Про любовь

"Про любовь"

Как тяжело со стариками.. Ведь совсем недавно, пожалуй, что и вчера, они еще помнили сколько им лет и какой был день недели..
Вот так и вчера - пустые глаза и утреннее , почти беспомощное тело.
И вдруг сквозь какие - то нелепые мамины монологи проскальзывает :

- Лежу по ночам, не сплю и все- все вспоминаю. Всю свою жизнь. Помню голодраное детство , всегда болеющую маму, помню, как , собирая в лесу ягоды, падала в голодный обморок.


Я снова раздражаюсь , потому что не верю в то, что старый человек может все осмысленно вспомнить и убедительно объяснить..

А спустя несколько минут с горечью и почти самобичеванием осознаю, , что это я глухая , что это я живу мимо жизни, замечая только свои переживания .

Я давно уже заросла непробиваемой чешуей. И все близкие, кто ещё совсем недавно был готов, не задумываясь отдать за меня свою жизнь, стали такими далекими.

Еду снова к матери.. Чтобы она сегодня, завтра и теперь уже всегда начала возбуждать во мне невероятную усталость от того, что я не могу ей помочь стать прежней.. Молодой и здоровой. Ненавижу себя... Замкнутый круг...... Замкнутый круг....

Год назад я нашла небольшой портфель с фотографиями моих родителей.. В детстве я могла рассматривать их часами..

Почти все черно- белые, за редким исключением..

Цветные фотографии мамы я видела , в основном, в журналах, где публиковали культурную жизнь нашей общей бывшей страны...
Гастроли, переезды, музыкальные декады, афиши с предстоящих или рецензии прошедших концертов..

На всех картинках она молодая, в национальных белорусских концертных костюмах, в составе хора или одна .. Коса до пояса.. Красавица!
Были фотографии из заграничной жизни. Декады белорусского искусства в Будапеште, какой- то студенческий слёт в Варшаве . Кемерово, Свердловск. И Вечная Москва.

Молодые артистки , сбившиеся в стайки , беззаботно болтающие ни о чем.

На самой любимой мной фотографии, мама -в узкой юбке до колена и кружевной белой рубашке с перламутровыми пуговицами. Сейчас снова такие в моде. На блондинистой голове - модная" Бабетта". Лицо прикрывают солнцезащитные очки в виде " кошачьих глаз" .
Высокий подъем и тонкую лодыжку украшают шпильки - лодочки с огромной пуговицей на перепонке . В 70- х они вышли из моды и стали моим детским приобретением.

Я шлындала в них, спотыкаясь на каждом шагу . , пока не сломала в туфлях супинаторы. Вместо праздничного платья я надевала мамину розовую комбинацию и так ходила по квартире.

Короче, " абсолютная Интура", - сказала бы я в своей молодости о маме, которую видела на карточках..

Папиных фотографий было меньше.. Почти на каждой из них он либо среди зрителей на спортивных соревнованиях, либо с друзьями- борцами на ковре.

Есть фотографии в видами Кавказских гор.
Минеральные Воды, Абхазия, какие- то родники и пещеры...На морских курортах он всегда за шахматным полем, начерченным прямо на асфальте..
Какие- то общие семейные карточки на морях с обезьянкой в моих руках, на надувных дельфинах и на озерах с прозрачной водой...
Я никогда не обращала внимания на сложенные в портфеле желтые бумажки.. Пока не выросла..

Год назад я их открыла..
Письма...
Их было несколько.. Не было в них никакой любовной лирики.. Сплошной быт.. " Я на гастролях, сегодня переезжаем в Целиноград. Принимали прекрасно, банкет после концерта был великолепным, столы ломились.
Первые секретари партии произносили в нашу честь здравицы! ",- писала мама... Сегодня снова приходили зеваки, не верящие в то, что у белорусских женщин бывают такие косы.. Меня показывали.. Я расплетала волосы , трясла головой и с чувством гордости выходила из гримерки, пока все остальные наши девчонки отстегивали свои прицепные шиньоны.
Кстати,Лева, у нашего танцора сперли с головы шапку. Наверное, твои бывшие охламоны-дружки.. "

Другое письмо было от отца...

"У нас все хорошо. Сьездил к матери в Бобруйск. Каждый вечер готовлю ужин, потом забираю Лешу из сада...Очень скучаю! Одевайся тепло! Мама ждет нас в гости!" ,- писал он.

Я часто размышляю ;как эти двое: Мужчина и Женщина могли встретиться? .

Не знаю..Мало ли бывает случайных встреч? Много...
Мог ли этот Мужчина встретить свою Судьбу в троллейбусе?
Конечно. Запросто. Особенно, если бы они были студентами .
Взрослые люди редко знакомятся в транспорте.. Мог ли этот Мужчина встретить свою Женщину в библиотеке? Думаю, да. Если они читают, пишут диссертации, интересуются палеоботаникой , теорией возникновения государства или научным коммунизмом..

Где может встретить свою Любовь Мужчина, просидевший в лагерях более 25 лет и только что освободившийся?
В воровской " малине"? Может. Особенно, если он и дальше видит свою будущую жизнь на лесоповале или на нарах в бараке..

Но в тот вечер, когда этот Мужчина, впоследствие ставший моим отцом , встретил свою Женщину , ставшую его путеводной звездой; он понял,что вся его жизнь будет круто повёрнута в сторону, где нет больше колючей проволоки, лая собак и ударов в висячую рельсу..

Их встреча была судьбоносной и сначала была похожа на какофонию, в которой нет ещё совсем никакой божественной гармонии, но в ней самой уже заложено ожидание страсти и предвосхищение счастья.

Место , где они встретились есть в Минске и сейчас.

"Театральное".

Обычное кафе . Теперь уже совсем другое.

Как наше бытие, , которое переменилось за короткий жизненный цикл до степени ненаучной фантастики..

Нет в этом помещении ни духа романтизма, ни какой- то винтажно- щемящей грусти, нет ничего из признаков того времени, нет смысла, который когда- то несло его название.. Как здесь было тогда мне и спросить не у кого.. Кто это сейчас вспомнит?!

Мама говорит, что мой отец пришёл в кафе с другом после концерта Кубанского казачьего хора.

Я вдруг подумала: откуда такое странное желание у взрослого мужчины, просидевшего столько лет в колонии и разводившего всех по" правильным мастям" , слушать хоровое пение?!

- Мама, хочешь сказать, что он вправду интересовался искусством?

- Почему тебя это удивляет? Он специально летал в Москву, чтобы послушать Иму Сумак.

Видимо , было в отце какое - то скрытое желание и жадность познавать жизнь, которой он столько десятилетий был лишён. И я поняла, что в человеке это либо заложено и обязательно разовьётся в непреодолимое стремление испытывать удовольствие от катарсиса , сопровождающего настоящее искусство, либо не заложено родительскими генами , и тогда он навсегда так и останется мелким уличным щипачем, мечтающим о тёплой баланде в лагерном бараке..

В связи с этим вспоминаю своё раннее детство.
Было мне около восьми лет, когда по- детски спрятавшись под столом и разглядывая брошки на туфлях соседок, я впервые услышала от папы:

- А знаете, я только сейчас задумался о смерти. Когда- то я прочитал воспоминания жены Карла Маркса Дженни Маркс и согласился с её мыслью о том, что человек остаётся человеком до 62 лет.. Потом неизбежно наступает старение и всё.. Человек уже не человек, а простое тело, которое ест, пьёт, спит и ждёт смерти. Если у человека нет стремления и сил , чтобы радоваться прекрасной картине или скульптуре, то зачем жить вообще?

- Левочка, дорогой,- весело подхватила папины слова наша многолетняя соседка Лариса Петрякова, желая превратить все в шутку.,-А что же делать тем, кто , дожив до 62 лет все ещё не умер?
- - Покончить с собой,- не задумываясь ответил папа..

Я сидела под столом, боясь пошевелиться, чтобы не обнаружить себя и плакала, глотая слезы. ..
- Как же так,- думала я, - Сейчас моему папе почти пятьдесят лет.. Это что же?! Через 15 лет он повесится? Какой ужас!-, мучалась я, вспоминая , как хоронили моего одноклассника, случайно удушившегося , балуясь с веревкой...
- А может быть он вылетит с балкона, как другой мой друг- мальчик, который не в силах был терпеть пьяные драки своих родителей?!

Я жила с этим знанием и невыносимой болью ещё долго, вплоть до папиного 62- летнего юбилея..

Только тогда я поняла, что у отца началась совсем другая, очень активная и насыщенная событиями жизнь, где он был во многом "сам себе дирижером".

Мама всегда хотела жить, была беззаботной, никогда не рефлексировала и с того момента, как папа достиг своего" взрослого совершеннолетия", напрочь перестала интересоваться "сколько стоит пресловутая бутылка кефира",

Потому что отец стал кормить не только нашу семью, но и семью маминого взрослого сына Алексея. Папа никогда не отказывал в помощи и маминому брату Василию, потому что считал его судьбу трагической и в чем- то похожей на свою.
Разница была лишь в том, что отец был в лагерях, а Васю немцы во время войны угнали на работы в Германию.

Но вернёмся к знакомству моих родителей...

В ранней молодости Мама работала в Театре Оперы и балета. Там была репетиционная база их хора. Она закончила рабочий день и решила поужинать с подругой. Молодые женщины.. Немногим за 30. У мамы за плечами была уже целая судьба..

Когда она встретилась с моим отцом в" Театральном " кафе , то на её плечах был уже ребенок от мужчины, который до встречи с ней был неоднократно женат и имел взрослого сына от прежней жены.

Моя мама - певица , талантливая, яркая. Её первый гражданский муж , красавец Михаил , жил всегда абсолютно свою жизнь.
Когда- то он танцевал , поэтому , дожив до 36 лет , как и положено артистам этого жанра, вышел на пенсию.
Пока мама гастролировала, он принимал в гостях её подруг.

На ней он так и не женился.. После расставания имел ещё четырех женщин, с которыми строил семейную жизнь " до гробовой доски" .
И только с последней , пятой , все- таки посетил ЗАГС.

Миша умер в 51 год.. Так больше никогда и не встретившись с той, которая взяв их общего сына Лешу, навсегда ушла к человеку, который кроме своих чувств предложить ей больше ничего не мог.

Папа до встречи с моей мамой официально женат не был..
Мне он всегда говорил одно и то же :
-В нашей семье женятся только один раз! Навсегда! Запомни это!

Я это запомнила... Но ровно до той минуты, пока не увиделась в Израиле со своей теткой( папиной сестрой), которая возьми , да и ляпни мне:
- Кто женится один раз?! Лева, что ли?! Так его "бывшая "до сих пор работает заведующей столовой в Политехническом институте.
-Где?,- удивилась я .
- В Минске. Была и другая жена, но давно. Всех он брал с мальчиком и очень хорошо к ним относился
" Фигасе! Однолюб!,- веселясь подумала я тогда.,-С какими такими мальчиками?

- У всех его женщин были маленькие сыновья.. ,- сказала папина родная сестра, переворачивая страницу альбома.
-Тетя , Роза! А чего он не жил со своими бывшими возлюбленными?
- А хер их знает,- не церемонясь излишне , говорила тетя Роза. Всем этим паскудам всегда что - то надо было. Вечно говорили ему:" Мало приносишь!" . А что он мог им приносить , если он освобождался, а на работу его не брали, потому что сидел ? Он мог приносить только то, что украдёт. Так и жил : украл- сел. Вышел- работы нет. Пошёл по новому кругу..

Замкнутый круг.. Замкнутый круг .. ,- Не разорвать. -, повторяла я , почти не слушая Розу.

- Подумай сама,- прервала она ход моих мыслей о безнадёжности центростремительной силы.. ,- Как он мог украсть, чтобы содержать этих сучек? Он был настолько приметный из- за бельма на глазу, что появись он в обычном рейсовом автобусе, где кто -то взрезал чужой карман, как его тут же заметали и давали новый срок.
И неважно участвовал он в этом ограблении или нет.. Главный принцип поганой советской власти: " Был бы человек, а статья всегда найдётся", написан как будто под него..

Сидел, значит ещё раз пойдёт по этапу. Нет в городе Лёвы- менты загорают и получают очередную галочку за пойманного рецидивиста- бунтаря.. Тем более " вора в законе"! Вот такой замкнутый круг...

Мда... И снова этот Замкнутый круг.. Замкнутый круг.. Попробуй разорви....

Я и сама читала в разных статьях , что папа сидел более 30 лет.. Чуть позже, когда я уже освоила простые цифры, то моя логика никак не могла дать мне правильный ответ:" А как можно сидеть 30 лет, если в 38 ты встретил женщину, а в 39 у тебя родилась дочь?! В 8 лет что- ли сел?!

Именно с этой самой поры я стала понимать, что в основном всё, что пишется в газетах , имеет под собой не просто непроверенные факты, но и непоправимую поломку в понимании причинно- следственных связей.

Совсем недавно я спросила маму:

- Как ты могла ответить ему взаимностью?! Он же не красавец! Бельмо на глазу.. Резкий, вспыльчивый
- Доченька ! Когда мы впервые увиделись , он передал нам с подругой за стол бутылку вина, потом подошёл его друг и сказал, что со мной хотят познакомиться.. Я согласилась.. Что я могу тебе сказать.. ? Твой отец никогда не был нахалом.

- И что дальше, мама? Ты согласилась с ним встречаться? А как же ребёнок? У тебя же был уже семилетний Леша...
- - Сначала я согласилась пойти с ним на концерт, не помню даже на какой.. Он пригласил сразу же.. Кажется какой- то хор выступал..
- Хор?! Хочешь сказать, что он интересовался хоровым пением?
- - Он интересовался всем! Доченька, ты наверное забыла. Мы никогда не пропускали ни одного концерта. На фестиваль " Белорусская музыкальная осень" мы брали тебя, ещё маленькую, всегда с собой.

- Да! Это- правда.. Всех югославских звёзд я знала наизусть. Радмила Караклаич, Микки Евремович..
Концерт Софии Ротару я смотрела в детстве..- Мама! А что было потом?! Как он ухаживал за тобой?!
- - А он не ухаживал. Он мне проходу не давал!
- - Как это?! ,- переспросила я..
- А так.. Я еду на гастроли в Харьков, он за мной! Я в Москву, - он уже там, с билетами на наши концерты.

- - Мама! А что твой бывший?! Он знал, что папа ухаживает за тобой?!
- А что мой бывший?! Ничего ! Я на гастролях, Лёша в круглосуточном саду, а Миша круглосуточно с Лешиной воспитательницей..

- А потом?! Что было потом, с папой?
- А потом был Ташкент.. Мы поехали с делегацией на декаду Белорусского искусства.. В апреле 66. Ехали поездом несколько дней.. Артистический поезд- это особенное мероприятие. Ехать долго. Мужики играют в карты, женщины стирают трусы и чулки в вагонном туалете, потом на растянутые веревки все развешивают.
Я даже умудрилась загореть, выходя на каждой станции и подставляя морду к солнцу. Когда Цитович меня увидел, то приказал всему женскому составу сразу по приезду идти загорать.
- Имейте ввиду, к Правительственному концерту, чтобы рожи у всех были, как у Рипины! А то будете стоять на сцене все серо- буро- малиновые ,-громко приказал он , проводя последнее собрание в вагоне.Приедем домой- поубиваю,- завершил он, глядя на пустую тару, лежащую на полу плацкарты.

На каждой станции хлопцы докупали бутылки и все по кругу.. Самые приличные сидели в вагоне- ресторане.
Короче, все уже пьяные, хохочем , травим анекдоты.

Поезд медленно подошёл к к перрону. Мы выставили морды в открытые шторки ; и я вижу в окне Батьку.
Грязного, всего какого- то оборванного, туфли в говне.. Я отпрянула, чтобы он меня не заметил .. Стыд- позор.. Я повернулась к своим девчонкам :
- :" Посмотрите на это страшилище и засранца.. Позорище! Пошлю его прямо сейчас же на хер! " -,

- Рипина,- отвечают мне подруги, Дурёха! " С лица воды не пить" ! Кто за нами так ездит по городам и весям, как Лева за тобой? Не делай глупости. Иди к нему. Не будет больше у тебя такого мужчины. Поверь!

Мы высыпались из поезда, я подошла к нему и сразу начала с речитатива,- заулыбалась мама,:
- Какого черта ты припёрса в Ташкент? Посмотри на себя! Где ты валялся? Лучше бы к бабе какой пошёл! Она бы тебя хоть отмыла!
- Рипуся! Ты разве ничего не знаешь? ! ,- ответил отец.
- Что я должна знать? Что ты шлялся непонятно где?! Посмотри на себя! Где ты был?!
- Так здесь страшное землетрясение! Люди погибли. Пойдём в город . Ты все увидишь! , ответил Папа..
- Какое землетрясение? Зачем ты мне врешь?! Привык там у себя на зонах " мастырить"
- - Какая же ты сука! ,- выдавил он..

Мама все годы вспоминает именно эту" суку", как самое первое обидное слово во всех их многолетних отношениях!

Почему? Она и сама не может это обьяснить... Может быть впервые столкнулась с " прозой жизни" в исполнении казалось бы" идеальной натуры" ..

С вокзала они вышли в город. Тогда же мама впервые увидела в своей жизни настоящий ужас .
Она пережила войну, была в оккупации. Но в её селе не было партизан и потому немцы не лютовали...
Не было погибших, застреленных и замученных..

А тут Ташкент. Кромешный ад.. Сложенные дома, кричащие дети, на улицах разбросанные повсюду вещи, нехитрый скарб, ранее называвшийся чьи- то имуществом..
И земля.... Страшно Гудящая под ногами земля.... Проваленная во многих местах, зияющая внизу чёрной пустотой..

Вышедшие из домов несчастные люди, разжигали костры прямо на площадях . Кровати, палатки, куча одеял...
- Лева! Что это?,- с ужасом спросила мама, провожая взглядом мчащиеся машины скорой помощи..
- - Раненых возят. Ночью были мощные толчки. Много погибших..
- - Куда ты меня ведёшь?!
- - Здесь недалеко. Я снял комнату для нас! Завтра у тебя концерт. А сегодня переночуем вместе. Я так долго ехал к тебе...
Отец отлично знал город. Ведь он провёл здесь почти все годы военной эвакуации..

Артисты, приехавшие на декаду жили в гостинице. Но , увидев моего отца , встречавшего на перроне маму, Цитович( который руководил тогда Государственным народным хором Белоруссии ) отпустил её на ночь.

Влюблённые пешком пришли в дом, где еврейская семья , имевшая двоих маленьких детей, сдала папе на 2 дня комнату.
Ночью снова стало трясти. Страшно трясти..
Обезумевший от ужаса хозяин квартиры Мойша , выпрыгнув из кровати в трусах, закричал Своей жене:

- - Сара! Хватай документы , кольца из тумбочки и прИгай немедленно на улицу! Азохен вей! Что это творится на наши бедные еврейские головы?! Такого ужаса нам не делали ни проклятые махновцы, ни эти фашисты из Гестапо.......

Сара, схватив паспорта и скудный золотой набор ввиде старых зубных коронок, оставшихся в наследство от предков, а также нескольких золотых царских монет, выбежала на улицу.

Выскочили во двор и мои родители, взяв самое дорогое из квартиры : детей Сары и Мойши. Отец нёс на руках мальчика , а мама девочку.
Видимо, имея житейский опыт невероятной концентрации в тяжёлых ситуациях, отец понимал, что нужно делать в первую очередь, не теряя головы...

Рано утром давали Правительственный концерт. Мама рассказывала, что оркестр играл, хор пел, а огромная хрустальная люстра, венчавшая помпезный концертный зал, тряслась и грохотала всеми своими стеклянными каплями..
Страх. Под ногами шевелится сцена, стены ходуном...
В какой- то момент в зале закричали.

Оркестр замолчал . Стало тихо .
Первый секретарь Партии Узбекистана, сидевший в правительственной ложе , встал и уверенно произнёс
-Товарищи артисты и зрители. Ситуация не опасная. Не поддавайтесь панике. Продолжаем концерт!
И хор всем своим многоголосием вновь грянул под оркестр народных инструментов..

Десять дней , которые должны были потрясти узбекских зрителей белорусским искусством, превратились в 10 дней, которые потрясли всех, кто прошёл этот ад.

Делегация уехала, а мой отец остался в Ташкенте. Нельзя было купить ни одного обратного билета. Люди бежали..

Папа прикрепил на лацкан пиджака значок " мастер спорта по шахматам" . Где он его взял, равно, как и удостоверение к нему - не знаю.
А спросить , я постеснялась.
Знаю, что он пошёл сначала в железнодорожные кассы к коменданту..
Но там взять билет на обратную дорогу не получилось. Он метнулся в аэропорт , где рассказал красивую историю, начальнику аэропорта.
- Видите ли, я- мастер спорта по шахматам, приезжал к невесте в Ташкент , а уехать обратно не могу. Завтра я должен быть в Москве, потому что играю ответственный матч. Если я его сорву, то у вас могут быть большие проблемы. .

- Как вы мне все надоели! Всем надо уехать. Правильно. Всем страшно! Один я должен стоять здесь мишенью ... Давайте, режьте меня без ножа, если раньше я не провалюсь в эту геенну огненную., причитал офицер..

Обратный Билет был в кармане.

." Долечу ближайшим рейсом хотя бы до Москвы, а потом уже " на перекладных" доберусь до Минска и встречу артистический поезд на Минском вокзале",- думал отец, восхищаясь собственными аферистическими способностями.
..
- Папа! А как это вот так легко тебе могли поверить?!,- спрашивала я его много лет спустя..
- - Доча, а это во многом зависит от того, как ты это произносишь.. Я вспоминаю случаи, когда мы с друзьями звонили в самые лучшие театры и говорили
- Добрый день! Вам звонят из горкома партии. Моя фамилия Круглов. Сегодня к вам придёт командировочный, приехавший в Москву на конференцию по линии партии. Сделайте ему 2 билета брони на фамилию Сидорин.."
-
- А если бы не поверили!?,- продолжала я
- - А кто осмелится перепроверить секретаря горкома партии... ?! Его звонок- это приказ! Если не выполнишь, то завтра уже не будешь работать в театре на ответственной и кормящей тебя работе... Чистый Блеф. Но в такой стране , где Секретарь партии царь и Бог - это работает!

В Минск из Ташкента отец вернулся раньше, чем туда приехала поездом мама.. Он встретил её и там..

С той поры они стали неразлучны. Мама забрала своего сына Лешу и они поселились с моим папой на съемной квартире... Комнату сдавали алкаши, которые по ночам выясняли отношения с помощью мордобоя.
... Лет в 25 я открыла мамин паспорт, внимательно полистала его , а потом задала вопрос:"
- Мама ! Я увидела , что замуж за отца ты вышла , будучи беременной мной... Заканчивался седьмой месяц! Как ты могла так рисковать? У тебя же был ещё один ребёнок? А если бы отец на тебе не женился?
- - Как это не женился бы?! Это исключено. Я ему верила.. Просто верила и всё.. Он был очень чистым человеком внутри. И очень порядочным..
- - А если бы он снова сел?! Чтобы ты делала ?! С двумя- то детьми?!
- - Так он же дал мне слово, что никогда больше не сядет! И если бы его посадили, то как бы он смотрел мне в глаза! ?
- - Боже! Какая же ты наивная дура ! Он бы вообще не видел твоих глаз.. К тебе пришёл бы сержант Головенкин и отрапортовал" Не жди его , мама, " хорошего сына"...

Мама только пожала плечами.

И я поняла, что она никогда в своей жизни не рассматривала такой вариант.. Жаль, что я могла так думать об отце.

Когда я родилась, то меня принесли в эту самую съёмную квартиру.
Первой моей кроватью было хозяйское оцинкованное корыто. В нем я проспала несколько месяцев. А мама не спала ночами, потому что отгоняла от меня клопов, которые лезли из всех щелей этого убогого приюта.
Так начиналась их жизнь.. Обычная, трудная семейная жизнь среднестатистических советских людей.. Я помню, что отец жил только для неё и ради неё. У мамы было все лучшее. Одежда, обувь. Немного.. Но было.
- Мама! Как вы жили ? , - поинтересовалась я недавно.
- - Очень тяжело жили сначала. Но отец всегда зарабатывал . У нас всегда были деньги. Я и мои дети ни в чем не нуждались.

Спустя много лет я поняла почему мои родители прожили вместе так долго...
На одном из юбилеев Мама впервые подняла тост за папу.. Обычно она слегка иронизировала, чем часто обижала отца, но за 2 года перед его смертью, на его 75- летнем юбилее сказала:"
- Левочка! Спасибо тебе мой друг за прожитую жизнь. За все то то, что ты мне дал. Я увидела мир, я познакомилась с твоими друзьями, настоящими и честными людьми. Ты поднял моего сына, мы родили с тобой прекрасную дочь. Я понимаю почему за нашим столом сидят лучшие люди из разных стран: весь наш путь был подъемом. Я поднимала тебя, а ты меня.

Как же правильны были её слова. Людям необходимо все- таки иметь общие цели и задачи. Тогда постоянно идёшь на свой Эверест, не давая упасть тому, кто отдаёт тебе любовь, ласку, нежность.
Отец обеспечил маме материальное благополучие. Она никогда не думала о том, что ей нечего будет поставить детям на стол.
Мама в свою очередь круто изменила жизнь отца. Он поверил Женщине, которая подарила ему единственного ребёнка, ради которого он уже обязан был жить по- иному. И несмотря на то, что они почти каждый день выясняли кто из них главнее и кто кому помог стать на правильные жизненные дороги, все равно они были" одной сатаной". Теперь я точно знаю, что разные люди вместе не живут.

На предплечье моего папы была единственная татуировка: прелестная головка молодой девушки рядом с головой лошади. Сверху этот дуэт венчала подкова... Совсем недавно мне сказали, что это символы веры в свободу , удачу и надежда на судьбоносную встречу с единственной и любимой на всю жизнь женщиной.. Отец сделал эту татуировку в ранней молодости, в лагере.
Она не была видна даже под коротким рукавом его рубашек. Ведь набивалась она не для красоты , а в связи с тем многолетним ожиданием , которое он носил в своём в сердце ...

Поминальный вечер...

Отец ушёл.
Собралось более 100 человек. Все, кто его знал. Многолетние друзья.. Родные, близкие люди. Мама пела.. Пела в его честь, в его память... Ранее я никогда не слышала именно эту песню.. Когда- то ее пела Клавдия Шульженко." Старые письма". Стихи написал В. Крахт..

В запылённой связке старых писем
Мне случайно встретилось одно,
Где строка, похожая на бисер,
Расплылась в лиловое пятно.
Что же мы тогда не поделили,
Разорвав любви живую нить?
И зачем листкам под слоем пыли
Счастье наше отдали хранить!

Припев:
Хранят так много дорогого
Чуть пожелтевшие листы,
Как будто всё вернулось снова,
Как будто вновь со мною ты!

Все давно прочитаны страницы,
Я не знаю только, почему,
Сердце, точно раненая птица,
Тянется к измятому письму.
И как будто позабыв разлады,
Ты мне улыбаешься опять...
Почему?.. Нет, никогда не надо
Письма наши старые читать.

Почему мама решила спеть именно этот романс- не знаю..
Она вышла на сцену, где стоял огромный букет роз, принесенный для для нее их общими друзьями.
Цветы стояли почему- то в большом ведре.
Я не помню, чтобы она пела так проникновенно , вдохновенно, эмоционально, абсолютно чисто и честно.. Гости плакали... Она закончила ,вдруг ведро перевернулось и огромный будет роз упал прямо к ее ногам..
Зал ахнул, потом абсолютно звенящая тишина и ропот... "
- Это от него! Он слышит ее!"
- Случилось Какое- то соединение энергий, разлученных сердец и щемящей, но светлой тоски...

В моем доме есть традиция.. Если мы с мужем садимся за стол, то лучший кусок я всегда стараюсь положить ему( не детям!) , а он всегда мне напоминает:"
- Я знаю, что ты хочешь сделать мне приятное. Но я не возьму , потому что в твоём доме лучший и первый кусок отец всегда отдавал жене. Нет смысла менять эту давнюю традицию.

Сейчас я на месяц уехала из Израиля. У меня сложная жизнь. Я должна быть в разных странах.. Но даже тогда, когда меня нет , Глеб снова едет к моей маме в небольшой Израильский городок и везёт ей лучший кусок.. Потому что и вправду:Нет смысла менять эту давнюю традицию...
- Замкнутый круг... Замкнутый круг.....


Рецензии