Тертуллиан. Эссе. К язычникам

Трактат «К язычникам» относится к апологетическим сочинениям.
Данный трактат основывается на несохранённом труде «Божественные древности» римского учёного-энциклопедиста Марка Теренция Варрона Реатинского (116-27 д.Х) который относится к середине 1 в д.Х. Он содержал богатейший материал по истории римской религии. Ну и чего же ожидать от древних римлян, полностью погрязших в разврате? Носители религии придумали богов которых уподобили себе, буквально:"Создали их по образу и подобию своему".
По прочтении мною трактатов «К язычникам», «О прескрипции (против) еритиков», с точки зрения Тертуллиана, если мы поднимаем вопрос о проблеме человека, то выделяем среди людей язычников, еретиков и верующих.
По словам Тертуллиана: «нельзя обвинять в таких преступлениях, которые не определены законом, не подтверждены уликами и не указаны в постановлении суда». Язычников Тертуллиан убеждает в истинности христианской веры, значении веры, важности христианского имени. Христианское учение являет собой одно лишь добро, и христианин не может ничем другим доказать своё существование – только лишь добром. Язычники же против добра. Если кто-то и хочет понять, что за люди – христиане, должен вступить сам в их ряды.
«И небольшое зло является свидетельством доброты всего остального». Т.е. утверждая, что некоторые из христиан плохи, означает, что не все христиане таковы. Также Тертуллиан говорит о том, что христианин, совершивший преступление против брата своего, подвергается суду. Тертуллиан говорит: нет ничего хуже глупой молвы. «Но мы носим все то же имя, и в том же обвиняемся, и со дня на день увеличиваемся в числе. А чем больше нас, тем большим мы ненавистны».
Прежде всего, язычники обвиняют христиан за то, что те позабыли установления своих предков. Однако Тертуллиан считает, что именно из-за культа богов, в преступлении против которого обвиняют христиан, и живёт вся ненависть к христианам. Однако язычники настолько погрязли в собственной алчности, что не брезгуют продавать собственных богов и требовать плату за подаяние, жертвы…Язычники продают саму божественность. С другой стороны, они радуются, сочиняя небылицы про богов, которым поклоняются. Так, например, на гладиаторских играх оскорбляют богов, надевая маски с их изображением преступникам. Например, того, кто представлял Геркулеса на гладиаторских боях – сжигали живьём (Речь идет о пропитанной смолой или нефтью тунике, которую надевали на приговоренных к смерти через сожжение преступников перед казнью их на арене амфитеатра).
Язычники могут грешить по отношению к богам, существование которых они признают, но христиане совершенно отказываются от этих языческих богов и не оскорбляют их, в чём состоит явное преимущество христиан.
Корнелий Тацит в своей книге «Истории» ошибочно полагал, что иудеи почитают голову осла за бога, исходя из истории о том, что иудеи брели по пустыне, изнемогая от жажды, а к водопою их вывели дикие ослы шедшие туда с пастбища. Так иудеи спаслись. И за это благодеяние иудеи почитают голову этого животного. Но это не означает, что христиане почитают и поклоняются голове осла. Почитание креста – естественно и присуще всякой религии.
Также Тертуллиан обвиняет язычников в пожирании и убийстве младенцев. В части 16 трактата «К язычникам» Тертуллиан говорит, что персы способны на совокупление с собственными матерями. Христиане никогда не пойдут на это. Также, христиане никогда не обожествляют своих императоров, в отличие от язычников. Тертуллиан, в том числе, говорит и о презрении христиан к смерти, ибо они верят, что после смерти есть шанс на лучшую жизнь.
Философы (платоники, эпикурейцы, стоики) не признали Бога целиком и полностью и не смогли его познать, а значит убояться и тем самым приобрести знание. Ибо с самого начала философы уклонились от источника мудрости, то есть страха Божьего. Если уж заблуждаться, то лучше заблуждаться простодушно, чем со рвением, как философы.
Тертуллиан также осуждает римлян более чем всех остальных язычников за многобожие, поскольку есть у римлян божества тюремных решёток, замков, божества, помогающие детям учится ходить, есть, в том числе, помогающие матерям вынашивать их, божества неправильных положений плода в материнском лоне.
Тертуллиан обвиняет язычников в том, что они придумали себе богов, наделив их человеческими слабостями, фактически обожествили людей. Римским богам присущи все недостатки языческих богов. Пример Ларентины – т.е. блудницы ставшей богиней, в следствии того, что её выбрал бог. Многие занятия богов непристойны. Что же касается христианства, то оно являет собой полную противоположность языческим культам, как по отношению к исповедующим религию, так и по отношению к характеристике божества. Языческие боги наделены примитивными качествами, которые присущи людям. Христианский Бог - это идеал, добрый Отец, который милостив ко всем детям своим, которым дарует Свою Любовь.


Рецензии