Восточный базар и прочие казусы сценарий

ИНТ. КВАРТИРА, кухня - день
АЛЯ (24 года) садится за обеденный стол, за котором сидит МАМА АЛИ (45) и пьёт чай.
АЛЯ
Мам, что это за фотография появилась в альбоме?… Я её раньше не видела.
Мама али
Бабушка передала нам на хранение. Выпала из книги… Потерялась давно, вот теперь, слава богу, нашлась. Моя бабушка и её брат, помнишь, я тебе рассказывала?
АЛЯ
Так это они?… То-то я смотрю, они мне кого-то напоминают!
(улыбается)
Родственники, значит.
МАМА АЛИ
Да, родственники.
АЛЯ
Может, всё-таки, заняться поисками?
МАМА АЛИ
Займись, дело хорошее… Только не понятно, где искать…
АЛЯ
Ну, для начала можно залезть на сайты архивов, некоторые уже открыты. А потом есть специальные сервисы.
МАМА АЛИ
Ты время представляешь себе какое было? Начало двадцатых… Кто тогда вел архивы?… Хватали стариков и детей и бежать…
АЛЯ
Ну бабушку же не схватили… Оставили…
МАМА АЛИ
Оставили, потому что заболела накануне, плоха была… Да никто и не собирался её оставлять надолго… Я же тебе рассказывала…
АЛЯ
Мам, да я помню прекрасно… Только у меня в голове не укладывается, как можно оставить ребенка…
МАМА АЛИ
Ты притчу о двух матерях, пришедших к Сломону делить ребенка, помнишь? Ты бы предпочла, чтобы он был с тобой, но не известно - довезли бы?… Или далеко, но живой?…
АЛЯ
Ну да… Альтернативы не было…
МАМА АЛИ
Вот-вот… Поэтому бабушку и оставили с тёткой, папиной сестрой, а брата увезли… Займись, хорошее дело… Обрезковы - фамилия не сильно распространённая. У меня не получилось, может у тебя получится…
АЛЯ
А что ты доподлинно знаешь? Что бабушка точно рассказывала?
МАМА АЛИ
Ну какое тут «доподлинно» может быть, ей тогда пять лет было… На пароходе - в Константинополь, а дальше - в Европу… Добрались ли, кто знает?
Мама Али встаёт из-за стола. Аля продолжает сидеть.
Инт. Квартира - день
Аля достаёт из шкафа две кофточки и брюки, складывает их в рюкзак. Мама Али стоит у стола и смотрит на фотографию в семейном альбоме. На старой потертой фотографии: маленькие мальчик (7 лет) и девочка (4 года).
АЛЯ
Мы познакомились с ним на том самом поисковом сайте,  где разыскивают родственников. Зацепились на поиске контактов русского кладбища в Старом городе. Он из Франции, тоже кого-то там разыскивал. Заодно поупражнялись я - во французском, а Алекс - в русском, хотя мы быстро перешли на английский.
Мама  АЛИ
Почему ты так быстро сорвалась? Ты же не собиралась ехать в Старый город сейчас?
АЛЯ
Алекс едет туда на пару дней. Что-то произошло с его отцом, он там отдыхает. Я ничего точно не знаю, но, кажется, ничего страшного. И потом, я, наконец, нашла хоть какие-то следы Обрезковых. Помощник настоятеля храма при русском погосте написал мне, что там есть могила некого Обрезкого, инициалы стерлись со временем… Мам, больше ничего не знаю, хочу разобраться на месте.
МАМА АЛИ
За тебя не волноваться?
АЛЯ
Мам, ну я не маленькая уже! И Алекс обещал мне помочь. Он там тоже кого-то разыскал на этом кладбище. Не беспокойся, я справлюсь.
МАМА АЛИ
Как же вы с ним  встретитесь?
АЛЯ
(смеётся)
А мы договорились о явках и паролях.
Аля складывает в рюкзак косметичку и планшет.
НАТ. ВОСТОЧНЫЙ ГОРОД - БАЗАР, около лавки - УТРО
Аля рассматривает товар, выставленный на улицу и разложенный на прилавке. Аля окружена ГРУППОЙ ТУРИСТОВ, разговаривающих по-французски. Группа туристов заходит в лавку, Аля остаётся одна около прилавка. У неё за спиной стоит высокий мужчина в помятой, нечистой одежде, с многодневной щетиной на впалых щеках (ПОЛЬ СИМОН, 55+), которого Аля не видит.
ПОЛЬ СИМОН
(по-французски, за спиной Али)
Мадмуазель! Мадмуазель! Почему вы мне не отвечаете?
Аля оглядывается и видит Поля Симона, который растерянно смотрит на неё.
АЛЯ
(по-французски)
Простите?
ПолЬ СИМОН
(по-французски)
О! Мадмуазель! Извините, я ошибся!
Поль Симон смущен.
ПОЛЬ СИМОН
(по-французски, с надеждой в голосе, продолжая)
Мадмуазель, вы говорите по-французски?
АЛЯ
(по-французски)
Немного. По-английски гораздо лучше.
ПОЛЬ СИМОН
(по-французски)
Проблема… Я не говорю по-английски совсем…
Мадмуазель! Может, вы знаете ещё какие-нибудь языки?
АЛЯ
(по-французски)
Я знаю русский. Это мой родной язык.
ПОЛЬ СИМОН
(по-русски, с лёгким акцентом)
Да? Тем проще.
Мадмуазель! Мадмуазель!… мне неловко, но не могли бы вы мне помочь?.. Дело в том, мадмуазель, что знакомая, с которой я вас спутал, имела это намерение… Извините за столь высокопарный стиль. Я давно не говорил по-русски…
Мадмуазель, не угостите ли вы меня чашкой кофе?…
(Поль Симон трёт затылок)
Здесь за углом варят отличный кофе… Мадмуазель, с которой я вас спутал, намеревалась угостить меня им… Я, увы, безнадёжный кофеман, мадмуазель…
Аля расстерянно смотрит на Поля Симона.
АЛЯ
Ну, почему бы и нет?
(улыбается и тоже трёт затылок)
Здесь становится жарко и хочется пить. Пусть это будет кофе, мсье.
ПОЛЬ СИМОН
Поль… Поль Симон… так меня зовут, мадмуазель.
А вас, мадмуазель?
АЛЯ
Аля. Просто Аля.
ПОЛЬ СИМОН
Просто, мадмуазель, это фамилия?
АЛЯ
(улыбается)
Нет, мсье, и даже не прозвище.
ПОЛЬ СИМОН
Ну, хорошо, просто Аля, пойдёмте выпьем кофе?… извините, но за ваш счёт…
Поль Симон вздыхает.
НаТ. Восточный город - кафе - утРО
Аля и Поль Симон сидят на низком топчане. Перед ними кофейник и две чашки.
ПОЛЬ СИМОН
Нектар, мадмуазель, божественный нектар…
Я совершенно не могу жить без кофе… это моя маленькая большая слабость, мадмуазель… если так можно сказать по-русски…
АЛЯ
Кстати, по-русски… Вы прекрасно говорите на моём родном языке. У вас немного архаичное построение фраз и слышен слабый, почти незаметный акцент, но в целом просто отлично.
ПОЛЬ СИМОН
Но это и мой родной язык, мадмуазель. Для начала позвольте перед вами извиниться. Дело в том, что мы очутились в столь приятном и божественном месте не совсем по вашей воле… У меня есть сын, мадмуазель, Антуан. Это бедовый мальчик. Кажется, есть такое русское выражение. Я прав?
АЛЯ
Есть.
ПОЛЬ СИМОН
Так вот, мой сын Антуан, мадмуазель, с детства был непоседлив и изобретателен. Это сейчас не очень важно, но важно другое: в юности он начитался дон-жуанских техник соблазнения и кинулся применять их на практике. Ничего криминального, мадмуазель, уверяю вас. Девушки часто были рады с ним знакомиться… да… Но сейчас не об этом… Антуан обо всех своих познаниях делился со мной. У нас хорошее с ним взаимопонимание, мадмуазель, он хороший мальчик… хоть и бедовый, я уже это говорил…
Аля смотрит на часы.
ПОЛЬ СИМОН
Вы торопитесь, мадмуазель?
АЛЯ
Немного. У меня еще есть несколько минут. Но потом я убегу.
ПОЛЬ СИМОН
Мне хватит времени, чтобы объясниться, но не на приключенческую историю, которая со мной случилась, увы… Да, Антуан… И вот, когда неделю назад я очутился в столь плачевном положении… к слову, меня ограбили, да… подчистую… Есть такое русское выражение?
(горько ухмыляется)
Ну да… Я вспомнил о науке Антуана и решил применить её на практике… Ничего криминального, мадмуазель, кажется, я уже уверял вас?..
Мадмуазель, с которой я вас спутал, подалась на моё «книжно-вычитанное» обаяние и угостила меня чашкой кофе… Видимо, Антуан доходчиво изложил мне дон-жуанскую науку… Мы с ней даже условились на повторное посещение кофейни… Но она не пришла… или заблудилась?… Здесь легко заблудиться.
АЛЯ
Да, легко… Поль, мне надо убегать. У меня  осталось совсем-совсем мало времени. Я плохо знаю Старый город и боюсь заблудиться, как и ваша знакомая. А мне бы не хотелось опоздать на встречу.
Аля поднимается с низкого деревянного топчана.
ПОЛЬ СИМОН
Но как же мне вас найти, чтобы отблагодарить? Вы спасли меня от обескофеиневания, если можно так выразиться по-русски.
Поль с сожалением смотрит на пустую чашку и тоже встаёт.
Аля
(улыбаясь)
Нет, но звучит интересно.Вы придумали неологизм.
Поль улыбается в ответ.
ПОЛЬ СИМОН
Ну хоть что-то я сегодня придумал… Но ничего, Старый город невелик, да и мир тесен… Надеюсь, я вас встречу скоро…
АЛЯ
Не надо меня находить, Поль. Мне достаточно, что я помогла вам. Как вы дальше?
ПОЛЬ СИМОН
Я вызвал сюда сына.
(трёт щеку)
Совсем зарос… Он должен был уже приехать пару дней назад, но что-то его задержало… Надеюсь, ничего серьезного.
АЛЯ
Прощайте, Поль Симон! Рада буду с вами встретиться, может быть, и правда, случится… Тем более, что вы не рассказали мне свою приключенческую историю.
ПОЛЬ СИМОН
Да-да, мадмуазель, я это помню. Прощайте, мадмуазель! Надеюсь, до встречи!.. Да хранит вас Бог за вашу доброту!
Аля выбегает из кафе.
НАТ. Восточный город - внутренний дворик с фонтаном - день
Аля сидит на скамейке у фонтана, ждёт, рассматривает прохожих. Достаёт планшет, входит в чат, смотрит переписку. Встаёт, уходит, расстроенная.
НАТ. Восточный город - русское кладбище - день
СМОТРИТЕЛЬ, старый согбенный человек с морщинистым лицом, показывает Але угол у белокаменной стены, где располагаются могилы русского офицерства.
Аля бродит по пустому старому кладбищу.
У дальней могилы Аля видит высокую фигуру с опущенной в поклоне головой. Аля сворачивает с узкой тропинки, но оглядывается - фигура ей знакома.
Аля подходит и смотрит на надпись: Симонов Георгий Алексеевич.
По немытому и обросшему лицу Поля Симона текут слезы.
АЛЯ
(тихо)
Поль… с вами всё в порядке?
Поль Симон мелко и быстро кивает головой, пытается смахнуть слезы со щек, но только размазывает их и плачет еще горше.
ПОЛЬ СИМОН
Да, мадмуазель, вот мы снова и встретились.
НАТ. Восточный город, кафе на улице - веЧЕР
Аля и Поль Симон сидят на низком топчане под старым тенистым деревом.
Низенький столик сервирован чайным и кофейным сервизами и восточными сладостями.
ПОЛЬ СИМОН
Итак, мадмуазель, разрешите снова представиться!
Поль наливает в пиалу горячий чай для Али и чёрный кофе себе в чашку.
ПОЛЬ СИМОН
(продолжая)
Поль Симон, французский поданный, путешественник, писатель,  когда-то успешный и даже, смею думать, немного знаменитый… м-да…
(усмехается)
Ныне я сильно грязен и неопрятен, документы и деньги мои украдены… Но нет ничего постоянного в этом лучшем из миров, так ведь, мадмуазель?
Поль Симон придвигает тарелочку с яствами ближе к Але.
ПОЛЬ СИМОН
(продолжая)
Угощайтесь, мадмуазель, угощайтесь, прошу вас… Через несколько минут я буду способен оплатить наш маленький импровизационный пир и отблагодарить вас за доброту и чуткость. Угощайтесь!.. Сын мой, Антуан, нашёлся - у него что-то случилось в дороге, какая-то поломка…
Поль Симон наливает в пиалу Али чай.
ПОЛЬ СИМОН
(продолжая)
Но теперь всё наладилось, и он мчится со всех колёс сюда. Можно ли так сказать по-русски, мадмуазель?
АЛЯ
(смеётся))
Можно и так… Так даже интереснее.
ПОЛЬ СИМОН
М-да… интереснее…
(молчит, прикусив нижнюю губу)
Пожалуй, я сначала дорасскажу свою приключенческую историю, мадмуазель, если вы ничего не имеете против. Вы ведь уже не торопитесь, не так ли?
АЛЯ
Не тороплюсь, Поль! На встречу я всё-таки опоздала… И мой друг меня не дождался…
ПОЛЬ СИМОН
(расстроенно)
О мадмуазель!.. Мне очень жаль!.. И тут я виноват перед вами… Тогда прошу вас выслушать мою историю до конца, может вы меня сможете простить… Дело в том, мадмуазель, что я писатель, да… Кажется я уже сообщил вам об этом… Я пишу книги о том - о сём, ну это сейчас не важно…
Должен сказать, мадмуазель, что у меня есть ещё имя, которое является ответом на ваш вопрос о моём русском языке. Помните, вы спросили меня об этом утром, когда мы были с вами едва знакомы?…
АЛЯ
Конечно, помню… И это было частью вашей приключенческой истории, которую я так пока и не услышала…
ПОЛЬ СИМОН
Да-да… про обещанною историю я помню… Меня зовут Павел Симонов, и это моё настоящее имя. И несмотря на то, что я родился во Франции, и отец мой родился во Франции, но дед мой, Симонов Алексей, родился в царской России. И русский язык — мой родной язык. Я в этом убеждён, мадмуазель. Сюда, в этот древний белый город, мадмуазель, меня уговорил поехать сын. Дело в том, что я немного исписался…
То ли талант закончился, то ли вдохновение устало, но писать книжки я перестал…
И мой сын Антуан решил устроить мне путешествие, больше похожее на квест…
Поди туда не знаю куда… Он уверял, что отдых пойдет на пользу моему уставшему вдохновению… Вот интересно, мадмуазель, ограбление входило в его планы?
(весело смеётся)
Мы давно с ним пытались найти свои русские корни… Одна из тропинок в нашем поиске вела сюда, в этот древний город… Здесь похоронен мой прадед, мадмуазель, отец моего деда, Алексея Симонова. И дед просил меня найти его могилу. Я обещал ему…
Однако я был занят своими книгами, Антуан же был увлечён девушками и учёбой. Понимаю - это жалкие отговорки, но, увы… Документов у деда совсем не осталось. Кроме того, где находится могила его матери, он, считай, ничего не помнил и не знал. Он был мал, мадмуазель, когда родители вместе с ним покинули Родину… В России у него осталась младшая сестра. Мы с Антуаном искали её, но никакой Юлии Симоновой, рождённой в Тульской губернии в пятнадцатом году двадцатого века, не нашли. В России погибло много архивов во время Великой войны, может, причина в этом… Осталась только фотография, мадмуазель, которую дед оформил в медальон и передал мне на хранение. Я всегда ношу его с собой, как обещал деду. Слава Богу, медальон был на мне и его не украли.
Поль Симон достаёт из-за пазухи серебряный медальон, раскрывает его и показывает Але.
В медальон вставлена пожелтевшая фотография, с которой на Алю смотрят стоящий мальчик в матросском костюмчике и девочка в светлом кружевном платьице.
НАТ. ВОСТОЧНЫЙ ГОРОД - кафе на улице - НОЧЬ, вОСПОМИНАНИЕ
К низкому деревянному топчану у раскидистого платана, на котором сидят Аля и Поль Симон, подходит высокий молодой человек (АЛЕКС). Алекс укрыт тенью дерева.
Аля и Поль Симон его не видят.
Алекс стоит недолго рядом, слушает беседу, пытаясь понять, о чем идет речь, и, так и не разобравшись, выходит на свет, чтобы собеседники, наконец, увидели его.
ПОЛЬ СИМОН
О, Антуан!… Как же ты долго добирался…
АЛЯ
Алекс?…
Алекс стоит около Али и Поля Симона, сидящих на топчане, и переводит взгляд с лица Поля Симона на с широко открытыми от удивления глазами лицо Али и обратно.
ИНТ. Квартира, кухня - вечер
Аля и Мама Али сидят за столом и рассматривают старую фотографию, с которой смотрят юные мальчик и девочка. На столе лежат старый альбом с фотографиями и планшет.
АЛЯ
Вот так… Юля Обрезкова оказалась Юлей Симоновой.
(помолчав)
Интересно, в какой момент тётка поменяла себе и племяннице документы?…
МАМА АЛИ
Ну теперь этого мы не узнаем… Симоновы, значит… Получается и ты и я искали не тех и не там…
АЛЯ
Да… Так бы ничего и не узнали, если бы не Алекс… Да… Алекс…
Аля на планшете находит фотографию и показывает Маме Али.
АЛЯ
Разреши тебе представить:
Антуан Алекс Лоран, по отцу Симонофф.
Мама Али смотрит с интересом на фотографию на планшете.


Рецензии