Я поступил в речное училище и скоро уеду...

Вот она – свобода! Я поступил в речное училище и перестану ходить в школу. Перестану быть обузой маме, а буду жить в общежитии, как Света, моя старшая сестра, студентка строительного техникума, успешно перешедшая на последний, четвёртый, курс. Я буду ездить в Горький каждый день или раз в неделю! Я буду кататься самостоятельно на жёлтом городском автобусе «гармошке» и электричке до своего посёлка. Я взрослый и начну через пару месяцев самостоятельную жизнь! Это ли не счастье!

А с другой стороны, если меня не будут пускать каждый день домой, то я не смогу видеть по вечерам мою любимую Олю, мою любимую маму и сестрёнку. Хотя, последнюю может и буду видеть, она же сказала, что учится совсем недалеко от моего училища. Всего с полчаса на «кольцевом» трамвае по верхней части города. А вот Оля, как же с ней?

Мы возвращаемся с мамой на вечерней электричке, нагулявшись по площади Минина и Кремлю, насмотревшись на красивые и живописные просторы Волги и Оки, стекающие в одно широкое русло на «Волжской стрелке». И скоро, совсем скоро я буду бороздить эти русла, работать на речном флоте. Я поступил в Горьковское речное училище им. И.П. Кулибина, знаменитую «Кулибинку». Хотя, о том, что оно очень знаменитое, это самое речное училище, я пока не ведаю, забегаю вперёд похвастать перед друзьями, что меня приняли без экзаменов и теперь…

Да, всё хорошо, всё замечательно, да только, как я Оле скажу о нашем расставании, о наших теперь редких встречах, о наших не частых вечерних прогулках по тенистой аллее пришкольного участка. О наших редких посиделках на лавочке возле её подъезда и разговорах о днях прошедших и днях будущих… Хотя, опять немного тороплюсь, о нашем будущем мы пока не говорили. Рановато…

- Мам, - поворачиваюсь от тёмного кона электрички к маме, сидящей рядом, - а я теперь не буду домой ездить из училища?
- Не знаю, как сейчас, а Володька редко дома был. У них увольнительные давали раз в месяц, кажется. А чего мы гадаем, съездим к ним, поговорим, как там учёба. Да и с его выпуска прошло больше десяти лет, может, изменилось всё.
- А там же форму будут давать? – не унимаюсь я.
- Да, конечно. Да только как на тебя такого маленького ей найдут. Вот курил и не вырос, - подначивает мама.
- Ничего, вырасту ещё. Мужчины растут до двадцати двух лет, я читал, - насупив брови, я снова отвернулся в окно.
Конечно, мы с Олей почти одного роста, я чуть выше, маловато. Надо бы подрасти, что бы чувствовать себя с ней уютнее. Вырасту! Пойду в какую-нибудь секцию в училище и вырасту!..

- Давай, поужинаем, а потом спать, - мы, уставшие, «без ног», поднялись на четвёртый этаж, к своей квартире. В окнах близлежащих домов горят лампочки и телевизионные экраны, на улице зажигаются жёлтые «глаза» уличного освещения. Время подгребает к десяти вечера и на темнеющем небосводе появляются первые звёздочки.
- Мам, мне надо к Оле сходить, поговорить.
- Покушаем и пойдёшь, хотя, уже поздновато. Её не отпустят на улицу.
- Мы в подъезде постоим…

Поужинав, я никуда не пошёл, решил оставить разговор с Олей на следующий день. «Утро вечера мудреней». Мне не очень-то хочется огорчать свою девушку такой невесёлой новостью. А с другой стороны, так и проверим нашу любовь, так и узнаем, правильно ли мы сделали, начав встречаться. В конце концов, рано или поздно, молодёжь разъезжается учиться по разным городам и такие разлуки случаются. Мы не исключение. Я же хочу поскорее стать взрослым и думать за нас обоих. Опять, опять забегаю вперёд, так хочется поскорее повзрослеть, так хочется…

А утром закружили дела домашние, и мама попросила съездить к бабушке за озеро, что-то увезти и что-то привезти. Я же в свою очередь попросил маму устроить меня на работу, мне так не хочется болтаться по улицам два месяца без дела. Огородные и садовые дела не так часто делаются, рыбалка тоже не каждый день, футбол и того реже, потому, что почти все ребята, играющие за мою возрастную группу разъехались куда-нибудь поступать и на нас тренер почти не рассчитывает. Встречи с Олей по вечерам и что делать целыми днями, ума не приложу?!.

Вечерний закат красно-жёлтым цветом опустился на крыши многоэтажек, кинув густые тёмные тени на близлежащий лес, опушку и стадион. За окнами загораются вечерние суетные огни рабочего посёлка, завод затих, остывая после интенсивной дневной смены. Нет, он так и продолжает работать, круглые сутки, только шум его мягче, реже и тише, машины выезжают только по необходимости или…
А, впрочем, военный завод, несколько раз в месяц по ночам выпускает за ворота северной проходной колонны военных машин, сильных «УРАЛов» и «ЗИЛов», окрашенных в тёмно-зелёный неприглядный защитный цвет с будками на «спинах». Они шумно проезжают по улицам и скрываются на трассах огромной страны, держа курс за Урал.
- Продукция наша поехала на прогон, - говорит мама, проработавшая на заводе двадцать лет, говорит, стоя на балконе, а они под нашими окнами, издавая рыкающие звуки и поднимая столбы гари и пыли, исчезают за поворотом…

- Я пошёл с Олей погуляю, - выхожу в прихожую и обуваюсь.
- Недолго, в десять домой, завтра тебе на завод идти, - напутственно говорит мама, стоя в дверном проёме…

- Привет, - Оля нежно улыбается, стоя в дверях, как только я позвонил.
- Привет, пойдём, погуляем, - так же нежно отвечаю, а у самого голос дрожит и слова вязнут внутри.
Как, как я буду ей об этом говорить, как она воспримет такую разлуку и, вообще, примет ли её? Вопросы, вопросы, вопросы. Ответы сегодня я должен услышать, мне это очень важно. Я её люблю. Очень сильно люблю и не хочу потерять…

Мы меряем маленьким медленными шагами нашу аллею, идём в тени ветвистых вязов и клёнов. Редкие лучики уличного освещения продираются сквозь листву. Я не могу начать важный для меня разговор и совершенно не ведаю её реакции. Любит ли она меня так же, как я её? Да и, вообще, любил ли? Может так, просто школьная дружба и времяпрепровождение вечеров, отдых от домашних дел и наставлений родителей? Не знаю…

- Оля, - собираюсь с силой и волей, - я поступил в речное училище в Горьком и в конце августа мне придёт вызов на учёбу, - на одном дыхании проговорил я.
- Молодец! – выпалила она. – А как же экзамены? Все сдают сейчас экзамены вступительные. И Ольга Воробьёва, и Ленка Ганичева, и Колька Богатов, - перечисляет она друзей одноклассников из нашей компании.
- У меня же в аттестате не было троек, меня приняли без экзаменов.
- Здорово! И что?
- Я первые месяцы не буду ездить домой, а буду жить в доме курсантов. Там закрытый режим и в первое увольнение пустят только через два месяца.
- Откуда ты знаешь?
- У меня дядька закончил это училище десять лет назад. Он рассказал мне о порядках там, - с долей грусти ответил я, а сам скорее хочу узнать её реакцию.

Наступило тягостное молчание. Настолько тягостное и долгое, что кажется, целая вечность уложилась в несколько шагов. Несколько шагов рядом со своей любовью. Мы идём и шуршим прошлогодними сухими листьями, молчим и…

- А писать письма туда можно? – вдруг неожиданно спрашивает Оля.
- Да, конечно! – выпалил я, не зная, как скрыть свою радость.
- Тогда ты дашь мне адрес и я буду тебе писать, хорошо?
- Обязательно дам! А я буду тебе отвечать, - успокоился я, понимая, что всё у нас будет хорошо, всё будет хорошо…

Первую увольнительную в речном училище я получил через десять дней, когда нам выдали форму. Мешковатую и длинную, новую и красивую. Отпустили по домам ушить и постирать, погладить и… Впрочем, я забегаю вперёд, какой уже раз и не помню. Об этом будет совсем другая история и из другой книги моей жизни…

С Олей мы начали переписку с первой же недели. Это были письма нежной юношеской любви и признаний друг другу в чувствах, в клятвах ждать друг друга долго и долго, искренне и по настоящему… Первые наши письма…
Как же много их будет на моём длинном жизненном пути, как много…
Я и сейчас их храню, не взирая на то, что прошло уже более тридцати лет и за это время я переезжал с одного места жительства на другое несколько раз…

4 сентября 2016 года


Рецензии
Представил себе, что ощущает молодой человек, окончивший школу и готовящийся получать знания для будущей специальности. Жаль, что о самом училище нет места в рассказе. Я - выпускник этого же училища, но время другое 1953 - 1958 года. Было бы интересно сравнить былое и сегодняшние дни. Просмотрел отзывы и обратил внимание, что ваш рассказ прочел некто Пономарёв, который на один год раньше поступил в училище. Наша рота шла за ними и через три года из их роты пришли в нашу роту командиры взводов и старшина роты. Очень бы хотел, чтобы прочли вот это: http://proza.ru/2014/05/09/1366 Прочтите и сравните времена. Фотография показывает, какими мы были молодыми и высокими.

Стас Литвинов   11.08.2023 16:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, тёзка. Я рад, что появился собрать речник. Эта миниатюра только начало моего долгого речного пути, длиною в 40 лет и конечно де все эти годы описаны в моих книгах. Сейчас я публикую частями книгу об учёбе в той самой нашей знаемнитой "Кулибинке", я учился 1982-1986... Книга называется"На тельняшке, как по жизни, две полосочки всего", читайте на здоровье... Я Путеец, посвятивший потом себя работе на реках СССР И России... Недавно вышел на льготную пенсию и пишу продолжение своего мемуарногт четырехтомник о своей карьере речника... Пятый том посвящён работе на Лене и Яне... Заходите в гости, и обещаю прочитать ваш рассказ... Рад знакомству...

Станислав Климов   11.08.2023 18:10   Заявить о нарушении
Весной 84-го года возвращались мы с Югов на Север на УПС "Иван Кулибин", взяв попутный груз овощей из Болгарии. Выгружали свой груз в Горьком на Стрелке. Я выбрал время и побывал в училище, побеседовал с начальником училища, которого помнил ещё с курсантских времён. Пригласил его посмотреть судно, но он не смог найти время и побывать в гостях. Это было в конце мая, а Вы в это время должны были уйти на плавательскую практику.

Стас Литвинов   11.08.2023 20:35   Заявить о нарушении
В июне 1984 я закончил второй курс и у нас путейцев гидратов была практика в изыскательских партиях, я взял распределение в Муром... Работал там два месяца рабочим партии... Все это есть в моей книге, замечательное было время и мне только в мае исполнилось 17...

Станислав Климов   11.08.2023 20:42   Заявить о нарушении
А начальник училища Медведев Николай Кузьмич сыграл определённую роль в моем будущем, когда через несколько часов после взрыва Чернобыля не пустил меня в Припять, куда я взял направление на работу после училища... Этим моментом, посещением его кабинета, начинается моя книга о карьере речника "Направления судьбы моей", им же заканчивается книга об учёбе "На тельняшке, как и в жизни, две полосочки всего..."... 26 апреля 1986 года...
Станислав Антонович, если хотите, я могу выслать вам эти книги, около полутора тысяч страниц, напишите мне свой полный домашний адрес и стоить это удовольствие будет вам 3000 рублей.. Мои однокурсники с удовольствием их получили и читают... Можете написать в лмюичноц переписке...

Станислав Климов   11.08.2023 20:48   Заявить о нарушении
Спасибо за предложение.

Стас Литвинов   11.08.2023 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.