Не виноватая я...

В одной из социальных сетей зашел разговор о том, что у "нормального" человека все "должно" быть хорошо. Многие из нас так и живут, всю жизнь ожидая, когда же придет это самое "всё хорошо".

Мы забываем, что жизнь - это движение от минуса к плюсу и наоборот, поэтому наивно ждать что "должно" быть только что-то одно. Но сегодня хочется поговорить не об этом, а о слове "должно". Я уже много лет занимаюсь саморазвитием и мне казалось, что очистила все свои "авгиевы конюшни" от накопившегося "навоза". Но оказалось, что сильно заблуждалась на свой счет. Вчера опять вдруг всплыло на поверхность чувство вины и, поймавшись на удочку ума, стала разбираться в причинах.

Чувство вины, как и чувство долга - неприятные энергозатратные чувства, порождающие одно другое. Они невероятно портят жизнь многим людям, а женщинам в особенности (о мужчинах не могу сказать, не знаю). Еще Ницше говорил: "Наш долг — это право, которое другие имеют на нас" и, к сожалению, это так и есть. Право других определять, что и как мы должны сделать, какими должны быть сейчас или какими должны стать в будущем, право общества и других людей определять, как мы должны выглядеть, сколько у нас должно быть автомобилей и костюмов, каким должен быть уровень знаний и доходов и т.д. Все вокруг в разных вариантах дают указания: "Ты должен!"

И человек привыкает жить, забывая, что есть слово "хочу". "Хотеть для себя - эгоизм", - говорят мои клиентки. Такая жизнь становится многолетней пыткой.
Чувство, что ты все время что-то кому-то должен, а отдать не можешь, ложится непосильным грузом на женские плечи. Наверное половина приходящих ко мне женщин имеют проблемы на физическом плане именно с плечевым поясом и шеей. Женщина, которая "должна" быть богиней, любовницей, матерью, женой, хозяйкой, дочерью, сестрой, подругой, работницей, руководительницей, бизнес-леди и т.д. превращается в атланта, несущего на своих плечах весь мир. Она должна сыграть так много ролей, что у нее просто не остаётся ни сил, ни желания быть самой собой. Чаще всего женщина даже и не знает, как это - быть собой.

Жизнь с постоянной оглядкой на мнения других - "А все ли я правильно сделала?", "А все ли так сказала, как надо?", "Так ли я выгляжу?" "А что они подумают?" - рождается из желания всем угодить, "быть хорошей", заслужить любовь. Если не умею любить себя сама, пускай полюбят другие. Такое отношение к жизни создает кучу комплексов, где самые распространенные - комплекс перфекциониста, комплекс отличницы, комплекс хорошей девочки. Комплексы, в свою очередь, порождают страхи: страх совершить ошибку, страх быть отвергнутой, страх быть "не такой как все", страх одиночества.

Страхи портят жизнь, лишая человека базового ощущения безопасности жизни, а комплексы создают ощущение неполноценности. Именно с этими вопросами я, как специалист, сталкиваюсь чаще всего. Люди приходят с желанием повысить самооценку, а на деле оказывается, что нужно сбросить с плеч многотонный груз под названием "долг". Женщины, находясь под завалами чувства долга, ощущают свою беспомощность и бессилие. В результате чего возникает чувство вины за то, что они какие-то не такие.

Вот мы и подошли к злополучному чувству вины, с которого начала свой рассказ. А дело было так. В субботу энергия била ключом - я только что вернулась домой после длительного отпуска. Настроение на высоте, планов и идей громадье, вот и пообещала дочке приехать к ним в гости в воскресенье. А воскресенье началось с того, что поздно проснулась, потому что поздно легла. Занимаясь домашними делами, даже не заметила, что пролетело полдня. В состоянии полусонной мухи ехать за шестьдесят километров не улыбалось и я подумала: "Вот сколько раз себе говорила, не обещать ничего заранее, когда научусь?"

Оттягивая поездку как только можно, нашла "очень срочное дело", но позвонила дочка и строгим голосом сказала: "Мама, мы тебя целый день ждем! Так нельзя делать!" Сначала я разозлилась: "Что это она так с матерью разговаривает?", а потом стала оправдываться и объяснять, почему до сих пор не выехала. Завершив разговор, осталась недовольна собой как за то, что разозлилась, так и за то, что стала оправдываться.

Разговор окончился в телефоне, но внутренний монолог не умолкал. В голове звучали слова: "Так нельзя! Ты - мать, и не должна так реагировать!" Вдруг вспомнилось детство и маленькая девочка во мне заплакала: "Почему нельзя? Кто сказал, что так нельзя? Как именно нельзя, а как "льзя"? Рассуждая, начала потихоньку одеваться: "Раз обещала, значит должна ехать!" Слезы комом стояли в горле. Стало ясно, что ехать в гости с таким настроением - как минимум испортить вечер не только себе, но и семье дочери. "Бестолковая затея, лучше было бы осталась дома!" - думала я, садясь за руль.

Но у жизни на этот счет были другие планы. Зная, как мне помогает прийти в себя природа и свежий воздух, остановила машину на берегу залива и подошла к воде. Из камышей, взмахнув крыльями, в воздух поднялись две крупные птицы. "Какие же вы свободные и счастливые" - с завистью подумалось мне. Чуть поодаль на воде сидела шумная стая чаек, воздух был неподвижен, а море спокойно и величественно лежало передо мной в своей предзакатной красоте. Прислонившись щекой к березке и ощутив тепло ее шелковистой белоснежной кожи, почувствовала, как покой снова возвращается ко мне.

Подняла заплаканное лицо к Солнцу и попросила освободить меня от чувства вины. И тут случилось что-то невероятное. Та, которая только что плакала, жалея себя, стала громко, во весь голос, хохотать. Так громко, что почти заглушила птичий базар. "Кого освободить от чувства вины? Тебя? ТЕБЯ, которая и есть сама свобода?" - удивительное осознание свалилось, как снег на голову. Я то смеялась, то опять начинала плакать, но это не были слезы жалости к себе. Это были слезы освобождения. С любовью и благодарностью смотрела на Солнце, чувствуя как наполняюсь божественным очистительным Светом.

Когда приехала к детям, во мне не оставалось ни капли вины, ни капли чувства долга, ни капли раздражения. Рассказала дочке о своем инсайте и мы обе констатировали, что игры ума примитивны, но умеют цеплять за живое. У человека есть только одна возможность уйти от страданий - раздражения, страха, вины и чувства долга, предлагаемых умом - как можно чаще быть осознанным. И следует помнить, что ум очень быстро захватывает территорию, где нет "пограничника" в виде бдительного внимания.

Внимание - это то пространство в нас, которое внимает самой жизни.

Жизнь в нем проЯВЛЯЕТСЯ.

Внимание - это Я и ТЫ.


Рецензии
Здравствуйте, Наталия!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2017/01/01/702 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   20.01.2017 11:17     Заявить о нарушении