Z-мир. 8. Аппарат мышления 1из2

Видео. 23 мин: https://youtu.be/V1AIgKEwe50

Мышление, как и психика вообще, есть как бы двуслойный пирог, состоящий из материального слоя (биохимических процессов), на котором зиждется («паразитирует»!) информационный слой. Здесь меня будет интересовать лишь «масло» – информационная составляющая мышления, т.е. само знание вместе с информационным механизмом для его функционирования и развития, т.е. весь АППАРАТ МЫШЛЕНИЯ. Он имеет три составные части (подсистемы):

1) знание (хранимое в памяти),
2) умение (способность) работать с ним (в это умение входят и приемы работы, оформленные в виде правил, т.е. часть знания) и
3) способность к совершенствованию этого умения.

Есть люди с колоссальным знанием, но совершенно не способные применять его даже в самых простых ситуациях. Стоит ситуации хоть на йоту отклониться от той, для которой в памяти имеется готовое решение, и человека словно парализует. Но такое случается не часто – обычно, если уж человек имеет большое знание, то он умеет и распоряжаться им более или менее с положительным эффектом, поскольку в большое знание с высокой вероятностью проникает и такой вид знания, как приемы мышления (управленческое знание).

Но информация обладает тем свойством, что при альянсе с хорошими правилами логического вывода она способна к цепной реакции саморазмножения. Особенно это относится к логическим знаниям. Так, вместо того, чтобы запоминать сложные математические формулы, некоторые люди предпочитают их выводить. Понятно, что чем логические правила вывода развитей, тем большей возможностью к производству НОВОЙ информации они обладают. В ТРИЗ даже есть специальное ответвление, специально разрабатывающее эту тему: теория сильного мышления – ТСМ.

Я считаю, что способность к совершенствованию умения в получении эффективных решений открывает исключительные возможности к безграничному развитию личности. Правда при условии, что в сознание человека уже заложен широкий спектр ценностей, включая и нравственные. Так, я не могу себе представить, чтобы человек, не ведающий о критериях красоты, мог бы существенно усовершенствовать свой аппарат мышления. (Так, когда я слышу остроумный анекдот, то уже невольно обращаю внимание и на красоту его логики.)

***
Конечно, аппарат мышления базируется на подсознательной психике и биохимических процессах мозга, но, являясь чисто информационной вещью, он (как вещь, как система) обладает, тем не менее, важными признаками как бы самостоятельного живого организма: он живет и развивается. И этот момент заслуживает глубокого осмысления.

Н.Козлов в «Философских сказках» показывает, что «Вы – это не ваш ум и не ваши мысли», «Вы – это не ваши эмоции, желания и чувства», «Вы – это не ваше тело», и даже «Ваша личность – это не Вы». Далее этого он, правда, не пошел. Но самое интересное находится именно здесь – «дальше».

Поскольку всё начинается с духа, занимающего самый высший иерархический уровень в системе «человек», то Я надо искать где-то совсем рядом с ним. И действительно, дух есть энергетическая составляющая Я. А Я у человека (без учета над-Я) – это система инстинктов и установок и находится она, как вообще у высших животных, в подсознании (содержащего также и внимание, но для наших рассуждений это не важно). Но, если человек все делает по заказу своего Я, а аппарат мышления находится вне Я, то совершенно логично считать аппарат мышления средством [для самоцели с названием «Я»]. В этом случае аппарат мышления не может иметь никакой инициативы в принятии решений, он – просто средство, инструмент: как сознание управляет телом, так и Я управляет аппаратом мышления.

***
Совершенно иную ситуацию мы имеем в случае, когда у человека появляется над-Я. Над-Я уже не может находиться в подсознании – теперь оно вполне осознанный и вербальный факт (вещь). А потому у него может быть только одно «место проживания»: аппарат мышления (полностью лишенный подсознательности и каких-либо чувств!). Но поскольку над-Я стоит над Я, то через него, через Я, оно управляет и человеком в целом.

Идея Н.Козлова о возможности менять (выбирать) свою личность по желанию Я мне представляется неверной. Действительно, человек без над-Я управлять своим Я (и следовательно своей личностью) не способен в принципе: он жестко запрограммирован. Если же свою личность изменяет человек, имеющий над-Я, то он должен изменить и его, т.е. фактически отказаться от своего над-Я. Однако такое возможно при наличии у человека сверх-Я, который стоит даже выше самого над-Я.

***
Поскольку Я может существовать и без над-Я, то в дилемме «Я или аппарат мышления» люди без над-Я в принципе готовы пожертвовать вторым – лишь бы сохранить свою чувственность и способность к ощущениям (случай наркомании). Для людей же, имеющих над-Я, утрата аппарата мышления равносильна физической смерти: их подсознательное Я фактически перемещается в осознанное над-Я. А если так, то их аппарат мышления вместе с их над-Я составляют основу личности, а все остальное (тело, мозг, психика) является лишь служебными органами, т.е. средствами при этой личности.

Люди без над-Я склонны к эгоистическому индивидуализму, поскольку их Я преследует по преимуществу «материальные» (или точнее – психофизиологические) цели-потребности, для удовлетворения которых наличие других людей не обязательно, если не излишне (поскольку они ему нередко конкуренты).

Напротив, удовлетворение основных потребностей у людей, имеющих над-Я, происходит, в основном, в пространстве аппарата мышления (в поле информации), который значительно менее индивидуалистичен и более общителен с другими аппаратами мышления, создавая ЕДИНЫЙ аппарат мышления, или пространство Духа.

Будучи объектами информационными и Я, и над-Я наделены энергией, духом. Логично предположить, что над-Я обладает более сильным духом, нежели Я, ибо способно управлять и собой и последним (Я). Энергия Я более объективна, телесна, ибо Я вплотную приближен к чувствам и ощущениям. А вот над-Я от чувств уже отделено: оно контактирует только с информацией, с Я.

Однако поведение людей имеющих над-Я кардинально отличается от его не имеющих. Над-Я это уже внешний отсносительно Я и как бы человека в целом наблюдатель, судья, управляющий. По существу в над-Я есть в зародыше все институты развитого государства! Если поведение человека без над-Я фактически полностью запрограммировано извне, то человек с над-Я это уже СУБЪЕКТ, принимающий САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ решения. Если ДО это был просто ИНДИВИД, то ПОСЛЕ это уже ЛИЧНОСТЬ. Различие этих двух состояний столь же контрастно, как различие между неживым и живым! Поэтому людей, не имеющих над-Я, я буду называть условно бездуховными, а имеющих над-Я – духовными (хотя, разумеется, дух присутствует и в том, и в другом случае).

Глупо осуждать бездуховных людей в бездуховности – все люди закономерно рождаются таковыми. Но смешно и кичиться своей духовностью людям духовным – подняться на ступень выше им просто повезло.

***
Аппарат мышления это не ум и не интеллект. Последние являются лишь свойствами или характеристиками психики и аппарата мышления. Аппарат мышления как бы парит над материей (психикой и тем более мозгом), но тем не менее способен к "общению" с нею. Психическая субстанция создала его для себя как очень эффективное средство, но иногда это средство проявляет напористую тягу к самостоятельности и независимости и имитирует в себе [информационный] дух, обладающий всеми признаками настоящего [материального] духа.

Если просто знание (знание само по себе) никак не побуждает человека к действию, к принятию управляющих решений, то аппарат мышления проявляет свою субъективность и подсказывает человеку, его [материальному] духу, что данное решение проявить следовало бы (или, напротив, не следовало бы) Мощность или уровень силы аппарата мышления определяется частотой и важностью таких подсказок. Человек, стремящийся к могуществу (т.е. к способности решать очень трудные и объемные задачи), заинтересован не просто в знании и не просто в больших интеллектуальных способностях, а в увеличении мощности своего аппарата мышления.

Нередко человек обладает огромными знаниями, и, тем не менее, его аппарат мышления остается хилым: он не умеет эффективно работать со своим знанием и получать от своего аппарата мышления нужные подсказки (имеющие значение при принятии решений). С другой стороны, человек может обладать и большой сообразительностью, и гибкостью ума, и даже большими знаниями, но знания его настолько хаотичны, неорганизованны, засорены ложными сведениями, что на выводы из них полагаться никак нельзя.

Сознание в целом как специфическое свойство человеческой психики имеет, в моем представлении, следующие функциональные подсистемы:
а) дух, управленческая энергия;
б) внимание;
в) обращение к памяти и закладка в нее информации;
г) операции над вербальной информацией (возможно, существуют и операции над образной информацией, но мы отложим рассмотрение этой интересной идеи на будущее);
д) подсознательные логические инструменты;
е) перевод чувств и ощущений в вербальную информацию и обратно.

Окончание следует.


Рецензии