Высшее образование для бедных
Странный парадокс: в США, где 325 миллионов населения, а пенсионный возраст 67 лет, на пост президента выбран 70-летний Трамп, его ровесница - госпожа Клинтон тоже немолода. В то же время в российских вузах, где 80% профессорско-преподавательского состава пенсионеры, вышел указ (гласный или негласный?..) сократить всех преподавателей, кому за 65 лет. Тех, кому за 75, сократили ещё в прошлом году. Получается, что в нашей стране пожилым людям не доверяют даже учить студентов, а в США доверяют управлять государством! К слову, в США и Канаде работодатель, который позволил себе намекнуть, что увольняет работника за его возраст, – уголовно наказуем. Однако речь здесь не о возрастной дискриминации в нашем государстве. Вопрос в другом. Каким образом можно убрать из вузов РФ основной костяк преподавателей при отсутствии ему замены? Ведь молодых преподавателей, по крайней мере, в технических вузах РФ, попросту нет. 16-19 тысяч доцентских и 25-30 тысяч профессорских рублей, которые платят за преподавание, совершенно не мотивируют молодых россиян заняться преподавательской деятельностью. Тем более они знают, что для того, чтобы достичь таких «сверхдоходов», надо вначале потратить много времени, денег и нервов, чтобы защитить одну, а тем более две диссертации.
Неужели наше министерство образования этого не понимает? Надеюсь, что понимает, но денег на высшее образование выделяет мало, вот и пришла кому-то в голову идея до минимума сократить образовательные расходы, перейдя на, так называемое, дистанционное обучение. Сейчас во всех вузах страны администрация требует от преподавателей создания дистанционных курсов, включающих: лекции, презентации, методички по практическим занятиям и тесты для проверки знаний. Оплатить за этот труд либо не обещают, либо платят мизер, да и тот в конвертах. При этом среди преподавателей ходят упорные слухи, что после создания дистанционных курсов все они будут уволены. Судя по речи ректора одного из ведущих вузов Питера, это так и будет. Он заявил, что «я сокращу всех стариков, а на их место найму молодых, и они будут работать за троих». Конечно, при наличии дистанционных курсов сделать это будет несложно. Проверять тесты, по заранее известным ответам, смогут и неквалифицированные молодые люди, причем за скромную зарплату.
Дистанционное обучение на Западе существует давно, пришла пора и нам перенимать опыт образования для бедных. Дети богатых родителей будут учиться в кембриджах, оксфордах и итонах, ну, в крайнем случае, в МГУ или МГИМО по индивидуальной программе с ведущими специалистами, а бедные будут постигать науку, сидя за компьютером, пересылая друг другу коды с ответами на вопросы. Студенты, узнав о такой перспективе, хором сказали, что учиться в этом случае никто не будет. Преподавателям же приходит в голову мысль о том, что при такой реформе заявленные правительством РФ тезисы о модернизации производства, импортозамещении и инновациях – просто фигура речи, и ориентир у нашей власти прежний: «Недра продадим и всё купим!»
Каких ждать новаций от тех, кто учился дистанционно? Одно хорошо, широким слоям народонаселения будет открыт доступ к высшему образованию, и желательные для многих пресловутые «корочки» достанутся без особых усилий. Вот только, кто будет вытаскивать нашу страну из технологической пропасти, тем-более в условиях санкций, вообще непонятно.
Свидетельство о публикации №216111901438
Ольга Не 19.11.2016 20:08 Заявить о нарушении
Ирина Буторина 20.11.2016 08:11 Заявить о нарушении
Ольга Не 20.11.2016 17:43 Заявить о нарушении
Ирина Буторина 29.01.2018 10:59 Заявить о нарушении