Кулинария и литература- этюд 1. -продолж. 1...

     В царской России, в 19-ом веке-золотом веке русской поэзии и прозы, и поэты и прозаики уделяли вопросам кулинарии большое внимание. Я уж не говорю о Пушкине с его пожарскими котлетами, пуншами и шампанским, с его блистательными описаниями пиров и просто процессов еды и питья и в его сказках, и например, в поэме "Евгений Онегин". Я не вспоминаю подробно Гоголя с его любовью к малороссийской кухне: я просто вижу перед собой  Тараса Бульбу и его соратников не во время боя, а на отдыхе среди еды и питья, я наблюдаю вместе с Вакулой за односельчаниным, поедавшим вареники с творогом и сметаной -в повести "Ночь перед Рождеством". Последующее поколение не отставало от великих в своей любви к еде и питью. Сухово-Кобылин и Александр Островский в своих пьесах прекрасно передали характеры своих героев не только через их реплики и монологи, но и через их разговоры по поводу питания домашнего и в гостях. У Достоевского, у Чехова о кулинарии говорится мало, но потому, что этих писателей волнуют иные проблемы. А между тем, если бы например у  Достоевского был бы хороший аппетит и финансовые средства, он возможно бы и не попал в кружок Петрашевского и соответственно не был бы приговорён к расстрелу, заменённому 10-летней каторгой. И уж  конечно не написал бы "Идиота" и "Преступление и наказание".

      Вообще, о влиянии еды, а вернее её отсутствия на политические события, в том числе и революционные, можно говорить много и долго. Достаточно вспомнить русский текст "Интернационала": ".....весь мир голодных и рабов". Голод- это движущая сила революции. И французские поэты и писатели такие как Гюго, Бальзак, Мопасан и многие другие в своих произведениях прекрасно показали моральную сущность уже начавшей разлагаться заевшейся буржуазии и простоту нравов недоедающих рабочих парижских предместьев и нормандских крестьян. Именно революционные события 1830 и 1871 годов, начавшиеся голодными бунтами, стали толчком для создания таких произведений как "Отверженные" и  "Милый друг".

      Двадцатый век в истории человечества начался очень мирно, если не считать поджогов крестьянами помещичьих усадеб в России, забастовок рабочих В Европе и в России и изредка линчевания негров в США. Главное, что не было больших войн между государствами. А почему? А потому что в принципе голодных не было, просто одни ели больше и лучше, а другие меньше и хуже. Это нашло своё закономерное отношение и в литературе разных стран того периода. О кулинарии в поэзии и прозе говорилось мало и чаще намёками. Даже у поэтов Серебряного века от процессов еды и пития как то пахло декадентством( "По вечерам над ресторанами"...). И только когда началась Первая мировая война, о причинах начала которой спорят и сегодня, а началась она в августе 1914-ого года, только когда эта война кончилась в 1918-ом году, и в определённой степени благодаря Октябрьской революции ( помните у Маяковского-"Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний приходит буржуй!"), только тогда  в Чехословакии Гашек  устами своего Швейка объяснил причину войны. А объяснял он её между прочим в пивной!

               
                ( окончание следует)


Рецензии