О воздушных шариках

Сегодня волею судеб я играла в группе с детьми 2-3 лет. У одной из девочек был день рождения и мама принесла гелиевые шарики всем детям в группе. Один мальчик отпустил шарик, и я, предвещая крики по поводу упущенного шарика попрощалась с шариком и помахала ему вслед. Детям это понравилось и они помахали тоже и поочередно стали отпускать шарики, с которыми мы все попрощались. Очередной раз мне подумалось о том, что реакция окружающих дает нам возможность выбирать нашу собственную. Например, что было бы, если вместо прощаний, вслух за шариком полетели фразы о невнимательности ребенка, о том, что он потерял свой шарик и вообще все сохранили, а он такой растяпа. Наверное другие дети, услышав такое не стали бы отпускать свои шарики.
Для меня это про опыт потери, наверняка не первый и не самый значительный, но переживать позитивный опыт потери, как мне кажется, важно. Всё заключается в мелочах. Ведь мы тоже по прежнему откликаемся на то, как оценивают наше поведение - кто-то в большей, кто-то в меньшей степени.

Часть вторая.
Среди детей оказался мальчик, который не отпустил свой шарик, сохранил его и крепко держал. Другие дети, конечно же, имели виды на этот шарик, потому что всем хочется и даже на какое-то время этот шарик в восприятии взрослых оказался общим и недоступным для всех, чтобы дети не спорили кому он достанется. Момент несправедливости был тогда, когда этому ребенку предложили поделиться шариком (конечно же с девочкой, с мальчиками можно не делиться), но он не стал этого делать, в последующем было объявлено, что шарик принадлежит сохранившему его, а все упустили свои и всё.
Самый опасный для меня момент был в том, что ребенку предлагали отказаться от того, что он сохранил сам, да ещё и разделить это между другими, причем то, что неделимо.
Конечно, это все мелочи, но из них всё и складывается. И наш жизненный опыт, в механизмах не сильно отличается от механизмов 3х летнего ребенка. По прежнему все стремятся распоряжаться нашими ресурсами, навязывают свои правила игры. Из нейтрального опыта, из нашего опыта делают трагедию, тем самым навязывая негативные переживания, которые легко можно обратить во что-то приятное.
Каждый раз я поражаюсь как общение с детьми учит меня наблюдать за собой и за другими взрослыми. Дети прекрасные учителя, хоть того и не осознают. Наверное, так и каждый из нас в какой-то степени учит другого чему-то хорошему и придает сил не замечая этого.


Рецензии