Искусство дипломатии. Глобальные проблемы развития

Создание динамичной системы развития и умножения ценностей, выработки приоритетов их достижения достигается "через глобальное сотрудничество и всемирные связи" (Федерико Майор) - в интересах развития и устойчивости глобальных процессов. (Управление развитием должно начинаться с обучения основам управления безопасным развитием, правилам и практике управления в интересах развития, подобно тому, как безопасность управления движением на трассе начинается с обучения правилам движения подготовленными специалистами по имеющимся правилам с соблюдением разработанных и принятых правил и в соответствии с законодательством.)
   Проблема создания динамической системы развития в целях постоянного создания и неразрушения ценностей для человека, региона, мира - в выработке актуальной теории всемирного развития и практической технологии реализации теоретических выводов, в обеспечении разработок учёными, учёными-практиками, создающими теорию прогнозируемого развития регионов и акваторий мира и человека, и практиками, обеспечивающими реализацию такой системы; в выработке приоритетов и соблюдении практики их достижения путём мониторинга практик региональных и персональных ценностей, приведения их в соответствие с системами акваториального, регионального и персонального развития; 
   К приоритетным проблемам (подлежащим решению одновременно) целесообразно отнести ряд основных глобальных проблем:
  проблема выделения, изучения и внедрения правильных знаний и информаций из всемирных потоков информации, в том числе искаженной и искажаемой, - в целях обеспечения ею принимающих решения компетентных лиц и сообществ;
   проблема распространения и своевременного внедрения правильных знаний среди потоков искаженной и искажаемой информации в широкие слои населения;
  проблема достаточности ученых и специалистов, развивающих правильные знания, и учителей, обладающих правильными знаниями в любом регионе обучения;
  проблема создания и внедрения в практику теории эффективной государственной политики и теории прогнозируемого эффективного управления государств, регионов и акваторий;
 проблема повышения эффективности надгосударственных Систем акваториального мониторинга устойчивости глобальных процессов и надёжности надгосударственных систем локального упреждения (под эгидой государств-членов Совета безопасности ООН)  негативной  практики деструктивных сообществ, противодействующих обеспечению глобального, межрегионального и акваториального мира;
 проблема освоения правильных знаний каждым человеком и упреждения внедрения негативных знаний и негативных умений;
 глобальные проблемы опережающего развития акваторий и регионов (проблемы  конкурентоспособных сообществ и международных компаний).

   Глобальные проблемы, возникающие в ходе глобальных процессов и научно-технические процессы и проблемы, решаемые в интересах ООН и ЮНЭСКО были разделены в исследованиях И.Т. Фролова и В.В. Загладина, проводимых в конце ХХ века,  на группы глобальных проблем:
1. Проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью (связаны с социально-экономическими системами и входящими в них государствами, например, проблемы свободной торговли и перемещения капиталов - ТНК контролировали в 1994 году 40...50 процентов общего объема мировой торговли и осуществляли сбыт от 80 до 90 процентов основных сырьевых товаров, экспортируемых развивающимися странами и все меньше нуждались в услугах развивающихся стран).
     Важнейшая здесь - проблема предотвращения войны и обеспечения мира при установлении международного порядка, что связано с проблемой правящих элит - соответствия приоритетов правящих, оппозиционных и нейтральных интеллектуальных элит различных государств.
Она вытекает из проблемы нахождения и удержания соответствия интеллектуального вклада личности его доходам с учетом приоритетов развития личностью проектов, работ, услуг и объектов в интересах развития сообщества (здесь же существует проблема подготовки персонала и систем оценки им вкладов личностей в процессы развития).
2. Проблемы взаимодействия природы и общества:
обеспеченность людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами,
охрана окружающей среды от загрязнения,
проблемы освоения Мирового океана,
проблемы освоения космического пространства;
  недостаточность механизмов мониторинга по функциям взаимодействия и систем своевременного упреждения перехода на деграционные уровни взаимодействия (деграционный восстанавливаемый, деграционный и не поддающийся быстрому восстановлению, деграционный неостанавливаемый и не поддающийся восстановлению, но причинно вписывающийся в циклические природные глобальные циклы восстановления, деграционный неостанавливаемый нецикличный).
3. Проблемы взаимодействия "человек-общество":
контроль за ростом народонаселения,
проблемы здравоохранения, образования и др.
 
   Важнейшие из глобальных  проблем:
продовольственная проблема (конкретная проблема, связанная со всеми последующими);
неконтролируемый рост населения и связанное с этим:    
   увеличение разрыва в уровнях социально-экономического, информационного и культурного развития (необходимо повышение эффективности комплекса управления развитием и систем обеспечения развития);
     проблема образования и профессиональной подготовки (создание систем всеобщей  доступности и научно-практической, развивающей направленности образования);
  проблема урбанизации и децентрализации урбанизации (создание систем единого сетевого регионального и субрегионального управления информационным, транспортным, водно-отопительным, продовольственно-снабженческим, культурно-досуговым, телекоммуникационным, научным, финансовым, образовательно-подготовительным, здавоохранительно-экологическим, жилищным, правовым, охранительным, дорожным, земельным, промышленным, релаксационным, мониторинговым, контрольным, кадровым, международным, программно-проектным  и др. комплексами), в их числе:
проблема освоения и возделывания новых, внутригосударственных территорий (создание систем и  средств бездорожной всепогодной доставки и средств надежного качественного проживания);
       проблема занятости (создание программ, комплексов и средств развития);
     проблема вахтовой (в том числе ежедневной) доставки населения на работы в отдаленные регионы и вывоза готовой продукции (создание транспортных средств быстрой всесезонной и всепогодной доставки);
проблема здравоохранения,
продовольственная проблема и проблема питьевой воды (45 тыс. куб. км воды люди могут использовать без существенного ущерба для вековых запасов воды на Земле, не более 13 процентов суши возможно реально использовать для сельского хозяйства (данные  ЮНЕП и ФАО), за дровами в леса ходят систематически ок. 2 млрд. человек при современной - 1994 г. -  скорости сведения лесов около 20 га в минуту),
обеспечение ресурсами, сырьем и энергией (возобновимыми и невозобновимыми: прогнозные оценки  наличия невозобновимых ресурсов - на 130 лет, в том числе нефти - на 90 лет, природного газа - на 50 лет - по прогнозным данным учёных),
проблема формирования глобального созидательного мышления и упреждения военной угрозы.

Существенные глобальные проблемы:
проблемы информационной достоверности (проблема экологии знаний и дефицита своевременной достоверной информации),
проблема несоответствия потоков финансового и товарного перемещений в мировом бизнесе,
замедление  темпов борьбы с заболеваниями - в связи с утратой способности прежних лекарств реагировать адекватно на прежние заболевания,
сужение сферы глобального научного прогнозируемого развития, в том числе сферы развития знаний, ввиду сужения числа и качества обучаемых в регионах и числа качественно подготовленных учёных;
определение пределов роста интересов и приоритетов различных слоёв общества и элит;
определение приоритетов глобального развития в интересах развития большинства и соблюдение сроков их реализации;
снижение темпов глобального интеллектуального развития;
снижение уровня согласованности эффективных действий по выработке и реализации  решений глобальных проблем;
усиление зависимости человека от сферы медио-воздействия, состояния окружающей среды и качества продуктов, воды и воздушной среды (медио- и экозависимость);
усиление взаимозависимости государств и ТНК друг на друга;
проблема угрозы терроризма ядерным объектам и проблема доступности к объектам с   ядерным, химическим, бактериологическим  и нам особо опасным оружием, в том числе к технологиям их получения, и к средствам и системам их несанкционированного подрыва;
   проблема компьютерного и интернет-терроризма в системах управления оружием массового уничтожения, географическими средствами ведения войны, средствами воздействия на литосферу, гидросферу, атмосферу, видео-волновую и электромагнитную  волновую сферу;
усиление негативной активности в глобальных сферах в условиях недостаточного мониторинга и прогнозирования её состояния (в том числе моделирование негативных воздействий с помощью суперкомпьютеров);
замедление темпов разработки всепогодных бездорожных транспортных средств и объектов надежного проживания в пустынных, северных, горных и отдалённых от поселений регионах, в морских и океанических (надводных и подводных) акваториях;
        возрождение националистических, нацистских и профашистских теорий и группировок, снижение контроля за их незаконным финансированием, несвоевременное предотвращение снабжения их оружием и атрибутами нацизма;
      увеличение неконтролируемого потока беженцев из стран, подвергшихся агрессии западных военных структур и США;
          расширение медиа-средств и центров зомбирования людей;
          рост числа центров производства наркотиков, средств уничтожения человека, рост всех видов преступности, сращивание преступности с высокопосталенными представителями в   эшелонах власти.
 
Обусловленность глобальных проблем (природа их), порождаемых глобальными процессами: социо-культурные, экономические, политические, научно-технические, глобально-природные, элитологические обстоятельства.
Причина неэффективности решения глобальных проблем - в противоречии между глобальным характером  проявления данных проблем и частными подходами к их решению, не нацеленными на реализацию взаимных приоритетов, а также всепроникающая философия и психология личного обогащения.

Количественные критерии глобальности проблем:
1. Проблемы затрагивают все интересы  не только отдельных людей, но интересы и судьбу всего Человечества.
2. Для своевременного преодоления проблем требуются усилия по крайней мере большинства населения Планеты.
3. Проблемы являются объективным и зачастую субъективным фактором мирового развития (в том числе принятие решений о начале войн или бомбардировок стран) и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было. Проблемы формируются и реализуются конкретными субъектами права и подлежат количественной экономической и правовой оценке нанесенного ущерба.
4. Нерешённость глобальных проблем может привести в будущем и приводит к серьёзным, возможно, непоправимым последствиям для всего Человечества, его региональным интересам и среды его обитания.

Характеристики глобальных проблем, отличающие их от остальных:
1. Высокая мобильность, т.е. могут снижать свою актуальности, уступая свое место другим, и вновь вставать в еще большей степени.
2. Любая глобальная проблемы находятся в сложной зависимости и решение её предполагает учет влияния других глобальных проблем.
Мерой глобальности не могут быть все противоречия современной эпохи, связанные с деятельностью человека или даже проблемы, которые решали наши далекие предки, и не всеземной масштаб (либо вселенский), а степень угрозы тому или иному общественному организму - племени, роду, нации, формации, цивилизации.
К глобальным угрозам общественному организму необходимо отнести: недостаточную степень понимания, прогнозирования, освоения и поддержания всех элементов жизнеобеспечения отдельных людей, детей, племени, рода, нации, формации, цивилизации, степень самоорганизации в сфере труда и правой защиты его - степень управления развитием (экосом) особенно в пограничных ситуациях;
недостаточно развиваемые с детства навыки по нескольким профессиям, в том числе простейшим, с включением их в практические занятия в школах (например, определение, сбор и накопление целебных и пищевых природных трав и продуктов с использованием их в дальнейшем в течение года – заместители платных продуктов, витаминов, пищи и воды);
недостаточно развиваемые способности защищать свои права и и удовлетворять свои запросы ненасильственными групповыми акциями, походами на природу, в музеи, совместным созданием приоритетных объектов и проектов, научного и культурного достояния наций и народов.
               


Рецензии