Глава 3 Два с лишним Учкудука

Глава 3

Два с лишним Учкудука



Мы уйдем без следа — ни имен, ни примет.
Этот мир простоит еще тысячи лет.
Нас и раньше тут не было — после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.

Омар Хайям

                Клянусь копытами козла!
Хотя пока там лишь копытца…
В колодце скрыта бездна зла,
Но… можно и воды напиться!

Пауль Бэг



Когда-то это был город. Не очень большой, но капитальный. С десяток каменных зданий, башня какая-то. А перед городком – чёрное пятно. Большое и неестественное…
На мой взгляд, иметь некий предмет или способности и не пользоваться ими – идиотизм средней руки. Ну, скажем, холодильник или кондиционер: лопать протухшие продукты и плавиться в жаре, экономя при этом киловатт-часы… Хотя, один знакомый дракон, как раз по поводу кондиционера на меня постоянно наезжает. Но сейчас я не о том!
Способность глаз, приближать предметы, как бинокль, проявившаяся на Ратном Поле, не исчезла и здесь, у Семи Колодцев. Естественно, я пригляделся. В первом приближении чёрное пятно стало не таким уж и чёрным, и как бы волосатым. Но шерстью меня не испугаешь! И не такое видеть в жизни приходилось. А вот Семь Колодцев, назначенных мне к работе, оказались именно посреди шевелящейся черноты. Особенностью этих колодцев было, пожалуй, лишь то, что на их жерлах громоздились какие-то ржавые конструкции. А так – очень большие круглые дырки в земле, обложенные каменными стенками.
Тут меня сподобило подробнее ознакомиться с пятном… Тому, кто видел крабов на Дальнем Востоке, собственно, и объяснять не надо. Но некоторые особенности присутствовали. На плоском шестиугольном панцире этих существ находилось множество ярких цветных бугорков и когтей. Или зубов? Не помню, чтоб на крабе, которого мне обещал подарить Толик из Большого Камня, такое было. Клешни почти нормальные, но большие и с какими-то когтями в ряд, загнутыми назад. В общем, схватит – не вырвешься. И хвост, конечно. Членистый и с белым длиннющим жалом на конце. Собственно, эти хвосты  на чёрном пятне шерсть и изображали. В целом, вполне себе нормальный краб из кошмарного сна, скрещенный со скорпионом.
– Что это за хреновина? – спросил я у начальника Пастухов.
– Охрана Семи Колодцев, – монотонно ответил он.
– И давно охраняют?
– Двести пятьдесят семь лет.
Вообще-то, по моим прикидкам, эти охранники должны были нагреваться на солнце градусов до девяноста. Чисто по физическим законам. Но что-то подсказывало, что с биофизикой здесь присутствуют нестыковки. Поэтому, вместо: «Что они пьют», я спросил:
– Что они жрут?
– Всё, что попадает в их круг. Птиц сшибают паутиной.
– И меня сожрут? – уточнил я.
– Да.
Меня начала глодать зависть к дяде Мише и Белову… Вот почему им досталось что-то простенькое, а мне какие-то оглоеды, с которыми даже драконы не пожелали связываться больше двух с половиной веков?! Хотя, это если Дракону верить – вампиры добрые, а Замок Знаний… Кто знает, как эти Знания у них выглядят!
Но торчать в пустыне просто так показалось мне совершенно непродуктивным и я начал раскручивать смерч. Из тех соображений, что если дано, то почему бы и нет?  Приходилось читать, что скорость ветра в такой природной воронке превышает скорость звука, а значит, любой камешек обретает качества пули, выпущенной из пистолета. Ну, а чтоб не мелочиться и приблизиться по мощности к снарядам, смерч я раскрутил за развалинами города. Очень даже ничего получилось!
Даже Пастухи мои занервничали. Они придвинулись ближе, а старший нарисовал в воздухе большого «Малевича». Так понимаю, что это на случай срочного отступления, если я с вихрем не справлюсь. Но зря они беспокоились – смерч слушался исправно.
Воронка расширяясь, поднялась в небо, качнулась и двинулась на развалины города. Если честно, расчёт был на громадные блоки стен домов. По моим прикидкам, один такой «камешек» при соответствующем разгоне смог бы дать большую фору авиационной бомбе. Но, несмотря на то, что смерч изрядно поелозил по зданиям, прихватил он лишь какие-то жалкие обломки… Мелочёвка, короче!
Но я давно привык работать с тем, что имеется в наличии и обрушил основание смерча на Колодцы. Хотелось верить, что если уж этих крабов не поубивает, то поднимет вверх и унесёт к чертям. Или отполирует и сдерёт с них песком все шипы. Сам видел пескоструйный аппарат – великая вещь!
Только вот что-то не задалось. Хорошо просматривался тот факт, что основание смерча не касается даже конструкций над колодцами, а крабы вообще чувствовали себя замечательно.
Смерч, вопреки моим указаниям, метнулся от Семи Колодцев вдаль и насыпал в пустыне здоровенный холм. Одновременно кто-то выкрикнул:
– Шиана!
И Пастухи взяли меня в кольцо, ощетинившись  оружием всех мастей.
Всадница подобралась к нам с тыла, скрываясь за паланкином. Собственно Шиана и не подбиралась, а просто спокойно сидела на своём безголовом звере в десятке метров и слезла на песок только, когда я спросил:
– Какие дела?
– Прошу прощения, мой Король, за вихрь, – прошипела она, – Но он здесь бесполезен. Поэтому я и погасила ваше, безусловно, прекрасное творение.
Раздвинув Пастухов, я начал обходить носилки, когда один из моих охранников тихо пробормотал:
– Осторожно… Шианы очень опасны…
– Не для Чёрных Королей, – немедленно последовал шипящий комментарий. – Мы дали клятву верности.
Ощущение безопасности – великая вещь! Поэтому я подошёл к гостье метра на три, чтоб совсем уж не искушать судьбу. Заодно и «зонтик» расширил, за что и получил благодарность:
– Спасибо. Керты не любят жару.
Если я правильно понял, то слово «керт» относилось к похожему на большую безголовую кошку животному. Здесь возникли сразу несколько вопросов, но я решил не гнать лошадей.
– А погладить его можно?
Рта на пупырчатом лице шианы явно не было, но мне показалось, что она улыбнулась. После короткой команды керт медленно подошёл ко мне и повернулся боком. Сзади зашуршал песок, но это было понятно – я перекрывал Пастухам линию огня.
Почесав керта между лопаток, я начал гладить ему спину. Похоже, что животине этот процесс нравился, как моему коту Пакемону. Да и различия между ними касались лишь размеров и наличия головы.
– А где черепушка? – поинтересовался я.
– Когда-то керты стали о себе слишком много воображать, – ответила шиана, – И мы лишили их голов.
– А как же вы их кормите?
– Зачем их кормить? – Мне послышалось удивление в шипении шианы. – На них ездят.
Керт вдруг встряхнул плечами, отошёл к хозяйке и лёг на песок. Ну, точно, как Пакемон! А я решился задать следующий мучивший меня вопрос:
– А эти… Родинки. Они у вас только на лице?
– Это следы сложных комплексных заклинаний. – Шиана подняла руку и стало видно, что кроме ногтей вся кожа кисти покрыта всё теми же чёрными пузырьками. – На всём теле. У молодых меньше. Они и реализуют наши идеи. – И без всякого перехода продолжила: – Корректор предложил передать Королю эти чертежи.
Рулон кожи появился прямо у моих ног. После пинка он развернулся и предъявил содержимое. Возможно, для кого-то более умного или инженера все эти линии с кружочками и таили в себе бездну информации… Помнится, дядя Олег и дядя Миша спорили над этой кожей до хрипоты, но кроме слов «гидравлика», «диафрагма» и «пневматика» из их разговора я ничего не понял. Да и потом никакой пневматической винтовки там не нашёл и близко! Даже паршивенького пистолета.
Быстренько организовав пару табуретов, я предложил Шиане присесть, но она отказалась и простояла весь дальнейший разговор. В каком-то смысле я её понимал. Ну, а у меня прыщей на заднице нет и, естественно, я дал отдых ногам. Кстати и вспомнил, как Чёрный Дракон обращался к этим пупырчатым мордам. Даже неудобно стало, что с этого не начал.
– Не трудно ли будет уважаемой Шиане рассказать историю блокады Семи Колодцев?

Надеюсь, что ничего не перепутал, но у шиан имелась организация, напоминающая НИИ в женском монастыре. Попадали туда только те, кому уже совсем не в мочь было на свете белом – хоть в петлю лезь. Ну, а самих шиан на Этой Стороне недолюбливали, да так, что лучше уж в петлю…
Претендентки какое-то время жили в этом странном обществе, а затем проходили инициацию – творили свою первую серию заклинаний и обзаводились чёрной меткой-пузырьком. Сами заклинания выдумывали шианы, на которых, так сказать, клейма было ставить негде. Как бы магические импотентки – знаний и желаний валом, а колдануть по крупному, ну никак! Вот молодёжь и выручает. До поры, пока всё тело чёрными пузырьками не покроется.
Интересы у этих сестёр-исследовательниц обширные, а моральный уровень, по нашим понятиям, ниже плинтуса. Плевали они на интересы других! Но, по мере необходимости, заключают договора с нужными для исследований существами, и платят за услуги исправно. Скажем, при работе с артефактом задействовали гномов и с оплатой не обидели, хотя в этом случае мы с Чёрным Драконом им большую свинью на серебряном блюде преподнесли. По пупырчатому лицу своей собеседницы я так и не понял, отрастили они на меня за это дело зуб или нет…
Что же до Колодцев, то здесь всё оказалось просто, и я бы сказал закономерно. В любом, даже хорошо отлаженном механизме, случаются сбои. Тем более, в закрытом женском обществе. Вот и здесь одна из молодых шиан, у которой и пяти колдовских прыщей на теле не насчиталось бы, не пожелала ждать всеобщего уважения. Решила получить всё, сразу, здесь и сейчас. В веках прославиться. Собственно, ей удалось! Что она нарыла в архивах Замка Знаний шианы и сейчас не имеют понятия, но ударила эта особь по важнейшему торговому центру – Семи Колодцам. Может быть у неё и более обширные планы имелись, однако несовершенство применённых заклинаний или что-то ещё сыграло злую шутку с шианой-отступницей. После магического нападения на выбранный объект всё её тело в момент заросло желанными чёрными пузырями…


– Получается, что заклятия лежат на Семи Колодцах неимоверной силы. И мы ничего с ними сделать не смогли.
Шиана помолчала, а потом, чуть склонив голову, прошипела:
– Мы будем очень благодарны Трём Чёрным Королям за ликвидацию этой нашей оплошности.
Хорошенькая «оплошность»! И главное, как это всё починить?! И при чём здесь я?!
Но спросил шиану я о другом:
– А если эту… Вашу сестру, которая натворила здесь, правильно допросить?
– Невозможно.
– Почему?
Вообще-то воображение и опыт нарисовали вполне конкретную картинку. Где-то я читал, что если съесть побеждённого врага или кого-то страшно умного, то всё его добро к тебе и перейдёт. Так что в определённом смысле Шиана меня разочаровала:
– Мы сразу вплавили нашу сестру в скалу Печали. Там она не причинит бед ни себе, ни другим.
Сурово! Особенно если учесть, что после приобретения пузырьков на половине тела, шианы становятся бессмертными…
– Это плохо…
Ясен пень, что отвратно! Проблемы громоздились кучей, из которой ничего выдернуть невозможно. Ну, чтобы остальным барахлом не задавило.
– А убить этих крабоскопов пытались?
– Как? – Не поняла Шиана.
– Ну, краб плюс скорпион равно этим тварям.
– Понятно. Убить одного можно. Всех невозможно.
– Не догнал, – нахмурился я. – По одному и перебить!
– Число этих… Э-э… Крабоскопов у Семи Колодцев всегда постоянно. Мы забирали несколько для изучения. Но они восстанавливаются.
– Круть! – оценил я качество заклинания. – Вот бы с колбасой так… А защитное поле убрать пытались?
– Что убрать?
Возможно, что мне не повезло с Шианой. Она оперировала сложными понятиями и словами, а в простых, с моей точки зрения, случаях, банально зависала. Но я решил быть терпеливым. Да и информацию откуда-то брать надо? Тем более что техническое задание в голове вообще не складывалось.
– Тот купол, в который упёрся смерчь!
– Поняла, – кивнула моя собеседница. – Защитное заклинание мы разрушали несколько раз. Но тогда крабоскопы начали расползаться, множиться и обретали собственную защиту каждый. А они у Колодцев и сейчас лежат в четыре слоя. Пришлось всё обратно вернуть.
– Ага! Хоть что-то приятное! – обрадовался я. – Вылезти наружу они, значится, не могут?
– Могут, – испортила мне настроение Шиана. – Если подойти близко к защите, то они могут нападать. Но просто так не выходят.
– Ночью не ползают по развалинам города?
– Нет. И сейчас время действия Колодцев, мой Король.
– В смысле? – теперь я не догнал ситуацию.
Хорошо ещё, что догадался повернуться к объекту.
Из Колодцев вынырнули огромные шары. Тогда, с перепуга, я оценил их диаметр в пять метров, но позже оказалось, что прибавил им сантиметров по пятьдесят. Поднявшись над Колодцами, они принялись кружиться в странном и непонятном танце, постоянно меняясь местами. Поверхность этих сфер, при ближайшем рассмотрении, оказалась то ли покрыта окалиной, то ли просто грязью. Но при любом раскладе выглядели шары исключительно непрезентабельно.
Проделав ещё несколько пируэтов, шары застыли над Колодцами и медленно погрузились в их жерла. Крабоскопов этот процесс очень возбудил: они принялись обстреливать шары паутиной, да так активно, что некоторых из них утащило вслед за мишенями. Пересчитывать оставшихся тварей я не стал. Если верить Шиане… А почему, собственно мне ей не верить? Она же не Дракон!
Ни Шианы, ни её безголового кота рядом уже не оказалось. Смылись.
А, кстати, о драконах…
– К ноге, чернявая чешуя! – отдал я команду и явно переборщил с точностью.
Потому что Чёрный Дракон возник с упором в мою левую ногу, и я даже покачнулся.
– Я здесь, мой Король! – радостно заявила рептилия.
– Отодвинься, – попросил я. – И чего это ты, хитрован в чешуе, такой довольный?
Не то чтобы меня беспокоили драконьи радости. Просто маячила перспектива моей печали. По типу сообщающихся сосудов.
– Ну, как же?! Ты, напарник, с самой старшиной шиан переговоры провёл! Да как тонко! Столько из неё выудил! И твоё бесстрашие войдёт в легенды!
– А что? – напрягся я. – Могли быть эксцессы?
– Ну… – Дракон покрутил головой. – Кто ж этих женщин знает? Вдруг бы она глубиной твоей магии заинтересовалась? В плане исследовательской работы у шиан тормозов нет. Но я всегда рядом! Если что…
Это «если что» мне очень не понравилось!
– Слышь ты, аферист! То есть она могла меня, как тот смерч осадить и препарировать?!
Чёрный Дракон поскрёб когтями чешую на груди и вздохнул:
– Вообще-то шианы клятву верности давали… Но я бы на это и полкамня из Основания Мира не поставил.
– Скотина ты, – печально сказал я.
– А ты молодец! – весело откликнулся Дракон.
– Вези меня в город! И у меня вопросы есть. Так что не очень торопись.
Когда на Драконьей спине появилось седло и уздечка, он возмутился:
– Это унизительно для Корректора! – и седло превратилось в подушку. –  Не бойся, не уроню. Но предупреждаю! Выглядеть ты будешь смешно. Меня-то никто не видит.
Смешно, не смешно… Какая разница?! Лишь бы по песку не переться! Да и Пастухов лишний раз грузить ни к чему.
– Тащите носилки в город! – крикнул я своей команде. – Там расквартируетесь!
Взгромоздившись на хребет Дракона, я нашёл нужным пнуть его пятками в бока. А чтобы хоть как-то намекнуть Пастухам на причину странности моего положения в пространстве, громко пропел:
– Время близится к обеду – в город на драконе еду! Время подойдёт к закату – я убью его лопатой!
– Хорошая песня! – похвалил мои вокальные способности Дракон. – Фантастическая!
– «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» – недобро процитировал я в ответ. – И смотри, как бы тебе этой «были» хлебнуть не довелось! А теперь по делу. Как часто эти шары выплывают?
– Каждые трое суток, – ответил Дракон и, в свою очередь, спросил: – Как быстро думаешь управиться?
По моим наблюдениям этот ленивый гад просто плыл над песком и даже лапами не перебирал. А вот Пастухи помучались! Да ещё и заложили приличный крюк, чтобы к крабоскопам не приближаться.
– А нет у меня идей! Проще отказаться и домой!
– Дядя Миша говорил, что русские не сдаются! – обеспокоенно зашипел Дракон. – Отказываться нельзя! Сделать бы надо…
И тут до меня дошло, что работёнка эта, строго говоря – необязательна! По системе: не получилось и всё! Это открытие резко подняло мне настроение, а Дракона, похоже, погрузило в уныние. Теперь надо было только исхитриться передать столь ценную информацию дяде Олегу и дяде Мише!
А Дракону я назидательно сообщил:
– Ретирада – не есть поражение! Вот Кутузов, отступал от Наполеона, и даже Москву отдал. Временно! Буквально – поносить. А потом казаки в Париже бистро организовали. Стратегическое отступление называется! Да и калмыцкая кровь во мне! – Я произвёл расчёты и добавил: – Где-то две капли на ведро. Княжеская!
– Но ты же даже не начинал думать, – просительно произнёс мой транспорт. – Как же можно отказываться?!
– Думать без причины – признак дурачины! – слегка переиначил я русскую народную поговорку. – Мысли мои стоят дорого и просто так метать их перед всякими драконами, чистый расход.
– А слава в веках на скрижалях Этой Стороны?!
– Слава – не чёрная икра! На хлеб не намажешь! Да ещё и на Этой Стороне…
Тут моё мышление произвело очередной кульбит.
– А ты нас на довольствие поставил? Колбаса где?
Дракон повернул голову и прищурил глаз:
– А самостоятельно добыть?
– Запросто! – покладисто согласился я. – Только ты сам здесь всё сделай, пока я спать буду. Лады? А в плане колбасы я только тебя и вижу!
Дракон вытянул голову вперёд, как арабский скакун в забеге и задумался. Но меня его мыслительные процессы и их результаты мало интересовали.
– Чтоб жратва у нас была! И лучшая! – Наподдав пятками по чешуйчатым бокам, я потребовал: – И правь к крабоскопам! Хочу оценить врага по месту жительства. Только близко не подползай, чтоб они меня не достали! А ещё скажи-ка мне, почему спать так охота?
Мы как-то уж больно резко повернули и двинулись к Семи Колодцам. Подтащил меня этот гад к тем гадам много ближе, чем я рассчитывал. Метров на пять! Крабоскопы оживились, защёлкали клешнями и начали в нас плеваться паутиной из пузырьков на спинах. Но их заряды натыкались на невидимую стену в метре от нас, и пропали впустую.
– Ага! – прошипел Дракон. – Вот этот побольше и наглее…
Один из крабоскопов вылетел из общей кучи, и я прижался к спине Дракона.
– Я же обещал полную безопасность, – укоризненно заявил Дракон. – Это экспонат! Смотри! Шип на хвосте и передние зубцы на клешнях ядовиты! Сам яд неизвестен и смертельно опасен для существ любого вида. Мозга у них шианы не нашли. От запаха крови бесятся. Странная штука, в общем.
Крабоскоп медленно вращался в воздухе в метре от моего лица. Премерзкое создание!
– Убери! – потребовал я и обратил внимание на ещё одну странность: – Почему железные конструкции только на четырёх внешних Колодцах? И куда шары улетели?
Зашвырнув крабоскопа к его сородичам, Дракон понёс меня к развалинам города.
– Извини, но я попытаюсь соблюдать очерёдность ответов. Значит так! Спать ты хочешь потому, что нерационально распорядился магической силой. Ну, микроклимат – ладно! А вот создавать столь мощный вихрь было совершенно лишним. Хорошо ещё, что ты песок и энергию воздуха задействовал!
– Я?!
Вот никак не мог вспомнить, чтобы что-то такое делал…
– Да. Теперь о Колодцах. Три средних – транзитные. А вот четыре внешних служат для улавливания, чистки и загрузки контейнеров…
– Чем грузили? – перебил я Дракона.
– Кто чем. Гномы отправляли самоцветы, золото, грибы со своих подземных огородов… Классная штука, кстати! Фермеры – зерно и овощи в обмен на удобрения. Шианы грузили жёлтые искусственные бриллианты, а получали реактивы разные. В общем, всё работало и все довольны были. Потому и надо всё восстановить!
– И почему это я бесплатно, то есть – даром, должен на чужих дядей и тётей работать?! Можешь пояснить?
– Потому что ты Чёрный Король и это твой долг! – нагло заявил этот чешуйчатый ослик. – А ещё потому, что никто до вас, Чёрных Королей, сделать этого не смог. А куда ведут Колодцы… Один, точно выходит в Четвёртом Мире. Другой тянется до странных джунглей, но координат я не знаю. И мы уже приехали!
Спрыгнув с драконьей спины на каменную плиту, я осмотрелся и спросил:
– Здесь дорога, что ли?
– Пять дорог сходились на этой торговой площади. Но потом всё пришло в запустение и занесено песком. Просто твой вихрь подмёл. Рекомендую поесть и выспаться. Припасы доставят Пастухи. А завтра вечером необходимо устроить Большой Королевский Совет и обсудить создавшееся положение. Ариведерчи, камрад!
Дракон развернул крылья, подпрыгнул и полетел над пустыней. На этот раз Пастухи его явно видели. Хотя бы потому, что попадали на песок, а потом, оставшееся до меня расстояние, преодолели лёгкой рысью.
– Мой Король! Этот дракон на вас напал?! – борясь с отдышкой спросил Пастух-командир.
– Я его победил, – постарался я успокоить свою охрану. – А морду ему позже набью. Обязательно! Еда есть?
В запасах Пастухов оказались пирожки с мясом, свиная колбаса, варёные яйца и зелень. Хлеба не было. На уточняющий вопрос один из Пастухов ответил:
– Полезнее прихватить два круга колбасы, чем буханку хлеба.
Возражать столь глубокой мысли было бы глупо, и я поел, как обычно. Мои носилки затащили в ближайшее здание, и для полноценного сна понадобилось лишь охладить стены и запечатать окна и дверь.
Не знаю, спали ночью Пастухи или нет. Но сквозь дрёму слышал что-то вроде: «…В Вологде-где-где-где-где-где-где-где…» Не совсем уверен, что моя охрана разучивала именно эту песню «Песняров», но это самое «где-где» меня во сне забодало!
Да и позже Пастухи очень осторожно поинтересовались, что такое «палисад». Не желая их разочаровывать, я наплёл о супер-навороченном магическом заграждении для защиты и сохранения чести девиц. Они отстали.
 А уже дома, меня посетили сомнения. Вот интересно, почему палисад их возбудил, а Вологда с длиннющим «где-где» вполне устроила? Странно как-то…


Не правду говорит русская мудрость: «Утро вечера мудренее». Хотя, спать я улёгся днём… Но, всё равно, утром ничего путного и особо мудрёного в моей голове не оказалось. Даже после тщательной проверки.
А разбудил меня звонок телефона. Не нормального сотовика, к которому привык, а дурацкой «лопаты» без понятных кнопок. Ненавижу такие! Благо ещё, что в телефоне уже надрывался дядя Олег:
– Павел! Ты спишь что ли!!!
– Спал, пока тебя не услышал. Или ты – продолжение кошмара?
– Не! Я настоящий и телефон тебе послал. Дело есть…
– Что-то не так?
– Не то что бы… Вопрос у меня к тебе имеется, дядя Паша.
– У меня их штук тридцать! И все разные.
– Вот и хорошо, – засмеялся Белов. – С дядей Мишей я уже связался, и мы будем у тебя вечером. А то у дяди Миши тесно, а у меня темно. И свидетелей, как грязи! Так что вечером у костерка всё и обсудим. Отбой!
Я зевнул и потряс головой. Это пошло на пользу. Как-то сразу шевельнулась мысль о том, что это Чёрный Дракон посетил дядю Олега и надоумил всё организовать…


Рецензии
Чёрные пузыри - находка. И о том, как мудрость теряет способность к эксперименту - отлично.
Смерч - без Ь, и две запятые надо сбросить, лишние.

Ирина Маракуева   04.03.2017 00:04     Заявить о нарушении
Спасибо!
Ясен пень - когда всё знаешь, пальцы в розетку совать лень...)))

С уважением.

Павел Мешков   20.03.2017 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.