Буян Пролог
Звенит летнее, деревенское утро. Именно звенит, своими многоликими голосами. В такт многоголосья певчих птиц, поют петухи, гогочут гуси, мычат коровы, блеют овцы. Вдруг, заглушая все звуки, затарахтел двигатель какого-то механизма, сначала так задорно, весело, потом надрывно, словно пытается ковырнуть тяжёлое и огромное. Звук резко прерывается. Тут же, подхватив, что-то грозное, сильное, рыкнуло, заурчало и превратилось в монотонное бурчание: завёлся трактор. Начало рабочего дня. Мощь, которая будет выполнять всевозможную работу, подменяя человеческий труд и лошадиную силу. И только вечером, уже на заре, на том же месте, рыкнув последний раз, заглохнет, чтоб утром завестись и повторить свой дневной цикл. Слышатся людские голоса разных интонаций и тональности, они: разговаривают, смеются, иногда кричат, ругаются. Они живут. Вдалеке топот табуна, возвращающегося с ночного выпаса. Для них тоже начинается обычный, рабочий день. Лошадь, вечный спутник, первейший друг и помощник человека. Никакая машина, ни какой механизм, не заменит это доброе, благородное, трудолюбивое животное. Местами, в траве поблёскивают искринки, ещё не высохшей росы. Это хороший знак. Сегодня, первый сеноуборочный день. Время раннее, определённо, не надо спешить с выходом на работу. Лучше подождать совсем, совсем немножко, когда роса исчезнет и тогда, засучив рукава, всем колхозом, без промедления, собрать всё накошенное, высушенное, до прихода спорых* и слепых** дождей. По календарю, обязательно закончить работы до второго августа. А там, быстренько передохнуть и снова за работу. «Делу время, потехе час!»
Городской житель, работающий на производстве, отдыхает два дня в неделю. Там, где нельзя останавливать производительный процесс, рабочее время делится на смены. Работник, отработав по графику, согласно нормам и требованиям, получает время для заслуженного отдыха. Праздники отмечаются, или в выходные дни, или, если этого требует знаменательная дата, в специально выделенный праздничный день.
Говоря про выходные сельских жителей, можно сказать одно, в деревне не так, как в городе. Сельчане, живут совершенно в других отношениях и такой график не приемлем. Обычно, приходится отмечать праздники вечернее время, между работой. Такова жизнь, таковы условия, которые диктует крестьянину сама природа. Проще говоря, корове не объяснишь, что у колхозника сегодня праздник, пусть она потерпит с доением и кормёжкой. В основном, праздники у сельских жителей, связаны с землёй, которые повелись, ещё с незапамятных времён. Такие как: Русалий день (день первых ростков)***, Ивана Купалы, Петров день****, окончание сенокоса (день святого пророка) и т.д.
«Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши!» – говаривали старики. Интересно то, что на всякое событие, или случай, у них, всегда, в запасе находится присказка, народная мудрость, или поговорка. Окончив уборку сена, по традиции, всей деревней отмечают праздник – окончание сенокоса. «На пророка Илью баранью голову на стол!» – любимая поговорка колхозников. Со следующего утра, пока колхозники работают, несколько женщин суетятся, готовят стол для вечернего, деревенского праздника. Обычно, в общем котле варится крупяной суп с бараниной, вытаскивается заранее приготовленный квас из солода, или пиво. Вечером, после рабочего дня, народ собирается, отмечает окончание застольем, с песнями и плясками. Веселье продолжается не долго. Летняя пора не тот период, чтоб веселиться подолгу: «День год кормит! Не забывайте об этом!» – тут же высказывается одна из бабушек, обращая внимание на то, как веселится молодёжь. На следующее утро, выходят на уборку зерновых, слышится новое выражение: «Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп — первый осенний праздник!» Традиции селян и колхозников, написанные самой жизнью живут, чтутся, продолжаются из поколения в поколение.
* Спорый дождь – льется отвесно, сильно.
** Слепой дождь — дождь, идущий при свете солнца; в русском народе о таком говорят: «Царевна плачет»
*** Русалий день – праздник воды и огня. Две дуальные в человеческом понимании стихии становятся одной благодатной силой. Это день первых ростков, отмеченный на календаре аграрных молений IV в.н.э. 15 мая по современному календарю.
**** Петров день – день святых апостолов Петра и Павла, отмечаемый 29 июня (12 июля) В народном календаре славян, это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня. Праздник Петра-ключника — хранителя ключей от небесного царства.
Свидетельство о публикации №216112001493
Обязательно продолжу чтение Вашего Буяна )))
Сергей Ключников 03.04.2024 13:25 Заявить о нарушении