Рассказ-быль Шабанова гора

Автор: Н.Дмитриев      
 «ГОРНЯК ЗАПОЛЯРЬЯ»  14 мая 1993 г.

Человек в грязной, изношенной одежде пробирался по тундре вдоль берега Амгуэмы. Идти было тяжело, ноги его то и дело проваливались в болото. Холодная вода набиралась в ботинки, но человек все шел и шел. От дорожной командировки (так назывались лагпункты) на 122-м километре трассы до лагеря на 87-м – путь не близкий. По прямой – километров сорок, с учетом же постоянного поиска переправ это расстояние значительно увеличивалось. Множество быстрых речек
и ручейков преграждали путь, и нужно было после каждого их преодоления выкручивать до пояса намоченную одежду, одеваться и снова идти, идти, на ходу согреваясь. Силы его
покидали, голод чувствовался   все   сильнее.
Вдруг в кустах карликовой ивы он заметил людей. Притаился, присмотрелся, нет ли возле них лагерных надзирателей. Кажется, нет. Можно  подойти.
Люди пришли заготовить сучки для отопления. Они — свои, им можно все рассказать   и   попросить   еды.
Он, Вася Шабанов, ему нет еще и девятнадцати, прибыл с последним этапом. Срок невелик, всего пять лет. Посадили за кражу. Наломал кирпича в разрушенной церкви: понадобилось трубу для русской печки сложить. Не думал он, что кирпичные эти развалины есть социалистическая собственность. Вот и  попал  на  Чукотку.
Из командировки совершил побег. Убежал с работы и теперь пробирался в центральный лагерь, чтобы найти защиту у лагерного начальства от произвола «сук».
«Сучья власть» прочно укоренилась в Чукотлаге. «Суки» – это воры, которые изменили неписаным воровским законам и стали служить верой и правдой лагерному начальству, получая взамен неограниченную власть внутри зоны. Они заняли должности нарядчиков, комендантов, бригадиров. Такое положение было выгодно обеим сторонам. Начальство заимело верных слуг, «державших порядок» и обеспечивавших выполнение норм заключенными. «Ссученные» же получили право творить произвол, какого свет не видал. За свободный дух смертью карали «честных» воров, отбирали половину зарплаты у «мужиков», жили в теплых помещениях, лучше питались. «Суки-бригадиры обзавелись «помогалами» из отборных негодяев для устрашения «мужиков» на работе и в зоне, а для обслуживания своих персон –  «шестерками». На работе избивали и убивали за невыполнение норм или за самое робкое проявление недовольства. Таким образом, был внедрен законченный цикл превращения людей в рабов, в том смысле, что раб – это человек, которого можно убить. Но самое  гнусное, что творили «суки»   в   открытую   и   безнаказанно, – это изнасилование   молодых   парней,   превращение их в своих «жён».
В подобную ситуацию попал   и   Вася   Шабанов. Он был на грани издевательства и, чтобы этого избежать, решился на побег. Хотя и побегом-то это назвать нельзя. Он только хотел перебраться в другой лагерь, где находилось более высокое начальство.
Итак, Вася встретил таких же, как и он «мужиков» из командировки, расположенной на 105-м километре трассы. Они работали без конвоя. Посочувствовали Васе, сняли с себя кто, что мог из одежды, чтобы переоделся в сухое, дали несколько кусочков хлеба.
Вася снова тронулся в путь. Шел он, стараясь держаться в стороне от трассы, когда увидел военного человека идущего по дороге. Обессиленный, с надеждой на спасение, Вася решил сдаться ему, замахал руками и закричал: «Гражданин начальник! Гражданин начальник!» Человек услышал и направился к нему. Какой диалог был между ними, можно только предполагать. Военный долго кричал на Васю, а потом повел на вершину горы. Через несколько минут раздался выстрел.
 Вася упал и остался лежать, а человек в военной форме возвратился на трассу и пошел дальше.
Происшествие не осталось    незамеченным.Случилось так,что всю эту сцену видел дневальный прораба,  который  в  тундре собирал   дикий   лук.
Прошло несколько дней. О расстреле на вершине горы шли тихие разговоры среди заключенных 105-го километра. Наконец они решили рассказать все прорабу. Прораб был свой, недавно освободившийся и хорошо знавший чукотские лагерные порядки. Он велел похоронить Васю по-человечески, но при этом добавил: «Я ничего не слышал,   ничего   не   знаю».
Ребята закопали Васю на вершине горы, на могилу положили большой камень. С тех пор сначала заключенные, а потом проезжающие по трассе шоферы стали называть это место «Шабанова Гора». Потом к названию привыкли, не вникая в историю его происхождения.
...Застрелил Васю надзиратель со 122-го километра. В назидание другим. Дело было обычное, никакого расследования убийства   не   проводилось.
Уважаемый читатель, поклонись могиле человека, когда будешь проезжать по трассе Эгвекинот – Иультин. Шабанова Гора (да сохранится это название навеки) находится приблизительно в трех километрах от 105-го в сторону Эгвекинота слева от дороги, если встать лицом к Иультину.
 


Рецензии