветовал Маргарите переехать жить в Лиму, чтобы ничего ей не напоминало о бездонном горе  постигшем её в Икитосе. Нельзя пребывать в отчаянии ибо это большой грех. Другого способа спастись и преодолеть ей своё уныние и печаль, преодолеть как можно быстрее, он не знал. Ещё он сказал, что Маргарита должна продолжить то, зачем они с Изандро приехали в Перу, она должна продолжить заниматься живописью.

          Всё сказанное Моралисом Варела, Паола слово в слово передала Маргарите. Через два дня они покинули Икитос  и переехали в Лиму. На оставшиеся скудные средства они смогли поселиться только в очень бедном и убогом жилище.


          ---Паола, принеси моё синее платье, мне надо одеться. Сегодня День непорочного зачатия Девы Марии и  мы пойдём в Собор на площадь Оружия, я хочу попросить Пресвятую деву Марию, чтобы помогла мне справиться с моим  отчаянием. Устала я, Паола, очень устала...- Маргарита медленно встала с кровати, расчесала спутавшиеся волосы, потом пошла умываться.
           Глаза на смуглом каменном лице  женщины кечуа радостно заблестели и она принялась исполнять приказание хозяйки.
--- Сейчас, сеньора Маргарита, только одну минуточку, всё быстренько принесу, и шифоновый шарф ваш серый не забуду, и туфельки почищу, - Паола суетилась, боясь, чтобы Маргарита не передумала и опять не впала в беспросветную тоску.

         Через час обе женщины медленно направились по направлению к площади Оружия, идти предстояло долго, доехать на такси было для Маргариты недосягаемой роскошью. В городе  царила праздничная атмосфера, местные музыканты развлекали зевак-туристов игрой и пением национальных песен и танцев.

           В Кафедральном Соборе на площади Оружия Маргарита долго молилась, она просила Пресвятую Деву Марию ниспослать ей благодать и прощение за потерю веры в свои силы, за долгое пребывание в состоянии отчаяния, за то, что сомневалась в своих способностях вынести все испытания посланные ей Богом.
      
       Домой обе женщины вернулись только поздно вечером. На утро следующего дня Маргарита затеяла большую уборку, она  вместе с Паолой тщательно перемыла каждый уголок убогого жилища, выстирала все грязные занавески и выбросила ветхое тряпьё. Потом она достала мольберт и принялась рисовать портрет своей Мерседес.

           Когда картина была закончена, Паола вместе с Лино повесили её на самое видное место.
---Сеньора Маргарита, так правильно получилось, не криво повесили? - приговаривал Лино, и довольная Маргарита улыбалась и кивала, рядом тихо сидел внимательно смотря на происходящее своими глазами-пуговками пекинес Алонсо.

           С этого дня  Маргариту словно озарило вдохновение и она почти не прерываясь начала писать картины; сначала у неё не всё получалось так, как она хотела, но с каждым днём выходило всё лучше и лучше. Она вспоминала ту технику, которую применял Изандро, добавляла свои наработки и впечатления. Картины её стали пользоваться спросом, дела пошли в гору и жизнь молодой женщины потихоньку наладилась.

        Через два года Маргарита  Кихано открыла свою галерею и назвала её именем Мерседес Изандро Санчес.






В качестве иллюстрации представлена картина перуанского художника  Пабло Амаринго ( 1943-2009гг).


Рецензии
Печальная история с обнадеживающим финалом. Но Паола могла бы и раньше прибраться в запущенном жилище - хотя бы простирнуть одеяло с плесенью.
Колоссальный труд, Наташа, особенно в "Гневе".
Люблю твои иронические рассказы, переключайся на них почаще. Это тоже рецепт от уныния. :)

Татьяна Никитина 7   28.11.2016 22:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Танечка, что читаешь и комментируешь, это очень ценно для меня. В защиту Паолы скажу, что она служанка и если хозяйка ей не разрешает, то она ничего поделать не может. Я так думаю, хотя у меня служанок никогда не было.

Наталия Гурина-Корбова   29.11.2016 16:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.