Начальник

           У моего мужа в молодости был очень плохой начальник. Хотя и говорят: начальник от Бога. В каком плане плохой? Работал муж в строительном управлении на инженерной должности. Как-то принято было в строительстве все победы и промахи приливать "оковытою". А муж мне попался (вот повезло!) ну совершенно не пьющим, мне это очень нравилось, сама такая. В детстве насмотрелась на отчима-пьяницу, и тогда же решила: с пьющим мужем ни дня жить не буду. Поэтому такого, непьющего,  для жизни и выбирала.
           Часто Виталий приходил домой после очередной накачки начальника бледный, как стена. Иногда он просто не понимал: чего от него хотят? То на сабантуй очередной, сдав деньги, не остался, то ушёл раньше других..."Ты нас не уважаешь!" Видно, не нравились Василию Ивановичу те, кто пьёт меньше, чем он.
Сыну-первенцу нашему было лет пять. И он пел такую незатейливую песенку, модную в то время:
     " ...У папы плохой начальник,
       Папу он совсем не уважает,
       Только все ругает и ругает...
А сегодня мой папа нечаянно
Раздавил мою любимую матрёшку...
Папа, когда ты будешь начальником,
То пожалуйста, будь хорошим!!!"
           И я мужу говорила: "Внимай словам песни!"
Думала, что начальником когда-то он станет, но чтобы был человечным.
Ему, конечно, предлагали должности повыше, даже главного инженера, но он постоянно отказывался, боясь, что все вопросы придется решать через коньячок... А это чревато...
           В один прекрасный день звонит мне Василий Иванович и сообщает, что Виталий придет поздно и пьяным, но чтобы я его не ругала, так как он выполняет важное задание: подписывает нужный договор, вернее ведёт переговоры... От этого зависит и объем работы, и зарплата, и премия, и т.д. Ну, тут я ему все и выложила, что сын песню поёт про плохого начальника, даже напела припев, что не обязательно решать дела с помощью алкоголя, и т.д. Меня поразило, что начальник предупреждает жену подчиненного, что муж домой пьяным явится. (Я его до этого даже выпившим не видела). Он выслушал меня будто с пониманием, даже пошутил по поводу песни, сказал, что молодым специалистам надо почаще вливание делать иначе толку с них не будет...
            Вскоре вернулся Виталий, как всегда трезвый, оказалось, что вопросы могут решаться и без алкогольной составляющей. Представители  противоположной стороны тоже оказались сторонниками здорового образа жизни.
            Через некоторое время меня назначили начальником солидной финансовой структуры. И людьми я руководила почти 24 года. В нашей службе вопросы не решались через бутылку.
            Но настолько во мне засели слова этой песенки... Не хотелось быть плохим начальником. Хотя мама мне всегда говорила: "Будешь сладкой - съедят, будешь горькой - выплюнут. Надо находить компромисс".
            Я старалась быть хорошим начальником, прежде всего - человеком. Знакомо вам выражение, когда про начальника говорят: "Не с той ноги встали"?
            Так вот я, после назначения, (только не смейтесь!), чтобы это было не про меня сказано, старалась вставать одновременно на обе ноги. И плохое настроение всегда оставляла за дверью, как только открывала её, заходя в офис. Я уверена, что подчиненный лучше понимает диалог на нормальном, ровном языке, чем бешеный крик с пеной у рта и топанье ногами.
"Надо относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе" - вечная истина.


Рецензии