Первое назначение Джеки

               П Е Р В О Е      Н А З Н А Ч Е Н И Е     «Д Ж Е К И».       

Небольшой  пароходик  «Сэр  Фрэнсис  Дрейк»  совершал  обычный  пассажирский  рейс  из  Портсмута  в  Плимут. В  этот  день  море  штормило, и  немногочисленные  пассажиры  судна  испытывали  настоящую  качку, терпеливо  ожидая  прибытия  в  порт  назначения. Среди  разнообразной  публики  на  пароходе – служащих  порта, рыбаков, коммерсантов  выделялась  фигура  одинокого  юноши  в  морской  форме  гардемарина  королевского  флота. Он  также, как  и  другие, страдал  от  морской  болезни. Юношу  звали  Джон  Фишер, а  если  просто, «Джеки». Ещё  вчера  в  его  жизни  произошло  важное  событие – на  борту  знаменитого  линейного  корабля  «Виктори», флагмана  самого  адмирала  Г. Нельсона  он  принял  присягу  и  получил  своё  первое  назначение  для  дальнейшего  прохождения  службы  в  Плимут. Совсем  неплохо  для  тринадцатилетнего  мальчишки.
Времени  до  прибытия  в  порт  было  предостаточно, и  чтобы  как – то  его  скоротать  Джеки  пустился  в  воспоминания. Перед  глазами  вставали  то  далёкие  места  высокогорного  местечка  Нувара  Элия  на  острове  Цейлон, где  он  родился, то  дорогие  лица  матери, отца, братьев  и  сестёр. Быстро  закончившееся  беззаботное  детство  и  вынужденная  отправка  в  Лондон. Как  он  благодарен  своей  крёстной  матери – леди  Уилмот  Хортон, взявшей  над  ним  шефство  после  пребывания  у  нелюбимого  деда  Альфреда, а  ведь  здорово  жилось  в  её  имении  Кэттон – Холл, где  и  состоялось  знакомство  с  сэром  Вильямом  Паркером, адмиралом,  соратником  Г. Нельсона. Чего  стоили  его  рассказы  о  море, Трафальгарской  битве, кораблях! Именно  он  пробудил  в  нём  желание  служить  во  флоте.
На  исходе   дня  Джеки  поднялся  на  верхнюю  палубу. Пароход  приближался  к  берегу, вдали  показались  огни  портового  города, а  в  стороне, в  открытом  море, как  путеводная  звезда, предупреждающе  мигал  Эддистонский  маяк. Мальчишку  охватило  волнение, ещё  немного  времени, и  он  ступит  на  берег, тесно  связанный  с  эпохой  великих  географических  открытий. Отсюда  отправлялись  в  далёкие  плавания  знаменитые  английские  моряки – Д. Хаукинс, У. Рэли, М. Фробишер, сам  сэр  Фрэнсис  Дрейк, из  гавани  Плимута  пустился  к  берегам   Америки  «Мэйфлауэр»  «отцов – пилигримов».
Джеки, конечно, не  успел  увидеть примечательных  мест  города – старинного  порта  Барбикан, эспланады  Плимута – Хо, с  которой  открывался  величественный  вид  залива  Саунд, судостроительных  верфей  Девонпорта, где ремонтировались  и  рождались  корабли. Он  поспешил  на  флагман, надеясь  поскорее  попасть  на  своё  судно.
В  то  время  флагманским  кораблём  в  гавани  Плимута  был  линейный  корабль  старой  постройки  «Калькутта». По  размерам  она  не  уступала  «Виктори»  и  с  устаревшим  вооружением – 84 – мя  гладкоствольными  пушками  всё  ещё  оставалась  в   составе  передового  английского  флота. На  мачте  корабля  реял  вымпел  адмирала  М. Сеймура. Юноша  уверенно  поднялся  по  крутому  трапу  и, заметив  солидного  человека  в  синем  мундире, обратился  прямо  к  нему, протягивая  письмо:  «Сэр, прошу  Вас, передайте  это  адмиралу.»  Офицер  удивлённо  посмотрел  на  Джеки, взял  письмо  и  вскрыл  его.  «Так  это  Вы, сэр, адмирал?» - спросил  юноша. «Да, я, адмирал  Сеймур». Затем  прочитав  письмо, улыбнулся: «Ты  остаёшься, мы  будем  вместе  обедать». Это  вызвало  недоумение  у  мальчугана: «Нет, сэр, мне  необходимо  попасть  на  свой  корабль», - произнёс  это  он  с  такой  серьёзностью  и  озабоченностью, чем  вызвал  дружный  смех  офицеров  корабля. «Гардемарин  Джон  Фишер, вы  уже  на  своём  корабле!» - прозвучал  строгий  и  убедительный  голос  адмирала.
Так  начиналась  служба  Джеки  на  «Калькутте». Юного  моряка  поразил  жестокий  порядок, царивший  на  корабле, он  был  таков  и  на  других  парусных  кораблях  викторианской  эпохи. За  малейшую  провинность  рядового  матроса  пороли  специальной  плёткой  с  проволочными  хвостами. Недаром, прошедшие  такую   экзекуцию, получали  прозвища  «тигров»  за  широкие  полосы, долго  не заживавшие  и  остававшиеся  на  спине. Помещения  деревянного  парусного  корабля, предназначенные  для  экипажа  оказались  слишком  тесными, чтобы  вместить  700  человек, как  на  «Калькутте», некоторым  пришлось  даже  развешивать  свои  гамаки  между  пушками  на  орудийных  палубах. Скудный  рацион  питания,  состоящий  из  мороженной  солонины, сухих  сухарей, порой  с  червями, твёрдого, как  камень  старого  сыра  отрицательно  сказывался  на  здоровьи   всей  команды  корабля. Даже  полпинту, полагавшегося  по  продовольственному  аттестату  разбавленного  рома, часто  заменяли  прокисшим  пивом. В  состав  экипажа  корабля, обычно  отбираемый  насильно  на  улицах  городов,  попадали  самые  настоящие  преступники  и  отщепенцы.
Потом  были  другие  корабли, кампании  и  войны. Немало  трудностей, преград, лишений  пришлось  испытать  Джеки  на  долгом  пути  почти  шестидесятилетнего  служения  королевскому  флоту, прежде  чем  стать  Адмиралом, Первым  лордом  Адмиралтейства, флотским  экспертом  и  реформатором, инициатором  создания  нового  типа  мощных  кораблей  «Дредноут», но  отправными  точками  достигнутых  им  на  службе  высот  стали – знаменитый  корабль  «Виктори», первое  назначение, соратники  адмирала  Г. Нельсона, раскрывшие  в  юном  гардемарине  способности  настоящего  моряка  и  талантливого  флотоводца  - Сэра  ДЖОНА  АРБЕТНОТА  ФИШЕРА  (1841 – 1920). 

Примечания:  Родители  Д. Фишера  - отец  Вильям  Фишер, адъютант  губернатора  Цейлона  (Шри  Ланка)  Роберта Уилмота  Хортона., мать – Софи  Ламбе, дочь  лондонского виноторговца  Альфреда  Ламбе.
Леди  Анна  Беатрис  Уилмот  Хортон  - жена  губернатора  Роберта  Уилмота  Хортона, крёстная  мать  Джеки.
Вильям  Паркер – адмирал, соратник  Г. Нельсона, один  из  его  капитанов, командир  фрегата  «Амазон».
«Отцы – пилигримы» - название  первых  поселенцев  в  Америке, прибывших  из  Англии  на  корабле  «Мэйфлауэр».

19  ноября  2016  г.                Вячеслав  Прытков. 
 


Рецензии
Как всегда глубокое знание военно-морского дела и истории флота. Удивило количество л.с. на "Калькутте" - 700 человек, неужели это всё экипаж? Даже для большого парусника это тройной состав! Или это с десантом? Хотя обслуга орудий, даже по четыре человека на пушку, уже набирается.
Кстати, в ВМФ Индии есть эсминцы класса "Калькутта".
Или ещё по теме. Помнишь Штильмарка "Наследник из Калькутты"? В 70-х я этот роман зачитал до дыр, особенно когда узнал, что автор преподавал в "моей" военно-инженерной академии им.Куйбышева.
Понравилось. Заглядывай и ты на продолжение "Близнецов". Надеюсь увидеть отзыв.
С интересом и расположением, Алексас.

Алексас Плаукайтис   25.11.2016 11:26     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и интерес.Можешь посмотреть и другие очерки на морскую тему.Дружески,Вячеслав.

Вячеслав Прытков   26.11.2016 20:13   Заявить о нарушении