10. Снижение цен

10. Снижение цен

      В каждый год после тысяча девятьсот сорок седьмого года в Советской стране снижались цены на продукты. Это был чрезвычайно положительный момент в жизни общества. Он вселял в советского человека надежду, что с каждым годом жизнь будет лучше. Люди испытывали некоторую гордость за себя, что они пережили кошмарные дни войны, и чувствовали всеми фибрами души, что из нашей жизни ушли горе и страдание, связанные с голодом и гибелью родных и близких. И, наконец, это была благодарность правительству за то, что оно понимает, как трудно жить и выживать большим семьям, где много детей. А, в сущности, цены снижались, потому что они были чрезмерно завышены по отношению к себестоимости товара. Поэтому государство не терпело ущерб, а напротив, выигрывало баллы у населения в свою пользу.
 
     Особенно радовалась тётя Маруся, хлеб стал дешевым, и она покупала жмых для коровы, а ржаной хлеб с остатками еды, очистками использовался для скармливания поросёнка.

     Семья Карташовых жила трудно. Общий климат был напряжённым. Яков больше молчал, он совсем ушёл в себя. О том, чтобы жениться, не заикался, но сердит был на сестру безмерно. Он понимал, что из женитьбы мог получится цирк – какая женщина примет чужих детей, трёх сразу?! Но одному ему – холостяку было тоскливо, и плоть требовала своего. Он начал похаживать к одной вдове, приходил домой поздно, иногда навеселе. В эти минуты он был чрезмерно добр и был готов говорить с сестрой всю ночь откровенно и на любые самые острые темы. Но тётя Маруся уходила от него, не желая ничего слышать и категорически не разделяя его «вылазок». Но постепенно и она к этому привыкла. И когда он возвращался поздно, уже не смотрела на него строго, а только тихо говорила: «Иди-иди, Яша, спать».

     Дети росли, учились хорошо, в школе на них не жаловались. Самая старшая Галя поступила в политехнический институт в Ленинграде, уехала учиться, жила в общежитии на стипендию. Отец помогал иногда деньгами. Он очень любил её, так как она больше всех детей была похожа на свою маму: такая же голубоглазая и светловолосая, приветливая и щедрая на улыбку. Когда Галя улыбалась, казалось, что солнце светит ещё ярче. Трудности, которые испытывала семья, закалили детей: они все были жизнестойкими, как молодые сильные дубки.
     Трудности испытывала и другая семья, еврейская, в которой было трое детей. Но жена инженера Зинаида Исааковна с лёгкостью несла свой тяжёлый крест. Она доброжелательно относилась ко всем, и её никогда не видели, чтобы она раздражалась, кричала на детей. Говорила с ними она, как со взрослыми людьми, и дети понимали её с полуслова. Один раз только её увидели огорчённой и взбунтовавшейся, когда сын пришёл и сказал, что Костя из соседнего дома назвал его «жидом». «И ты стерпел?» - повысила голос она на сына, но тому показалось, что она кричала на всю улицу. «Только ты сам можешь поставить его на место». И сын понял. Когда в следующий раз он встретил длинноногого Костю, то схватил дубину и с криком кинулся на него. Тот от него бежал, как угорелый, и кричал: «Ты чего с ума сошёл?» Так Рудольф повзрослел, больше никогда никто не произносил это оскорбительное слово.

     Чтобы жене облегчить жизнь, Владимир Иосифович согласился взять в дом домработницу, девушку из деревни. Матрёна отличалась чистоплотностью, но была ужасно неловкой и нерасторопной. Всё делала медленно, как на замедленной плёнке. Однажды Лиза была у них в гостях и подвернулась ей под руку. А Матрёна держала чайник и налила кипятку девочке на грудь. Лиза закричала от боли, отдёрнула одежду от груди, но ожог всё равно получился сильный. «Мотя, какая ты неловкая», - упрекнула её хозяйка.

     Лиза лежала дома и плакала. Наконец, пришла мама и повела её к врачу. Врач-мужчина покачал головой, медсестра сделала повязку с мазью Вишневского. От мази стало приятно и не больно, но она ужасно пахла. Грудь стала потихоньку заживать. А Лиза с тех пор забыла дорогу в дом Люси, хотя ей нравился Люси старший брат Рудик, и она даже тайком вздыхала о нём.

     «Какой красивый брат у тебя!» - сказала она как-то Люсе. «Рудька?» - удивилась Люся. «Не знаю, мне кажется, он обыкновенный» - «Как же обыкновенный, когда он стройный, чернобровый, с чёрными, как агат, глазами. Играет на кларнете», - настаивала на своём Лиза. «Я бы хотела с ним дружить» - «Он ни с кем не дружит. Он волк-одиночка. Так он говорит про себя» - «Досадно это слышать, потому что я волков не люблю. Какое горькое разочарование. Придётся мне его разлюбить» - «Лиза, хочешь, я с ним поговорю» - «Зачем? Мне кажется, что я его уже разлюбила» -
«Как быстро у тебя это получается?» - «Не быстро, а трагично» - «Что-то не вижу следов большой трагедии» - «Потому что ты не психолог. А-то бы увидела рубцы от ран на моём сердце» - «Я всё-таки скажу ему, что ты в него влюбилась» - «Не забудь заодно сообщить, что всё уже в прошлом».

    Однажды Рудик и Лиза столкнулись в коридоре: лоб в лоб. Рудольф оглядел её с ног до головы и произнёс: «Елизавета, как ты выросла» - «Не подлизывайся, потому что я тебя уже не люблю» - «Кажется, я много потерял от этого» - «Ты мальчик, может быть, неплохой, но в тебе нет харизмы» - «Чего?» - переспросил Рудольф. «Харизмы», - повторила Лиза и огорчённо вздохнула. «Ну ты и выдумщица», - сказал мальчик. «Я не выдумщица, а реалист и трезво смотрю на вещи. Вот ты, что такое? Чем отличился?» - «Во-первых, я не что такое, а кто такой? Я человек, с характером и волей. Во-вторых, я ещё ничем не отличился, но, проявляя волю, осваиваю игру на музыкальном инструменте» - «Ах, да. Я совсем забыла, что ты у нас музыкант. Но всё равно ты мне не интересен» - «А ты, кто такая, чтобы меня осуждать?» - «Я девочка с косичками. Видишь, какие у меня косы?» - «Да, косы у тебя длинные, но только тонкие, как плети. Я бы не хвастался ими, а спрятал их куда подальше» - «Ах, ты ещё и в женской красоте абсолютно не разбираешься. Я разочаровалась в тебе полностью» - «Лиза, ладно, оставим этот разговор. Я тороплюсь на репетицию». Лиза тоскливо посмотрела ему вслед: «Музыкант. Потерянный человек».

     Дома Лизу ждала мама. Она купила дочке новые красивые красные ленточки, новую скакалку и мячик. Девочка обрадовалась покупкам. «Мама, - спросила она. – На это тоже снижены цены?» Анна Павловна рассмеялась, обняла и поцеловала дочку.
    

    

    
 

    
 
 
 


Рецензии