Моя память...

16 марта 2016 года исполнилось 120 лет со дня рождения моей бабушки Спиричевой (Смирновой) Матрёны Родионовны. Её малая родина - село Попово, Макарьевский район, Костромская область.
Бабушка меня вырастила. Я частенько её вспоминаю, почему-то последнее время особенно...
Мне с теплотой вспоминается вкус бабиных оладушек на простокваше, которыми она частенько меня баловала по утрам.
И, как мы с ней ходили гулять вокруг дома, я держалась за её юбку и пряталась за неё, когда наши местные бабульки подходили к нам пообщаться.
Как баба всегда заступалась за меня, когда родительница пыталась меня воспитывать, баба говорила: "Не квели робенка!" (от слова "квёлый", наверное, как я потом поняла), а когда я с бабой капризничала, она говорила: "Не уроси, уроса!" (тоже, видимо, старинное русское слово из её молодости).
Помню, как она учила меня писать буквы, те, которые знала сама (она, ведь, была неграмотная), послюнит огрызок химического карандаша и неумело так, медленно выводит: "О", "А", "М", а я за ней повторяю, до школы ещё.
Помню её сказку про белого бычка (шутливую), которую она рассказывала, когда я очень уж приставала и её серьёзные рассказы о своей жизни, о старине (я всё время расспрашивала о жизни до революции, мне было это очень интересно), а когда я уже подросла, мы с бабой записывали старинные песни, которые она смогла вспомнить из тех, что пели в её молодости в их деревне, записали много, чуть не целую тетрадку (теперь я очень жалею, что тетрадка не сохранилась - не серьёзно я тогда к этому относилась...)
Помню, как баба молилась по утрам, пока, как она думала, я ещё не проснулась, на маленькие иконки на оконном косяке, которые она закрывала белой бумагой, видимо, чтобы атеисты не увидели - привычка с революционных времён, я думаю, молилась на коленях и кланялась лбом в пол, а потом тяжело вставала, опираясь на спинку железной кровати.
Помню, как баба любила слушать радио - в то время часто выступал товарищ Брежнев и ему постоянно аплодировали, а баба говорила: "Слышишь, это Хрущёв снова на своей машине вдоль парада поехал!". Помню, как её уважали соседки-подружки, так и говорили ей: "У тебя, Родионовна, не голова, а Верховный Совет!" - и всегда приходили к ней обсудить свои проблемы.
Помню, у нас всегда, пока баба была ещё здорова, везде, на всех подоконниках и в каждом углу было множество цветов в горшочках, она за ними ухаживала и меня приучала их поливать и, как было уютно дома с цветами...
Да много чего ещё хорошего, я о ней всегда вспоминаю хорошо...

Старо-бабушкинизмы, которые я смогла вспомнить:
1.) потрафить - угодить,
2.) оболокаться-разболокаться - одеваться-раздеваться,
3.) пимы - валенки,
4.) "Пошто робёнка квелишь?!" - "Зачем ребёнка делаешь квёлым?!", т.е. доводишь до слёз,
5.) заблукать в согре - заблудиться в лесу...
Это те выражения, что я смогла сегодня вспомнить. А кто-нибудь из вас, люди мои дорогие, может дополнить этот списочек старинных слов наших бабушек???!!! Давайте вспомним своих бабушек!!!

Отклики на эту заметочку в Одноклассниках моих тамошних друзей:

Владимир Глущенко
Шаромыжник-это когда расхристаный

Где МоЁ ИнопланетноЁ (автор этой заметочки - ЛС)
Точно!!! Спасибо огромное!!! Надеюсь, попозже и другие внуки своих бабушек подтянутся, вспомнят ещё какие-то словечки, да?! ;-)

Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Владимиру
Ещё вспомнила: баять - говорить, рассказывать.

Светлана Кирьянова
А ещё у меня бабуля из Тамбовской губернии говаривала-"Небо БУКАРИТСЯ"-----------хмурится то есть..:-D :-D :-D :-D :-D


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Светлане
А ещё вот вспомнила: пустомеля - болтун, не отвечающий за свои слова.

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Облокат - адвокат.
Класс! 1

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Моя бабушка говорила: "До того, как в Сибирь приехать, жили мы в России, в Костромской губерне, на реке Унже." Сибирь, видимо, в старые времена и Россией-то не считалась ...
Класс! 1

BAЛЕНТИНА АНОХОВА
МОЯ БАБУШКА ИЗ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЖИЗНЬ ЗАБРОСИЛА ИХ И ДЕДОМ И ТРЕМЯ ДЕТЬМИ В СИБИРЬ Я САМА УЖЕ ПРОБАБУШКА И НЕ ПРОХОДИТ ДНЯ ЧТОБ НЕ ВСПОМНИЛА Я СВОЮ БАБУ МАТРЕНУ РОДИОНОВНУ СИДОРОВУ БАБА Я ТЕБЯ ПОМНЮ КАЖДОЕ ТВОЕ СЛОВО РОДНАЯ :-)
Класс! 1

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Радеть - заботиться...
Класс! 1

Наталья Николаева
Мой деда говорил:исть, как старовер.

Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Наталье
Да! Моя тоже так говорила. Она ж с Волги.

Ярослава Сысоева
спасибо за напоминание о наших корнях, рассказ о бабушке тронул до глубины души... моя бабушка тоже была одаренной личностью, самородком из сердца русской деревни, могла изобразить кого угодно из сельчан, перенимая все детали мимики, жестов, голоса - все покатывались со смеху когда она начинала какой-нибудь рассказ в лицах... куда там попали наши звездные пародисты - рядом не стояли!


Ярослава Сысоева
оберестить - съесть все подчистую


Ярослава Сысоева
прореха - дыра


Оксана Алексеева ответила Ярославе
А моя говорила Ахминачить- то же значение:-)


Ярослава Сысоева ответила Оксане
о, велик и могуч!)) оберестить - этимология понятна, то есть доесть до самой бересты, до дна - это когда посуда делалась из бересты... а вот ахминачить?)


Где МоЁ ИнопланетноЁ
Приблагонькой - чокнутый, не от мира сего...(тоже говорила моя бабушка, вспомнила сегодня к случаю)
Класс! 1

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Недосуг - некогда. (Сейчас человечек из бабушкиных краёв - с Волги - подсказал случайно в разговоре) :-$ ; ;

Олеся Швец
С любовью и теплом я вспоминаю  свою бабушку,любила я долгие вечерние разговоры..............


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Олесе
Сейчас, благодаря тебе, вспомнила - моих прабабушек имена: Зиновия и Секлетия. Но не уверена, что правильно по буквам написала - в Святцах в интернете второго имени не нашла, видимо, настолько старинное или редкое, все-таки 19 век, вторая его половина...

Олеся Швец ответила Где Моему
Я сейчас жалею о том ,что не расспрашивала бабушку о своих предках.знаю что ее муж.мой дед был военный..и все...


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Олесе
А я так жалею, что тетрадку со старинными песнями, которые бабушка вспоминала, потеряла, не придавала тогда этому значения...

Олеся Швец ответила Где Моему
Поговорим еще,я выхожу,...фото с сада загружать будем:-D


Олеся Швец
Вспомнила еще пару бабулиных словечек-"варнаК-не послушный ребенок.и ну не совсем культурно..."свет в окошке-п...да в рогожке" так говорится тогда.когда кто то зациклен на одном человеке.то есть ему более ни кто не нужен.


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Олесе
А моя, когда заступалась за меня во дворе перед старшими пацанами, говорила так укоризненно: "Дурак ты форменной!" А пацан ржал: "А где моя форма?" На что бабушка находчиво отвечала: "А дома забыл!" Прям перед глазами эта картинка стоит - я сижу на качелях из белого тонкого брезента, который приводным ремнём на одном из Барнаульских заводов раньше служил, брезент привязан к брусьям и бабушка качает меня полегоньку, одновременно переругивается с этим дворовым хулиганом...Лето, солнышко, огромные клёны по периметру двора - беззаботное уютное ещё детство...:-$ ; ;
Класс! 2

Тамара Иванова ответила Где Моему
Такое женское имя было...

Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Тамаре
Какое?

Тамара Иванова ответила Где Моему
Секлетия


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Тамаре
Вот одну из моих прабабушек так и звали!!! А как правильно это имя пишется, ты точно знаешь?

Тамара Иванова
Сегодня в интернет нашла, ты правильно написала. Не искала только что означает и кому из...могло принадлежать


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Тамаре
А я, видать, не там где-то искала - в Святцах интернетовских этого имени не было...

Тамара Иванова
Я в яндексе в поисковике посмотрела... А в Святцы не знаю как заглядывать


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Тамаре
Я поленилась, значит, всё перелопатить...Вот такая любительница старины и почитательница своих корней...Каюсь - исправлюсь!!!
Класс! 1

Тамара Иванова
Ты знаешь имена прабабушек, я мне известна только одна бабушка Анна. А с отцовой стороны дед Феддей и все... Жаль...

Тамара Иванова
Имя деда знаю только отчеству отца. Не много говорили в моем детстве о корнях...

Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Тамаре
Так меня-то бабушка напрямую воспитывала - целые дни со мной водилась. А в её 80 лет о чём ещё и говорить-то, как не в воспоминанья ударяться о прошлой жизни?...

Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила Тамаре
А ты у мамы-то расспроси сейчас, пока склероз не помешал?

Тамара Иванова
Попробую 


Где МоЁ ИнопланетноЁ
Приневолить - заставить.

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Запотрои, запотраивать - выдвигать невыполнимые требования, капризы. ;-)

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Дескать - в смысле, типа...

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Давеча, даве - раньше, тогда.

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Теперича - сейчас, теперь.

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Упрела - вспотела.

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Пристала - устала.

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Это мне на ум на работе случайно из памяти словечки бабушкины всплывали постепенно, я их записывала в телефоне, а сейчас, вот, добавила...Люди, аууу, дополняйте словечками своих бабушек-дедушек заметочку-то, а???!!! :-$ ; ;

Где МоЁ ИнопланетноЁ
На закорках - на плечах верхом, как меня брат в детстве катал...

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Форсить - модничать и хвастаться своими обновками...

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Ужо - потом, попозже.

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Вошкаться - долго собираться.

Где МоЁ ИнопланетноЁ
Кожилиться - лезть из кожи вон + рвать жилы = поднимать что-то чересчур тяжелое, например. (Опять неожиданно всплыло в памяти...)

- CВЕТЛАНА -
Сейчас вот почему-то вспомнилось слово "****рить" Оно отнюдь не ругательное. В малом возрасте, когда ребёнок чего-то канючил, плакал долго, тихо и нудно, то взрослые говорили- "Хватит ****рить"  На Урале оно точно есть и поныне


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила -
А ударение на каком слоге? Я не слышала такого слова, моя бабушка с Волги.

- CВЕТЛАНА - ответила Где Моему
на первом


Оксана Алексеева ответила Где Моему
Это на уровне ,,гундеть,, или ,,канючить,,


Где МоЁ ИнопланетноЁ
Спасибо, девочки, хорошие мои!!! Повспоминайте ещё словечки какие-то, пожалуйста?! Может, у мам с папами поспрашиваете?! Они-то должны помнить старинные слова, все-таки ближе нас к старине...
Класс! 1

- CВЕТЛАНА -
БаскОй - красивый


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила -
Точно!!! Моя бабушка тоже так говорила!!!

- CВЕТЛАНА -
Самое крепкое выражение моей бабушки было "едрить твою налево" я даже и не догадывалась, что первое слово- матерщинное.


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила -
Моя бабушка всегда, когда слышала, как кто-то матерится по матушке, говорила, что упоминать в ругани мать - большой грех...

Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила -
Моя бабушка всегда, когда слышала, как кто-то матерится по матушке, говорила, что упоминать в ругани мать - большой грех...

Оксана Алексеева ответила Где Моему
В язычестве все,что касалось деторождения,и Мать в том числе,было святостью,а не грехом.


Где МоЁ ИнопланетноЁ
ДомовнИчать - оставаться дома на хозяйстве. Когда родительница собиралась на работу, я рвалась идти с ней, наверное, предвидя, что хозяюшки из меня не получится, моя судьба - строитель коммунизма, а бабушка меня уговаривала: "Мы с тобой, Ларочка, домовничать останемся, оладушки стряпать пойдём.", я и отвлекалась, а родительница - шмыг в дверь и без меня коммунизм строить, вот реву-то было, помню...

- CВЕТЛАНА - ответила Где Моему
Так в этом выражении ни слова про Мать.

Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила -
Ну да, это я уже сама опять в воспоминания ударилась...

Где МоЁ ИнопланетноЁ
16:50
"Кабы знал тебя, засерю, не пустил бы на постелю!!!" - так полушутливо баба приучала меня к этикету, когда я, маленькая, пукала при ней. ;-)
Класс! 2

- CВЕТЛАНА -
23:10
Кстати, почему-то сегодня  (отгадывая сканворд) пришло слово "голицы" Со сканвордом не согласна. У моей бабушки ГОЛИЦЫ- варежки, а там - лыжи


Где МоЁ ИнопланетноЁ ответила -
23:22
А я и вообще это слово не слыхала...Спасибо, теперь знать буду!!!

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
Пособить - помочь. Вспомнила отрывок из какого-то бабушкиного присловья: "...Что мне делать, как мне быть, чем мне горю пособить?..." Когда я плакала по какому-то своему детскому поводу, бабушка всегда напевно так этой присказкой у меня спрашивала, чего я реву...

Cветлана Svetlana
гомонок - кошелёк


Где МоЁ ИНОпланетноЁ
Уймись, озорница! - говорила мне в детстве бабушка, когда я слишком уж расшалюсь. ;-)

светлана клюева-соколова ответила Где Моему
моя бабушка говорила запон-фартук,ли чё вроде печки.Пока больше вспомнить не могу!


Где МоЁ ИНОпланетноЁответила светлане
Спасибо огромное, Светланочка, за память о Вашей бабушке!!! Я некоторые слова и не слыхала ни разу!!! А из какой местности Ваша бабушка? :-\$;;;;;

светлана клюева-соколова ответила Где Моему
Моя бабушка Манохина(Карпова)Анна Осиповна,родилась в Алт, крае в селе Какорское, Сорокинского р-на, в семье кержаков,по этому у них встречаются слова которые от личаются от слов русского языка' Еще я вспомнила как она говорила когда я была маленькая: садись мне на закукорки,т 'е на плечи


Где МоЁ ИНОпланетноЁответила светлане
А на Алтай как, откуда и  когда Ваши предки попали, Вы не расспрашивали у своей родни? Моя, вроде, тоже так говорила - "на закукорки".

светлана клюева-соколова ответила Где Моему
Моя бабуля всегда говорила,что на Алтае родилась,а от куда её родители,я если честно не интересовалась,так как молода была,моя бабушка умерла в 82 году,в один месяц с Брежневым,мне тогда 21 год был.Ещё помню она говорила:имать-ловить,оболокатся-одеваться,лопотина-одежда,а вот другая бабушка по отцу,она родилась в Вятской губернии,но уехали они от туда когда она была маленькая,она тоже интересно разговаривала-идтить,куплять,больше пока не помню и не знаю вятский это говор или какой-то иной


Где МоЁ ИНОпланетноЁответила светлане
Вот и я сейчас очень жалею, что мало разговаривала со своей бабушкой, а нужно было все её рассказы записывать, каким бы кладом сейчас оказались эти её воспоминания о старине, сохрани я эти записи?! Моя бабушка, кстати, тоже по странному совпадению - ушла в лучший мир в 82-м году 2 октября, а через месяц за ней ушёл Брежнев...Спасибо огромное Вам, Светлана, за воспоминания!!! Словечки некоторые я не слыхала никогда. Если ещё что-то всплывёт в памяти - пишите, пожалуйста!!! Нас уже много здесь - внуков наших бабушек, вспоминаем помаленьку!!! :-\$ ; ;

светлана клюева-соколова ответила Где Моему
5 янв
хорошо Лариса,буду вспоминать

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
- Ты чего это осердчала? - спрашивала меня бабушка, когда я дулась на нее за что-то молча.

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
- Ну, чем гостей потчевать будешь? - шутливо спрашивала бабушка, когда я в "посудку" играла.

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
Аж нали - превосходная степень события, если я правильно на слух записала из памяти... ;-)

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
"Знамо дело" или "Не знамо, чего" творишь, например... :-\$ ; ;

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
Чучело не бучено - опять всплыло в памяти случайно, перевода я не знаю, не задумывалась в детстве, что в этом выражении вообще может быть смысл, думала, это просто обзывка, наверное, иначе спросила бы у бабушки, чего эт оно не бучено-то?...:-D ; ;

Оксана Алексеева ответила Где Моему
Вероятно ,,Чучело не нахлобучено,,???


Где МоЁ ИНОпланетноЁответила Оксане
А это что означает?

Оксана Алексеева ответила Где Моему
Ну типа чучело бездельник:-)  не нахлобучено на шест,т.е.не стоит в огороде:-)  ну и просто обзывалка...


Где МоЁ ИНОпланетноЁ
Ага, а "не бучено" - просто, видать, сокращение для простоты выговаривания? ;-)

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
Лыва - лужа. Это слово в обычном разговоре с подружкой у нее неожиданно всплыло на языке. Она моя ровесница и тоже все детство тесно общалась с бабушкой и дедом.

ВЕРА ВЕРА Я
Форсить слово помню,на кукорки говорили и чай пожирней;,это значит покрепче.Зыбкою  люлю называли.Дроля  ухажера называли.


Где МоЁ ИНОпланетноЁответила ВЕРЕ
А из какой местности Ваши дедушки и бабушки?! :-\$ ; ; ;

ВЕРА ВЕРА Я ответила Где Моему
Одна моя бабушка была с Вологодчины.Надо подумать,может еще вспомню какие слова.


ВЕРА ВЕРА Я
А вторая говорила правильно,ибо преподавала русский  язык и литературу.


Где МоЁ ИНОпланетноЁответила ВЕРЕ
Да, пожалуйста, если вспомнятся какие-то старинные словечки, напишите, с Вологодчины у нас тут нет никого, вроде?... :-\$ ; ;

ВЕРА ВЕРА Я ответила Где Моему
Постараюсь вспомнить,хоть очень давно там не была.


ВЕРА ВЕРА Я ответила Где Моему
Кое что и вспомнила.Бабушка всегда говорила  обрядиться,это значит ,что истопить печь и сварить обед в русской печке.Слово вица ,это прутик,которым бьют по жопе непослушных детей.Маленькая подушка называлась думка,бидончик для молока ,тарка.Употребляли слово ерепениться.Загородка-это огород возе дома,а кой,давеча.И слово типа жаргонного пазгать,означало и драться,и .распазгаться,это разругаться.Имена интересные тоже были типа Африкан , Гурий.И пироги ржаные с картошкой почему то называли рогульки.

Где МоЁ ИНОпланетноЁответила ВЕРЕ
О, вот, не перестаю удивляться, насколько разнообразен был русский язык в старые времена в разных местностях - Ваших словечек я никогда не слышала!!! Сейчас уже эти старинные слова и выражения исчезают из нашей речи - "благодаря" телевидению, вероятно - поэтому надежда осталась одна - на нас - внуков наших бабушек и дедушек!!! Спасибо Вам огромное, Вера!!! :-\$;;;;;
Класс! 1

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
Тятя, тятенька - отец. В связи с этим словом снова всплыли в памяти два эпизодика, рассказанные мне бабушкой, о нравах в те далёкие времена...Как-то раз бабушка, будучи ещё ребёнком, сделала что-то, что не понравилось её тятеньке, так он, не долго думая, взял своего ребёнка за волосы и аж над полом приподнял, потряс и бросил, так бабушка говорила, что она от страха и боли описалась - с тех пор дышать при нём неправильно боялась...Вот, такие нравы в деревне русской в те времена царили и никаких тебе уполномоченных по правам ребёнка...:'( 

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
А ещё эпизодик из жизни до революции: шла бабушка с подружками по дороге в свою деревню с барщины - обязательные работы на полях барина - а барин в своем экипаже проезжал по этой же дороге в свою усадьбу, увидал, что у одной из девушек рукав её изношенной кофты лопнул в поле во время работы от старости, стеганул стайку девчат плетью и заорал: "Прочь с дороги, рвань!" И никуда не пожалуешься - барин тебе и полиция и уполномоченный по правам человека опять же...И как они так жили тогда, а?! :'(

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
А ещё имя старинное вспомнила - Пуд - бабушка приводила это имя мужика из их деревни в качестве примера необычных имён, когда я сама смеялась над другими, обычными для неё, старинными именами... ;-)

светлана клюева-соколова ответила Где Моему
А мою маму звали Полуферия, а двух ее сестер Маврида и Агафья


Где МоЁ ИНОпланетноЁответила светлане
Маму?! Даже, не бабушку, а маму?! А когда она родилась, если её с сёстрами так необычно назвали?! Мои дедушка с бабушкой в конце 30-х годов трёх своих младших дочек, которые выжили у них из 11 рождённых деток, назвали уже современными, для тех времён, именами - Тамара, Нина и Людмила. А первые детки у них все умерли от болезней - дифтерита, коклюша - прививки в деревнях стали массово ставить деткам уже при Советской власти, поэтому так высока была детская смертность в те дремучие времена...Помню, бабушка рассказывала, что двоих первых сыночков назвала по очереди Львами, второго в честь первого, когда первенец Левик умер...:'(

светлана клюева-соколова ответила Где Моему
Мама моя родилась в 39 году,старшая сестра в 29,а саму бабушку Анна звали,она родилась в 18.. каком-то, просто вера у них старообрядническая, кержаки они называются

Где МоЁ ИНОпланетноЁответила светлане
Ага, тогда понятно, почему Ваша бабушка так необычно назвала своих дочерей - видимо, старообрядцы стараются сохранять не только веру своих предков, но и их старинные имена?...

светлана клюева-соколова ответила Где Моему
Да старались сохранять,теперь то уж нет.Мама всю жизнь стеснялась своего имени,и по этому когда приехала в город жить,сменила на Полину,но мы похоронили её со старым именем,хотя в святцах нет такого имени

Где МоЁ ИНОпланетноЁответила светлане
Значит, современные староверы перестали поддерживать свои традиции в отношении имён? А Вы сохранили связь с кем-то из своей старообрядческой родни? Они веру саму сохраняют в наше время?

светлана клюева-соколова
Старики которые чтили традитции поумирали,а новое поколение ничего не сохранили,мама моя вообще стеснялась,что она кержачка

Где МоЁ ИНОпланетноЁответила светлане
Эххх, понимаю...Я и сама очень мало встречала народу, кто бы вообще когда-то старину вспоминал...Молодёжь сейчас не правильное представление о царском времени, например, имеет...Но, вот, недавно я случайно услышала, что рассказывала о царском режиме одна наша кондукторша лет шестидесяти, как ей ещё в детстве её бабушка про царское время до революции 1917 года говорила, как голодно они жили, как она в семь лет работать к барину пошла, дом убирала, полы не крашенные ножом до бела скребла, воду из колодца таскала, золу из печек выгребала, вместо того, чтоб в школу ходить, а потому-что у её родителей урожая хлеба в их деревне в средней полосе царской России только до Нового года и хватало, потом дети и ходили по богатым домам - побираться...Но с частушками-то не так обидно - типа заработал, не просто с протянутой рукой просить пришёл...Я, услышав рассказ этой нашей кондукторши как-раз во время крещенских праздников, и поняла в тот день, откуда и по каким причинам в нашей культуре появились эти колядки...А мы ноем, как нам нынче плохо живётся и очень мало, кто помнит, что было раньше...:'(

Где МоЁ ИНОпланетноЁ
Вот, сейчас опять всплыло в памяти, как баба говорила о тяжелых временах - о революциях, войнах, голоде, страхе за жизнь своей семьи - не жили, а "переживали", я так понимаю - пережидали лихолетье...:-(

светлана клюева-соколова ответила Где Моему
Привет моя дорогая!!Вот наконец-то я присела отдохнуть и кое-что вспомнилось,сейчас поделюсь,что ещё говаривала моя бабуля!!Ну что погода,морочает- пасмурно,зыбка-детская


Где МоЁ ИНОпланетноЁответила светлане
Ооооооо, точно - половину Ваших словечек и моя бабушка говорила, да я их позабыла!!! Вот, видите, как здорово мы все вместе-то вспоминаем?! Спасибо Вам огромное, Светланочка!!! :-\$ ; ;

светлана клюева-соколова ответила Где Моему
Она много говорила,но это так давно было,что я просто не помню и из старшего поколения уже почти никого не осталось


Где МоЁ ИНОпланетноЁответила светлане
15:16
Вот и у меня в голове всплывают отдельные словечки и выражения к каким-то случаям совершенно неожиданно, а специально сидеть вспоминать я пробовала - бесполезно...;-)
Класс!


светлана клюева-соколова
:-( (ch)Бабушки ,наши бабушки .В моём воспоминании про бабулечку только доброе и тёплое Вечная память моей Матрёне Андреевне , мне её очень не хватает . Она тоже с Рассеи,  мне говорила, но попали в Сибирь и пустили корни .
25 июн 2017



;;;;;ОЛька Сибирячка;;;;
У МОЕЙ БАБУШКИ БЫЛА ПОСЛОВИЦА : ПОКАЗАЛ ЧЁРТ МОДУ , А САМ В ВОДУ
25 июн 2017



ИНОе ВНЕземное (автор сменил ник в Одноклассниках ;-) )
;;;;;ОЛьке Сибирячке;;;;
Точно!!! И моя так говаривала, было...
25 июн 2017



ИНОе ВНЕземное
Пащелки - пренебрежительное название рук, типа - тятенька за большим деревянным семейным столом бьёт самого нетерпеливого ребёнка ложкой по рукам и грозно вопрошает: "Куда свои пащелки тянешь?!"   
19 июл 2017



ИНОе ВНЕземное
Навздевать - шибко много одёжки напялить.
30 авг 2017



ИНОе ВНЕземное
Навяливаться - слишком настойчиво предлагать кому-то свою компанию... ;
4 сен 2017

ИНОе ВНЕземное
А(бы) что, а(бы) как, а(бы) был - лишь бы, хоть бы. А вместе или раздельно пишется, кто знает? ;;;;
22 мар



ЕЛЕНА Юдина
История моей прабабушки о своей матери,как она попала к барину в сожительницы, барин прапрабабушку любил , жена у него хворая была туберкулезная,жила во флигеле,на любовь мужа не была зла. А увидел ее барин на речке,в Иван- Купалу, нарядные девушки венки бросали,вот и бабушка..барин ей и говорит- какая ж у тебя фигура красивая! А девчонка деревенская откуда слово фигура могла знать? Думала сарафан похвалил барин.А сарафан то старенький был вот она засмущалась..что ты,барин,кака фигура..вся полатана..
3 апр



ИНОе ВНЕземное
ЕЛЕНЕ Юдиной
Какая интересная судьба - наша история... А нынче принято восхвалять дореволюционную жизнь, сравнивая ее с советскими временами, но рассказы прабабушек еще помнятся - "сарафан латаный", "кофта - рвань", барин с плеткой, "колядки" - хорошо, что мы еще помним рассказы наших бабушек... Спасибо, Вам огромное, Елена!
3 апр



ЕЛЕНА Юдина
ИНОе ВНЕземное
Да. У нас много фото было о жизни прабабушки, у,она была натурой вся в бар это она забирала меня из дет.дома,после того как мать созналась.Вспоминаю и смеюсь.
Помню,она со своей подругой сидят за столом,на столе мноого вкусностей..а я тихонько половичок обдираю у кравати,были такие половички,тряпочки разноцветные нашиты,ну я и выдирала..для куклы. А потом уж больно вкусненького захотелось,а просить нам в дет.доме запрещали,наказывали,Ну я залезаю на стол и ору песню- огней так много золотых на улице Саратова..Они смотрят,молчат..я спела и спросила..а теперь можно ..булку взять?!
Плакали они навзрыд..а я непонимала..что такого я сделала!?
3 апр



ИНОе ВНЕземное
ЕЛЕНЕ Юдиной
Да, их поколение - люди с большой буквы...
3 апр



ИНОе ВНЕземное
Численник - календарь.
8 апр



ИНОе ВНЕземное
Пущай - пусть.
8 апр



ЕЛЕНА Юдина
Самое обидное сейчас для меня..невозможно придти на магилку ..ближнее зарубежье
Говорят что души ждут своих родных живущих,на радоницу,ждут..а мы далеко ,в России сейчас,только свечку в храме..да и скучаю я очень ,очень скучаю и с годами все больше щемит душа.Я же там родилась,там родились все мои родные, там лежат предки,мои предки жили там еще при царе,
8 апр



ИНОе ВНЕземное
ЕЛЕНЕ Юдиной
Дааа...Земные законы так придуманы, что чужие дядьки за нас решают, можно ли нам поехать туда, куда тянется наша душа...
8 апр
Класс!


ЕЛЕНА Юдина
ИНОе ВНЕземное
Дядьки то не против..даже за, кому ж плохо денюжки получать это раньше отпускные получишь и в Москву на выставки или в Прибалтику за трикотажем,а сейчас вообще то все есть,все рядом,кроме ..души
8 апр
Класс!


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.