Первый класс - - -
Школьной формы у нас ещё не было и первого сентября мы шли в лучших своих одёжках с цветами в руках. А наши взволнованные родители несли за нами наши новенькие большие портфели с учебниками...
В нашем городке было всего три школы, - две школы были украинские, а одна русская, - она, наша школа, располагалась в здании бывшего костёла.. Этот костёл закрыли ещё до войны, после революции, а во время войны фашисты устроили там гестапо, где жестоко пытали партизан и кое кого из непокорного местного населения...
И ещё,- при немцах в городе очень сильно лютовали полицаи...местные хлопцы...Они хорошо наживались во время войны, мародёрствуя и собирая дань с населения...
После войны в костёле расположился горсовет, а потом это здание отдали под школу, так как в Малине оказалось много русскоговорящих...
После войны в город на фабрику приехало много русских специалистов, да к тому же сюда вернулись местные русскоговорящие евреи, которые вначале войны эвакуировались в Среднюю Азию... До войны многие из них учились в синагоге, что находилась на окраине города. Но после войны на месте синагоги построили два барака для военнопленных немцев...Немцев в этом лагере было немного и их после войны зачем-то очень хорошо кормили. В то время, как местное население сильно голодало и варило похлёбку из диких трав и всякой лесной подножной ерунды, немцев кормили белым хлебом и каши с мясом. Наши же пленные, выжившие в немецких концлагерях, возвращались домой больными и жутко истощёнными, а порой и инвалидами...
Пленных не любили, - они, как тунеядцы, целыми днями бездельничали, играли в карты, домино и сильно ругали местных жителей, обзывая их свиньями...
Что осталось после этих пленных немцев ? - два длинных барака, где потом поселили рабочих, да ещё булыжная мостовая с плохо уложенными камнями, по которым тарахтели лошадиные телеги да рычали, подпрыгивая, редкие машины-полуторки... Ходить по такой скверной мостовой было почти невозможно.. Поэтому ходили и ездили рядом с булыжной мостовой по песчаным дорожкам. Только в 60-м году дорогу асфальтировали и можно было нормально ходить и ездить...И в это время появились рейсовые автобусы, ездившие от фабрики до вокзала за 15 копеек.. Это были небольшие автобусы...первые автобусы в городе..Мы любили кататься на них..Это была роскошь для нас..И ещё мороженное...
По песчаной дорожке от фабрики до центра города и к школе мы шли в тот день, не замечая плохой булыжной дороги, - мы шли, полные ожидания чего-то необычного, яркого и потрясающего...Это был первый день нашей новой жизни !
Костёл стоял на самом высоком месте в городе и фасадом смотрел на реку и на фабрику, что находилась на другом берегу реки...
Вход же в школу-костёл был не с фасада, а со двора... Двор этот был большим, но половину этого двора занимало польское кладбище с очень высокими каменными надгробиями...Когда-то этими землями владели польские паны Радзивилы. Они и построили костёл...Но кто был похоронен около этого костёла - никто не знал...Но с этим кладбищем связано немало историй...
Мы же на такое мрачное соседство тогда совершенно не обращали никакого внимания и лишь потом, на школьных переменках, заметили эти каменные надгробия со странными надписями и всё-таки охотно играли среди этих памятников...После войны всюду было много могил в парках, в лесах, в огородах. Это потом их все перенесли на городское кладбище...
Только через пару лет, во время летних каникул, эти большие польские памятники выкорчевали и куда-то увезли, а мы на школьных переменках иногда неожиданно проваливались вниз, под землю... Дело в том, что там, внизу, под землёй, от костёла и до реки и под нашим обширным двором, находился подземный склеп с польскими гробами на цепя в глубоких нишах...
Об этом склепе в местечке ходили самые странные и страшные рассказы...
Наши мальчишки иногда спускались вниз через провальные дыры и
потом рассказывали всем жуткие истории, - и мы верили им, хотя это была настоящая брехня - это были просто мальчишеские выдумки ...
Но это всё было потом...
А в тот первый день сентября мы вошли во двор, что позади костёла и, толкаясь, стали разглядывать всех вокруг, - учителей, школьников и их родителей... многие лица были знакомы нам....
Но вот вышел Директор и зазвенел звонок...И все стали строится в ряды, образуя четырёхугольник...зазвучали горны, застучали школьные барабаны и когда всё, наконец-то, стихло, стал что-то говорить директор, а потом, после него стали выступать и учителя.
Наконец, эта торжественная говорильня окончилась и все шумно стали расходиться по классам ...
Нас, первоклашек, тоже куда-то повели, но не в двухэтажный белый костёл, а в одноэтажное небольшое здание, что напротив костёла, в бывший домик ксёндза.
Гурьбою мы поднялись по деревянному крылечку и вошли в большой, полутёмный широкий коридор, а уже оттуда нас ввели в комнату, в наш первый класс.
Весело и шумно мы кое как расселись по указанным местам, громко хлопая крышками чёрно-коричневых неудобных неуютных парт.
Вслед за нами в класс вошла наша первая учительница,- худая и некрасивая женщина с колючим взглядом тёмных строгих глаз и резким, голосом... Нам она сразу же не понравилось и мы, молча слушали её, с явным нетерпением ожидая, когда же нас отпустят домой...
Так с первого же дня нашего прихода в школу, большинство из нашей группы, стало отрицательно относиться к школе, к урокам и к учителям...
Но имя нашей первой учительницы мы, конечно, запомнили на всю жизнь, - Антонина Мартыновна Дымик.. Между собой все дети называли её "мартышкой"...Это было некрасиво, грубо и зло...
Мы не любили её, а она не любила нас...
Свидетельство о публикации №216111902165