Д. Юм. Эссе. О самоубийстве

   Или диалог: Атеист против Семинариста по труду Д. Юма «О самоубийстве»

С: «Именно философия является лекарством против суеверия и ложной религии». Что он имеет ввиду? Какую религию называет ложной, или он называет здесь христианского бога лжебогом? Он ставит на один уровень религию и суеверие, что подразумевает под собой отрицание не только веры, но и самого Бога!
Ну а как же быть с доказательствами Бытия Божия, коих, как известно, существует ровно 5. Иммануил Кант разрушил все пять доказательств и словно в насмешку над самим собою соорудил собственное 6 доказательство.
А: Грубое суеверие делало человека слабым, неуверенным в собственном благополучии и все лучшее-худшее в жизни относил к волеизъявлению высших сил. Женщинам наиболее присуща податливость и не критичность в отношении таких вопросов как вера. Суеверный человек, по Туллию, жалок в любом случае. Хотя только смерть положит предел страданиям несчастного суеверного человека (возможно, подразумевается религиозный человек, но Юм не делает различия между религией и суеверием), но продолжает своё жалкое существование из-за пустого страха перед Творцом.
Страх перед смертью естественен, ибо мы ценим тело дороже души. Человек слился с телом в одно, потому что тело материально, осязаемо. Душа кажется нам витальной, абстрактной, не энергией, её пребывание не в плоти, она пребывает в НИ ГДЕ, потому что мы её не ощущаем, не видим. Поэтому отпадает страх перед Высшим Судом, Чистилищем и… прочим.
Бог – это устрашающий фактор. Он имеет право, как создатель, распоряжаться душой человека. Пишет Юм. А телом? Если душа является частицей Абсолюта, то тогда она может принадлежать Богу, ибо Бог это и есть абсолют. Но тело, оно рождено и создано в грехе, то тогда получается, что оно принадлежит человеку и только человек распоряжается своим телом.
С: В ответ на это рассуждение я хочу привести высказывание Воланда из «Мастера и Маргариты»: «Ежели Бога нет, то кто управляет жизнью человеческой? Ведь если управляет человек, то как-никак нужно иметь точный план на некоторый более-менее приличный срок, хотя бы лет на тысячу. Позвольте же вас спросить, как же ею управляет человек, если он не может ручаться за свой собственный завтрашний день. И действительно, вообразите себе, что вы, например, начали управлять, распоряжаться и другими, собою, так сказать входить во вкус, и вдруг у вас… саркома лёгкого. Да! Саркома! И вот ваше управление закончилось. Ничья судьба кроме вашей собственной вас более не интересует…Всё это кончается трагически. Тот, кто недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что от лежащего более толку нет никакого, сжигают его в печи. А бывает ещё хуже! Только человек соберётся съездить в Кисловодск, пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может. Потому что, неизвестно почему, поскользнётся и попадёт под трамвай. Неужели вы скажете, что он сам собой управил так? Не правильно ли думать, что управился с ним так кто-то другой?!»
А: «Богу мы отдаём душу, ну а телом пользуемся сами, временно, так как оно наше по праву рождения. Нас уверяют, что только Господь имеет право указать нашему телу, когда ему умирать, и самоубийство это преступление против религии, но тогда спасение жизни, пишет Юм – это тоже преступление, т.к. спасая жизнь, мы совершаем грех, мешая исполнению божьего замысла. (Отказ от реанимации мы можем рассматривать как ситуацию, когда риск для жизни человека противопоставляется осуждению церкви). Суеверный же, всегда во всём ищет проведение, всякое событие, произошедшее с человеком – проведение Божие. Божественное проведение не проявляется непосредственно в каком-либо одном действии, но управляет всем при помощи тех общих и неизменных законов. – пишет Юм. Дом, падающий в силу собственной тяжести, не более обязан своим падением провидению Бога, чем дом разрушаемый людьми. Или человек исполняя важную дипломатическую миссию, оказался захвачен врагами, подвергается ужасным пыткам и, чтобы не выдать важную информацию, убивает себя. Смерть одного, ради спасения сотни жизней, ради благополучия целого государства! Разве это не может служить благой целью? Разве такой человек не будет прощён Богом? Это пример Юма. Приведём пример, затрагивающий непосредственно современную ситуацию. Человек, умерший в результате несчастного, к примеру, случая не более обязан своей смертью Богу, чем тот, кого казнили на эшафоте. И это тоже Божественное проведение? В нашей стране нет моратория на смертную казнь. И значит ли, что Бог ответственен за эту идею? «Станем ли мы утверждать, что всемогущий в виде некоторого исключения приберёг для себя лично распоряжение жизнью людей и не подчинил данного события наравне с другими общим законам вселенной?» - Пишет Юм. Да, жизнь людей зависит от тех же законов, что и жизнь других живых существ. Принятие яда убьёт как человека, так и любое животное, но почему-то жизнь человека ставится выше. Ведь если исходить из того, что организм животных мало чем отличается от организма человека, т.е. ему надо питаться, дышать воздухом, размножаться, чтобы поддерживать популяцию, то почему бы и животное не наделить душой, такой же, как и у человека. Возможно, я прихожу к заключению, которое побоялся сделать Юм в данном рассуждении, стремясь избежать опасности быть обличённым в ереси, и также мне бы не хотелось наделить данное рассуждение другим смыслом, или изменить его, полностью перевернув идею автора.
Человек создан по подобию Господа, у человека есть душа, но Бог не наделяет душой всякую тварь, которую он же сам и создал. В Библии не говорится о животной душе. Или, по крайней мере, животной душе он отводит последнее место. Душа душе рознь, или твари созданные Богом без души? Тогда это отрицает их божественное происхождение. Животные необходимы для того, чтобы продлевать жизнь души в плотской оболочке, для служения Господу, или по крайней мере для преодоления жизненного пути, полного препятствий и соблазнов,  чтобы наконец-то слиться со всемогущим Творцом и быть неискушённой соблазнами мирской жизни. Так человек ставит себя превыше всего живого. Значит ли это, что человек, наделяя Творца человеческими качествами – милосердием, гневом, мудростью, предвидением, ставит себя чуть ли не на одно место с Господом, фактически занимая его место и считая себя не только первым из всех животных, но и способным оказывать милость прихожанам в церкви продавая свечи, брать деньги за Сорокоуст, продавать индульгенции, изгонять бесов, исповедовать …Церковь олицетворяет власть божью на земле. Власть божья проходит через наместников божьих. Власть римской католической церкви олицетворяет папа римский. Для людей главное видимое, то что за пределами видимого – того не существует. Следовательно, Бог есть сам человек.
Если не будет церквей, носителей религии, то исчезнет и само божество. Ведь оно существует до тех пор, пока есть верующая толпа. «Мы сами порождаем своих демонов. Мы их и убиваем. Демоны существуют в нашей голове».Религия – суеверие, порождённое слабым рассудком. Удел философа – всё подвергать скепсису.
Народ, у которого есть вера и боги – он здоров психически. Всегда есть возможность обвинить в бедах высшие силы, снять с себя груз ответственности. Надежда помогает не сойти с ума. Главное, найти границу для себя и не стать религиозным фанатиком, потому что там, где нет границы, там нет веры. Там уже начинается заблуждение и самообман.
С: Ты видишь лишь то, что хочешь видеть! Для тебя не существует того, что лежит за пределами твоего понимания! Тебя сложно переубедить. Ну, например, благодатный огонь, он горит и не обжигает. Обычный огонь обжигает, следовательно, здесь есть промысел божий. А мироточение икон? А стигматы? Они появляются только у истинно верующего. Я хочу привести в пример чудесные исцеления верующих, которые приходят поклониться мощам святых. Что ты на это скажешь?
А: Это эффект плацебо. Я хочу, чтобы ты мне представил доказательства существования бога. Тогда, я поверю и в дьявола и в благодатный огонь, и в то, что отцы церкви не зря получают своё жалованье. Я вижу на твоём лице печаль…Честное слово, друг мой, я не хотел оскорбить твоего Бога. Я просто высказывал свою точку зрения.
С: Вера не требует доказательств! До тех пор, пока человек играет роль Бога на земле, до тех пор, пока человек не столкнётся с неизбежным и неотвратимым, храм веры, существующий в человеческой душе не будет востребован.

Вывод читателю предоставляется сделать самому.

P.S.
Напоследок, хочется выразить основную, но не главную идею Юма: необходимо уяснить, что самоубийство является грехом в глазах суеверных верующих, но в глазах философа это акт проявления собственной свободы от предрассудков, независимости и силы духа.


Рецензии
Тема сложная, спорная, но мне понравился этот диалог. Я возражать сейчас не буду, потому что вполне возможно вы случайно(?!) вляпаетесь в роман "Дорожная Пыль в стране магов". С наилучшими пожеланиями,

Дорожная Пыль   24.11.2016 09:14     Заявить о нарушении
Спасибо! Приятно получить такую оценку. Потому как Вы удивительный мастер слова и мой избранный автор. Ваши стихи и проза нашли отражение в моей душе. А Федяя я бы несколько раз перечитала. С Уважением к Вам!

Ольга Добруш   24.11.2016 16:59   Заявить о нарушении