Ориген. Эссе. О началах

Трактат «О началах» посвящён основам христианского вероучения и методу богословия. Пресвитер Руфин занимался переводом текста Оригена. Сочинение «О началах» или «О начальствах», по мнению пресвитера Руфина, темно и очень трудно.
«Итак, когда мы находили в его книгах что либо противное тому, что в других местах им самим было благочестиво определено о Троице, мы это место, как искаженное и подложное, или пропускали, или же излагали сообразно с тем правилом, какое сам он часто утверждает в своих сочинениях. А в том случае, когда он обращается с речью как бы к опытным и знающим людям и при этом излагает свои мысли кратко, а следовательно, и темно, мы для большего уяснения подобных мест старались об их истолковании и добавляли в них то, что по тому же самому вопросу читали в более ясной форме в других его книгах. Однако при этом мы ничего своего не сказали, но только к его же собственным словам присоединили то, что сказано им в других местах».
В книге первой Ориген определяет слово Иисуса Христа началом всего. Если благодать и истина произошли от Иисуса Христа, и верующие знают, что Христос есть истина, и по Его собственным словам: «Аз есмь истина» (Ин. 14.6), то они почерпнут истину, знание, призывающее людей к доброй и блаженной жизни из слов и учения Христа.
Вначале было только Слово Христово. Но под этим мы понимаем не только то, что он возвестил, воплотившись. Мы также разумеем и то Слово, что он направлял пророкам, Моисею. Без Слова Божьего как они могли пророчествовать о Христе? Таким образом, все пророки действовали под воздействием Святого Духа Христова, это то, что имел ввиду Ориген, когда указывал на «начала». В Слове заключена главная сила и власть Господняя над душами, телом и разумом верующих. Слово Христово также является причиной разногласий между верующими, поскольку несёт различный смысл. Его инако трактуют. Они разногласят не только в малом но и в величайшем. Например, это касается вопросов о Боге, или о Господе Иисусе Христе, или о Св. Духе, но и о прочих созданиях, т. е. или о господствах, или о святых силах. По этой причине, Ориген предлагает установить точную границу и определенное правило о каждом из этих предметов, а потом уже спрашивать и о прочем. Однако, как можно познать то, что лежит вне эмпирического постижения, тем более, как можно установить чёткие границы подобных трансценденталий?
Именно Святой Дух вдохновлял каждого из святых, как апостолов, так и пророков. Также Ориген рассматривает дух человека, как начало сопротивления греху, как волевую субстанцию. Однако Дьявол и его ангелы побуждают нас к совершению греха, но именно сопротивление к которому мы способны – начало пути к спасению, к высшему благу.
Также Ориген здесь рассматривает начало бытия Иисуса Христа. Иисус Христос был рождён от Святого Духа и Девы Марии, и его существо прямо противоположно существу бестелесного демона и через телесное бытие нам было показано чудо воскрешения. Телесность – благодати начало. Для того, чтобы получить возможность быть с Господом, человек должен пройти несколько ступеней метаморфоз – из телесного несовершенного существа стать бестелесным, более совершенным, и затем слиться с сущностью Творца.
«Иисус Христос родился и пострадал истинно, и этой общей смерти подвергся не призрачно, но истинно; истинно Он воскрес из мертвых, после воскресения обращался со Своими учениками и вознесся».
Также Ориген поднимает вопрос о телесности либо бестелесности Творца. С одной стороны, Господь огонь – дух, поглощающий всё злое, пламя поглощающее тьму, но с другой стороны, Господь -  Свет, который просвещает всякое чувство людей, могущих воспринимать истину.
«Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть дух, а где Дух Господень, там свобода.» (2Кор. 3.15 17).
Также Ориген рассматривает сущность творца как Всецелый ум и в то же время источник, от которого получает начало всякая разумная природа. То, что служит началом всего не должно быть сложным и различным не может быть многим и единым а состоять из одного вида божественности, т.е если, к примеру, рассматривать Святую троицу, то Отец, Сын и Святой Дух не разных природ начала, а происходят из одной божественной сущности.
Мы не должны считать Бога, являющегося началом всего, сложным, иначе окажется то, что элементы, из которых слагается всё то, что называется сложным, существовали раньше самого начала.
Глубоко ошибаются те, кто собираются с помощью своей телесной природы познать Господа, и таким образом приравнивают Его к телу.
Ум до некоторой степени родственен Богу, что он служит умственным образом Его и именно поэтому может кое-что знать о природе Божества, особенно если он чист, и отрешён от телесной материи.
Также если апостол выражается о Христе: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1.15), то необходимо понять, что сущность Господа невидима абсолютно для всех. Нельзя думать, что образ Бога будет видим для одних, а другим – нет. По самой своей природе Он не может быть видим.
Если возникнет вопрос, видим ли Бог для своего единородного, т.е. сына Иисуса Христа, то в первую очередь мы затрагивали вопрос сущности Бога как внетелесной. Иное дело – видеть и иное дело – знать. Видеть и быть видимым может лишь телесное. Быть познаваемым и познавать свойственно умственной природе.
Сам Спаситель в евангелии сказал: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11.27). Таким образом становиться понятно, что отношение Отца и Сына таково: «Познавать и быть познаваемым».
Из письма Иеронима к Иаммахию: «Ибо как не прилично сказать, что Сын может видеть Отца, так нельзя думать, что Дух Святой может видеть Сына ».
Во второй главе «О Христе» Ориген рассматривает природу Христа. Так как же называть единородного Сына Божьего? Называется он Премудростью, как мы встречаем в словах Соломона.
«Господь имел меня началом пути Своего прежде созданий Своих, искони; От века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою, я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов» (Притч. 8.22 24).
Называется Он и перворождённым из слов апостола Павла: «рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1.15). И однако перворожденный не есть иной по природе, чем Премудрость, но один и тот же (с Нею). Наконец, апостол Павел говорит: «Христос Божья сила и Божья премудрость» (1Кор. 1.24).
Премудрость рождена вне всякого начала. В этой самой ипостаси Премудрости находились вся сила и предначертание будущего творения, того что существует с самого начала мира и того, что происходит впоследствии, всё это было предначертано и расположено в Премудрости силой предвидения. Она сотворена началом путей Божьих и что тоже содержит в Себе начала, или формы, или виды всего творения. Ориген понимает Премудрость таким образом, что она предначертывает и содержит в Себе, ознаменовывает начало тварности мира.
«Премудрость открывает всем прочим (существам), т. е. всей твари, познание тайн и всего сокровенного, содержащегося внутри Божьей Премудрости: Она называется Словом потому, что служит как бы толкователем тайн духа.»
«Этот Сын есть Истина и Жизнь всего существующего – и по справедливости». Так пишет Ориген. Ни одно живое существо не могло бы жить, пребывать в истине, и не могло бы быть наделённым разумом, если бы не изначально существовавшая Истина, Жизнь и Слово (Разум). И как бы они мудрствовать могли, если бы не было Премудрости? Также ещё одна сила существовала, сотворённая Богом. Это Сила Воскресения.
Поскольку образ Бога невидим по природе, то и образ Сына он родил невидимый. Сын есть слово, Сын есть Премудрость, а в Премудрости нельзя мыслить ничего телесного.
«…Итак, Спаситель наш есть образ невидимого Бога Отца; по отношению к Самому Отцу Он есть истина; по отношению к нам, которым Он открывает Отца, Он – образ, чрез Который мы познаем Отца, Которого не знает никто другой, кроме Сына, и знает еще тот, кому захочет открыть Его Сын. Открывает же Он Отца тогда, когда Сам служит предметом познания, потому что кто познал Его, тот познает и Отца, как об этом Он Сам говорит: «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14.9).
Также не должно рассматривать никакого богохульства в словах: «Никто не благ, как только один Бог». Это не означает отрицание благости Христа или Святого Духа. Это лишь означает, что первоначальную благость мы должны мыслить в Боге Отце, и что Сын и Дух Святой заимствуют природу благость из первосущего источника – Бога Отца.
В Главе третьей так Ориген говорит о Святом Духе. Именно Святой дух помогает верующим постигнуть мудрость и величие веры во Христа. Из Нового завета мы научаемся, что Святой Дух сошёл на Христа, и перед воскресением его Святой Дух сошёл на Христа.
«Ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на тебя» (Лк. 1.35). Павел говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12.3). По деяниям апостольским Св. Дух давался в крещении через возложение рук апостольских (Деян. 8.18)».
Так мы понимаем, что существо Святого духа обладает неизмеримым достоинством и властью и спасительное крещение совершается только в единении Отца, Сына и Святого Духа.
Следующий вопрос ставится о несотворённости либо сотворённости Святого Духа. Иероним считает, что нет ничего несотворённого, кроме Бога Отца.
Всякий попирающий землю причастен к Святому Духу, так как получает Его от Бога.
Далее, необходимо понять, почему можно получить спасение только через целую Троицу. По мнению Оригена, действие Отца и Сына распространяются на всякую живую тварь и даже на неодушевлённые предметы, но действие Святого Духа распространяется только на тех, кто уже обратился к лучшему и идёт путём Иисуса, т.е. живут в добрых делах и пребывают в Боге.
Именно посредством постоянного действия Отца, Сына и Святого Духа мы, хотя и посредством большого труда будем созерцать святую и блаженную жизнь.
Конец или совершение мира наступит только тогда, когда каждый за грехи свои подвергнется наказаниям. Когда все враги покорятся Христу, и когда совладаем с последним врагом – смертью, наступит новое начало.
«Конец всегда подобен началу. И поэтому, как один конец всего, так должно предполагать и одно начало для всего; и как один конец предстоит многим, так от одного начала произошли различия и разности, которые, по благости Божьей, через покорение Христу и единение со Святым Духом, снова призываются к одному концу, подобному началу, т. е. призываются все те, которые преклоняют колено во имя Иисуса и этим самым изъявляют знак своей покорности».


Рецензии